|
Изучение объема домашнего задания
Изучение объема домашнего задания
Психологическая служба школы сопровождает образовательный процесс на всех этапах обучения и помогает выявить, а затем скорректировать возникающие проблемы. Как правило, основная работа школьного психолога связана с изучением динамики интеллектуального развития детей, их личностного развития, консультаций с родителями, учащимися, педагогами, оценка образовательного процесса и здоровьесберегающих технологий. В связи с этим одним из актуальных вопросов становится контроль объема домашнего задания. В 5 – 6 классах количество затрачиваемого на выполнение домашнего задания времени не должно превышать 2,5 часов в день. В 7 – 11 классах – не более 3 часов в день. На деле же объем домашнего задания может быть значительно выше. И причины этого достаточно объективны.
Например:
1. Разное количество уроков в день. В результате разное количество времени на подготовку домашнего задания после уроков.
2. Задания различной сложности. Одинаковые по объему задания могут быть совершенно разными по степени их сложности.
3. Наличие творческих и поисковых заданий, требующих посещения библиотеки, работы со справочным материалом, поиск в интернете.
4. Различное чередование точных и гуманитарных дисциплин. В результате один деть может быть информативно более насыщенным, чем другой.
Но есть также и субъективные причины.
индивидуальный темп выполнения домашнего задания
индивидуальная сложность предмета
индивидуальное предпочтение предметов
откладывание выполнения домашнего задания на потом
-
неумение организовать свободное время
посещение кружков и секций во второй половине дня
особенности индивидуально - психологического развития учащихся
и другие
В средней школе учащиеся выполняют домашнее задание по 2 – 6 предметам ежедневно. В старших классах – по 4 – 7 предметов. В средних классах количество изучаемых на протяжении учебного года предметов примерно от 12 до 15, в старших – до 17. Большинство предметов изучаются 1-2 раза в неделю. Не секрет, что уже со средней школы большинство учащихся подходят к выполнению домашнего задания избирательно, а иногда не делают его совсем.
Вопрос объема домашнего задания напрямую связан со здоровьем ребенка. Конечно, учитель прикладывает максимальные усилия, чтобы его ученики получили глубокие и прочные знания. Но здоровье ребенка остается на первом месте, а все получаемые им знания – уже на втором. Поэтому имеет смысл проводить изучение объема домашнего задания не только по школьной документации (расписанию, журналам), но и по субъективному восприятию учащихся. Для этого можно проводить анкетирование, как самих учащихся, так и родителей.
Анкета может быть составлена в произвольной форме, в зависимости от цели и задач исследования. Работа с нашей анкетой проходит по следующим основным этапам:
1. Анкетирование
2. Первичная обработка (статистические данные)
3. Составление списка наиболее сложных для учащихся предметов
4. Составление списка причин этих сложностей
5. Подсчет времени, затрачиваемого на просмотр телепрограмм и работу с компьютером
6. Сведение полученных результатов в единую картину
7. Выступление на педагогическом собрании
8. Работа с учащимися по результатам анкеты
Дальнейшая работа может быть связана как с учащимися, так и с родителями и тем более с администрацией.
1. Беседа с классными руководителями
2. Выступление на классных часах
3. Выступление на педагогическом совете.
4. Беседа с родителями (основной вопрос – режим дня и внешкольная занятость учащихся)
5. Индивидуальная работа с учащимися
Обсуждение объема домашнего задания – это один из способов перейти к обсуждению различных вариантов использования внеурочного времени, затронуть такую позабытую сегодня тему, как режим дня. Это важно не только для учащихся, но и для родителей. Нарушение режима дня – одна из основных причин повышенной утомляемости, раздражительности, повышения уровня заболеваемости, как детей, так и взрослых.
Кроме всего прочего, ученик должен учиться распределять свое свободное время, правильно расставлять приоритеты. Особенно это актуально для учащихся старших классов. В целом, беседа по такой простой с виду теме, как объем домашнего задания, способна выявить и решить ряд сопутствующих проблем, как учащихся, так и класса и всего школьного коллектива в целом.
Анкета
«Изучение объема домашнего задания»
Сколько времени в день ты тратишь на выполнение минимального количества домашнего задания.
А. 1 - 2 часа Б. 2 – 3 часа В. 3 – 4 часа Г. Более 5 часов
Сколько времени в день ты тратишь на выполнение максимального количества домашнего задания
А. 1 - 2 часа Б. 2 – 3 часа В. 3 – 4 часа Г. Более 5 часов
Перечислите предметы, вызывающие наибольшие трудности.
______________________, ____________________, ____________________
Рядом с каждым предметом укажите 1-2 причины из перечисленных ниже причин.
Причины трудностей:
А. Большой объем домашнего задания
Б. У меня медленный темп работы
В. Я не понимаю объяснений учителя
Г. У меня есть пробелы в знаниях
Д. Другая причина (укажи)___________________
4. Сколько времени в день ты тратишь на просмотр телепередач:
в учебные дни____________
и выходные ______________
5. Сколько времени в день ты тратишь на работу с компьютером, интернет.
в учебные дни____________
в выходные дни ______________
|
|
|