|
«Техника и манера исполнения в русском народном танце»
Мастер-класс
ПО ТЕМЕ:
«Техника и манера исполнения в русском народном танце»
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: Соловьева Т.А
Тема занятия: «Основы народно-сценического танца»
Цели: демонстрация основных элементов техники народного танца, формирование сознательного отношения к традициям национальной хореографии.
Задачи:
Закрепление пройденного материала по теме: «народно-сценический танец» и «элементы танцев народов мира».
Закрепление исполнительских навыков.
Воспитание эмоционального восприятия музыки.
Тип занятия: мастер – класс.
Форма занятия: коллективная работа.
Методы обучения:
словесные: объяснение;
практический: выполнение упражнений;
наглядный – показ.
Оборудование, наглядные и дидактические материалы:
хореографические зеркала.
музыкальный центр, диск с записью народных мелодий
русский платок,
косынки, матрешка,
кружочки трех цветов,
правила техники безопасности,
сувениры «Матрешка» для детей
Структура занятия:
Вводная часть. Организационный момент. (5 мин.)
Подготовительная часть. (5 мин.)
Основная часть (25 мин.)
Контрольная часть (5 мин.)
Рефлексия (5 мин.)
Используемая литература:
Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам хореографических коллективов, балетных школ и студий. – СПб.: «Люкси», и «Респекс», 1996.
Джим Холл Уроки танцев. Лучшая методика обучения танцам. Москва, «Издательство Астрель» -2008год.
Довбыш Н. Танцевальные игры для детей (http://www.horeograf.com
Назарова А.Г. «Танцевать могут все!». Типография ОФТ. г. С-Петербург, 2005 г.
Ход занятия
Вводная часть Организационный момент. (5 мин.)
Педагог приглашает детей в зал. Занятие начинается с приветствия (поклон). Знакомство с учениками, рассказ педагога о себе. Информация о дальнейшей деятельности участников в коллективе, сообщение целей и задач, стоящих перед коллективом, инструкция по технике безопасности, установление групповых норм, сообщение тем текущего занятия.
2 Подготовительная часть. (5 мин.)
Педагог: - Как вы думаете, когда появился танец? Действительно история танца уходит в далекую древность. Уже тогда люди открыли, что оказывается свои мысли, чувства, поступки, можно выражать не словами, а движениями. Поэтому язык танца понятен всем людям, без переводчика. Через движения мы можем передать образ любого животного, растения. Явления природы.
- А как вы думаете, когда человеку хочется танцевать (ответы детей).
Педагог: - Я хочу узнать, какое у вас сейчас настроение?
Детям предлагается раздаточный материал «настроение» в виде кружочков трех цветов: красный цвет – отличное настроение, желтый- хорошее, зеленый- немного тревожное (вдруг что-то не получится).
- Я рада, что у вас у всех хорошее настроение!
. Основная часть. (25 мин.)
Упражнение «Шаг-шажочек».
Дети простым шагом двигаются по танцклассу за педагогом.
Любой танец начинается с шага. И сейчас мы будем учиться правильно выполнять танцевальный шаг. (В русском характере).
Дети встают в круг, берутся за руки. Русский танцевальный шаг исполняется с любой ноги с вытянутым носочком. (Звучит музыка)
Предлагаются следующие упражнения:
-
Дети идут танцевальным шагом по кругу вправо, влево.
В круг, из круга.
Поворот в парах, затем общий круг.
Этюды (середина зала):
«моталочка» простая и с пристукиванием и притопами;
«ковырялочка» простая и сложная (по четырем точкам);
«бег» с наклоном и притопами;
«повороты» простые и сложные
Педагог: Молодцы ребята!
Упражнение: наклоны вправо, влево одной рукой, двумя руками.
Педагог: - Ребята, а вы знаете такую игру «Ручеек»? Давайте поиграем. Педагог объясняет правила игры. Дети встают в пары друг за другом, под музыкальное сопровождение ведущий начинает двигаться под руками начиная с первой пары и до последней, выбирая себе пару. Ребенок оставшийся без пары становится ведущим. ( Звучит музыка)
Упражнение «Полушалочек».
Педагог: - Кто знает, что означает слово «Полушалочек»?
Посмотрите, что у меня в руках? (Педагог показывает детям шаль или русский платок.)
Педагог: - Это шаль, сейчас я сверну ее пополам, и получится половина шали или полушалок. В старину полушалочками называли короткие косыночки. Я предлагаю вам пройти к зеркалу и одеть косыночки. А сейчас:
Улыбнитесь, подарим себе хорошее настроение (элементы актерского мастерства).
Подразните себя, соседа.
Наклоните голову вправо, влево, в пары с приседанием.
Снимите косынки.
Упражнения:
1. Правая нога на каблук, наклоняются к ноге, в руках косынка;
2. Левая нога на каблук, также наклон к ноге;
3. Взмах косынкой;
4. Тоже с притопом;
5. Со звуком, проговаривают слова – «Ух», «Эх».
Танцевальный этюд «Матрешка»
Педагог читает загадку про матрешку, дети отгадывают.
Она на вид одна большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью во второй найдешь
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдешь.
Внутри их всех малютка-крошка,
Все вместе сувенир ……(матрешка).
Педагог: - Правильно ребята, это матрешка. Ребята, а вы знаете, когда появилась первая матрешка? (Ответы детей). Она появилась 100 лет назад. Имя ей дали в то время очень распространенное – Матрена, а ласково Матрешка. (Педагог показывает детям деревянную куклу матрешку).
Педагог предлагает детям вспомнить, что ни знают про матрешку.
Педагог: - Посмотрите, как одета Матрешка. Матрешка живет не одна, а большой семьей. Сегодня мы с вами потанцуем с матрешкой.
Детям предлагается разучить танцевальный этюд «Матрешки». (Звучит музыка, приложение.
Исходное положение – дети встают в круг, держась за руки
1 такт - танцевальным шагом двигаются по кругу вправо;
2 такт – двигаются по кругу влево;
3 такт – в круг;
4 такт – из круга;
5 такт – повороты в парах;
6 такт – поворот вокруг себя вправо;
7 такт – перестраиваются танцевальным шагом в пары «Воротца»;
8 такт – «ручеек»;
9 такт – идут в одну линию;
10 такт – шаг на каблук правой ноги, затем левой;
11 такт – притоп правой ногой, правая рука вверх с платочком;
1 2 акт – притоп левой ногой, поклон.
4.Контрольная часть (5 мин.)
Педагог: - Ребята, подошло к концу наше занятие. Мы с вами разучили движения русского танца «Матрешка». Давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня на занятии? С какими новыми словами познакомились? ( шаль, полушалочек). Трудно ли вам было выполнять движения, если да, то какие?
Педагог указывает на недостатки и достоинства в усвоении материала. Благодарит всех участников.
Рефлексия
Педагог: - Давайте посмотрим, какое у вас сейчас настроение? Дети выбирают кружочки трех цветов. В танцклассе на стенах приклеены ромашки без серединки. Приклеивают кружочки настроения на ромашки. Посмотрите, как засиял наш танцкласс! Кабинет нам улыбается. Наше настроение передалось залу!
(Методические рекомендации: если у кого-то из детей настроение изменилось в худшую сторону, необходимо выяснить причину, приободрить, похвалить ребенка за наиболее удачно выполненную комбинацию).
Педагог: Я хочу поделиться с вами своим настроением и хочу подарить каждому из вас маленькую матрешку, в память о нашей встрече!
Дети прощаются с педагогом, исполняют поклон.
(Методические рекомендации: выход из зала может быть разнообразным: музыкально оформлен, в парах, по одному, можно обойти класс по кругу, можно провести детей через центр класса и т.д.).
Работа с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования детей
Тема одаренных и талантливых детей постоянно звучит в средствах массовой информации. Действительно, ее можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества во многом зависит от интеллектуального потенциала людей.
Нельзя пренебречь заботой о том, чтобы сберечь, развить ростки необычных способностей. Дети, превосходящие сверстников, проявляющие особые умственные возможности, могли бы своевременно получать более углубленное образование, раньше включаться в творческую жизнь.
Детство – пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность. Главная проблема в отношении незаурядных детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы уже теперь уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям. Важно, чтобы ребенок с необычными способностями прожил детские годы, не стесняемый в своем развитии, получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил. Внимательнейшим образом следует относиться к признакам одаренности у растущего человека.
Дополнительное образование представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.
Индивидуально-личностная основа деятельности учреждения дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.
Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждения дополнительного образования.
Одаренность (по Ожегову) рассматривается как способность к выдающимся достижениям в любой сфере человеческой деятельности. Иногда одаренность рассматривается как возможность высоких достижений.
Дополнительное образование – составная часть непрерывного образования и естественный партнер общеобразовательной школы, где на первый план выходит личность ребёнка, а не учебные программы в своём формализованном виде.
Такой подход ставит во главу работы индивидуализацию как совместную деятельность педагога и обучающегося по развитию того особенного, единичного и неповторимого, что заложено в данном ребенке от природы и приобретено им в жизненном опыте.
Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми в дополнительном образовании является ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и ребенка, педагога и группы.
Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных программ. В эти программы должны быть включены, наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей.
Эти материалы должны строиться на следующих психологических и дидактических принципах:
Принцип проблемности.
Принцип открытости.
Принцип исторического реализма.
Принцип индивидуальности.
Принцип исследовательского подхода.
Данные программы должны учитывать хотя бы пять основных этапов творческого акта:
Исследовательская активность.
Постановка вопросов и начало личностного взаимодействия.
Проявление собственных мыслей (это требует наличия заинтересованного слушателя).
Реальное воплощение найденного решения и стремление к личностной самореализации.
Профессиональное творческое самоопределение (данный этап может быть реализован при условии позитивной оценки и социального признания).
Цель работы с одаренными детьми – развитие творческих способностей в условиях дифференцированного и индивидуального обучения. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с детьми, через - проведение педагогических советов с приглашением специалистов; - обучение на курсах повышения квалификации; - подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений; - научно-методическую работу по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом)
-
выявление одаренных детей на основе итогов конкурсов, выставок и иных соревновательных мероприятий, достигнутых практических результатов в основных областях деятельности, диагностических данных, путём: - обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности; - знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения; - выявления мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка; - длительное наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехам в реальной деятельности;
формирование банка данных “Развитие”;
Разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ, позволяющих более полно удовлетворять интересы обучающихся;
Для проектирования образовательной микросреды необходимо взаимосвязанное проектирование трех ее компонентов: пространственно-предметного, социального и психодидактического.
Важнейшая роль принадлежит проектированию психодидактического компонента. Развивающая образовательная среда, которая с наименьшими затратами может быть реализована в системе дополнительного образования, обеспечивает формирование у воспитанников интеллектуальных способностей, творческого потенциала.
Исходя из вышеизложенного, следует выделить следующие взаимосвязанные направления работы дополнительного образования:
- проектно-исследовательская деятельность, как продолжение, углубление и практическое применение базовых образовательных курсов;
- укрепление здоровья;
- коммуникативные и иные тренинги.
Элементы педагогических технологий, применяемых в системе дополнительного образования для работы с одаренными детьми:
Деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность)
Формирование внутренней мотивации.
Организация образовательного процесса при “субъект – субъектных отношениях”.
Предоставление “веера выбора”, что создает возможности каждому обучающемуся возможности для развития.
Рефлексия.
Возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление.
Соблюдение принципов – “право на ошибку”, “ситуация успеха”, “не сравнивать с другими” и т.д., которые создают благоприятный морально-психологический климат.
Интегративный подход.
Условия успешной работы с одаренными обучающимися
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива учреждения и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению и творчеству.
Создание и постоянное совершенствование методической системы.
Включение в работу с одаренными детьми в первую очередь педагогов, обладающих определенными качествами:
педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
педагог верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых ми решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
педагог стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.
Каждый одаренный ребенок – индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды. Какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности могут указать взрослому на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником, лидером и др.? Ответ на этот сложный вопрос простым быть не может. Ученые уже обнаружили ряд закономерностей, позволяющих прогнозировать будущее ребенка, но до алгоритма построения надежных обоснованных прогнозов еще бесконечно далеко.
Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.
Выявление потенциальной и скрытой одаренности продиктовано, прежде всего, гуманистическими соображениями, желанием привлечь внимание к большему числу детей. При понимании всей теоретической сложности доминирующим является стремление не “упустить” ни одного ребенка, требующего внимания педагога.
Мотивация обучения и адаптации ребенка в группе.
Вопросы анкеты.
1. Тебе нравится в Доме детского творчества (группе) или не очень?
2. Когда заканчиваются уроки ты всегда с радостью идешь в Дом творчества (группу) или тебе хочется остаться в школе (пойти домой)?
3. Если бы педагог в группе сказал, что завтра необязательно приходить всем обучающимся, ты бы пошел в дом творчества (группу) или остался бы в школе (дома)?
4. Тебе нравится, когда у вас в группе отменяются занятия?
5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий в группе?
6. Ты хотел бы , чтобы в группе были…
7. Ты часто рассказываешь о группе (Доме детского творчества) родителям?
8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий педагог в группе?
9. У тебя в группе много друзей?
10. Тебе нравятся твои одногрупники?
КЛЮЧ
1. Да-3 б.
|
6. Нет-3 б.
|
2. Да-3 б.
|
7. Да-3 б.
|
3. Да-3 б.
|
8. Нет-3 б.
|
4. Нет-3 б.
|
9. Да-3 б.
|
5. Нет-3 б.
|
10. Да-3 б.
|
25-30 баллов – высокий уровень адаптации;
20-24 балла – средняя норма;
15-19 – указывают на внешнюю мотивацию;
10-14 – низкая мотивация;
Ниже 10 баллов – негативное отношение к группе и дезадаптация.
Первичная диагностика одаренности детей педагогом
Инструкция. Ниже приведены шкалы, которые предназначены для того, чтобы педагог мог обучить характеристики обучающихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто Вы наблюдали проявление какой-либо из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам НЕ суммируются.
Пожалуйста, внимательно прочтите утверждения и обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:
1- если Вы почти никогда не наблюдаете этой характеристики;
2 - если Вы наблюдаете эту характеристику время от времени;
3 - если Вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;
4 - Если Вы наблюдаете эту характеристику почти все время.
Шкала 1. Познавательные характеристики обучающегося
1. Обладает довольно большим для этого возраста запасом слов; использует термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью и сложностью.
1 2 3 4
2. Обладает обширным запасом информации по разнообразным темам (выходящих за пределы интересов детей этого возраста).
1 2 3 4
3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.
1 2 3 4
4. Легко “схватывает” причинно – следственные связи; пытается понять “как” и “почему”; задает много вопросов (в отличии от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать что лежит в основе явлений и действий людей.
1 2 3 4
5. Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно “видит больше” или “извлекает больше”, чем другие, из рассказа, фильма, из того, что происходит.
1 2 3 4
Список литературы
Бискер Л.М. Программа “Одаренные дети” // “Завуч”.- 2001.- №4.- с.39-45
Завельский Ю.К. Концепция работы гимназии с одаренными детьми // “Завуч”.- 2000.- №1.- с.107-116
Золотарева А.В. Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004.- 304с.
Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // “Дополнительное образование детей”.- 2001.- № 24.- с. 37-39.
Подласый И.П. Педагогика. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-с.576.
Савельева Е.А. О художественных способностях детей. // “Завуч”.- 2000.- № 6.- с. 132-137.
|
|
|