|
Применение инновационных технологий на уроках татарского языка и литературы
Применение инновационных технологий на уроках татарского языка и литературы
В настоящее время школа, так же как и все образование в целом, повернулась к личности ученика и пытается создать все условия для становления его как субъекта жизни.
Основным результатом своей деятельности я считаю, получение детьми прочных знаний, умений, навыков по предмету, умение их применять на практике. Обучение будет успешным, если знания, умения, навыки усваиваются учащимися в строгой последовательности, постепенно в порядке вырастающей трудности и сложности с ним, чтобы школьник поднимался по ступеням.
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в средней школе. Это не только технические средства, но и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения татарскому языку как иностранному, является формирование, развитие коммуникативной деятельности школьников и обучение практическому овладению языком.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что компьютер как новое техническое средство начинает активно внедряться во все сферы преподавания татарского языка как иностранного, меняя свои функции в зависимости от целей, задач, этапа обучения и др.
Эффективность применения информационных технологий на уроках татарского языка не подлежит сомнению. В числе преимуществ их использования в качестве средств обучения можно назвать субъектную ориентацию, гибкость и вариативность. Компьютер помогает повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь, наконец, стимулом в обучении. Вместе с учениками по программе Publihser выпускаем школьную газету «Переменка» («Тәнәфес»).
Освоение компьютерных технологий позволяет реально индивидуализировать учебный процесс, сделать его более гуманным по отношению к учащемуся, усилить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность, усилить творческую составляющую работы как ученика, так и учителя.
Для решения традиционных образовательных задач на уроке я применяю текстовые редакторы, системы мультимедийной презентации, электронные учебники, системы дистанционного обучения и Интернет. Я подготовила обширные коллекции иллюстративного и познавательного материала по произведениям и биографическим данным писателей. На уроки и внеклассные мероприятия делаю презентации, слайды. Так же даю детям творческие задания делать презентации с помощью программы Microsoft Office Publisher 2007, для составления и анализа своей деятельности Microsoft Office Excel 2003 .
Обычно мультимедийную технологию использую при подготовке и проведении интегрированных уроков. Например, в компьютерном классе провожу урок татарской литературы, подготовив для этого мультимедийную презентацию с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком). Эту презентацию использую во время уроков – лекции, уроков-бесед. Я считаю, что мультимедийное пособие для самостоятельной работы учащихся при подготовке к уроку является хорошим материалом.
В моем опыте стало традицией отработка орфографической зоркости учащихся через словарные диктанты, морфологический разбор слов, исследовательские задания, корректурные упражнения, комментирование орфограмм. Систематическая работа позволяет учащимся добиться высоких результатов на ЕРЭ. Использование ИКТ в процессе обучения способствует повышению интереса к изучаемому предмету, созданию необходимого эмоционального настроя на уроке, вовлечению учащихся в активную творческую деятельность, формированию интеллектуально развитой личности, умения самостоятельно решать возникающие в реальной жизни проблемы.
Использование интерактивной доски и возможностей мультимедиа позволяет сделать уроки яркими, образными, легко запоминающими. Я в своей практике с помощью интерактивной доски изменяю информацию или передвигаю объекты, создавая новые связи, удаляю и вставляю надписи, добавляю комментарии к текстам, иллюстрациям, выделяю ключевые области и меняю цвета изображений. При этом вслух рассуждаю, комментируя свои действия, постепенно вовлекая учащихся в исследовательскую деятельность и побуждая их записывать идеи на доске .
Заранее подготовленные тексты, таблицы, картинки, музыка, тематические СD-ROMы, а так же добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет- ресурсам задают уроку необходимый темп. Не тратится много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы комментируются на экране с использованием инструмента Перо, записи сохраняются для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий используется во время проверки знаний учеников.
С помощью компьютера на уроках татарского языка и литературы увеличивается объем тренировочных упражнений, дифференцируются по степени трудности. Кроме того использование ИКТ создает положительный эмоциональный фон занятий и создает ситуацию успеха для каждого ученика.
Таким образом, компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, поскольку наглядно представляет обучающемуся результат его действий.
Так же интерактивная доска используется учащимися при создании собственных текстов (в частности, моделировании выступления, заключения к сочинению). Ученики создают тексты. Некоторые фрагменты работ демонстрируются на доске и анализируются их содержание, речевое и грамматическое оформление. По-моему, такой вид работы повышает внимание учащихся к работе над словом. Применение информационно-коммуникативных технологий помогает удовлетворить образовательные потребности школьников в углубленном изучении татарского языка и литературы.
Опыт показывает, что в процессе обучения татарскому языку как иностранному, компьютер может выполнять функции, которые должны обеспечивать формирование языковой или коммуникативной компетентности:
осуществлять обучение и тестирование в режиме диалога;
-
моделировать реальные речевые ситуации с помощью графики, мультипликации и видео, создавать эффект контакта с языковой средой;
наглядно представляя речевую ситуацию, использовать её как стимул, опоры в процессе учебного диалога;
обеспечивать общение на изучаемом языке с помощью компьютерных линий связи.
Неоспорима польза электронных учебных изданий. Например, в качестве тренажера для индивидуальной работы обучаемых, можно использовать электронный самоучитель татарского языка под авторством Ф.Г.Ахмадиевой «Татар теле 2002» и диск к учебнику Нигматуллиной Р.Р. «Татарча да яхшы бел».
В моей лаборатории имеются сборник CD- и DVD- дисков под названиями «Знаменитые личности» о писателях, поэтах, композиторах, где есть не только биографические данные, но и где артисты читают отрывки из изучаемых произведений, стихи, исполняют песни на их стихи.
Для работы в русских группах я создаю презентации, которые доступны для понимания русскоязычному ребенку (например, о Б. Урманче, Г. Тукае, М. Джалиле, А. Алише и др. писателях и поэтах). Их показываю во время уроков, внеклассных мероприятий.
Для первичного ознакомления на уроке новыми словами я использую программу ACDSee. Эта программа просмотра файла (показ). Например, по теме «Достопримечательные места г. Казани РТ» я подобрала ряд картин. Их можно использовать во время монолога и диалога.
На уроках проверки и закрепления полученных знаний, умений и навыков использую тесты. Для этого есть специальные программы. Например, программа «My Test», которая представляет из себя вопрос и готовые ответы. Учащиеся должны выбрать правильный ответ. Часто использую в своей деятельности программа Power Point, которая позволяет мне подготовить презентацию по жизни и творчеству любого поэта и писателя, а также для любых мероприятий. В таких презентациях можно подобрать материал на доступном уровне любому ученику и любой последовательности. Я составляю презентации и для предъявления правил на уроке по изучению нового материала, а также для его закрепления.
Для обработки иллюстраций, необходимых для презентации, использую программу Picture Manager. С его помощью можно изменить рисунок: вырезать, улучшить контраст, цвет, повернуть и т.д. В программе Excel удобно составлять кроссворды, шарады, различные головоломки
В настоящее время я изучаю программное обеспечение SMART Notebook для работы с интерактивной доской. Оно позволяет создавать записи, которые могут включать различные виды информации (тексты, схемы, таблицы, знаки, рисунки). Программное обеспечение обладает такими возможностями. В будущем планирую изучить программу Macromedia FLASH, которая позволяет создавать мультфильмы.
Разнообразие стилей и общения, обучения на уроке, использование мультимедийных интерактивных технологий – все это обогащает содержание урока, ускоряет темп его проведения, повышает интерес к изучению не такого уж и легкого предмета как татарский язык.
|
|
|