|
Приставки труженицы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Начального профессионального образования
Профессиональное училище№57
Краснодарского края
Методическая разработка урока по русскому языку
на тему «Приставки – труженицы»
Преподаватель ГБОУ НПО ПУ№57КК
Толстякова Валентина Степановна
Данный урок проводится с учащимися 1 курса профессионального училища. Программа русского языка изучена ими в общеобразовательной школе. Поэтому в училище уроки строятся как уроки повторения изученного. Учитывая специфику учащихся профессиональных училищ, применяю занимательные формы работы на уроках, использую мультимедиа, уделяю внимание связи с профессией.
План - конспект урока.
Тема: «Приставки – труженицы» (поговорим о всех приставках сразу)
Цели:
образования: повторить значения, основные группы и правила правописания приставок, показать основное назначение приставок;
развития: развивать умения применять правила к практическим упражнениям, связно и последовательно отвечать на вопрос, умения самостоятельной работы;
воспитания: воспитывать потребность в изучении русского языка, повышении грамотности, воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование урока: Мультимедийное оборудование, опорные схемы, карточки-задания, портрет и книги С.Есенина; учебники по русскому языку.
Межпредметные связи:
Литература (работа с литературно –поэтическими текстами)
Производственное обучение (профессиональные слова с приставками разных групп).
Методы и формы обучения: словесные, наглядные, практические, индивидуальные и групповые.
Ход урока.
1.Оргмомент.
2.Определение целей и задач урока: На сегодняшнем уроке мы повторим приставки русского языка, правила их правописания, словообразовательную роль приставок, будем правильно употреблять приставки в речи.
3.Запись числа и темы урока.
4.Работа над темой урока:
Беседа с учащимися по вопросам:
Что такое приставка?
Для чего служат приставки?
Как называется такой способ словообразования?
Как правильно выделить приставку в слове?
В вашей речи постоянно встречаются приставки. Сколько же их? Попытайтесь сосчитать и записать известные вам приставки.
Учащиеся записывают приставки в тетрадь.
После проверки выполненных работ преподаватель предлагает посмотреть на экран, где записаны приставки.
Слайд1.
Без- (бес) на- па-
В- (во) над-(надо-) по-
Вз- (взо-, вс-) не- (недо-) пере-
Вы- низ-(нис-) под- (подо-)
До- о- пра-
За- об-(обо-) пре-
Из- (изо-, ис-) от- (ото-) пред-(предо-)
При- про- раз-(разо-, рас-)
Роз-(рос-) с- (со-) су-
У- через-(чрес-, чрез-)
Здесь записано почти 50 приставок и их вариантов. Постоянная тренировка памяти поможет не только вспомнить нужные слова и части слов, но и повысить наблюдательность, грамотность. Я предлагаю следующее задание:
Прочитайте стихотворение, найдите в нем слова с приставками, запишите их в тетрадь, выделяя приставки.
Слайд 2.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога,
Ей сегодня примечталось,
Что совсем- совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
Вопросы: какую роль играют в этом тексте глаголы с приставками? Покажите на примере этого текста, чем приставки отличаются от предлогов?
Что вы знаете об авторе этого стихотворения?
Учащийся делает краткое сообщение о С. Есенине, представляет его портрет, книги.
В проанализированном стихотворении встретились разные приставки. Необходимо их сгруппировать. Вспомнить секреты правописания.
Учащийся делает сообщение о группах приставок.
Слайд 3.
1группа приставок : приставки, которые пишутся независимо от произношения (по-, над-, с- и другие)
2 группа приставок: приставки на –з, -с: без- (бес-), раз- (рас-) и другие.
3 группа приставок: приставки пре- и при-.
Чтобы не запутаться в обилии приставок и правилах их правописания, составим опорную схему:
Слайд 4 .
1.ОПРЕДЕЛЯЮ, К КАКОЙ ГРУППЕ ОТНОСИТСЯ ПРИСТАВКА:
1группа: пишу независимо от произношения
2 группа: определяю, перед каким согласным стоит приставка: перед звонким ---------пишу З, перед глухим ------- пишу С.
3 группа: определяю смысл приставки:
если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполное действие------пишу при,
если приставка равна по значению слову ОЧЕНЬ или приставке ПЕРЕ-, то пишу пре.
Закрепление теоретического материала:
А) 2 учащихся выполняют самостоятельно упражнение №121(«Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы» под редакцией В.Ф. Грекова, Л.А. Чешко).
3 учащихся работают по карточкам.
Остальные комментировано выполняют упражнение 116 («Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы» под редакцией В.Ф. Грекова, Л.А. Чешко).
Проверка индивидуально выполненных заданий и вывод о группах приставок и правилах их правописания.
Б) 3 учащихся у доски записывают профессиональные слова с приставками
(1,2,3 группы).
Остальные учащиеся выполняют занимательное задание: «Продолжи строчку!», интонацией выделяя слова с приставками.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру….
(На ель ворона взгромоздясь,
Позавтракать совсем уж было собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала). И.А. Крылов.
Не ветер бушует над бором….
(Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои). Н.А. Некрасов
Говорят: под Новый год…
(Что не пожелается,
Все всегда произойдет,
Все всегда сбывается).
Проверка выполненной у доски работы, выборочное объяснение правописания приставок, выполнение разбора нескольких слов по составу и словообразовательный разбор.
Составить с любым из записанных слов предложение и выполнить его синтаксический разбор.
Вывод о приставке как части слова.
В) Используя опорные слова с приставками, составьте связный текст:
Слайд 5.
Проснулся, перестук, запели, защебетали, аромат, отголоски, присматриваться, вслушиваться, вдыхать, зашумел.
Домашнее задание: в составленном тексте найти слова с приставками, разобрать их по составу, выполнить словообразовательный разбор.
Обобщение изученного, выставление оценок за работу.
Резервное задание:
Используя разные приставки, образуйте однокоренные слова от данных:
КРИК ВЗГЛЯД
ЗВОН СТУК
|
|
|