Главная страница

Изучение объема домашнего задания


Скачать 37.82 Kb.
Название Изучение объема домашнего задания
Дата 29.02.2016
Размер 37.82 Kb.
Тип Документы



Изучение объема домашнего задания

Психологическая служба школы сопровождает образовательный процесс на всех этапах обучения и помогает выявить, а затем скорректировать возникающие проблемы. Как правило, основная работа школьного психолога связана с изучением динамики интеллектуального развития детей, их личностного развития, консультаций с родителями, учащимися, педагогами, оценка образовательного процесса и здоровьесберегающих технологий. В связи с этим одним из актуальных вопросов становится контроль объема домашнего задания. В 5 – 6 классах количество затрачиваемого на выполнение домашнего задания времени не должно превышать 2,5 часов в день. В 7 – 11 классах – не более 3 часов в день. На деле же объем домашнего задания может быть значительно выше. И причины этого достаточно объективны.

Например:

1. Разное количество уроков в день. В результате разное количество времени на подготовку домашнего задания после уроков.

2. Задания различной сложности. Одинаковые по объему задания могут быть совершенно разными по степени их сложности.

3. Наличие творческих и поисковых заданий, требующих посещения библиотеки, работы со справочным материалом, поиск в интернете.

4. Различное чередование точных и гуманитарных дисциплин. В результате один деть может быть информативно более насыщенным, чем другой.
Но есть также и субъективные причины.

  • индивидуальный темп выполнения домашнего задания

  • индивидуальная сложность предмета

  • индивидуальное предпочтение предметов

  • откладывание выполнения домашнего задания на потом

  • неумение организовать свободное время

  • посещение кружков и секций во второй половине дня

  • особенности индивидуально - психологического развития учащихся

  • и другие


В средней школе учащиеся выполняют домашнее задание по 2 – 6 предметам ежедневно. В старших классах – по 4 – 7 предметов. В средних классах количество изучаемых на протяжении учебного года предметов примерно от 12 до 15, в старших – до 17. Большинство предметов изучаются 1-2 раза в неделю. Не секрет, что уже со средней школы большинство учащихся подходят к выполнению домашнего задания избирательно, а иногда не делают его совсем.

Вопрос объема домашнего задания напрямую связан со здоровьем ребенка. Конечно, учитель прикладывает максимальные усилия, чтобы его ученики получили глубокие и прочные знания. Но здоровье ребенка остается на первом месте, а все получаемые им знания – уже на втором. Поэтому имеет смысл проводить изучение объема домашнего задания не только по школьной документации (расписанию, журналам), но и по субъективному восприятию учащихся. Для этого можно проводить анкетирование, как самих учащихся, так и родителей.

Анкета может быть составлена в произвольной форме, в зависимости от цели и задач исследования. Работа с нашей анкетой проходит по следующим основным этапам:

1. Анкетирование

2. Первичная обработка (статистические данные)

3. Составление списка наиболее сложных для учащихся предметов

4. Составление списка причин этих сложностей

5. Подсчет времени, затрачиваемого на просмотр телепрограмм и работу с компьютером

6. Сведение полученных результатов в единую картину

7. Выступление на педагогическом собрании

8. Работа с учащимися по результатам анкеты
Дальнейшая работа может быть связана как с учащимися, так и с родителями и тем более с администрацией.

1. Беседа с классными руководителями

2. Выступление на классных часах

3. Выступление на педагогическом совете.

4. Беседа с родителями (основной вопрос – режим дня и внешкольная занятость учащихся)

5. Индивидуальная работа с учащимися
Обсуждение объема домашнего задания – это один из способов перейти к обсуждению различных вариантов использования внеурочного времени, затронуть такую позабытую сегодня тему, как режим дня. Это важно не только для учащихся, но и для родителей. Нарушение режима дня – одна из основных причин повышенной утомляемости, раздражительности, повышения уровня заболеваемости, как детей, так и взрослых.

Кроме всего прочего, ученик должен учиться распределять свое свободное время, правильно расставлять приоритеты. Особенно это актуально для учащихся старших классов. В целом, беседа по такой простой с виду теме, как объем домашнего задания, способна выявить и решить ряд сопутствующих проблем, как учащихся, так и класса и всего школьного коллектива в целом.
Анкета

«Изучение объема домашнего задания»


  1. Сколько времени в день ты тратишь на выполнение минимального количества домашнего задания.


А. 1 - 2 часа Б. 2 – 3 часа В. 3 – 4 часа Г. Более 5 часов


  1. Сколько времени в день ты тратишь на выполнение максимального количества домашнего задания


А. 1 - 2 часа Б. 2 – 3 часа В. 3 – 4 часа Г. Более 5 часов



  1. Перечислите предметы, вызывающие наибольшие трудности.


______________________, ____________________, ____________________
Рядом с каждым предметом укажите 1-2 причины из перечисленных ниже причин.
Причины трудностей:

А. Большой объем домашнего задания

Б. У меня медленный темп работы

В. Я не понимаю объяснений учителя

Г. У меня есть пробелы в знаниях

Д. Другая причина (укажи)___________________
4. Сколько времени в день ты тратишь на просмотр телепередач:

в учебные дни____________

и выходные ______________
5. Сколько времени в день ты тратишь на работу с компьютером, интернет.

в учебные дни____________

в выходные дни ______________