Главная страница

Пояснительная записка


Скачать 117.9 Kb.
Название Пояснительная записка
А.С.Кулигина
Дата 28.02.2016
Размер 117.9 Kb.
Тип Пояснительная записка


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус программы

Данная рабочая программа разработана на основе авторской рабочей программы по французскому языку для 5 класса (из сборника «Рабочие программы. Французский язык» 5-9 классы, изд-во «Просвещение», 2011г.), авторы: А.С.Кулигина, А.В.Щепилова.

Программа основывается на Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) и включает обязательный минимум содержания образования по предмету "Французский язык" в 5-ом классе.

Программа реализует следующие основные функции:

  • информационно-методическую;

  • организационно-планирующую;

  • контролирующую.


Цели обучения французскому языку

В соответствии с ФГОС данная программа нацелена на реализацию личностно ориентированного, коммуникативно-когнитивного, деятельностного подхода к обучению иностранному языку.

Основное назначение предмета "Французский язык" состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Изучение французского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • Дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной/межкультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.

  • Развитие личности учащихся посредством воспитательного потенциала французского языка; развитие и воспитание у учащихся понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

Общая характеристика курса

Французский язык входит в предметную область "Филология".

  • Французский язык как учебный предмет характеризуется:

  • межпредметностью;

  • многоуровневостью;

  • полифункциональностью.

Курс учитывает возрастные особенности учащихся. В подростковом возрасте появляется интерес к большей самостоятельности и самоутверждению, формируется познавательный и креативный интерес. В этот момент усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большое значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения иностранному языку (в том числе информационных). На уроке чаще используются ТСО. Больше дается самостоятельных заданий, в том числе тестовых.

Ведущими формами организации учебной деятельности являются индивидуальная, групповая, фронтальная, парная. Для рациональной организации педагогического процесса большое значение придаётся реализации дифференцированного подхода к обучающимся и учёту индивидуальных особенностей.В силу специфики обучения иностранным языкам большинство уроков носят комбинированный характер, когда на одном и том же уроке у учащихся могут развиваться все виды речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование и письмо).

Содержание программы реализуется через следующие образовательные технологии:

  • информационно-коммуникативная технология;

  • проектная технология;

  • технология совместной деятельности;

  • игровая деятельность;

  • проблемно-поисковая технология.


При использовании названных технологий обеспечивается решение проблем личностно-ориентированного обучения. Работа над проектом в совместной или индивидуальной деятельности способствует развитию не только самостоятельного критического мышления, но и грамотности, культуры общения и поведенческой культуры; умения выполнять различные социальные роли в аутентичных ситуациях общения.
Примерный перечень проектных работ:

  • поиск дополнительной информации по изучаемым темам в справочной литературе, прессе на иностранном языке, Интернете;

  • составление таблиц, схем, коллажей на основе собранной информации;

  • творческие проекты: выпуск газет, журналов, книг на французском языке устный журнал изготовление постеров, реклам, наглядных пособий.

Содержание обучения французскому языку в УМК "Твой друг французский язык"в 5 классе соответствует уровню развития коммуникативной компетенции А1 (в терминах Совета Европы).
Основные содержательные линии:

  • коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности;

  • языковые средства и навыки оперирования ими;

  • социокультурные знания и умения.

Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, что обусловлено единством составляющих коммуникативной компетенции как цели обучения: речевой, языковой, социокультурной.

Описание места учебного курса в учебном плане

В соответствии с Базисным учебным планом предусмотрено 3 учебных часа в неделю на изучение предмета «Французский язык» в общей средней школе, соответственно 102 часа в учебном году.
Предметное содержание речи

УМК А.С.Кулигиной «Твой друг французский язык» 5 класс продолжает курс обучения французскому языку в начальной школе.

В состав УМК «Твой друг французский язык» для 5 класса А.С. Кулигиной входят:

  • учебник в двух частях с аудиоприложением на электронном носителе;

  • рабочая тетрадь;

  • книга для учителя;

  • рабочие программы 5-9 классы.

Речевые умения формируются в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер в рамках тематики:

1. Взаимоотношения в семье, с друзьями. Внешность. Досуг, увлечения. Покупки. Переписка.

2. Школа и школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Каникулы и их проведение в различное время года.

3. Родная страна и страна изучаемого языка. Их географическое положение, климат, погода, столицы, их достопримечательности. Городская / сельская среда проживания школьников.

4. Здоровье и личная гигиена. Защита окружающей среды.
Формы контроля

Целью контроля является развитие у учащихся умения проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Текущий контроль как наиболее оперативная и гибкая проверка проводится на всех этапах обучения французскому языку. Текущий контроль проводится на каждом уроке (контроль выполнения домашнего задания, умения учащегося выполнять различные упражнения в соответствии с заданием/инструкцией), а также систематический контроль после серии занятий. Особенность состоит в том, что учащиеся могут обращаться к учителю за подсказкой.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток времени - четверть, полугодие, год. Итоговые контрольные работы включают усвоенные учащимися учебные материалы по всем видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению и письму.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса


Личностные результаты учащихся 5 класса, формируемые при изучении французского языка:

  • формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области "Иностранный язык";

  • осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в рамках учебно-исследовательской деятельности;

  • позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении;

  • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

  • знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры.

  • уважение к другим народам мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

  • освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

  • уважение к истории, культурным и историческим памятникам Франции.


Метапредметные результаты учащихся 5 класса, формируемые при изучении французского языка:

  • развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

  • развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодествовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;

  • развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

  • развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

  • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на французском языке.


Предметные результаты освоения курса учащимися 5 класса:

Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:

говорении:

  • начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;

  • расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;

  • рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;

  • сообщать краткие сведения о своем городе, о своей стране и стране изучаемого языка;

  • описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей.

Объём диалогов – до 3 -4 реплик со стороны каждого участника.

Объём монологического высказывания – 8-10 фраз.
аудировании:

  • воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;

  • воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью);

  • воспринимать на слух и выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст.

Время звучания текстов для аудирования – до 2-х минут.
чтении:

  • читать и понимать аутентичные тексты разных жанров и стилей с различной глубиной проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения):

  • с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение).

  • Объём текстов для чтения – 400-500 слов.

  • с полным пониманием содержания (изучающее чтение).

  • Объём текстов для чтения – 150-170 слов.

  • с выборочным пониманием нужной или интересующейся информации (просмотровое/поисковое чтение).

Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть текст или несколько текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.

Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
письменной речи:

  • заполнять анкеты и формуляры;

  • писать короткие поздравления с днём рождения, другим праздником. Объём открытки - до 15-30 слов, включая адрес.

  • писать личное письмо с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбы).

  • Объём личного письма – 20 слов, включая адрес.


Социокультурная компетенция:

  • знакомство с отдельными социокультурными элементами речевого поведенческого этикета во франкоязычной среде в условиях проигрывания ситуаций общения;

  • знакомство с фамилиями и именами выдающихся людей страны изучаемого языка;

  • знакомство с образцами художественной и научно-популярной литературы;

  • знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка: распространенных образцов фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы);

  • знание государственной символики (флага и его цветовой символики, гимна, столицы страны изучаемого языка);

  • представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и страны изучаемого языка.


Компенсаторная компетенция:

умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет использования контекстуальной догадки, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.

Языковые знания и умения

Графика и орфография

Знание правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи

Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков французского языка в потоке речи, соблюдение правильного ударения и интонации в словах, ритмических группах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.
Лексическая сторона речи

Расширение объёма продуктивного и рецептивного лексического минимума за счёт лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 500 лексическим единицам, усвоенным в начальной школе, добавляется около 150 новых лексических единиц, отражающих культуру страны изучаемого языка, наиболее устойчивые словосочетания (avoir faim/soif, froid, peur, être bien/mal à l'aise, avoir besoin, etc.), оценочную лексику (c'est facile/difficile, c'est bien/très bien/mal, ça me plaît/déplaît, j'adore/je déteste), основные способы словообразования (суффиксы: -eur/-euse, -ier/-ière, префиксы: re-, ré-, r'-).
Грамматическая сторона речи

Расширение объёма знаний грамматических средств, изученных в начальной школе, и овладение новыми грамматическими явлениями.

Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи нераспространённых и распространённых простых предложений; сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; безличных предложений; предложений с неопределённо-личным местоимением on, прямого порядка слов и инверсии.

Умение распознавать и употреблять в речи:

  • глаголы I, II и III группы в présent, passé composé, futur immédiat;

  • глаголы в повелительном наклонении;

  • определенные и неопределенные артикли перед существительными;

  • частичный артикль;

  • степени сравнения прилагательных;

  • предлоги;

  • количественные и порядковые числительные;

  • притяжательные прилагательные;

  • указательные прилагательные.


Рассмотрено на заседании Кафедры иностранных языков.

Протокол № от

Руководитель кафедры ___________________ (__________)

«Согласовано»

Руководитель методического объединения ___________________ 2013г.