|
Тематический план занятий по развитию связной речи у детей старшей группы (компенсирующей)
Перспективный тематический план занятий по развитию связной речи у детей
старшей группы (компенсирующей)
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
№
занятия
|
Темы
|
Цель
|
Оборудование
|
|
Обследование
|
|
Обследование
|
1.
|
Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям
|
Коррекционно-образовательные:
- учить детей составлять предложения по демонстрируемым действиям;
- учить пересказывать рассказ, составленный по демонстрируемым действиям.
Коррекционно-развивающие:
- систематизировать знания о детском саде;
- активизировать словарь по данной теме.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей умение внимательно наблюдать за происходящими событиями.
|
Сюжетные картинки и предметы, используемые по ходу занятия.
|
2.
|
Составление рассказа «Как мы играли» по демонстрируемым действиям
|
Коррекционно-образовательная:
- учить детей составлять предложения по демонстрируемым действиям и объединять их в небольшой рассказ.
Коррекционно-развивающие:
- систематизировать знания по теме «Игрушки»;
- активизировать словарь но данной теме;
- развивать умение подбирать местоимения к именам существительным.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей умение внимательно слушать взрослого и товарищей по группе.
|
Кубики, кукла, кукольная одежда, картинки-раскраски.
|
3.
|
Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа или магнитной доски
|
Коррекционно-образовательная:
- учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки.
Коррекционно-развивающие:
- систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период;
- активизировать словарь по теме «Осень»;
- закреплять умение образовывать имена существительные во множественном числе.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение героев произведения.
|
Текст рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» (адаптированный), картинки для фланелеграфа: ворон, белка, заяц, лисица, барсук, енот, еж, медведь, ласточка, скворец.
|
4.
|
Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему
|
Коррекционно-образовательные:
- учить детей пересказывать рассказ с опорой на схему описания;
- соотносить внешний вид овощей с геометрическими формами;
- учить узнавать овощи по описанию.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
- активизировать словарь по теме «Овощи»;
- развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей аккуратность и гигиенические навыки.
|
Картинки с изображением овощей, схема описания овощей и фруктов, геометрические фигуры (круг, овал, треугольник) по количеству детей.
|
5.
|
Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему
|
Коррекционно-образовательные:
- учить детей подбирать существительные к прилагательным;
- учить составлять рассказ с опорой на схему.
Коррекционно-развивающие:
- закреплять у детей употребление существительных в винительном падеже;
- развивать умение отвечать на вопросы полным ответом;
- закреплять употребление притяжательных местоимений.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
|
Картинки с изображением фруктов, схема описания фруктов.
|
6.
|
Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин
|
Коррекционно-образовательные:
- учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки;
- учить логическому построению высказывания.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
- закреплять и дифференцировать знания детей по теме «Сад - огород»;
- развивать внимание, мышление, связную речь;
- учить согласовывать слова в предложениях.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей трудолюбие и желание добиться успеха собственным трудом.
|
Сюжетные картинки по тексту рассказа, сюжетные картины с изображением сада и огорода, поднос, корзинка, коробка.
|
7.
|
Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок
|
Коррекционно-образовательные:
- учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки;
- учить логическому построению высказывания.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
- активизировать словарь по теме;
- развивать внимание, мышление, связную речь;
- развивать умение согласовывать слова в предложениях.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей взаимоуважение и заботу о близких людях.
|
Предметные картинки по тексту рассказа: земляника, бабушка, девочка, кружки (пустые), кружечки (одна полная, вторая пустая), дедушка.
|
8.
|
Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин
|
Коррекционно-образовательные:
- учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки;
- учить логическому построению высказывания.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
- активизировать словарь по теме;
- развивать внимание, мышление, связную речь;
- развивать умение согласовывать слова в предложениях.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей любовь к родному краю и эмоциональную отзывчивость на литературное произведение.
|
Сюжетные картинки по тексту рассказа.
|
9.
|
Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему
|
Коррекционно-образовательная:
- учить детей составлять описательный рассказ о предметах одежды с опорой на схему описания.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
- активизировать словарь детей по теме «Одежда»;
- развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании;
- развивать умение узнавать предмет по описанию.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать аккуратность и навыки ухода за предметами одежды.
|
Схема описания одежды, кукла, части платья, предметные картинки с изображением предметов одежды.
|
10.
|
Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картин
|
Коррекционно-образовательная:
- учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
- активизировать словарь по теме;
- развивать внимание, мышление, связную речь;
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей трудолюбие, аккуратность и навыки ухода за предметами обуви и одежды.
|
Серия сюжетных картин, картинка с изображением предметов одежды, обуви и головных уборов.
|
II период (декабрь, январь, февраль)
№
занятия
|
Темы
|
Цель
|
Оборудование
|
11.
|
Пересказ адаптированного рассказа Н. Носова «Заплатка» с использованием предметных картинок
|
Коррекционно-образовательные:
- учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки;
- учить логическому построению высказывания.
Коррекционно-развивающие:
- закреплять у детей употребление имен существительных в винительном падеже;
- развивать внимание, мышление, связную речь;
- закреплять умение правильно употреблять приставочные глаголы;
- упражнять детей в согласовании слов в предложениях.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей самостоятельность и желание добиться успеха собственным трудом.
|
Предметные картинки по тексту рассказа: мальчик, штаны защитного цвета, забор, мама, дети, иголка с ниткой, нож, карандаш; текст адаптированного рассказа
Н. Носова «Заплатка».
|
12.
|
Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом
|
Коррекционно-образовательные:
- формировать у детей навыки целенаправленного восприятия содержания картины;
- учить пересказывать рассказ, составленный по сюжетной картине.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей навык планирования связного высказывания;
- упражнять в узнавании предметов по их краткому описанию;
- активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
|
Сюжетная картина «На горке», предметные картинки: зима, снег, снежинки, лед, ветер, дети зимой, птицы зимой, метель.
|
13.
|
Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации
|
Коррекционно-образовательная:
- учить детей пересказывать текст подробно, точно воспроизводя реплики главных героев.
Коррекционно-развивающие:
- закреплять у детей умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением;
- упражнять детей в логическом изложении высказывания.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей артистизм, воображение и умение передавать интонации героев сказки.
|
Маски с изображением героев сказки «Три медведя», писательские шляпы для рассказчиков, картинки с изображением трех стульев, трех чашек с ложками, трех кроватей, магнитная доска, текст сказки «Три медведя».
|
14.
|
Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами творчества)
|
Коррекционно-образовательные:
- обучение детей составлению связного последовательного рассказа по серии сюжетных картинок;
- формирование умения объединять действия на отдельных картинках в единую сюжетную ситуацию.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей умение передавать предметное содержание сюжетных картинок;
- упражнять в установлении причинно-следственной связи изображенных событий;
- развивать у детей грамматически правильную фразовую речь в процессе обучения рассказыванию.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей любовь, уважение и желание прийти на помощь членам своей семьи.
|
Серия сюжетных картин «Семейный ужин», картинка с изображением пылесоса.
|
15.
|
Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета
|
Коррекционно-образовательные:
- учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин;
- формировать навык соблюдения последовательности изложения.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
- активизировать словарь прилагательных по теме;
- упражнять детей в рассказывании, с указанием времени и места действия.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей.
|
Серия сюжетных картин «Новый год на пороге», елочные украшения, изготовленные совместно воспитателем и детьми в группе.
|
|
Каникулы
|
|
Каникулы
|
16.
|
Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы
|
Коррекционно-образовательные:
- учить детей рассматривать предметы или явления окружающей действительности;
- учить составлять описательные рассказы.
Коррекционно-развивающие:
- упражнять детей в отгадывании птиц по их описанию;
- упражнять в подборе синонимов;
- учить согласовывать слова в предложениях.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей.
|
Схема описания птиц, предметные картинки с изображением зимующих птиц.
|
17.
|
Пересказ рассказов Е. Чарушина «Кто как живет: заяц, белка, волк» (пересказ близкий к тексту)
|
Коррекционно-образовательная:
- учить детей выразительно пересказывать тексты близко к образцу, без помощи вопросов.
Коррекционно-развивающие:
- упражнять детей в подборе прилагательных к существительным по теме;
- учить составлять загадки о животных;
- развивать внимание, память, логическое мышление.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей правильное поведение по отношению к животным.
|
Предметные картинки с изображением зайца, белки, волка.
|
18.
|
Пересказ рассказа «Как мы общаемся», составленного по сюжетным картинам
|
Коррекционно-образовательная:
- учить детей составлять, а затем пересказывать небольшой повествовательный рассказ, составленный по отдельным сюжетным картинкам.
Коррекционно-развивающие:
- развивать и активизировать словарь детей по теме;
- упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в роде, числе, падеже;
- развивать умение составлять предложения по сюжетным картинкам.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей культурные навыки общения.
|
Картинки с изображением самолета, голубя, компьютера, вагона, собачей упряжки, открытки, почтового ящика, марки, посылочного ящика, сумки почтальона, конверта; сюжетные картинки по ходу рассказа.
|
19.
|
Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок
|
Коррекционно-образовательная:
- учить детей пересказывать текст, соблюдая целостность, связность, плавность и объем.
Коррекционно-развивающие:
- активизировать и расширять словарный запас детей по теме;
- закреплять у детей употребление существительных в творительном падеже;
- развивать умение отвечать на вопросы педагога полным ответом.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей эстетическое восприятие литературных произведений.
|
Текст рассказа Г. Цыферова «Паровозик», предметные картинки с изображением паровозика, начальника станции, жеребенка, соловья, ландышей, заката.
|
20.
|
Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке»
|
Коррекционно-образовательные:
- учить детей рассматривать сюжетные картины, выделяя общий тезис, характерные существенные и второстепенные признаки, качества, действия;
- учить составлять рассказ по сюжетной картине.
Коррекционно-развивающие:
- упражнять детей в употреблении глаголов прошедшего времени;
- закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
- упражнять в подборе имен существительных к именам прилагательным по теме.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей трудолюбие и бережное отношение к живой природе.
|
Сюжетная картина «В живом уголке».
|
21.
|
Пересказ рассказал. Кассиля «Сестра»
|
Коррекционно-образовательная:
- формировать у детей умение связно и последовательно пересказывать текст.
Коррекционно - развивающие:
- расширять знания детей о мужестве людей во время войны;
- учить образовывать форму множественного числа существительных и прилагательных;
- развивать умение сопереживать героям и оценивать их поступки.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей любовь к Родине и уважение к защитникам Отечества.
|
Текст рассказа Л. Кассиля «Сестра», сюжетные картинки с изображением защитников Отечества.
|
III период (март, апрель, май)
№
занятия
|
Темы
|
Цель
|
Оборудование
|
22.
|
Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин
|
Коррекционно-образовательные:
- формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин;
- обучать навыкам составления рассказа по серии сюжетных картин.
Коррекционно-развивающие:
- закреплять у детей навыки составления ответов на вопросы в виде развернутых предложений;
- активизировать и расширять словарь по теме «Весна»;
- упражнять детей в подборе имен существительных к глаголам.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей самостоятельность и желание добиться успеха собственным трудом.
|
Серия сюжетных картинок «Заяц и морковка».
|
23.
|
Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку
|
Коррекционно-образовательная:
- учить детей составлять описательные рассказы о людях, используя их портреты и фотографии.
Коррекционно-развивающие:
- развивать монологическую речь и связные высказывания детей;
- упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным;
- закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей любовь, уважение, заботливое отношение к мамам, бабушкам, сестрам не только в праздничный день, но и повседневно.
|
Портреты мам, нарисованные детьми; фотографии.
|
24.
|
Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы
|
Коррекционно-образовательные:
- формировать у детей умение передавать в речи основные и второстепенные признаки отдельных предметов и действий;
- учить составлять подробные описательные рассказы.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей умение строить высказывания описательного типа;
- активизировать и расширять словарь по теме.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей уважение к труду взрослых.
|
Картинный материал с изображением людей различных профессий; схема для описания профессий; картинки, изображающие оборудование и инструменты к каждой профессии.
|
25.
|
Пересказ-инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин
|
Коррекционно-образовательные:
- учить детей пересказывать сказку по серии сюжетных картинок, включать в работу элементы драматизации;
- обучать логическому построению высказывания.
Коррекционно-развивающие:
- закреплять употребление в речи детей относительных прилагательных;
- развивать внимание, мышление, связную речь;
- активизировать и развивать словарь по теме;
- учить согласовывать слова в предложениях.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду.
|
Сюжетные картинки по тексту сказки, текст сказки «Колосок», маски мышек и петушка.
|
26.
|
Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришел», составленного по серии сюжетных картин
|
Коррекционно-образовательные:
- формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин;
- обучать детей пересказу рассказа, составленного по серии сюжетных картин.
Коррекционно-развивающие:
- закреплять и расширять знания детей о профессиях и технике по теме;
- закреплять употребление в речи имен существительных в винительном падеже;
- закреплять умение описывать каждую картинку в отдельности, а затем объединять отдельные предложения в рассказ.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к хлебу.
|
Серия сюжетных картин «Откуда хлеб пришел».
|
27.
|
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой»
|
Коррекционно-образовательные:
- учить детей подробно пересказывать художественный текст;
- формировать навык построения связных монологических высказываний.
Коррекционно-развивающие:
- закреплять знания детей о предназначении различной посуды;
- развивать направленное восприятие речи педагога и внимание к речи других детей;
- развивать умение отвечать на вопросы распространенной согласованной фразой.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей самостоятельность и трудолюбие.
|
Текст рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой».
|
28.
|
Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумыванием начала рассказа
|
Коррекционно-образовательные:
- обучать детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих событий;
- учить выделять событийную основу и существенные детали изображения.
Коррекционно-развивающие:
- активизировать и расширять словарь детей по теме;
- развивать умение образовывать сложные слова;
- развивать навыки планирования развернутых высказываний.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки.
|
Сюжетная картина «Одни дома».
|
29.
|
Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок»
|
Коррекционно-образовательные:
- формировать у детей навык построения связного монологического высказывания;
- учить пересказывать художественный текст.
Коррекционно-развивающие:
- расширять знания детей о домашних животных;
- развивать самостоятельную связную речь;
- закреплять навык употребления имен существительных в именительном падеже.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным, которые находятся рядом.
|
Текст рассказа Л. Толстого «Котенок», предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей.
|
30.
|
Составление рассказа «Граница Родины - на замке» по серии сюжетных картин
|
Коррекционно-образовательные:
- формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин;
- обучать составлению рассказа по серии сюжетных картин по заданному плану.
Коррекционно-развивающие:
- упражнять детей в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме;
- расширять знания детей о военных профессиях;
- развивать умение адекватно передавать в речи изображенные на картинках действия.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей любовь к Родине и желание встать на ее защиту.
|
Серия сюжетных картин.
|
31.
|
Пересказ басни Л. Толстого «Старый дед и внучек»
|
Коррекционно-образовательная:
- учить детей последовательно пересказывать литературный образец.
Коррекционно-развивающие:
- расширять и уточнять знания детей по теме;
- развивать способность к целостному восприятию произведения;
- упражнять детей в подборе слов-антонимов.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей уважение к людям пожилого возраста и умение выражать в речи свои переживания.
|
Предметные картинки от малыша до дедушки и от малыша до бабушки, текст басни Л. Толстого «Старый дед и внучек»
|
32.
|
Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы
|
Коррекционно-образовательные:
- учить детей рассматривать предметы окружающей действительности;
- формировать умение описывать предметы, выделяя характерные существенные и второстепенные признаки.
Коррекционно-развивающие:
- упражнять детей в подборе имен существительных к глаголам;
- закреплять знания о частях тела насекомых;
- активизировать и расширять словарь детей по теме.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у каждого ребенка умение слушать совместно с группой рассказы других детей.
|
Схема описания насекомых, предметные картинки с изображением бабочки и жука.
|
33.
|
Составление рассказа «Лето красное пришло...» по сюжетной картине
|
Коррекционно-образовательная:
- учить детей рассматривать сюжетную картину и составлять повествовательный рассказ.
Коррекционно-развивающие:
- упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательным по теме и наоборот;
- развивать и активизировать словарный запас детей;
- отвечать на заданный вопрос полным предложением.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей умение передавать в речи свои переживания и чувства.
|
Сюжетная картина «Лето красное пришло».
|
|
|
|