Главная страница

Приставки труженицы


Скачать 47.38 Kb.
Название Приставки труженицы
Дата 05.04.2016
Размер 47.38 Kb.
Тип Методическая разработка

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Начального профессионального образования

Профессиональное училище№57

Краснодарского края

Методическая разработка урока по русскому языку

на тему «Приставки – труженицы»

Преподаватель ГБОУ НПО ПУ№57КК

Толстякова Валентина Степановна

Данный урок проводится с учащимися 1 курса профессионального училища. Программа русского языка изучена ими в общеобразовательной школе. Поэтому в училище уроки строятся как уроки повторения изученного. Учитывая специфику учащихся профессиональных училищ, применяю занимательные формы работы на уроках, использую мультимедиа, уделяю внимание связи с профессией.

План - конспект урока.

Тема: «Приставки – труженицы» (поговорим о всех приставках сразу)

Цели:

образования: повторить значения, основные группы и правила правописания приставок, показать основное назначение приставок;

развития: развивать умения применять правила к практическим упражнениям, связно и последовательно отвечать на вопрос, умения самостоятельной работы;

воспитания: воспитывать потребность в изучении русского языка, повышении грамотности, воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование урока: Мультимедийное оборудование, опорные схемы, карточки-задания, портрет и книги С.Есенина; учебники по русскому языку.

Межпредметные связи:

Литература (работа с литературно –поэтическими текстами)

Производственное обучение (профессиональные слова с приставками разных групп).

Методы и формы обучения: словесные, наглядные, практические, индивидуальные и групповые.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Определение целей и задач урока: На сегодняшнем уроке мы повторим приставки русского языка, правила их правописания, словообразовательную роль приставок, будем правильно употреблять приставки в речи.

3.Запись числа и темы урока.

4.Работа над темой урока:

Беседа с учащимися по вопросам:

Что такое приставка?

Для чего служат приставки?

Как называется такой способ словообразования?

Как правильно выделить приставку в слове?

В вашей речи постоянно встречаются приставки. Сколько же их? Попытайтесь сосчитать и записать известные вам приставки.

Учащиеся записывают приставки в тетрадь.

После проверки выполненных работ преподаватель предлагает посмотреть на экран, где записаны приставки.

Слайд1.

Без- (бес) на- па-

В- (во) над-(надо-) по-

Вз- (взо-, вс-) не- (недо-) пере-

Вы- низ-(нис-) под- (подо-)

До- о- пра-

За- об-(обо-) пре-

Из- (изо-, ис-) от- (ото-) пред-(предо-)

При- про- раз-(разо-, рас-)

Роз-(рос-) с- (со-) су-

У- через-(чрес-, чрез-)

Здесь записано почти 50 приставок и их вариантов. Постоянная тренировка памяти поможет не только вспомнить нужные слова и части слов, но и повысить наблюдательность, грамотность. Я предлагаю следующее задание:

Прочитайте стихотворение, найдите в нем слова с приставками, запишите их в тетрадь, выделяя приставки.

Слайд 2.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога,

Ей сегодня примечталось,

Что совсем- совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

Вопросы: какую роль играют в этом тексте глаголы с приставками? Покажите на примере этого текста, чем приставки отличаются от предлогов?

Что вы знаете об авторе этого стихотворения?

Учащийся делает краткое сообщение о С. Есенине, представляет его портрет, книги.

В проанализированном стихотворении встретились разные приставки. Необходимо их сгруппировать. Вспомнить секреты правописания.

Учащийся делает сообщение о группах приставок.

Слайд 3.

1группа приставок : приставки, которые пишутся независимо от произношения (по-, над-, с- и другие)

2 группа приставок: приставки на –з, -с: без- (бес-), раз- (рас-) и другие.

3 группа приставок: приставки пре- и при-.

Чтобы не запутаться в обилии приставок и правилах их правописания, составим опорную схему:

Слайд 4 .

1.ОПРЕДЕЛЯЮ, К КАКОЙ ГРУППЕ ОТНОСИТСЯ ПРИСТАВКА:

1группа: пишу независимо от произношения

2 группа: определяю, перед каким согласным стоит приставка: перед звонким ---------пишу З, перед глухим ------- пишу С.

3 группа: определяю смысл приставки:

если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполное действие------пишу при,

если приставка равна по значению слову ОЧЕНЬ или приставке ПЕРЕ-, то пишу пре.

Закрепление теоретического материала:

А) 2 учащихся выполняют самостоятельно упражнение №121(«Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы» под редакцией В.Ф. Грекова, Л.А. Чешко).

3 учащихся работают по карточкам.

Остальные комментировано выполняют упражнение 116 («Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы» под редакцией В.Ф. Грекова, Л.А. Чешко).

Проверка индивидуально выполненных заданий и вывод о группах приставок и правилах их правописания.

Б) 3 учащихся у доски записывают профессиональные слова с приставками

(1,2,3 группы).

Остальные учащиеся выполняют занимательное задание: «Продолжи строчку!», интонацией выделяя слова с приставками.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру….

(На ель ворона взгромоздясь,

Позавтракать совсем уж было собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала). И.А. Крылов.

Не ветер бушует над бором….

(Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои). Н.А. Некрасов

Говорят: под Новый год…

(Что не пожелается,

Все всегда произойдет,

Все всегда сбывается).

Проверка выполненной у доски работы, выборочное объяснение правописания приставок, выполнение разбора нескольких слов по составу и словообразовательный разбор.

Составить с любым из записанных слов предложение и выполнить его синтаксический разбор.

Вывод о приставке как части слова.

В) Используя опорные слова с приставками, составьте связный текст:

Слайд 5.

Проснулся, перестук, запели, защебетали, аромат, отголоски, присматриваться, вслушиваться, вдыхать, зашумел.

Домашнее задание: в составленном тексте найти слова с приставками, разобрать их по составу, выполнить словообразовательный разбор.

Обобщение изученного, выставление оценок за работу.

Резервное задание:

Используя разные приставки, образуйте однокоренные слова от данных:

КРИК ВЗГЛЯД

ЗВОН СТУК