|
Прилагательные близкие и противоположные по смыслу
Тема:Прилагательные близкие и противоположные по смыслу.
(2 класс,система развивающего обучения Л.В.Занкова,учебник русского языка Полякова А.В. )
Цели: формировать умения УУД.
Предметные:
-
актуализировать знания учащихся о словах, называющих признаки предметов, и вопросах, на которые они отвечают.
развитие умения распознавать и употреблять в речи имена прилагательные
формировать представлений детей о синонимах и антонимах.
Метапредметные:
развивать внимание, мышление, речь;
уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;
уметь контролировать и корректировать свою работу;
Коммуникативные:
уметь строить работу с партнёрами;
уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;
Личностные:
уметь оценить свою работу и работу товарища;
уметь находить причину успеха работы.
Тип урока: урок открытия нового знания
Этап
урока
|
Время, мин
|
Цель
|
Содержание взаимодействия с учащимися
|
Методы
и приемы работы
|
ФОУД*
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формируемые УУД
|
1.Мотивация к учебной деятельности.
|
2
|
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
|
-Сядьте удобно, закройте глаза. Повторяйте за мной:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться
Я радуюсь этому
Память моя крепка
Я готов к работе!
Я работаю!!!
|
–
|
Ф
|
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
|
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
|
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.
|
2.Актуализация (повторение)знаний.
|
7
|
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
|
Загадка: «Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь.
Меня вам надо знать, беречь!» (прилагательное)
- С какой ч/р мы с вами познакомились?
- На какие ?? отвечает имя прилаг-ное?
- Что оно обозначает?
- С какой ч/р связано?
- Какие признаки может обозначать? (цвет, форму, размер…) /Приведите примеры/.
- Обобщите свои знания об имени прилагательном.
Словарная работа. «Третий лишний»:
м . л . дой
(обосновать свой выбор) мальч . к
дев . чка (молодой,т.к.имя прилагательное)
- Подберите прилагательные к данным существительным
|
Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока
|
Ф
|
Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "имя прилагательное", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока
|
Ведут диалог с учителем,
конкретизируют понятие “имя прилагательное”.Обосновывают ,доказывают свой выбор.
Подберают прилагательные к существительным.
|
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
|
3Объяснение нового материала.Постановка целей урока.
.
|
7
|
Выход на тему урока
|
Молодой
- Каким другим словом, близким по значению, можно заменить это прилагательное? (юный)
- А какое слово противоположно по значению? (старый)
– Что такое синонимы? (Это слова, близкие по значению.)
– Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы.)
– Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока? (Синонимы и антонимы.)
– Какой частью речи являются слова дети и ребята? (Это имена существительные.)
– О чем мы говорили на прошлом уроке? (Об именах прилагательных.)
– Могут ли быть имена прилагательные синонимами или антонимами?
– Вот это мы и должны выяснить на уроке.
Это цель нашего урока.
|
Наблюдение.
|
Ф
|
Указывает объект наблюдения
|
Беседуют с учителем. Формулируют тему и задачу урока
|
Регулятивные:
- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Познавательные:
-актуализировать знания учащихся о словах,называющих признаки предметов,и вопросах,на которые они отвечают. развитие умения распознавать и употреблять в речи имена прилагательные
-формировать представлений детей о синонимах и антонимах.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
|
4. Первичное закрепление с проговариванием в слух.
|
11
|
Подведение детей к самостоятельному выводу
|
У п р а ж н е н и е 62, с. 31 – коллективное выполнение.
– По какому признаку сравниваются предметы в каждом предложении?
– Выпишите прилагательные, которые обозначают противоположные признаки (антонимы).
– Как называют слова, близкие по смыслу? (Синонимы.)
Слова-синонимы
Всегда близки по смыслу,
Разница лишь оттенками подчас.
Родимый край – Отечество – Отчизна.
Как много в них священного для нас.
– Что такое антонимы?
Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный,
Все антонимы всегда
Противоположны.
В. А. Синицын
|
Наблюдение, работа с учебником,
с.31,упр.62
|
Ф, И.
|
Организует подводящий диалог, уточняет правило
|
Выписывают прилагательные, которые обозначают противоположные признаки.
|
Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
Физкультурная минутка-2 минуты
|
5. Включение в систему знаний и повторение.
|
10
|
Развитие умения распозна-вать и подбирать слова близкие и противоположные по смыслу.
|
1)И г р а «Путаница» (Приложение 1).
(Карточки могут быть развешаны по классу.)
Собрать цепочки: предмет (вопрос) – признак.
– Определите род и число существительных.
– Как вы это узнали? (Подставили слова: это, оно, мое – с. р., этот, он, мой – м. р., эта, она, моя – ж. р.)
– Определите род и число прилагательных.
– Что вам помогло это узнать? (Род и число существительных, с которыми они связаны; вопросы и окончания прилагательных.)
-К одному из слов, обозначающих признак подобрать слова близкие и противоположные по смыслу.
|
Самостоя-тельная работа, рефлексия, контроль,
|
Ф,Г
|
Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями
|
По очереди собирают цепочки слов, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски,
определяя род и число существительных.
Производят взаимопроверку, рефлексию
|
Регулятивные:
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;
Личностные:
- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
Работа в группах.
Подбор и запись синонимов и антонимов.
|
Подобрать и записать антонимы:
Толстый – …, частый – …, здоровый – …,
близкий – …, новый – …, широкий – … .
Подобрать и записать синонимы:
Печальный – …, трудный – …, быстрый – …,
знойный – …, большой – … .
– Объясните написание слов, в которых есть орфограммы.
– Составьте предложения: I вариант – с любым антонимом,
II вариант – с любым синонимом.
– Определите части речи в предложениях.
|
Работа по карточкам
|
Г, П
|
Раздаёт карточки для групп. Проводит инструктаж работы в группах
|
Выполняют работу в группах.Объясняют написание слов с орфограммами.
|
Регулятивные:
- умение адекватно воспринимать оценки;
Познавательные:
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные:
- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия;
Коммуникативные:
- управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);
- владение монологической и диалогической формами речи родного языка.
|
6.Этап разъяснения домашнего задания
|
2
|
Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
|
-Подбери к именам существительным имена прилагательные.,
определи род и число имен прилагательных,
подбери по два синонима и два антонима к прилагательным.
Солнце (какое?)
Звезды (какие?)
Ветер(какой?)
Море(какое?)
Буря(какая?)
|
Работа по индивидуальным
карточкам.
|
Ф,И
|
Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания
|
Записывают задание на дом, задают вопросы
|
Регулятивные:
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;
Познавательные:
- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.
- самостоятельное формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные:
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение слушать и вступать в диалог;
|
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
|
3
|
Обеспечение позитивного настроя на получение знаний
|
– Что нового узнали об именах прилагательных?
– Что такое синонимы? Антонимы?
-Что интересного было на уроке?
-Как вы оцените свою работу?
Работу одноклассников?
|
Рефлексия
|
Ф
|
Обеспечивает положитель
ную реакцию учащихся на уроки русского языка
|
Получают позитивный настрой от урока
|
Регулятивные:
- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;
- осуществлять итоговый контроль
Личностные:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
- проявлять активность в деятельности.
|
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая
Приложение 1.
|
|
|