|
Пояснительная записка
«Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние.»
Л. Н. Толстой.
Пояснительная записка.
Главная задача музыкального воспитания детей дошкольного возраста – развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, прививать интерес и любовь к ней, доставлять радость. А радость – это эмоция, выражающая ощущение большого душевного удовольствия. Она возникает лишь тогда, когда человек удовлетворяет свои потребности. Следовательно, на музыкальных занятиях ребенок должен испытывать ощущение удовлетворения и удовольствия от выполнения разнообразных видов музыкальной деятельности, самоутверждаться, становиться личностью, способной творить, творчески мыслить.
Более чем за 15 лет работы я поняла, что дать знания, развить навыки и умения – не самоцель. Гораздо важнее пробудить интерес к музыкальному искусству, музыкальной деятельности. Целостное восприятие музыки – это главное, так как и исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях.
Как построить занятие таким образом, чтобы детям было интересно, чтобы они жили музыкальными образами, могли выразить свои чувства?
Я для себя сделала вывод, что все это возможно и легко сделать через музыкально-ритмические движения – ведь они являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку будет развивать музыкальный слух и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.
Огромную помощь, как практическую, так и теоретическую, мне оказала программа А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика». Она взята мною за основу составленной программы по музыкально-ритмическому движению, а также проверенный годами на практике материал по музыкально-ритмическим движениям, основанный на играх, танцах и упражнениях, разработанный педагогами –дошкольниками С.Бекиной, Т.Ломовой, Е.Соковниковой и др., и материал, основанный на фольклоре (также любимый многими музыкальными руководителями).
Во время занятий между детьми и взрослыми устанавливается теснейший контакт, взаимопонимание и любовь. Малыш через любовь к педагогу, полное к нему доверие – полюбит и поймет то, что тот предлагает ему.
В процессе двигательных упражнений, которые я выполняю вместе с детьми, между нами и наладилась эта связь, этот контакт. Поэтому я и в дальнейшей своей работе планирую широко использовать движения под музыку, как средство творческого, музыкального развития детей, как инструмент их физического воспитания и как средство коррекции.
Цель программы: развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
В соответствии с поставленной целью программа позволяет решить следующие задачи :
1. Развитие музыкальности.
1)развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
2)развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
3)развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
4)развитие музыкальной памяти.
2. Развитие двигательных качеств и умений.
1 )развитие ловкости, точности, координации движений;
2) развитие гибкости и пластичности;
3) воспитание выносливости, развитие силы;
4) формирование правильной осанки, красивой походки;
5) развитие умения ориентироваться в пространстве;
6) обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку.
1) развитие творческого воображения и фантазии;
2) развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.
4.Развитие и тренировка психических процессов.
1) развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике;
2) тренировка подвижности нервных процессов;
3) развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
5.Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности.
1) воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
2) воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Музыка и движение.
Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание праздничного марша радует, бодрит. Это выражается в подтянутой осанке, точных, подчеркнутых движениях рук и ног. Спокойный, плавный характер пляски, напротив позволяет сделать осанку свободнее, движения неторопливыми, более мягкими, округлыми.
Связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью их общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа, все это может отражаться в движении.
Художественный образ, развиваясь во времени, передается с помощью сочетания и чередования средств музыкальной выразительности. Движение также располагается во времени: изменяется его характер, направление, развертывается рисунок построения, чередуется индивидуальная и групповая его последовательность.
Принцип контрастности и повторности в музыке вызывает по аналогии контрастный характер движения и его повторность. Несложные ритмы, акценты воспроизводятся хлопками, притопами, динамические, темповые обозначения – изменением напряженности, скорости, амплитуды и направления движений.
Так в условиях интересной, увлекательной деятельности совершается музыкально-эстетическое развитие ребенка. Музыкально-ритмические движения способствуют формированию личности ребенка, его познавательной, волевой и эмоциональной сфер.
Музыкально-ритмические движения можно рассматривать как волевые проявления, так как ребенок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи.
Музыкально-ритмические движения заставляют ребят переживать выраженное в музыке. А это в свою очередь оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается, испытывает особый подъем, жизнерадостность.
Методы и формы решения поставленных задач.
В работе с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях, проводимых по расписанию 2 раза в неделю, применяются следующие методы:
1. Наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом).
2. Наглядно-зрительный, двигательный (показ игр, плясок, отдельных их элементов).
3. Словесный (образный рассказ музыкального руководителя о новой игре, танце, пояснения в ходе выполнения движений, напоминание об их приемах и так далее).
4. Упражнения (многократные повторения, варьирование знакомого материала).
5. Последовательное разучивание материала (с учетом сложности произведения, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка).
6. Индивидуальная проверка уровня усвоенных навыков, развития способностей.
7. Использование в процессе занятий приемов, обращенных к каждому ребенку.
8. Включение в график работы дополнительных индивидуальных занятий, кружковой работы.
9. Использование в качестве музыкального сопровождения целостного произведения в грамзаписи или при непосредственном «живом» исполнении.
10. Соблюдение в работе над качеством двигательных упражнений принципа «от простого – к сложному».
11. Акцентирование внимания не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям, сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это, прежде всего, сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность.
12. Объединение усилий всего педагогического коллектива на решение поставленных задач.
ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ.
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
Игра - наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Игра имеет определенный сюжет, правила, музыкально-учебные задания. Она помогает лучшему усвоению программных навыков.
В методике дошкольного музыкального воспитания определены 2 вида игр: игры под инструментальную музыку и игры под пение.
В свою очередь игры под инструментальную музыку разделяются на сюжетные, где выступают определенные персонажи, развертывается действие и решается основная задача – передать музыкально- игровой образ персонажа, и несюжетные (разновидность подвижных игр), правила которых связаны с музыкой, и решается задача – двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения.
Игры под пение включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны между собой. Построение их зависит от содержания.
Таким образом, музыкальные игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру – к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.
Своеобразной формой музыкально-ритмических движений являются детские пляски, танцы, хороводы, включающие элементы народных и классических танцевальных движений.
Исходя из общего содержания их группируют на: пляски с зафиксированными движениями, построение которых всегда зависит от структуры музыкального произведения. Например, двухчастной пьесе соответствует двухчастная пляска;
пляски комбинированные, имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию. Для них подбираются двухчастные произведения с ярко выраженным контрастным построением или две самостоятельные пьесы различного характера, но сходные по стилю. В одной из частей детям предлагается «сплясать, кто как хочет».
Свободные пляски, которые носят творческий характер и исполняются под народные плясовые мелодии.
Хороводы плясового характера, чаще связанные с народными песнями, исполняя которые дети инсценируют сюжет, сопровождая его плясовыми движениями.
Характерный танец - танец какого-либо знакомого детям образа (снежинки, мишки, зайчики...) для средних и старших дошкольников и игровые, сюжетные танцы у малышей (например, «Помирились» Т. Вилькорейской ).
Детский «бальный танец» - польки, вальсы, галопы, современные танцы.
Музыкально- ритмические навыки усваиваются в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. Однако некоторые из них требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений. Упражнения помогают навыкам выразительного движения в передаче игрового образа, в ходьбе, беге, поскоках, а также тренируют в усвоении отдельных танцевальных элементов.
Развитие выразительности музыкально- ритмических движений.
Чтобы двигаться в соответствии с характером музыки, надо иметь определенный запас движений. Их заимствуют из физических упражнений, сюжетной драматизации, танца.
Из физкультуры выбираются основные движения: ходьба, бег, прыжки, которые преобладают в играх, хороводах, плясках. Используются также гимнастические упражнения верхнего плечевого пояса, ног, корпуса. Эти движения с включением различных предметов (мячи, обручи, флажки, ленты и т.д.) и без них разучиваются с детьми уже младшего дошкольного возраста . Применяются некоторые перестроения ( ходьба шеренгами, в кругу, парами и т.д.) , необходимые для хороводов, танцев. Они хорошо организуют детский коллектив, облегчают проведение игр, хороводов.
Из сюжетной драматизации берется принцип построения -инсценирование сюжета песни, программной музыки. Дети, действуя, как сказочные или реальные персонажи , передают музыкально- игровые образы , находящиеся в определенных взаимоотношениях. Это самые разнообразные впечатления, полученные при наблюдении за трудовыми действиями взрослых, за транспортом, за повадками животных, углубляют эти впечатления телепередачи, кинофильмы. Ребята используют мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом много выдумки, фантазии, творчества. Такие движения называют образными, имитационными, сюжетными.
Все эти движения при обучении ритмике выполняют определенную функцию- выражают характер музыки.
Усложнение навыков выразительного движения идет в количественном ( от группы к группе увеличивается, например, объем элементов танца, построений и т.д.) и в качественном ( сложнее становятся сюжетно- образные движения) отношении.
Музыкально- ритмические навыки и навыки выразительного движения тесно взаимосвязаны и являются единым процессом восприятия музыки и воспроизведения ее особенностей в разнообразных движениях.
Требования к подбору музыки.
Подбирая музыку для музыкально - ритмических движений, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений.
С точки зрения доступности музыка для движений должна быть:
-небольшой по объему (от 1,5 минут для малышей до 3-4 минут для старших детей);
-умеренной по темпу ( умеренно быстрая или умеренно медленная для младших дошкольников и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорением, замедлением) для старших;
-2-х или 3-х- частной ( каждая часть музыки- контрастная по звучанию), с четкой, ясной фразировкой для малышей и разнообразной по форме ( вариации, рондо и т.д.) для старших детей ;
-музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям.
Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразными по жанру ( плясовые, колыбельные, песни, марши ) и по характеру ( веселые, задорные, спокойные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.) .
Подбирая музыку для ритмических композиций, необходимо стремиться к разнообразию стилей, поэтому в программу по музыкально- ритмическому воспитанию дошкольников включены:
-детские песни современных российских композиторов В. Шаинского, Б. Савельева, Г.Гладкова и других;
-народные мелодии;
-эстрадные мелодии ( пьесы А. Петрова, песни О.Газманова и другие);
-классические произведения.
Разнообразие стилей и жанров развивает кругозор детей, воспитывает у них интерес к музыкальному искусству, выявляет индивидуальные предпочтения к музыке, формирует художественный вкус.
Требования к подбору движений.
Движения в ритмике должны соответствовать музыке, а также быть:
-доступными двигательным возможностям детей ( с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);
-понятными по содержанию игрового образа ( для малышей- это мир игрушек, окружающей природы, персонажи мультфильмов, для старших -герои сказок, переживания различных состояний и т.д.);
-разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на коленях и другие.
Характеризуя доступность музыкально - ритмического движения, необходимо проанализировать следующие параметры:
-координационную сложность движений;
-объем движений;
-переключаемость движений;
-интенсивность нагрузки.
Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения и от подбора движений.
Наиболее нагрузочным является темп 150-160 акцентов в минуту, которому соответствует быстрый бег, прыжки. Нагрузочными также являются поскоки, галопы, приседания, выполняемые в умеренно быстром темпе.
Обычно рекомендуются следующие критерии для подбора упражнений соответственно темпу музыки:
-быстрый бег-160 акцентов в минуту;
-поскоки, галоп-120-15 0 акцентов в минуту;
-маховые движения-80-90 акцентов в минуту;
-наклоны-70 акцентов в минуту;
-повороты, наклоны головы, растягивания-40-60 акцентов в минуту.
Ориентировка при подборе движений идет на средние показатели уровня развития детей в группе, но все характеристики нужно соотносить и с индивидуальными возможностями конкретного ребенка.
Контроль за самочувствием детей.
Во время занятиями ритмикой необходимо руководствоваться общей заповедью: «Не навреди!», поэтому;
1 .Нужно постоянно следить за состоянием детей на занятиях.
2. Согласовывать с предписаниями врача дозировку физической нагрузки, а также характер двигательных упражнений.
3.Проверять вместе с медсестрой по внешнему виду детей и изменением их пульса нагрузку на занятиях.
4.Прислушиваться внимательно к жалобам детей, просто так лениться они не станут.
5.Выяснять все данные о здоровье ребенка и его индивидуальных особенностях у воспитателей и родителей.
6.Следить за чистотой зала, его проветриванием, а также удобством одежды и обуви детей на занятии. Соблюдать технику безопасности в музыкальном зале.
Программные задачи по музыкально- ритмическому воспитанию детей Первой младшей группы.
На третьем году жизни в связи с общим физическим развитием детей их движения под музыку еще недостаточно согласованны, нет умения одновременно начинать и заканчивать движения, отмечать метрическую пульсацию ходьбы и бега.
ЗАДАЧИ.
1 .Воспитание интереса к музыкально- ритмическим движениям.
2.Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, образно- игровые движения.
3.Развитие музыкального слуха:
-музыкально- сенсорных способностей ( различение динамики, продолжительности, высоты и тембра музыкального звука);
-чувства ритма;
-слухового внимания.
4.Развитие двигательной сферы:
формирование основных двигательных навыков и умений ( ходьбы, бега, прыжков), элементов плясовых движений ( «фонарики», притопы, «пружинки» и т.д.).
5.Воспитание общительности, умения входить в контакт со взрослым и ребенком.
6.Развитие элементарных умений пространственных ориентировок:
умений становиться друг за другом, двигаться «стайкой», по кругу.
7.Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен, потешек, расширяя словарный запас.
Программные задачи по музыкально- ритмическому воспитанию детей Второй младшей группы.
Ребенок этого возраста легко возбуждается от обилия впечатлений, различных заданий, быстро устает, лучше воспринимает и запоминает то, что эмоционально окрашено, интересно. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объём и разнообразие движений невелики.
ЗАДАЧИ.
1. Развитие музыкальности.
-воспитание интереса и любви к музыке в процессе совместных игр, движений под музыку со сверстниками, взрослыми;
-обогащение слушательского опыта;
-развитие умения передавать в движении характер музыки;
-развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности.
2. Развитие двигательных качеств и умений.
Передавать в движении музыкальный образ, используя:
Основные виды движений: ходьба- бодрая, спокойная, на носках, топающим шагом, с высоким подниманием колена;
бег- легкий;
прыжки- на двух ногах вместе, с продвижением вперед, прямой галоп. Общеразвивающие упражнения на основе игрового образа на различные группы мышц.
Имитационные движения. Плясовые движения.
3.Развитие умения ориентироваться в пространстве. Строить круг, становиться в пары и друг за другом. 4-Развитие и тренировка психических процессов.
-развитие умения начинать и заканчивать движения вместе с музыкой;
-развитие умения выражать эмоции;
-тренировка подвижности нервных процессов- умение изменять движение в соответствии с различным темпом, формой и ритмом музыки;
-развитие восприятия, внимания, памяти.
5.Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности.
-воспитание умения чувствовать настроение музыки, понимать состояние образа;
-воспитание умения вести себя в группе во время движения.
Программные задачи по музыкально- ритмическому воспитанию детей средней группы.
В этом возрасте у детей появляются возможности выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности.
ЗАДАЧИ
1. Развитие музыкальности
-воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность в её слушании, движении под музыку в свободных играх;
-обогащать слушательский опыт;
-развивать умение передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения;
-развивать умение передавать основные средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, метроритм, различать 2-3-частную форму произведения;
-развивать способность различать жанр произведения и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове.
2.Развитие двигательных качеств и умений.
Развивать способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений:
Основные: ходьба- бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена;
бег- легкий, ритмичный;
прыжки- на 2-х ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп, поскоки.
Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц. Имитационные движения. Танцевальные движения.
3.Развитие умения ориентироваться в пространстве.
Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов.
4.Развитие творческих способностей.
-воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
-развитие воображения, фантазии, в нахождении своих оригинальных движений.
5.Развитие и тренировка психических процессов.
-развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движения вместе с музыкой;
-развивать умение выражать эмоции в мимике и пантомимике;
-тренировать подвижность нервных процессов на основе движения в различных темпах и ритмах;
-развивать восприятие, произвольное внимание, волю, все виды памяти, мышление, речь.
6.Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности.
-воспитывать умение сочувствовать, воспринимать музыкальный образ, настроение, выражать это в пластике;
-воспитывать культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми, формировать чувство такта.
Программные задачи по музыкально- ритмическому воспитанию в старшей группе.
В этом возрасте ребёнок крепнет физически, становится более подвижным, успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений в ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы нервной деятельности : развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Проявляются элементы творчества.
ЗАДАЧИ.
1 .Развитие музыкальности.
-воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку;
-обогащать слушательский опыт;
-развивать умение выражать в движении характер музыки, передавать её контрасты;
-развивать умение передавать в движении основные средства музыкальной выразительности: темп- разнообразный, динамику, регистр, метроритм, различать 2-3-частную форму музыкального произведения;
-развивать способность различать жанр музыкального произведения-плясовая (вальс, полька), песня, марш, и выражать это в соответствующих движениях.
2.Развитие двигательных качеств и умений.
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные виды движений.
Основные: ходьба- бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим шагом, топающим шагом, «с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена;
бег- легкий, ритмичный, передающий различный образ;
прыжковые движения- на одной, на двух ногах на месте и с различными
вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа ( прямой
галоп, боковой галоп), поскоки.
Общеразвивающие упражнения-на различные группы мышц и
различный характер, способ движения, на развитие гибкости, точности,
координации .
Имитационные движения- различные образно- игровые движения,
раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние.
Плясовые движения- элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения.
3.Развитие умения ориентироваться в пространстве
Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, в колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики»).
4.Развитие творческих способностей.
-развитие умений сочинять несложные плясовые движения;
-формирование умения исполнять знакомые движения под другую музыку, импровизировать в драматизации;
-развитие воображения, фантазии, умения оценивать свои творческие проявления.
5.Развитие и тренировка психических процессов.
-тренировка подвижности нервных процессов- умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом;
-развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления-на основе усложнения заданий;
-развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике:
радость, грусть, страх, тревога.
6.Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности.
-воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам;
-воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий;
-воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых.
Программные задачи по музыкально-ритмическому воспитанию детей подготовительной к школе группы.
В этом возрасте ребёнок-дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, лёгкости, изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных движений, они с большим интересом и желанием откликаются на творческие задания, проявляя самостоятельность, инициативу, творческую активность.
ЗАДАЧИ
1.Развитие музыкальности.
-воспитывать любовь к музыке, потребность слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать что это за произведение и кто его написал;
-обогащать слушательский опыт разнообразными по стилю и жанрам музыкальными сочинениями;
-развивать умение выражать в движении характер музыки и её настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
-развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп- разнообразный, а также ускорения и замедления;
динамику( усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр( высокий, средний, низкий); метроритм-разнообразный; различать 2-3-частную форму произведения( с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;
-развитие способности различать жанр произведения- плясовая( вальс, полька, старинный и современный танец), песня, марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.
2.Развитие двигательных качеств и умений.
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные виды движений.
Основные: ходьба- бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперед и назад ( спиной), с высоким подниманием колена( высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным шагом», с ускорением и замедлением;
бег- легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;
прыжковые движения- на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа(прямой галоп, боковой галоп), поскок «лёгкий» и «сильный». Общеразвивающие упражнения- на различные группы мышц и различный характер, способ движения(упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног. Имитационные движения- различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущение тяжести или лёгкости, разной среды- «в воде», «в воздухе» и т.д.
Плясовые движения- элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие ассиметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом.
3.Развитие умений ориентироваться в пространстве.
Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций(«змейка», «воротики», «спираль»).
4.Развитие творческих способностей.
-развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
-формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
-развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.
5.Развитие и тренировка психических процессов.
-тренировка подвижности нервных процессов- умение изменять движение в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения- по фразам;
-развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления- на основе усложнения заданий(увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений);
-развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике:
радость, грусть, страх, тревога, волнение, разнообразные по характеру настроения.
б.Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности.
-воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам;
-воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры- занятия с младшими детьми;
-воспитание чувства такта умения вести себя в группе во время занятий;
-воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых.
Показатели развития.
Задачи по музыкально-ритмическому воспитанию я реализую в процессе творческого общения с детьми в различных формах работы: на занятиях, в свободных играх, при подготовке и проведении праздников и развлечений, в процессе индивидуальных общений с детьми.
Показатели уровня развития детей Второй младшей группы.
Важнейшим показателем уровня музыкально-ритмического развития ребенка в этом возрасте является интерес к самому процессу движения под музыку, выразительность движений и умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ. При недостаточной координации, ловкости и точности движений ( что в этом возрасте встречается довольно часто) выразительность пластики детей выявляет творческую одаренность, музыкальность. Разнообразие выполняемых движений, соответствие их темпу, ритму, форме музыкального произведения свидетельствуют о высоком уровне музыкального и двигательного развития ребенка.
Показатели уровня развития детей средней группы.
Показателем уровня развития является не только выразительность и непосредственность движений под музыку, но и умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций.
Показатели уровня развития детей старшей группы.
В этом возрасте показатели уровня развития значительно повышаются. Они в себя включают: выразительность исполнения движений под музыку, умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности, способность к импровизации, точность и правильность исполнения движений в танцевальных композициях.
Показатели уровня развития детей подготовительной к школе группы.
Основными показателями уровня развития двигательных навыков детей 6-7 лет являются:
-выразительность, лёгкость и точность исполнения движений под музыку;
-умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
-освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений;
-умение передавать свой опыт младшим , организовать игровое общение с другими детьми;
-способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;
-точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.
Литература:
Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» — Санкт-Петербург, 2000.
Ветлугина Н.А.— «Музыкальное развитие ребенка» Москва, 1967.
Ветлугина Н.А.— «Методика музыкального воспитания в детском саду» Москва, 1989.
Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. «Музыка и движение детей дошкольного возраста» — Москва, 1984.
Радынова О.П. «Методика музыкального воспитания в детском саду» — Москва, 2000.
Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей» — Ярославль, 1996.
Михайлова М.А., Горбина Е.В. «Поем, танцуем, играем дома и в саду» — Ярославль, 1996
Запорожец А.В. «Развитие произвольных движений» — Москва, 1960.
Воронова А.Е. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет» — Москва,
2006.
Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» — Москва 2004.
Девятова Т.Н. «Звук – волшебник» — Москва, 2006.
Дубровская Е.А. «Ступеньки музыкального развития» — Москва, 2004.
Кононова Н.Г. «Музыкально-дидактические игры для дошкольников» — Москва,, 1982.
Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» — Москва, 1990.
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Ладушки» — Санкт-Петербург, 2007.
|
|
|