|
Применение информационно- коммуникационных технологий в образовательном процессе
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя ощеобразовательная школа с. Лучки Хорольского района Приморского края
Педсовет на тему:
Применение информационно- коммуникационных технологий в образовательном процессе
Доклад заместителя директора по УВР
Новосад Г.С.
Март, 2011г
Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:
-
традиционные технологии: относя к традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика на паритетное и многое другое;
игровые технологии;
тестовые технологии;
модульно-блочные технологии;
интегральные технологии;
ИКТ технологии и т.п.
Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Усложняются программы, ученики ориентируются на максимально возможное усвоение содержания предметов без учета индивидуальности. Согласно данным госкомэпиднадзора России у 15% учащихся возникают нервно-психическое отклонения, вызванные именно увеличением школьных нагрузок. В Институте физиологии категорично заявляют, что более 5 часов в день ребенок работать физически не может. Согласно данным здоровых детей среди сегодняшних первоклассников всего лишь 20%. У большей части школьников отсутствуют физические и интеллектуальные возможности выполнить весь объем задаваемых им домашних заданий. В этом случае возникает внутренняя защитная реакция и часть учеников вообще перестает что-либо учить дома, понимая, что все необходимое к следующему учебному дню они выучить или сделать не смогут. Это порождает у школьника комплекс неполноценности к учению, полностью исключает положительную мотивацию учебного успеха; вызывает неприязнь к предмету и школе, а часто и фактический отказ от учения.
Ориентация на максимум усвоения во всех областях знаний опасна и для сильного ученика. Стремление отлично учиться по всем предметам приводит школьника к перегрузке и мешает проявлению его способностей и дарований в какой-то одной области. Еще Д.И. Менделеев рекомендовал не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит.
При традиционном варианте организации учебного процесса развитие личности, конечно же, происходит. Дети стихийно развиваются, даже если им не оказывают особого внимания и заботы. Но этот процесс можно многократно усилить, если сделать его основной целью работы учителя и разумно организовать.
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Огромную помощь в решении этого вопроса может оказать компьютер. Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.
В настоящее время идет интенсивное внедрение компьютерных технологий в процесс образования. В связи с этим актуальной задачей является эффективное использование новых информационных технологий для развития интеллектуального уровня детей, их интереса и творческих способностей. Решение задачи облегчается существованием повышенного интереса ребят к компьютерам. Компьютер уже давно не только объект изучения, но и орудие в учебно-образовательном процессе. Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности представления разного типа информации. При дидактически правильном подходе Компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, внимание, развивает воображение и фантазию. Чаще даже самые замкнутые дети ракрепощаются во время работы на компьютере, застенчивые ученики легко общаются в Интернете – у них повышается самооценка, статус среди сверстников. Это эффективно используют учителя школы, учащиеся при подготовке докладов, выступлений – готовят компьютерную презентацию. Чаще всего техника помогает нам набирать тексты, оформлять графические материалы, создавать презентации, сопровождать выступления, работать с учебными дисками, искать информацию в Интернете.
Опыт использование ПК показывает, что машина позволяет освободить от ряда утомительных функций, например, отработки элементарных умений и навыков, проверки знаний.
Работать в компьютерном классе целесообразно в случаях:
диагностического тестирования качества усвоения материала;
в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;
в обучающем режиме;
при работе с отстающими учениками, у которых применение компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения;
в режиме самообучения;
в режиме графической иллюстрации изучаемого материала.
В настоящее время многие учебные заведения оснащены не только компьютерными классами, но и мультимедийными проекторами и ноутбуками. Это заметно расширяет возможности использования информационно-коммуникационных технологий на уроках непосредственно в кабинете учителя-предметника.
Применение ММТ приводит к использованию более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания, является наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Помимо этого, внедрение ММТ способствует повышению мотивации обучения учащихся, экономии учебного времени, более глубокому усвоению материала на уроках
Мультимедийные средства обучения помогают чётко выстраивать структуру урока, эстетически его оформлять. Ещё одним достоинством является эмоциональное воздействие на учащихся. Особенно, если включены видеосюжеты и имеется звуковое сопровождение слайдов, что позволяет формировать у учащихся личностное отношение к увиденному и услышанному, повышает мотивацию учения.
Применение мультимедийных средств позволяет сократить время при выполнении заданий, что повышает продуктивность урокаММТ позволяет объединить преимущества интерактивного обучения (обучения с использованием компьютера) с преимуществами традиционного.
Преимущество мультимидийного урока налицо.
Повышается интерес учащихся к обучению. Информация с экрана воспринимается лучше, чем книжная информация. И этот фактор необходимо учитывать при организации учебного процесса.
-
Преподавателю удается добиться усиления обучающего эффекта средствами мультимидиа. Наглядность позволяет сделать изучаемые события более доступными, учебный процесс проходит в более комфортных для учащихся условиях.
Увеличивается плотность урока.
Меняется эстетика урока. Преподаватель получает мощные инструменты для повышения привлекательности урока.
Возможность тиражирования урока. Если такие уроки проводятся в системе, материал можно предоставлять учащимся для повторения в индивидуальном режиме, учитывая способности каждого учащегося.
Существуют и другие инновационные технологии, связанные с компьютером: это так называемые Интернет-технологии: дистанционное образование, он-лайн тестирование, форумы, конференции по разным образовательным темам, интерактивные лаборатории и т.п. Они повышают интеллектуальный уровень учащихся, развивают коммуникативные способности, уверенность в себе.
Однако, эффективное практическое использование средств ИКТ в образовании немыслимо без готовности педагогов к использованию таких средств в своей профессиональной деятельности.
Для практического использования средств ИКТ в общем среднем образовании педагогам должны быть присущи:
Современные учителя должны уметь многое. Так, в частности, педагоги, работающие в системе общего среднего образования должны знать, где и как найти требуемые учебные материалы в телекоммуникационных сетях, уметь использовать подобные сети в различных аспектах обучения, знать, как представить содержание учебных предметов посредством мультимедиа-технологий, как применять мультимедийные средства обучения.
Учитывая данные психологических исследований, эффективное освоение потенциала образовательных средств ИКТ предполагает соответствующую подготовку учителя, который должен опираться на следующие положения:
обучение работе с компьютерными средствами обучения является частью содержания образования;
-
средства ИКТ, применяемые в обучении есть лишь инструмент решения проблем, его использование не должно превращаться в самоцель;
использование компьютерных средств обучения расширяет возможности человеческого мышления по решению учебных и профессиональных задач;
обучение работе со средствами ИКТ является одним из методов формирования мышления.
За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу и современного человека. Использование компьютера на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано, а не служить данью велению времени. Не стоит использовать его там, где более эффективны другие средства обучения. К информационным технологиям необходимо обращаться только в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения.
|
|
|