|
Рождественские святки Святые вечера, страшные вечера
Рождественские святки
Святые вечера, страшные вечера
Внеклассное мероприятие
Внеклассное мероприятие проводится для учащихся 2-3 классов. К празднику дети и взрослые готовятся заранее: разучивают колядки, игры, песни; готовят различные лакомства; шьют костюмы. Мероприятие проводится в классе в форме игры.
Цель проведения: раскрытие творческого потенциала детей; воспитание здорового образа жизни, интереса к христианским праздникам и устному народному творчеству; воспитывать в детях уважение к обычаям и традициям.
Методы проведения: игровые (моделирование ситуаций в игре).
Долго тянулись зимние теплые дни, и только к концу декабря зима действительно повернула на холод и мороз. Выпал долгожданный снег, и вся природа таинственно-сказочная. Скоро Рождество.
Православная Церковь празднует Рождество Христово в ночь с 6 на 7 января по новому стилю, католическая - 25 декабря.
Вечер 6 января – Рождественский сочельник, который подводит черту под прожитый год, завершает рождественский пост и открывает двухнедельные новогодние празднества – святки.
В рождественский сочельник не едят до первой звезды. Главное кушанье на столе – кутья (из пшена и ячменя). К празднику рождества Христова из пшеничного теста приготовляли фигурки, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных и пастухов.
После серьезной части за домашним столом – начиналось святочное веселье. «Пришли колядки – блины да ладки (оладьи)», т.е. наступила пора взаимных угощений, веселья и радости. Говорили «Зима – за морозы, а мужик – за праздники».
Святки праздновали всеми, но в основе своей это был праздник молодежи: ее игры, песни, обходы домов, посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья.
По всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов молодежью или детьми. Они ходили толпами под окна просить пирогов.
Впереди всех шла девушка, которую называли «мехоноскою», она несла кошель для пирожного сбора. Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с удовольствием выслушивала колядки. (дети поют по - очереди и подходят к столам, а взрослые их угощают).
Коляда, коляда!
А бывает коляда
Накануне Рождества
Коляда пришла
Рождество принесла.
Не браните коляду!
Не журите коляду!
Пышки, лепешки,
Свиные-то ножки
Все в печи сидели
Да на нас глядели.
Поесть захотели
В кузов полетели.
Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!
С праздником!
Коляда, коляда!
В печи сидит
На нас глядит.
Кто даст – золотой глаз,
Кто не даст – коровий глаз.
Коляда, коляда!
Пришла коляда
Накануне Рождества –
С маслицем, с молочком.
У хозяина полон двор живота
А сусеки полны жита
На полице-то пирог лежит –
Хозяюшка, подавай:
Подавай, знай, не ломай.
После шумного, веселого обхода домов молодежь собиралась в посиделочной избе и устраивали общую пирушку – съедали все, чем их одарили односельчане.
. В эти дни устраивались посиделки. Девушки и парни приходили из разных деревень, разодетые в лучшие платья слушали сказки, плясали под дуду, пели, гадали, играли.
(Дети и взрослые исполняют «Донскую песню)
Проводится игра «Жмурки» Необходимо завязать глаза одному игроку, а все остальные его спрашивают:
- Где стоишь?
- У ворот.
- Что продаешь?
- Квас.
- Ищи три года нас.
Пели частушки:
Если б не было погоды –
Не пошел бы снег
Если б не было миленка –
Не пришла б сюда во век.
С горы камушек свалился
В быстру реченьку попал.
Мой миленочек женился.
Не богаче меня взял.
Сшей-ка, батюшка, сапожки –
Вдоль деревни мне ходить:
Накладу часты следочки –
Пускай миленький глядит.
Песни, игры, танцы, разговоры обыкновенно прерывались приходом ряженных. Наряжались цыганами и цыганками, стариками со страшными горбами, Петрушками, пугалами в виде стариков, чертом. Целая ватага «нечисти» заскакивала в избу и пугала девушек. Когда испуг проходил девушки выгоняли нечистую силу и пели «Небылицы – перевертыши».
1. Вы послушайте, ребята.
Нескладушечку спою.
Замест кренделя-баранки
Проглотил мужик дугу.
2. Ехала деревня мимо мужика
А из-под собаки лают ворота.
«Караул, деревня,
Мужики горят!
Бабы сарафаном заливать хотят»
3.У нас лошади в галошах,
А коровы в сапогах.
У нас пашут на телегах,
А боронят на санях.
4. Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Куры съели петуха,
Говорят собаки.
5. Рано утром, вечерком
Поздно на рассвете.
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
6. Черт намазал себе нос
Напомадил руки.
И из погреба принес
Жареные брюки.
7. Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
Проводились вот такие небольшие сценки. Например, сценка «Кузнец» (в сценке участвуют родители и дети).
В избу вваливается толпа парней с вымазанными сажей лицами и с подвешенными седыми бородами. Впереди всех выступает главный герой – кузнец. В руках у кузнеца большой деревянный молот. За кузнецом вносят высокую скамейку, покрытую широким, спускающимся до земли пологом, под которым спрятано человек 5-6 ребятишек. Кузнец расхаживает по избе, хвастает, что может сделать все что угодно:
- Я могу сделать все. Могу сделать замки, ножи, топоры и сверх того умею «старых на молодых переделывать».
- Да, врешь ты.
- Не вру, хочешь тебя на молодого переделаю.
- Хочу.
- А ну полезай под наковальню, я тебя перекую.
Человек прячется под пологом, а кузнец бьет молотком по скамейке, и из-под полога выскакивает подросток.
Проводятся конкурсы «Свистунов» и «Подражание голосам животных».
Проводится конкурс загадок.
Загадки
Голубой платок, красный колобок, по платку катается, людям усмехается (небо, солнце)
Без рук, без ног по полю скачет, в село мчится, в двери стучится (ветер)
Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет (туча)
На всех садится, ничего не боится (снег)
Много соседей рядом живут, а никогда не видятся (окна)
Крутая гора: что ни шаг – то нора (лестница)
Подниму я крышу по столбику выше, куда я, туда и крыша моя (зонт)
Святок не бывает без гаданий. Для девушек в этом главный смысл и цель святочных вечеров. Выходят девушки и поют песню.
Гадай, гадай, девица,
В коей руке былица,
Былица достанется
Жизнь пойдет, покатится,
Попригожей срядится,
Молодцу достанешься,
Выживешь, состаришься.
Гадали во все дни святок, но наиболее важными и значительными считались гадания накануне Рождества, Нового года и в особенности Крещения.
Вот как гадали. Собирали кольца, сережки клали в шапку, встряхивали и пели песни – стишки, под которые вынимали вещи.
Ползет ежик по завалинке,
Тащит кузну на мочалинке
Диво ули ляду!
Кому спели, тому добро! (к богатству)
Летел соловей
Через житенку,
Несет соловей
Жита горсточку
Лáдо, ладу!
Кому мы поем,
Тому честь воздаем (к богатству и счастью)
Мышь пищит
Сто рублей тащит
Диво ули ляду!
Кому спели, тому добро! (к деньгам, богатству)
Рылся кочеток на завалинке
Вырыл кочеток – жемчужинку.
Кому спели, тому добро! (к деньгам, найдет клад или выиграет)
Стоят санки у лесенки,
Хотят санки уехати.
Ладу, ладу –
Кому мы поем,
Тому честь воздаем! (дорога)
Девушки гадали и по-разному, ночи напролет, меняя способы и формы испытания судьбы.
Ходили “слушать” за деревню на перекресток дорог: в какой стороне залает собака – туда и замуж идти.
Подслушивали под окнами: если ругаются – в плохой дом выйдешь, смеются в хороший.
Особенно распространено было гадание с помощью петуха. Гадальщицы раскладывали на полу (на столе) щепотку крупы, кусок хлеба, ножницы, золу, монетки, ставили зерно и миску с водой . Затем вносили петуха и смотрели, что он начнет клевать в первую очередь: крупу – к богатству, хлеб – к урожаю, ножницы – суженый будет портной, золу – табачник, уголь – к вечному девичеству, монетки – к деньгам, если петух клюнет зеркало – муж будет щеголем, если начнет воду пить – быть мужу пьяницей.
Страшным, но “самым верным” считалось гадание ночью в пустой бане с помощью зеркала и свечей. Решалась на такое высматривание суженого не каждая девушка.
А еще молодежь от Нового года до кануна Крещения вовсю чудили: опрокидывали поленицы дров, закладывали чем попало ворота, так что хозяевам было не выйти на улицу, забирались на крышу и закрывали досками трубы – при топке печи изба наполнялась дымом. Об этих праздничных проказах знали и относились к ним снисходительно, тем более что сразу после Крещения они прекращались.
Заканчивались святки – водосвятием на Крещение.
“Грешные и смелые люди считают своею святою, непременною обязанностью окунуться в прорубь и смыть с себя тяжкие грехи святочных игр, ряжения и маски”.
(Все участники мероприятия исполняют песню «Как у нас, да на Дону)
|
|
|