Главная страница

Тематический план занятий по развитию связной речи у детей старшей группы (компенсирующей)


Скачать 184.47 Kb.
Название Тематический план занятий по развитию связной речи у детей старшей группы (компенсирующей)
Дата 13.03.2016
Размер 184.47 Kb.
Тип Тематический план

Перспективный тематический план занятий по развитию связной речи у детей

старшей группы (компенсирующей)
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)





занятия

Темы

Цель

Оборудование




Обследование




Обследование

1.

Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям

Коррекционно-образовательные:

- учить детей составлять предложения по демонстрируемым действиям;

- учить пересказывать рассказ, составленный по демонстрируемым действиям.

Коррекционно-развивающие:

- систематизировать знания о детском саде;

- активизировать словарь по данной теме.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей умение внимательно наблюдать за происходящими событиями.

Сюжетные картинки и предметы, используемые по ходу занятия.

2.

Составление рассказа «Как мы играли» по демонстрируемым действиям

Коррекционно-образовательная:

- учить детей составлять предложения по демонстрируемым действиям и объединять их в небольшой рассказ.

Коррекционно-развивающие:

- систематизировать знания по теме «Игрушки»;

- активизировать словарь но данной теме;

- развивать умение подбирать местоимения к именам существительным.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей умение внимательно слушать взрослого и товарищей по группе.

Кубики, кукла, кукольная одежда, картинки-раскраски.


3.

Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа или магнитной доски

Коррекционно-образовательная:

- учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки.

Коррекционно-развивающие:

- систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период;

- активизировать словарь по теме «Осень»;

- закреплять умение образовывать имена существительные во множественном числе.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение героев произведения.

Текст рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» (адаптированный), картинки для фланелеграфа: ворон, белка, заяц, лисица, барсук, енот, еж, медведь, ласточка, скворец.


4.

Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему

Коррекционно-образовательные:

- учить детей пересказывать рассказ с опорой на схему описания;

- соотносить внешний вид овощей с геометрическими формами;

- учить узнавать овощи по описанию.

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

- активизировать словарь по теме «Овощи»;

- развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей аккуратность и гигиенические навыки.

Картинки с изображением овощей, схема описания овощей и фруктов, геометрические фигуры (круг, овал, треугольник) по количеству детей.


5.

Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему

Коррекционно-образовательные:

- учить детей подбирать существительные к прилагательным;

- учить составлять рассказ с опорой на схему.

Коррекционно-развивающие:

- закреплять у детей употребление существительных в винительном падеже;

- развивать умение отвечать на вопросы полным ответом;

- закреплять употребление притяжательных местоимений.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей гигиенические навыки и навыки самообслуживания.


Картинки с изображением фруктов, схема описания фруктов.

6.

Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин

Коррекционно-образовательные:

- учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки;

- учить логическому построению высказывания.

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

- закреплять и дифференцировать знания детей по теме «Сад - огород»;

- развивать внимание, мышление, связную речь;

- учить согласовывать слова в предложениях.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей трудолюбие и желание добиться успеха собственным трудом.

Сюжетные картинки по тексту рассказа, сюжетные картины с изображением сада и огорода, поднос, корзинка, коробка.


7.

Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок

Коррекционно-образовательные:

- учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки;

- учить логическому построению высказывания.

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

- активизировать словарь по теме;

- развивать внимание, мышление, связную речь;

- развивать умение согласовывать слова в предложениях.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей взаимоуважение и заботу о близких людях.

Предметные картинки по тексту рассказа: земляника, бабушка, девочка, кружки (пустые), кружечки (одна полная, вторая пустая), дедушка.


8.

Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин

Коррекционно-образовательные:

- учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки;

- учить логическому построению высказывания.

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

- активизировать словарь по теме;

- развивать внимание, мышление, связную речь;

- развивать умение согласовывать слова в предложениях.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей любовь к родному краю и эмоциональную отзывчивость на литературное произведение.

Сюжетные картинки по тексту рассказа.


9.

Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему

Коррекционно-образовательная:

- учить детей составлять описательный рассказ о предметах одежды с опорой на схему описания.

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

- активизировать словарь детей по теме «Одежда»;

- развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании;

- развивать умение узнавать предмет по описанию.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать аккуратность и навыки ухода за предметами одежды.

Схема описания одежды, кукла, части платья, предметные картинки с изображением предметов одежды.


10.

Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картин

Коррекционно-образовательная:

- учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин.

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

- активизировать словарь по теме;

- развивать внимание, мышление, связную речь;

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей трудолюбие, аккуратность и навыки ухода за предметами обуви и одежды.

Серия сюжетных картин, картинка с изображением предметов одежды, обуви и головных уборов.



II период (декабрь, январь, февраль)




занятия

Темы

Цель

Оборудование

11.

Пересказ адаптированного рассказа Н. Носова «Заплатка» с использованием предметных картинок

Коррекционно-образовательные:

- учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки;

- учить логическому построению высказывания.

Коррекционно-развивающие:

- закреплять у детей употребление имен существительных в винительном падеже;

- развивать внимание, мышление, связную речь;

- закреплять умение правильно употреблять приставочные глаголы;

- упражнять детей в согласовании слов в предложениях.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей самостоятельность и желание добиться успеха собственным трудом.

Предметные картинки по тексту рассказа: мальчик, штаны защитного цвета, забор, мама, дети, иголка с ниткой, нож, карандаш; текст адаптированного рассказа

Н. Носова «Заплатка».


12.

Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом

Коррекционно-образовательные:

- формировать у детей навыки целенаправленного восприятия содержания картины;

- учить пересказывать рассказ, составленный по сюжетной картине.

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей навык планирования связного высказывания;

- упражнять в узнавании предметов по их краткому описанию;

- активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

Сюжетная картина «На горке», предметные картинки: зима, снег, снежинки, лед, ветер, дети зимой, птицы зимой, метель.


13.

Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации

Коррекционно-образовательная:

- учить детей пересказывать текст подробно, точно воспроизводя реплики главных героев.

Коррекционно-развивающие:

- закреплять у детей умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением;

- упражнять детей в логическом изложении высказывания.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей артистизм, воображение и умение передавать интонации героев сказки.

Маски с изображением героев сказки «Три медведя», писательские шляпы для рассказчиков, картинки с изображением трех стульев, трех чашек с ложками, трех кроватей, магнитная доска, текст сказки «Три медведя».


14.

Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами творчества)

Коррекционно-образовательные:

- обучение детей составлению связного последовательного рассказа по серии сюжетных картинок;

- формирование умения объединять действия на отдельных картинках в единую сюжетную ситуацию.

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей умение передавать предметное содержание сюжетных картинок;

- упражнять в установлении причинно-следственной связи изображенных событий;

- развивать у детей грамматически правильную фразовую речь в процессе обучения рассказыванию.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей любовь, уважение и желание прийти на помощь членам своей семьи.

Серия сюжетных картин «Семейный ужин», картинка с изображением пылесоса.


15.

Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета

Коррекционно-образовательные:

- учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин;

- формировать навык соблюдения последовательности изложения.

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

- активизировать словарь прилагательных по теме;

- упражнять детей в рассказывании, с указанием времени и места действия.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей.

Серия сюжетных картин «Новый год на пороге», елочные украшения, изготовленные совместно воспитателем и детьми в группе.





Каникулы




Каникулы

16.

Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы

Коррекционно-образовательные:

- учить детей рассматривать предметы или явления окружающей действительности;

- учить составлять описательные рассказы.

Коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в отгадывании птиц по их описанию;

- упражнять в подборе синонимов;

- учить согласовывать слова в предложениях.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей.

Схема описания птиц, предметные картинки с изображением зимующих птиц.


17.

Пересказ рассказов Е. Чарушина «Кто как живет: заяц, белка, волк» (пересказ близкий к тексту)

Коррекционно-образовательная:

- учить детей выразительно пересказывать тексты близко к образцу, без помощи вопросов.

Коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в подборе прилагательных к существительным по теме;

- учить составлять загадки о животных;

- развивать внимание, память, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей правильное поведение по отношению к животным.

Предметные картинки с изображением зайца, белки, волка.


18.

Пересказ рассказа «Как мы общаемся», составленного по сюжетным картинам

Коррекционно-образовательная:

- учить детей составлять, а затем пересказывать небольшой повествовательный рассказ, составленный по отдельным сюжетным картинкам.

Коррекционно-развивающие:

- развивать и активизировать словарь детей по теме;

- упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в роде, числе, падеже;

- развивать умение составлять предложения по сюжетным картинкам.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей культурные навыки общения.

Картинки с изображением самолета, голубя, компьютера, вагона, собачей упряжки, открытки, почтового ящика, марки, посылочного ящика, сумки почтальона, конверта; сюжетные картинки по ходу рассказа.


19.

Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок

Коррекционно-образовательная:

- учить детей пересказывать текст, соблюдая целостность, связность, плавность и объем.

Коррекционно-развивающие:

- активизировать и расширять словарный запас детей по теме;

- закреплять у детей употребление существительных в творительном падеже;

- развивать умение отвечать на вопросы педагога полным ответом.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей эстетическое восприятие литературных произведений.

Текст рассказа Г. Цыферова «Паровозик», предметные картинки с изображением паровозика, начальника станции, жеребенка, соловья, ландышей, заката.


20.

Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке»

Коррекционно-образовательные:

- учить детей рассматривать сюжетные картины, выделяя общий тезис, характерные существенные и второстепенные признаки, качества, действия;

- учить составлять рассказ по сюжетной картине.

Коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в употреблении глаголов прошедшего времени;

- закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

- упражнять в подборе имен существительных к именам прилагательным по теме.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей трудолюбие и бережное отношение к живой природе.

Сюжетная картина «В живом уголке».


21.

Пересказ рассказал. Кассиля «Сестра»

Коррекционно-образовательная:

- формировать у детей умение связно и последовательно пересказывать текст.

Коррекционно - развивающие:

- расширять знания детей о мужестве людей во время войны;

- учить образовывать форму множественного числа существительных и прилагательных;

- развивать умение сопереживать героям и оценивать их поступки.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей любовь к Родине и уважение к защитникам Отечества.

Текст рассказа Л. Кассиля «Сестра», сюжетные картинки с изображением защитников Отечества.

III период (март, апрель, май)




занятия

Темы

Цель

Оборудование

22.

Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин

Коррекционно-образовательные:

- формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин;

- обучать навыкам составления рассказа по серии сюжетных картин.

Коррекционно-развивающие:

- закреплять у детей навыки составления ответов на вопросы в виде развернутых предложений;

- активизировать и расширять словарь по теме «Весна»;

- упражнять детей в подборе имен существительных к глаголам.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей самостоятельность и желание добиться успеха собственным трудом.

Серия сюжетных картинок «Заяц и морковка».


23.

Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку

Коррекционно-образовательная:

- учить детей составлять описательные рассказы о людях, используя их портреты и фотографии.

Коррекционно-развивающие:

- развивать монологическую речь и связные высказывания детей;

- упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным;

- закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей любовь, уважение, заботливое отношение к мамам, бабушкам, сестрам не только в праздничный день, но и повседневно.

Портреты мам, нарисованные детьми; фотографии.

24.

Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы

Коррекционно-образовательные:

- формировать у детей умение передавать в речи основные и второстепенные признаки отдельных предметов и действий;

- учить составлять подробные описательные рассказы.

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей умение строить высказывания описательного типа;

- активизировать и расширять словарь по теме.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей уважение к труду взрослых.

Картинный материал с изображением людей различных профессий; схема для описания профессий; картинки, изображающие оборудование и инструменты к каждой профессии.

25.

Пересказ-инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин

Коррекционно-образовательные:

- учить детей пересказывать сказку по серии сюжетных картинок, включать в работу элементы драматизации;

- обучать логическому построению высказывания.

Коррекционно-развивающие:

- закреплять употребление в речи детей относительных прилагательных;

- развивать внимание, мышление, связную речь;

- активизировать и развивать словарь по теме;

- учить согласовывать слова в предложениях.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду.

Сюжетные картинки по тексту сказки, текст сказки «Колосок», маски мышек и петушка.

26.

Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришел», составленного по серии сюжетных картин

Коррекционно-образовательные:

- формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин;

- обучать детей пересказу рассказа, составленного по серии сюжетных картин.

Коррекционно-развивающие:

- закреплять и расширять знания детей о профессиях и технике по теме;

- закреплять употребление в речи имен существительных в винительном падеже;

- закреплять умение описывать каждую картинку в отдельности, а затем объединять отдельные предложения в рассказ.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к хлебу.

Серия сюжетных картин «Откуда хлеб пришел».

27.

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой»

Коррекционно-образовательные:

- учить детей подробно пересказывать художественный текст;

- формировать навык построения связных монологических высказываний.

Коррекционно-развивающие:

- закреплять знания детей о предназначении различной посуды;

- развивать направленное восприятие речи педагога и внимание к речи других детей;

- развивать умение отвечать на вопросы распространенной согласованной фразой.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей самостоятельность и трудолюбие.

Текст рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой».

28.

Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумыванием начала рассказа

Коррекционно-образовательные:

- обучать детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих событий;

- учить выделять событийную основу и существенные детали изображения.

Коррекционно-развивающие:

- активизировать и расширять словарь детей по теме;

- развивать умение образовывать сложные слова;

- развивать навыки планирования развернутых высказываний.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки.

Сюжетная картина «Одни дома».

29.

Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок»

Коррекционно-образовательные:

- формировать у детей навык построения связного монологического высказывания;

- учить пересказывать художественный текст.

Коррекционно-развивающие:

- расширять знания детей о домашних животных;

- развивать самостоятельную связную речь;

- закреплять навык употребления имен существительных в именительном падеже.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным, которые находятся рядом.

Текст рассказа Л. Толстого «Котенок», предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

30.

Составление рассказа «Граница Родины - на замке» по серии сюжетных картин

Коррекционно-образовательные:

- формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин;

- обучать составлению рассказа по серии сюжетных картин по заданному плану.

Коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме;

- расширять знания детей о военных профессиях;

- развивать умение адекватно передавать в речи изображенные на картинках действия.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей любовь к Родине и желание встать на ее защиту.

Серия сюжетных картин.

31.

Пересказ басни Л. Толстого «Старый дед и внучек»

Коррекционно-образовательная:

- учить детей последовательно пересказывать литературный образец.

Коррекционно-развивающие:

- расширять и уточнять знания детей по теме;

- развивать способность к целостному восприятию произведения;

- упражнять детей в подборе слов-антонимов.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей уважение к людям пожилого возраста и умение выражать в речи свои переживания.

Предметные картинки от малыша до дедушки и от малыша до бабушки, текст басни Л. Толстого «Старый дед и внучек»

32.

Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы

Коррекционно-образовательные:

- учить детей рассматривать предметы окружающей действительности;

- формировать умение описывать предметы, выделяя характерные существенные и второстепенные признаки.

Коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в подборе имен существительных к глаголам;

- закреплять знания о частях тела насекомых;

- активизировать и расширять словарь детей по теме.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у каждого ребенка умение слушать совместно с группой рассказы других детей.

Схема описания насекомых, предметные картинки с изображением бабочки и жука.

33.

Составление рассказа «Лето красное пришло...» по сюжетной картине

Коррекционно-образовательная:

- учить детей рассматривать сюжетную картину и составлять повествовательный рассказ.

Коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательным по теме и наоборот;

- развивать и активизировать словарный запас детей;

- отвечать на заданный вопрос полным предложением.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей умение передавать в речи свои переживания и чувства.

Сюжетная картина «Лето красное пришло».