Главная страница

Практикум: Социальная роль. Социальная адаптация. Тип занятия: коррекция знаний и умений Методы и приемы


Скачать 101.78 Kb.
Название Практикум: Социальная роль. Социальная адаптация. Тип занятия: коррекция знаний и умений Методы и приемы
Дата 09.03.2016
Размер 101.78 Kb.
Тип Документы

Практикум: Социальная роль. Социальная адаптация.

Тип занятия: коррекция знаний и умений

Методы и приемы: исследовательский метод (социологический опрос учащихся 8-9 классов); беседа по итогам работы в группах; выработка критериев успешной социальной адаптации.

Цель: выработка критериев успешной социальной адаптации 9-ти классников.

Задачи: 1. Выявление понятий социальная роль. Социальная адаптация.

2. Развитие коммуникативных умений, умений анализировать.

3. Воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу.
Ход занятия.

  1. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проводим социально – психологическое занятии. На этом занятии мы не одни, у нас много гостей. Думаю, что это не помешай нам работать активно и спокойно. Начнем мы наше занятие с игры «Комплементы». Встаньте, пожалуйста, в круг, каждый из вас должен сказать комплимент соседу с права по начальной букве его имени. Начнем с меня Наденька, какая ты надежная! Леночка, ты всегда очень ласковая! Людмила, ты у нас в классе самая любимая! Николай, ты очень непредсказуемый и талантливый. Вячеслав, ты веселый! Максим, ты очень милый! Кристина, ты самая красивая! Катенька – компанейская. Елена – единственная, общительная. Сергей – сердитый, серьезный. Владислав – великолепный товарищ. Любовь – любящая. Заканчиваем Е.В.




  1. Психолог: Психологический настрой на занятие. Игра «Комплементы».

  2. Сегодня у нас внеклассное занятие, и мы проведем его распределившись на микрогруппы. (распределение при помощи метода выбор цвета синий, красный, зеленый). Это занятие интегрированное. Мы проведем его совместно: психолог, социальный педагог. Сегодня она не просто ваш классный руководитель, она выступает на нашем занятии в качестве соц. педагога. – Что изменилось? (это не урок, Н не как учитель, а как социальный педагог, роль поменялась).

  3. Соц. Педагог:

Ребята, сегодня веду занятие в качестве социального педагога, а когда приду домой я так и останусь учителем? (ответы учащихся)

Что изменится?

Моя роль будет меняться.

– Ребята, а что такое роль? (роль в кино, театре, смешная, грустная, главная и т.д.).

- Какие роли вы знаете? (роль ведущего на вечере, роль в сценке, плохая роль и т.д.).

Мы, с вами тоже готовясь к различным мероприятиям, распределяем разные роли.

- Ребята, а где вы живете? (в России, поселке Новоорловск, дома, в обществе).

- Без чего вы не можете обойтись? (общение).

Общение связано с обществом.

- Как по-другому называется общество? (социум).

- Как же должна называться роль, которую мы с вами выполняем, играем в обществе? (социальная роль).

- А как вы можете ответить на вопрос, что такое социальная роль?

- А знают ли наши ученики 8-9 классов нашей школы, что такое социальная роль?

- Давайте, сравним ваши ответы с ответами, которые давали ученики 8-9 классов на этот вопрос.

Такой вопрос был задан учащимся 8-9 классов в ходе социологического опроса. Какой ответ был получен, мы узнаем из выводов Надежды и Катерины.

(учащиеся рассказывают о проведенном исследовании и его выводах).

- Ребята, какой же можно сделать вывод из этого исследования? (Что учащиеся этих классов не знают, либо не понимают, что такое социальная роль).

- А какое слово смутило вас и ваших одноклассников? (социальная).

Получается, что роль в обществе.

- А вы, используя знания об обществе и роли, можете дать ответ на этот вопрос?

(Социальная роль – это та роль, которую человек выполняет в обществе).

IV Задание первое:

Раскройте смысл понятия «социальная роль». Назовите те социальные роли, в которых:

1 микрогруппа: Выступаете вы сами.

2 микрогруппа: Выступают родители.

3 микрогруппа: Выступают бабушки и дедушки.

Подготовка 1-2 минуты.

Вывод: социальные роли зависят от социальной активности; один человек выполняет много ролей.

Задание 2. - Давайте, сравним двух учеников и сделаем вывод, кто из них выполняет больше социальных ролей.

Ученик А

Ученик В

Учится в 3 классе.

Учится в 3 классе.

Ходит в ДДТ, на танцы.

Занимает должность министра образования в классе.

В школе искусств занимается в изостудии.

У него старший брат.

Играет в школьной хоккейной команде.

У него 1тетя, 1 дядя, 2 племянника.

У него младший брат и старшая сестра.




У него 2 тети, 3 дяди, 5 племянников.




- От чего это зависит? (От активности, умения общаться).

Е.В. Тренинг «Развитие коммуникативных качеств».

5 мин

- Вам понравилось? Что именно?

- В процессе выполнения задания вы учились работать совместно. Трудно ли это было? В чем заключалась трудность?

Вам было легко потому, что вы знаете, друг друга давно и успели адаптироваться.

Н: - Что такое адаптация?

Мнения детей…

Адаптация – это приспособление к новым условиям.

Социальная адаптация – это процесс принятия правил и установок того общества, в котором он находится.

Задание № 3: Раскройте смысл понятия «социальная адаптация». Почему возникает необходимость в социальной адаптации:

Микрогруппа № 1 – у первоклассников;

Микрогруппа № 2 – у пятиклассников;

Микрогруппа № 3 – у учащихся закончивших 9 класс.

Какие личностные компоненты влияют на социальную адаптацию?

Психолог: Социальная адаптация напрямую связана с вашими особенностями. Типом темперамента, особенностью характера.

Вы многое знаете о себе из результатов исследований.

- Назовите типы темперамента присущие вам?

- Особенности вашего характера?

Скажите, а все ли типы темперамента одинаково адаптируются в новом социуме?

А теперь давайте выработаем критерии успешной адаптации.

Задание № 4

Подберите критерии успешной адаптации.

Ответы запишите на ватмане. Один учащийся должен выйти к доске и рассказать о вашем мнении.

Памятка успешной адаптации.

  1. Будь открытым в новом обществе.

  2. Интересуйся делами новых товарищей.

  3. Старайся оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.

  4. Ищи в людях хорошее, а не плохое.

  5. Учитывай свои психологические особенности.

  6. Старайся исправлять свои недостатки.

Н: Ребята, мы с вами сегодня провели занятие о социальной роли, и социальной адаптации.

- Что же такое социальная роль?

- Что такое социальная адаптация?

- Как сделать социальную адаптацию успешной?

Спасибо за занятие! Успешной вам социальной адаптации!

Словарик к занятию.
Адаптация – это приспособление к новым условиям.

Общество – социум.

Социальная адаптация – это процесс принятия правил и установок того общества, в котором он находится.

Социальная роль – это та роль, которую человек выполняет в обществе.

Словарик к занятию.
Адаптация – это приспособление к новым условиям.

Общество – социум.

Социальная адаптация – это процесс принятия правил и установок того общества, в котором он находится.

Социальная роль – это та роль, которую человек выполняет в обществе.

Словарик к занятию.
Адаптация – это приспособление к новым условиям.

Общество – социум.

Социальная адаптация – это процесс принятия правил и установок того общества, в котором он находится.

Социальная роль – это та роль, которую человек выполняет в обществе.

Задания. № 1.
I. Раскройте смысл понятия «социальная роль». Назовите те социальные роли, в которых:

1 микрогруппа: Выступаете вы сами.

2 микрогруппа: Выступают родители.

3 микрогруппа: Выступают бабушки и дедушки.

Подготовка 1-2 минуты.
Сделайте вывод, сколько ролей играет один и тот же человек.
I. Раскройте смысл понятия «социальная роль». Назовите те социальные роли, в которых:

1 микрогруппа: Выступаете вы сами.

2 микрогруппа: Выступают родители.

3 микрогруппа: Выступают бабушки и дедушки.

Подготовка 1-2 минуты.
Сделайте вывод, сколько ролей играет один и тот же человек.
I. Раскройте смысл понятия «социальная роль». Назовите те социальные роли, в которых:

1 микрогруппа: Выступаете вы сами.

2 микрогруппа: Выступают родители.

3 микрогруппа: Выступают бабушки и дедушки.

Подготовка 1-2 минуты.
Сделайте вывод, сколько ролей играет один и тот же человек.

Задания. № 2.

Сравните двух учеников и сделайте вывод, кто из них выполняет больше социальных ролей.

Ученик А

Ученик В

Учится в 3 классе.

Учится в 3 классе.

Ходит в ДДТ, на танцы.

Занимает должность министра образования в классе.

В школе искусств занимается в изостудии.

У него старший брат.

Играет в школьной хоккейной команде.

У него 1тетя, 1 дядя, 2 племянника.

У него младший брат и старшая сестра.




У него 2 тети, 3 дяди, 5 племянников.





От чего это зависит количество ролей? Сделайте вывод.

Задания. № 2.

Сравните двух учеников и сделайте вывод, кто из них выполняет больше социальных ролей.

Ученик А

Ученик В

Учится в 3 классе.

Учится в 3 классе.

Ходит в ДДТ, на танцы.

Занимает должность министра образования в классе.

В школе искусств занимается в изостудии.

У него старший брат.

Играет в школьной хоккейной команде.

У него 1тетя, 1 дядя, 2 племянника.

У него младший брат и старшая сестра.




У него 2 тети, 3 дяди, 5 племянников.





От чего это зависит количество ролей? Сделайте вывод.

Задания. № 2.

Сравните двух учеников и сделайте вывод, кто из них выполняет больше социальных ролей.

Ученик А

Ученик В

Учится в 3 классе.

Учится в 3 классе.

Ходит в ДДТ, на танцы.

Занимает должность министра образования в классе.

В школе искусств занимается в изостудии.

У него старший брат.

Играет в школьной хоккейной команде.

У него 1тетя, 1 дядя, 2 племянника.

У него младший брат и старшая сестра.




У него 2 тети, 3 дяди, 5 племянников.





От чего это зависит количество ролей? Сделайте вывод.
Задание № 3:

Раскройте смысл понятия «социальная адаптация». Почему возникает необходимость в социальной адаптации:

Микрогруппа № 1 – у первоклассников;

Микрогруппа № 2 – у пятиклассников;

Микрогруппа № 3 – у учащихся закончивших 9 класс.

Какие личностные компоненты влияют на социальную адаптацию?

Задание № 3:

Раскройте смысл понятия «социальная адаптация». Почему возникает необходимость в социальной адаптации:

Микрогруппа № 1 – у первоклассников;

Микрогруппа № 2 – у пятиклассников;

Микрогруппа № 3 – у учащихся закончивших 9 класс.

Какие личностные компоненты влияют на социальную адаптацию?

Задание № 3:

Раскройте смысл понятия «социальная адаптация». Почему возникает необходимость в социальной адаптации:

Микрогруппа № 1 – у первоклассников;

Микрогруппа № 2 – у пятиклассников;

Микрогруппа № 3 – у учащихся закончивших 9 класс.

Какие личностные компоненты влияют на социальную адаптацию?


Памятка успешной адаптации.

1. Будь открытым в новом обществе.

  1. Интересуйся делами новых товарищей.

  2. Старайся оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.

  3. Ищи в людях хорошее, а не плохое.

  4. Учитывай свои психологические особенности.

6. Старайся исправлять свои недостатки.
Памятка успешной адаптации.

1. Будь открытым в новом обществе.

  1. Интересуйся делами новых товарищей.

  2. Старайся оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.

  3. Ищи в людях хорошее, а не плохое.

  4. Учитывай свои психологические особенности.

6. Старайся исправлять свои недостатки.
Памятка успешной адаптации.

1. Будь открытым в новом обществе.

  1. Интересуйся делами новых товарищей.

  2. Старайся оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.

  3. Ищи в людях хорошее, а не плохое.

  4. Учитывай свои психологические особенности.

  5. . Старайся исправлять свои недостатки.


Задание № 4

Подберите критерии успешной адаптации.

Ответы запишите на ватмане. Один учащийся должен выйти к доске и рассказать о вашем мнении.

Задание № 4

Подберите критерии успешной адаптации.

Ответы запишите на ватмане. Один учащийся должен выйти к доске и рассказать о вашем мнении.

Задание № 4

Подберите критерии успешной адаптации.

Ответы запишите на ватмане. Один учащийся должен выйти к доске и рассказать о вашем мнении.