Главная страница

Для младшего возраста задачи должны быть следующими


Скачать 60.65 Kb.
Название Для младшего возраста задачи должны быть следующими
Дата 17.03.2016
Размер 60.65 Kb.
Тип Документы

Все дети нуждаются в любви, доброжелательном внимании взрослого и общении с ним. Сегодня ни для кого не секрет, что общение ребенка со взрослыми и сверстниками – необходимое условие полноценного социального развития. Поэтому важно понимать, что негативный опыт общения в целом ряде случаев не побуждает, а «отвращает» ребенка от стремления к утверждению себя в мире человеческих отношений.

Работу в данном направлении нужно строить поэтапно. Прежде всего необходимо определить задачи развития.

Для младшего возраста задачи должны быть следующими:

- воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим;

- побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства, распознавать связь между отчетливо выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей это состояние;

- поддерживать высокую общую самооценку личности ребенка («Я – хороший!»).

В старшем возрасте эти задачи могут поменяться на следующие:

- развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения и формирования у детей чувства патриотизма – любви к родному краю, родной стране, привязанности, преданности и ответственности по отношению к людям, населяющим ее;

- способствовать усвоению детьми нравственных ценностей;

- воспитывать этически ценные способы общения;

- развивать интерес к самопознанию и воспитывать у ребенка уважение к себе.

Для психологического комфорта детей в детском саду, их эмоционального благополучия среди взрослых и сверстников, получения радости и удовольствия от отношений с ними необходимо:

- раскрывать ребенку мир чувств, переживаний, различных эмоциональных состояний людей, как взрослых так и сверстников;

- развивать стремление видеть и понимать эмоциональные состояния( в младшем возрасте – радость, печаль, спокойствие; в старшем возрасте – радость, восторг, грусть, печаль, спокойствие, гнев, тревожность);

- развивать способность сдерживать себя и выражать чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме;

- создавать условия для доверительного общения ребенка с др. людьми;

- воспитывать умение использовать способы общения, принятые в обществе.

Деятельность педагога следует строить, используя разные варианты работы с детьми, а именно:

- специально организованные занятия;

- естественно возникающие и специально созданные ситуации для познания эмоциональных состояний людей;

- дидактические и творческие игры;

- участие детей в театральной, художественной и музыкальной деятельности( важно обеспечить не только участие детей в инсценировках сказок, но и условия для ролевых, режиссерских игр, в которых ребенок воспроизводит отношения между детьми в группе, а также между детьми и взрослыми в детском саду и семье);

- посещение музеев, проведение экскурсий, чтение художественной литературы и т.п. для развития у детей интереса к миру людей и обогащения их представлений о социальной действительности;

- создание эмоционального экрана для выражения своего эмоционального состояния в течение дня;

- домашние задания для согласованности воспитательных усилий педагогов и родителей;

Для обогащения положительного опыта общения детей с окружающими людьми, чтобы дети стремились к общению, отвечали требованиям партнеров по общению, приобретали гибкость и пластичность в социальном поведении, педагог может регулярно побуждать детей своей группы интересоваться, доволен ли другой ребенок тем, какие игрушки, фломастеры, книги ему достались, как распределили поручения, обязанности. Педагог учит проявлять доброжелательное внимание по отношению к ребенку, только что пришедшему в детский сад, брату, сестре, кому-либо из сверстников в группе. Следует постоянно поддерживать потребность в положительной самооценке, способствовать развитию веры в себя, в свои силы («Я могу!»), самостоятельности («Я сам!»). Необходимо воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства. Например, если сверстник заставлял ребенка сделать что-то неприемлемое (побить, унизить), я научила отказывать в категоричной форме. Научила мириться (посмотреть в глаза, улыбнуться, сказать: «Давай помиримся!». Я всегда помнила, что детям в этом возрасте необходима похвала и положительная оценка взрослого. Высказывая похвалу-одобрение, я всегда выражала свои положительные чувства («Я рада, что ты пришел!»). Если ребенок своим поведением вызывал отрицательные переживания, считала нужным сообщить ему об этом («Мне неприятно, когда дети меня не слушают»). Чтобы ребенок лучше понимал меня и самого себя, я не только рассказывала ему о своих переживаниях, но и «озвучивала» чувства ребенка, показывала, что готова их разделить («Тебе грустно оттого, что мама ушла… пойдем, поиграем с куклами. Ты будешь дочкой, а я буду мамой. Давай!?»). При обсуждении поведения ребенка я оценивала не личность ребенка в целом, а конкретные действия и поступки. Кроме того, я выработала для себя правило: «Не сравнивать достижения и поступки ребенка с достижениями других детей, а лишь с его же собственными успехами и неудачами». Для развития у детей стремления понять эмоциональное самочувствие взрослого, выразить сопереживание и оказать содействие, я использовала ситуации, возникающие в ежедневной жизни («Виктория Сергеевна очень устала, давайте поможем ей – постараемся сами заправить кроватки»). Чтобы лучше осознать положительные стороны других детей и самого себя в частности, я всегда старалась поддерживать разговоры о детях, возникшие по инициативе ребенка.

Данная тема требует особого внимания педагогов к работе с родителями. Очень важно, чтобы родители понимали значение социально-эмоционального развития для всей последующей жизни ребенка.

Я использовала разные формы работы с родителями. Приведу некоторые из них. В зависимости от возраста детей и уровня их восприимчивости, предлагаю родителям дома побеседовать с ребенком на следующие темы:

- любимый домашний уголок ребенка( почему ему нравится там находиться, во что он играет или чем занимается, когда остается один и т.п.);

- собственное детство родителей ( родители могут показать свои детские фотографии, сравнить их с фотографиями ребенка, найти в чем они похожи с ребенком);

- дружба ( родители могут рассказать детям о своей дружбе в детстве, с кем они дружат сейчас, расспросить ребенка о его друзьях, поинтересоваться у ребенка – каким, по его мнению, должен быть друг, для чего нужна дружба и т. д.);

- ссоры ( ребенку можно рассказать, как избежать ссор, можно ли сердиться на друзей, что чувствует ребенок, если он поссорился с кем-то, как ребенок может понять, что родители рассердились, как помириться, что нужно сделать для этого);

- грусть ( родители могут рассказать ребенку, что им иногда тоже бывает грустно, вспомнить о каком-либо печальном событии в их жизни: что они тогда чувствовали, кто пришел им на помощь);

- радость (родители могут рассказать о смешном, приятном случае, событии, о своих чувствах тогда, почему они это чувствовали);

- страх (родителям нужно узнать у ребенка, чего он боится: темноты, одиночества. Не следует смеяться над ребенком, а постараться помочь ему справиться с этим чувством);

- смелость ( родителям можно побеседовать с ребенком о том, кого можно назвать смелым; когда быть смелым хорошо, а когда ненужная смелость может стать причиной неприятности или даже беды).

Список тем, безусловно, может быть продолжен.

Следует объяснить родителям, доверие, откровенность, их собственное доброжелательное отношение, отсутствие негативных оценок, касающихся личности ребенка должны быть непременным условием разговора.

Домашние задания такого рода, их обсуждение могут стать не только темой индивидуальной беседы, но и темой родительского собрания.

Тематическими могут быть и занятия, в которых могут принять активное участие и сами родители. Например, занятия на тему «О вкусах не спорят», «Человек родился, чтобы трудиться», «Здоровье нужно беречь», «Когда папа был маленьким» и т.д.), а также различные совместные мероприятия, в которых дети и родители действуют совместно.

Можно предложить родителям завести дома специальный альбом, который станет хорошим дополнение к семейному архиву. В таком альбоме можно фиксировать не только изменения внешнего облика ребенка, но и становление его внутреннего мира. В таком альбоме можно рисовать, наклеивать картинки, записывать какие-то эпизоды из жизни семьи, делать аппликации т.д. на разные темы. Ребенок может постараться сам изобразить себя, когда ему грустно, радостно, когда он сердится, грустит; отразить эпизоды, собственные впечатления после поездки, посещения музея, театра, похода на природу и т.д. Очень важно, чтобы родители не просто давали ребенку задание, но и активно помогали ему в выборе материалов и средств ( например, подбирали ненужные журналы для вырезания, для аппликаций…).

На отдельных страницах родители могут изобразить то, что, по их мнению, нравится или не нравится ребенку, и потом сравнить рисунки ребенка со своими рисунками. Даже самые простые и не очень умелые рисунки взрослых позволят ребенку лучше познакомиться с родительскими чувствами, вкусами, желаниями, что так необходимо для укрепления взаимопонимания между близкими людьми.

Можно предложить родителям вместе с детьми сделать «Семейное дерево жизни», составить родословную семьи при помощи рисунков и фотографий. Рассматривая такие альбомы в детском саду, мы имеем возможность побеседовать с детьми об их родителях, бабушках, дедушках, других ближайших родственниках.

В результате такой работы определенно можно сказать, что не только педагоги, но и родители гораздо лучше узнают индивидуальные особенности своего ребенка. Доверительные беседы, совместная деятельность позволяет родителям обнаружить в своих детях такие переживания и желания, о которых они порой даже и не подозревали. Это заставляет родителей обращаться за помощью и советом к педагогам, что позволяет по-новому оценить их профессиональную деятельность и способствует росту педагогического престижа.