Главная страница

«Выполняем домашнее задание. Пути к бесконфликтной дисциплине»


Скачать 96.76 Kb.
Название «Выполняем домашнее задание. Пути к бесконфликтной дисциплине»
Дата 21.02.2016
Размер 96.76 Kb.
Тип Документы

Родительское собрание на тему: « Выполняем домашнее задание. Пути к бесконфликтной дисциплине».


Цель:

– помочь родителям выстроить грамотное взаимодействие с ребенком дома, наладить дисциплину, установить семейные правила;

– познакомить родителей с правилами оказания ребенку помощи при выполнении домашнего задания.

Ход занятия

I. Организация собрания. Знакомство с темой, целями.

II. Основная часть.

У ч и т е л ь. Каждый из вас задумывается над тем, как правильно помогать ребенку при выполнении домашнего задания, вмешиваться или нет. А ответ прост: не вмешиваться в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи, тем самым сообщая ему, что с ним все в порядке.

Позиция невмешательства неприемлема, если ребенок не справляется, испытывает трудности. При этом:

– возьмите на себя только, то, что он не может выполнить;

– по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте ему их.

Частенько возникает проблема, когда ребенок не хочет что-то делать. Заставлять его или нет? Все зависит от причины отказа, чаще всего она кроется в отношениях между вами и ребенком. Если ваш тон теплый, дружественный, ладится и совместная работа, как только появляются руководящие указания, исчезает желание работать на равных. Излишне заботливые родители зачастую хотят для детей больше, чем сами дети, отнимая тем самым у ребенка энергию его собственных желаний. Надо понимать, что личность и самостоятельность ребенка развивается только в той деятельности, какой вы занимаетесь по собственному желанию и с интересом.

Необходимо вовремя перестать делать за ребенка то, что он уже способен делать сам.

Обратите внимание на следующее правило: постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему. Мелочная забота, затянувшаяся опека мешают вашему ребенку взрослеть, передача ответственности за свои дела и поступки сделают вашего ребенка сильным и уверенным в себе, ваши отношения более радостными и спокойными.

Процесс передачи ответственности начинайте с мелочей, понимая, что ваш ребенок нуждается и в отрицательном опыте.

Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия), и он будет взрослеть и становиться сознательным.

III. Самоанализ. Ребенок и домашние обязанности.

Предлагаю вам задание на самоанализ.

Разделите лист бумаги пополам и напишите заголовки «Сам(а)» и «Вместе с мамой», перечислите в них те дела, которые ваш ребенок выполняет сам, и те, в которых вы участвуете.

Сам(а)

Вместе с мамой

1. Собираюсь в школу.

2. Выбираю с кем дружить и т. д.

3. Читаю, что хочу, и т. д.

1. Делаем трудные домашние задания.

2. Убираем в квартире.

3. Накрываем на стол.

4. Убираем постель и т. д.

Подумайте, что из перечисленного вами в правой колонке можно перенести в левую.

Помните, каждое перемещение – важный этап к взрослению вашего ребенка.

Сегодня мы рассмотрим несколько правил, с помощью которых можно наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину.

Правило первое. Правила должны быть обязательно в жизни каждого ребенка. Если родители стремятся избегать конфликтов со своими детьми, хотят как можно меньше огорчать их, то они начинают идти на поводу у собственного ребенка.

Правило второе. Правил не должно быть много, и они должны быть гибкими. Это предостерегает от воспитания в духе «закручивания гаек».

Правило третье. Требования родителей не должны противоречить важнейшим потребностям ребенка. Ребенку нельзя запрещать бегать, прыгать, рисовать, шумно играть – это его потребность в движении, познании.

Правило четвертое. Привила должны быть согласованы взрослыми между собой. Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, разногласия нужно обсуждать не в присутствии ребенка.

Правило пятое. Тон, которым сообщается требование или запрет, не должен быть повелительным, а дружественно-разъяснительным.

Объяснение должно быть коротким и повторяться один раз, лучше в безличной форме: «Перед едой обязательно моют руки», а не «Немедленно вымой руки перед едой!»

Правило шестое. Наказывать ребенка лучше лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

Выполнение этих правил обеспечит нормальное развитие вашего ребенка.

Перед принятием или изменением правил в семье вам следует придерживаться н е к о т о р ы х  с о в е т о в:

1) Ограничения и запреты должны быть четко сформулированы, выдержаны в позитивном стиле и иметь конкретный характер.

2) Ограничения и запреты должны соответствовать возрасту ребенка и его опыту.

3) Ограничение должно быть выполнимым.

Любую информацию можно преподнести в позитивном ключе. Ваши высказывания, способствующие повышению самооценки ребенка, развивают и чувство ответственности. Слушая то, что им говорят, дети получают информацию о том, как надо себя вести.

IV. Ребенок и школа.

У ч и т е л ь. Ваш ребенок стал школьником и у него появились новые обязанности. Домашнее задание ученика при неправильной организации дня, при отсутствии четких требований со стороны взрослых превращается в настоящее испытание для многих родителей.

– В вашей семье все нормально с этим аспектом жизни?

– Какие проблемы, связанные с подготовкой домашнего задания, существуют в жизни современного школьника?

1) В современной школе достаточно велика учебная нагрузка.

Учащиеся должны усваивать большой объем учебного материала в школе и выполнять кропотливую, серьезную работу дома.

Предлагаю вам, родители, ответить на вопросы анкеты, которая поможет подкорректировать свое отношение к этой проблеме.

Приложение

Анкета для родителей

Уважаемые родители! С целью изучения объема учебной нагрузки вашего ребенка просим выразить ваше отношение в оценках: да – 3, не совсем – 2, нет – 1.

1. Удовлетворены ли вы организацией учебно-воспитательного процесса в школе?

2. Считаете ли вы, что вашему ребенку легко учиться в школе?

3. Устает ли ваш ребенок после дня занятий в школе?

4. Наблюдаете ли вы переутомление у вашего ребенка к концу учебной недели?

5. Считает ли вы, что объем домашнего задания оптимален для вашего ребенка?

6. Считаете ли вы, что в качестве домашнего задания имеют место трудоемкие, но малоэффективные виды работ?

7. Сколько времени затрачивает ваш ребенок на выполнение домашнего задания?

– менее 1 часа;

– 1–2 часа;

– 2–2,5 часа;

– 2,5–3 часа;

– более 3 часов.

8. Ваш ребенок выполняет домашнее задание:

– самостоятельно;

– с помощью;

– не выполняет.

9. Имеет ли ваш ребенок достаточно времени для занятий по интересам?

10. Имеют ли место жалобы со стороны вашего ребенка на нехватку времени для отдыха?

11. Соответствует ли режим работы школы уровню физического здоровья вашего ребенка?

– да;

– частично;

– нет.

Учитель. Спасибо за откровенные ответы, продолжим наш разговор.

2) Родители не всегда знают, какую помощь при подготовке домашнего задания они могут оказать ребенку.

Очень часто выполнением домашней работы занимается вся семья: папа рисует, мама ищет нужное стихотворение или перезванивает родителям одноклассников с целью уточнения заданных номеров. Какая-то часть работы достается самому ученику.

Но задача родителя совсем другая: нужно научить ребенка самостоятельно добывать знания, самостоятельно их обрабатывать, рефлексировать умения.

Как это сделать? Следуйте указаниям памятки для родителей – тогда задача будет решена.

Памятка для родителей
«Как помочь ребенку выполнить домашнее задание»

1. Ребенок должен готовить домашнее задание самостоятельно, но не бесконтрольно.

2. Выясните трудности, с которыми встречается ребенок при выполнении домашнего задания.

3. Настройте ребенка на выполнение заданий тех уроков, которые были сегодня, а задания на следующий день надо только повторить.

4. Ритм выполнения домашнего задания индивидуален для каждого ребенка. Не следует ни торопиться, ни затягивать.

5. Выполнение каждого задания необходимо мотивировать применением его в будущем.

6. Не следует отвлекать ребенка, умственный труд требует сосредоточенности.

7. Разумная помощь и ненавязчивый контроль особенно необходимы ребенку в трудновыполнимых заданиях.

8. Постепенно необходимо приучать ребенка к планирующей оценке своих действий на день, два, неделю, месяц, четверть.

Памятка
«Как выполнять письменное задание по русскому языку»

1. Внимательно прочитай задание к упражнению и определи, каким правилом будешь пользоваться при его выполнении.

2. Если нужно, найди и еще раз прочитай это правило, выучи его, приведи свои примеры.

3. Выполняя упражнение, все время сверяйся с правилом.

4. Внимательно проверь каждое написанное предложение. Используй образец в учебнике, таблицу, словарь.

5. Замеченные ошибки аккуратно исправь.

Памятка
«Как выполнять задание по чтению»

1. Прочитай текст. Запомни слова и выражения, при чтении которых тобою были допущены ошибки.

2. Поработай над этими словами (прочитай их несколько раз).

3. Отметь в тексте все непонятные слова и выражения. Выясни их значение (в словаре, у учителя, дома – у взрослых).

4. Прочитай текст еще раз. Найди «смысловые опоры», то есть слова и выражения, которые не только сами хорошо запоминаются, но и отражают суть прочитанного.

5. Перескажи текст, используя «смысловые опоры».

Памятка
по решению текстовых задач

1. Прочитай задачу, представь себе то, о чем говорится в ней.

2. Объясни, что показывает каждое число, и выдели вопрос задачи.

3. Составь вспомогательную краткую запись условия задачи или зарисуй условие.

4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала? Что потом?

5. Составь план решения задачи.

6. Запиши и выполни решение.

7. Проверь решение.

8. Запиши ответ.

Памятка для оценки учащимися
письменного задания по математике

1. Правильно ли решены пример или задача?

2. Если «да», то можно ли предложить другой (более рациональный) метод решения?

3. Если «нет», предложи свое решение.

4. Поставь отметку за работу.

Памятка для оценки учащимися
письменного задания по русскому языку

1. Определи, каким правилом следовало пользоваться при выполнении этого задания.

2. Еще раз вспомни правило и проверь себя по образцу в учебнике.

3. Внимательно проверь каждое предложение, каждую часть работы.

4. Замеченные ошибки исправляй аккуратно.

5. Сумей объяснить, почему исправленное ты считаешь ошибкой.

6. Поставь отметку за работу, обосновав ее.

Учитель. Памятки останутся у вас, поэтому вы всегда можете к ним обращаться за советом. А мы продолжим обсуждение заявленной проблемы.

3) Ребенок должен знать, в какой последовательности он обязан выполнять домашнюю работу.

Учитель. Родители не могут всегда быть рядом и всегда держать ребенка под неусыпным контролем.

Родительский контроль (он просто необходим на первых этапах обучения) должен постепенно заменяться самоконтролем. Поэтому ребенку необходим алгоритм неких действий, которые нужно выполнять. Но прежде должны знать его вы. Давайте познакомимся с последовательностью тех действий, которые приведут к положительному результату: ребенок будет способен самостоятельно выполнять успешно домашнее задание.

Памятка ученику
для приготовления устных заданий

1. Вспомни, что ты узнал на уроке. Прочти заданное по учебнику. То, что не понял, прочти 2 или 3 раза.

2. Продумай, что в прочитанном – главное. Составь план рассказа.

3. При чтении учебника обращай внимание на разбивку текста, на заголовки параграфов. Используй вопросы в конце каждого параграфа учебника.

4. При чтении учебника пользуйся иллюстрациями. Каждое новое для тебя название нужно постараться найти в словаре и запомнить.

Памятка ученику
для приготовления письменных заданий

1. Прежде чем приступить к выполнению задания, нужно исправить ошибки в предыдущих работах.

2. Повтори по учебнику правило, с которым связано выполнение задания.

3. Выполни письменное задание. Проверь каждое слово и предложение.

4. Замеченные ошибки аккуратно исправь. Если в работе много исправлений, то лучше переписать ее заново.

Правила взаимопомощи

1. Помогай тому, кто сам трудится.

2. Помогай другому даже тогда, когда тебе самому приходится трудно.

3. Помогай так, чтобы товарищ учился самостоятельно преодолевать трудности.

4. Взялся помогать – не подведи, доведи дело до конца.

III. Заключительная часть собрания.

У ч и т е л ь. Будьте последовательны сами и приучайте к последовательности ребенка. Это позволит окрасить годы учебы сына или дочери в светлые, радостные краски.