|  | 
          Практикум: Социальная роль. Социальная адаптация. Тип занятия: коррекция знаний и умений Методы и приемы
            
              | Практикум: Социальная роль. Социальная адаптация.
 
 Тип занятия: коррекция знаний и умений
 
 Методы и приемы: исследовательский метод (социологический опрос учащихся 8-9 классов); беседа по итогам работы в группах; выработка критериев успешной социальной адаптации.
 
 Цель: выработка критериев успешной социальной адаптации 9-ти классников.
 
 Задачи: 1. Выявление понятий социальная роль. Социальная адаптация.
 
 2. Развитие коммуникативных умений, умений анализировать.
 
 3. Воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу.
 Ход занятия.
 
 
                  
                    Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проводим социально – психологическое занятии. На этом занятии мы не одни, у нас много гостей. Думаю, что это не помешай нам работать активно и спокойно. Начнем мы наше занятие с игры «Комплементы». Встаньте, пожалуйста, в круг, каждый из вас должен сказать комплимент соседу с права по начальной букве его имени. Начнем с меня Наденька, какая ты надежная! Леночка, ты всегда очень ласковая! Людмила, ты у нас в классе самая любимая! Николай, ты очень непредсказуемый и талантливый. Вячеслав, ты веселый! Максим, ты очень милый! Кристина, ты самая красивая! Катенька – компанейская. Елена – единственная, общительная. Сергей – сердитый, серьезный. Владислав – великолепный товарищ. Любовь – любящая. Заканчиваем Е.В.
 
 
 
 
 
                  Психолог: Психологический настрой на занятие. Игра «Комплементы».
 
Сегодня у нас внеклассное занятие, и мы проведем его распределившись на микрогруппы. (распределение при помощи метода выбор цвета синий, красный, зеленый). Это занятие интегрированное. Мы проведем его совместно: психолог, социальный педагог. Сегодня она не просто ваш классный руководитель, она выступает на нашем занятии в качестве соц. педагога. – Что изменилось? (это не урок, Н не как учитель, а как социальный педагог, роль поменялась).
 
Соц. Педагог:
 
 Ребята, сегодня веду занятие в качестве социального педагога, а когда приду домой я так и останусь учителем? (ответы учащихся)
 
 Что изменится?
 
 Моя роль будет меняться.
 
 – Ребята, а что такое роль? (роль в кино, театре, смешная, грустная, главная и т.д.).
 
 - Какие роли вы знаете? (роль ведущего на вечере, роль в сценке, плохая роль и т.д.).
 
 Мы, с вами тоже готовясь к различным мероприятиям, распределяем разные роли.
 
 - Ребята, а где вы живете? (в России, поселке Новоорловск, дома, в обществе).
 
 - Без чего вы не можете обойтись? (общение).
 
 Общение связано с обществом.
 
 - Как по-другому называется общество? (социум).
 
 - Как же должна называться роль, которую мы с вами выполняем, играем в обществе? (социальная роль).
 
 - А как вы можете ответить на вопрос, что такое социальная роль?
 
 - А знают ли наши ученики 8-9 классов нашей школы, что такое социальная роль?
 
 - Давайте, сравним ваши ответы с ответами, которые давали ученики 8-9 классов на этот вопрос.
 
 Такой вопрос был задан учащимся 8-9 классов в ходе социологического опроса. Какой ответ был получен, мы узнаем из выводов Надежды и Катерины.
 
 (учащиеся рассказывают о проведенном исследовании и его выводах).
 
 - Ребята, какой же можно сделать вывод из этого исследования? (Что учащиеся этих классов не знают, либо не понимают, что такое социальная роль).
 
 - А какое слово смутило вас и ваших одноклассников? (социальная).
 
 Получается, что роль в обществе.
 
 - А вы, используя знания об обществе и роли, можете дать ответ на этот вопрос?
 
 (Социальная роль – это та роль, которую человек выполняет в обществе).
 
 IV Задание первое:
 
 Раскройте смысл понятия «социальная роль». Назовите те социальные роли, в которых:
 
 1 микрогруппа: Выступаете вы сами.
 
 2 микрогруппа: Выступают родители.
 
 3 микрогруппа: Выступают бабушки и дедушки.
 
 Подготовка 1-2 минуты.
 
 Вывод: социальные роли зависят от социальной активности; один человек выполняет много ролей.
 
 Задание 2. - Давайте, сравним двух учеников и сделаем вывод, кто из них выполняет больше социальных ролей.
 
 
                  
                  
                  
                    | Ученик А
 
 | Ученик В
 
 |  
                    | Учится в 3 классе.
 
 | Учится в 3 классе.
 
 |  
                    | Ходит в ДДТ, на танцы.
 
 | Занимает должность министра образования в классе.
 
 |  
                    | В школе искусств занимается в изостудии.
 
 | У него старший брат.
 
 |  
                    | Играет в школьной хоккейной команде.
 
 | У него 1тетя, 1 дядя, 2 племянника.
 
 |  
                    | У него младший брат и старшая сестра.
 
 | 
 
 
 |  
                    | У него 2 тети, 3 дяди, 5 племянников.
 
 | 
 
 
 |  - От чего это зависит? (От активности, умения общаться).
 
 Е.В. Тренинг «Развитие коммуникативных качеств».
 
 5 мин
 
 - Вам понравилось? Что именно?
 
 - В процессе выполнения задания вы учились работать совместно. Трудно ли это было? В чем заключалась трудность?
 
 Вам было легко потому, что вы знаете, друг друга давно и успели адаптироваться.
 
 Н: - Что такое адаптация?
 
 Мнения детей…
 
 Адаптация – это приспособление к новым условиям.
 
 Социальная адаптация – это процесс принятия правил и установок того общества, в котором он находится.
 
 Задание № 3: Раскройте смысл понятия «социальная адаптация». Почему возникает необходимость в социальной адаптации:
 
 Микрогруппа № 1 – у первоклассников;
 
 Микрогруппа № 2 – у пятиклассников;
 
 Микрогруппа № 3 – у учащихся закончивших 9 класс.
 
 Какие личностные компоненты влияют на социальную адаптацию?
 
 Психолог: Социальная адаптация напрямую связана с вашими особенностями. Типом темперамента, особенностью характера.
 
 Вы многое знаете о себе из результатов исследований.
 
 - Назовите типы темперамента присущие вам?
 
 - Особенности вашего характера?
 
 Скажите, а все ли типы темперамента одинаково адаптируются в новом социуме?
 
 А теперь давайте выработаем критерии успешной адаптации.
 
 Задание № 4
 
 Подберите критерии успешной адаптации.
 
 Ответы запишите на ватмане. Один учащийся должен выйти к доске и рассказать о вашем мнении.
 
 Памятка успешной адаптации.
 
 
                  Будь открытым в новом обществе.
 
Интересуйся делами новых товарищей.
 
                    Старайся оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.
 
Ищи в людях хорошее, а не плохое.
 
Учитывай свои психологические особенности.
 
Старайся исправлять свои недостатки.
 
 Н: Ребята, мы с вами сегодня провели занятие о социальной роли, и социальной адаптации.
 
 - Что же такое социальная роль?
 
 - Что такое социальная адаптация?
 
 - Как сделать социальную адаптацию успешной?
 
 Спасибо за занятие! Успешной вам социальной адаптации!
 
 Словарик к занятию.
 Адаптация – это приспособление к новым условиям.
 
 Общество – социум.
 
 Социальная адаптация – это процесс принятия правил и установок того общества, в котором он находится.
 
 Социальная роль – это та роль, которую человек выполняет в обществе.
 
 Словарик к занятию.
 Адаптация – это приспособление к новым условиям.
 
 Общество – социум.
 
 Социальная адаптация – это процесс принятия правил и установок того общества, в котором он находится.
 
 Социальная роль – это та роль, которую человек выполняет в обществе.
 
 Словарик к занятию.
 Адаптация – это приспособление к новым условиям.
 
 Общество – социум.
 
 Социальная адаптация – это процесс принятия правил и установок того общества, в котором он находится.
 
 Социальная роль – это та роль, которую человек выполняет в обществе.
 
 Задания. № 1.
 I. Раскройте смысл понятия «социальная роль». Назовите те социальные роли, в которых:
 
 1 микрогруппа: Выступаете вы сами.
 
 2 микрогруппа: Выступают родители.
 
 3 микрогруппа: Выступают бабушки и дедушки.
 
 Подготовка 1-2 минуты.
 Сделайте вывод, сколько ролей играет один и тот же человек.
 I. Раскройте смысл понятия «социальная роль». Назовите те социальные роли, в которых:
 
 1 микрогруппа: Выступаете вы сами.
 
 2 микрогруппа: Выступают родители.
 
 3 микрогруппа: Выступают бабушки и дедушки.
 
 Подготовка 1-2 минуты.
 Сделайте вывод, сколько ролей играет один и тот же человек.
 I. Раскройте смысл понятия «социальная роль». Назовите те социальные роли, в которых:
 
 1 микрогруппа: Выступаете вы сами.
 
 2 микрогруппа: Выступают родители.
 
 3 микрогруппа: Выступают бабушки и дедушки.
 
 Подготовка 1-2 минуты.
 Сделайте вывод, сколько ролей играет один и тот же человек.
 
 Задания. № 2.
 
 Сравните двух учеников и сделайте вывод, кто из них выполняет больше социальных ролей.
 
 
                  
                  
                  
                    | Ученик А
 
 | Ученик В
 
 |  
                    | Учится в 3 классе.
 
 | Учится в 3 классе.
 
 |  
                    | Ходит в ДДТ, на танцы.
 
 | Занимает должность министра образования в классе.
 
 |  
                    | В школе искусств занимается в изостудии.
 
 | У него старший брат.
 
 |  
                    | Играет в школьной хоккейной команде.
 
 | У него 1тетя, 1 дядя, 2 племянника.
 
 |  
                    | У него младший брат и старшая сестра.
 
 | 
 
 
 |  
                    | У него 2 тети, 3 дяди, 5 племянников.
 
 | 
 
 
 |  
 От чего это зависит количество ролей? Сделайте вывод.
 
 Задания. № 2.
 
 Сравните двух учеников и сделайте вывод, кто из них выполняет больше социальных ролей.
 
 
                  
                  
                  
                    | Ученик А
 
 | Ученик В
 
 |  
                    | Учится в 3 классе.
 
 | Учится в 3 классе.
 
 |  
                    | Ходит в ДДТ, на танцы.
 
 | Занимает должность министра образования в классе.
 
 |  
                    | В школе искусств занимается в изостудии.
 
 | У него старший брат.
 
 |  
                    | Играет в школьной хоккейной команде.
 
 | У него 1тетя, 1 дядя, 2 племянника.
 
 |  
                    | У него младший брат и старшая сестра.
 
 | 
 
 
 |  
                    | У него 2 тети, 3 дяди, 5 племянников.
 
 | 
 
 
 |  
 От чего это зависит количество ролей? Сделайте вывод.
 
 Задания. № 2.
 
 Сравните двух учеников и сделайте вывод, кто из них выполняет больше социальных ролей.
 
 
                  
                  
                  
                    | Ученик А
 
 | Ученик В
 
 |  
                    | Учится в 3 классе.
 
 | Учится в 3 классе.
 
 |  
                    | Ходит в ДДТ, на танцы.
 
 | Занимает должность министра образования в классе.
 
 |  
                    | В школе искусств занимается в изостудии.
 
 | У него старший брат.
 
 |  
                    | Играет в школьной хоккейной команде.
 
 | У него 1тетя, 1 дядя, 2 племянника.
 
 |  
                    | У него младший брат и старшая сестра.
 
 | 
 
 
 |  
                    | У него 2 тети, 3 дяди, 5 племянников.
 
 | 
 
 
 |  
 От чего это зависит количество ролей? Сделайте вывод.
 Задание № 3:
 
 Раскройте смысл понятия «социальная адаптация». Почему возникает необходимость в социальной адаптации:
 
 Микрогруппа № 1 – у первоклассников;
 
 Микрогруппа № 2 – у пятиклассников;
 
 Микрогруппа № 3 – у учащихся закончивших 9 класс.
 
 Какие личностные компоненты влияют на социальную адаптацию?
 
 Задание № 3:
 
 Раскройте смысл понятия «социальная адаптация». Почему возникает необходимость в социальной адаптации:
 
 Микрогруппа № 1 – у первоклассников;
 
 Микрогруппа № 2 – у пятиклассников;
 
 Микрогруппа № 3 – у учащихся закончивших 9 класс.
 
 Какие личностные компоненты влияют на социальную адаптацию?
 
 Задание № 3:
 
 Раскройте смысл понятия «социальная адаптация». Почему возникает необходимость в социальной адаптации:
 
 Микрогруппа № 1 – у первоклассников;
 
 Микрогруппа № 2 – у пятиклассников;
 
 Микрогруппа № 3 – у учащихся закончивших 9 класс.
 
 Какие личностные компоненты влияют на социальную адаптацию?
 
 
 Памятка успешной адаптации.
 
 1. Будь открытым в новом обществе.
 
 
                  Интересуйся делами новых товарищей.
 
Старайся оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.
 
Ищи в людях хорошее, а не плохое.
 
Учитывай свои психологические особенности.
 
 6. Старайся исправлять свои недостатки.
 Памятка успешной адаптации.
 
 1. Будь открытым в новом обществе.
 
 
                  Интересуйся делами новых товарищей.
 
Старайся оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.
 
Ищи в людях хорошее, а не плохое.
 
Учитывай свои психологические особенности.
 
 6. Старайся исправлять свои недостатки.
 Памятка успешной адаптации.
 
 1. Будь открытым в новом обществе.
 
 
                  Интересуйся делами новых товарищей.
 
Старайся оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.
 
Ищи в людях хорошее, а не плохое.
 
Учитывай свои психологические особенности.
 
. Старайся исправлять свои недостатки.
 
 
 Задание № 4
 
 Подберите критерии успешной адаптации.
 
 Ответы запишите на ватмане. Один учащийся должен выйти к доске и рассказать о вашем мнении.
 
 Задание № 4
 
 Подберите критерии успешной адаптации.
 
 Ответы запишите на ватмане. Один учащийся должен выйти к доске и рассказать о вашем мнении.
 
 Задание № 4
 
 Подберите критерии успешной адаптации.
 
 Ответы запишите на ватмане. Один учащийся должен выйти к доске и рассказать о вашем мнении.
 |  |  |