|
«Лучшее из моей методической копилки»
«Лучшее из моей методической копилки»
-
Переосмысление темы и образа дома в современной русской литературе (на материале пьесы
-
Л. С. Петрушевской «Три девушки в голубом»).
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
-
Для современной литературы характерны переходность, переклички с классической литературой. Подведение итогов, апокалипсические настроения, спор с классической традицией, дискуссии о новом герое, поиски адекватного наступающему веку языка – это все черты литературы рубежа веков, символически зажатого между словами «конец» и «начало».
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ «ЖЕНСКОЙ» ЛИТЕРАТУРЫ:
-
1. Внешне «женская» литература выстраивается в большинстве случаев как история героини.
-
2. При организации произведений используются определенные сюжетные схемы.
-
3. Нередко авторы переплетают в одном повествовании несколько историй, постоянные временные перебивки создают напряжение, усиливают внутренний динамизм.
-
4. Местом действия в «женской» литературе обычно становятся дом, офис, школа, больница, родильные отделения, общежития.
-
В плане языка создается впечатление, что автор фиксирует реальные фразы, монологи, разговоры людей.
Первое, что бросается в глаза в пьесах Л. С. Петрушевской, это перегруженность бытом. Герои, кажется, ничего не способны замечать вокруг себя, кроме постоянных семейных неурядиц, нехватки денег и поисков способов найти их. Быт сгущен, сконцентрирован до такой степени, что представляется единственной всеобъемлющей реальностью. Он превращен в абсолют, вбирает все возможные проявления человека, все возможные отношения между людьми, люди же мечутся в этом плену, либо отбиваясь от нескончаемых проблем, либо молчаливо и покорно неся их бремя. И те и другие следуют сентенции одного из героев Петрушевской, нечаянно изреченной: «Надо жить жизнью...». Какая это жизнь?..
-
Первое, что бросается в глаза в пьесах Л. С. Петрушевской, это перегруженность бытом. Герои, кажется, ничего не способны замечать вокруг себя, кроме постоянных семейных неурядиц, нехватки денег и поисков способов найти их. Быт сгущен, сконцентрирован до такой степени, что представляется единственной всеобъемлющей реальностью. Он превращен в абсолют, вбирает все возможные проявления человека, все возможные отношения между людьми, люди же мечутся в этом плену, либо отбиваясь от нескончаемых проблем, либо молчаливо и покорно неся их бремя. И те и другие следуют сентенции одного из героев Петрушевской, нечаянно изреченной: «Надо жить жизнью...». Какая это жизнь?..
«Три сестры» А. П. Чехова
-
Сестры Прозоровы не похожи на тех сестер, которых изображает Л. С. Петрушевская. Между ними – настоящие родственные отношения, а не формальные, как в произведении современного автора.
Л. С. Петрушевская, показывая обесценивание, формализацию родственных отношений, по сравнению с тем, что было в русских семьях начала прошлого столетия, акцентирует внимание читателей на кризисных явлениях современного общества .
-
Л. С. Петрушевская, показывая обесценивание, формализацию родственных отношений, по сравнению с тем, что было в русских семьях начала прошлого столетия, акцентирует внимание читателей на кризисных явлениях современного общества .
А. П. ЧЕХОВ:
-
«пошлость пошлого человека»;
-
«люди обедают, просто обедают, а между тем...»;
-
«мало действия – ... много разговоров...».
Пьесы Л. С. Петрушевской – важный этап в развитии «социально-бытовой», «психологической» драмы, драмы «правды жизни» и других подтипов этого традиционного направления русской драматургии, основанной на переосмыслении и творческой переработке достижений и открытий русской классики.
-
Пьесы Л. С. Петрушевской – важный этап в развитии «социально-бытовой», «психологической» драмы, драмы «правды жизни» и других подтипов этого традиционного направления русской драматургии, основанной на переосмыслении и творческой переработке достижений и открытий русской классики.
ИТОГИ УРОКА:
-
Тема Дома достаточно значима и для современных авторов, в частности для драматурга Л. С. Петрушевской – представительницы «женской» литературы. Образ Дома помогает ей создать яркий и выразительный «слепок» с современной действительности, обнажить ее «слабые» стороны, заключающиеся в утрате сути родственных отношений, любви и доброты между близкими людьми. Важными при этом оказываются литературные параллели, проводимые Л. С. Петрушевской с произведениями русских классиков, например, с пьесами А. П. Чехова, что способствует созданию еще более сильного контраста в решении темы семьи, дома в русском обществе начала и конца прошлого столетия.
|
|
|