|
Пояснительная записка Календарно-тематический план Требования к уровню подготовки обучающихся
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………3
Календарно-тематический план………………………………………..6
Требования к уровню подготовки обучающихся……………………10
Информационно-методическое обеспечение………………………..11
Пояснительная записка
Цель изучения курса:
Освоение значимости периода феодализма в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Общие задачи изучения курса:
- формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации шестиклассников в процессе освоения историко-культурного опыта народов зарубежных стран и народов России;
- овладение знаниям о социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья (преимущественно с позиции эволюции общественных взглядов);
- овладение обучающимися знаниями об истории отдельных стран Западной Европы в V – XV веках в их социальном, политическом и духовно-нравственном контекстах, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в период Средневековья и его значении для современного Отечества;
- овладение обучающимися основными знаниями по истории России с древнейших времен до конца XVIв., понимание ими места и роли Древней, Новгородской, Владимиро-Суздальской и Московской Руси во всемирно-историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества;
- воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов в процессе изучения истории и богатства культуры народов Европы, Азии, Африки и Америки;
- воспитание обучающихся в духе уважения к своей древней истории и гордости за героические свершения предков;
- развитие способности обучающихся анализировать информацию, содержащуюся в летописях («Повесть временных лет» и др.), правовых документах(Русская правда, Судебники 1497 и 1550гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории
- формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми, сословиями, отдельными народами, о повседневной культуре и куртуазности в эпоху Средневековья в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/), примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/10-o.doc), авторских программ Агибаловой Е. В. «История средних веков» и А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной «История России 6-9 кл.» (Программы общеобразовательных учреждений. История, обществознание. 5-11 классы. – М.: «Просвещение», 2007.) без изменений и дополнений.
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию. Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. Стандарт 2004 г. устанавливает хронологические рамки курса истории в 6 классе по XV в. Учебники 6 класса включают материал по XVI в. и для удобства учителя и учеников тематическое планирование составлено по XVI в.
В учебной программе используется следующий УМК:
Агибалова Е. В. История Средних веков: учебник для 6 кл. – М.: Просвещение, 2009
Крючкова Е. А. Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История Средних веков»: 6 класс. – М.: Просвещение, 2009
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. - М.: Просвещение, 2007.
Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2010
Рабочая программа ориентирована на 6 класс, рассчитана на 70 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.
Календарно-тематический план
История Средних веков (34ч.)
№
урока
|
Тема урока
|
Материал учебника
|
Дата проведения
|
1.
|
Введение. Живое Средневековье.
|
|
Сент.
|
Тема1. Становление средневековой Европы (VI – XIвв.)
|
|
2.
|
Древние Германцы и Римская империя
|
§1
|
Сент.
|
3.
|
Королевство франков и христианская церковь в VI – XI вв.
|
§2
|
Сент.
|
4.
|
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.
|
§3
|
Сент.
|
5.
|
Западная Европа в IX – XI вв.
|
§4
|
Сент.
|
6.
|
Культура Западной Европы в раннее Средневековье
|
§5
|
Сент.
|
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI – XIвв.
|
7.
|
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.
|
§6
|
Сент.
|
8.
|
Культура Византии
|
§7
|
Сент.
|
9.
|
Образование славянских государств
|
§8
|
Окт.
|
Тема 3. Арабы в VI – XIвв.
|
10.
|
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.
|
§9
|
Окт.
|
11.
|
Культура стран халифата
|
§10
|
Окт.
|
Тема 4. Феодалы и крестьяне
|
|
12.
|
В рыцарском замке
|
§11
|
Окт.
|
13.
|
Средневековая деревня и ее обитатели
|
§12
|
Окт.
|
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе
|
|
14.
|
Формирование средневековых городов.
|
§13
|
Окт.
|
15.
|
Горожане и их образ жизни
|
§14
|
Окт.
|
Тема 6. Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы
|
16.
|
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.
|
§15
|
Окт.
|
17.
|
Крестовые походы.
|
§16
|
Окт.
|
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XVвв.)
|
18.
|
Как происходило объединение Франции
|
§17
|
ноябрь
|
19.
|
Что англичане считают началом своих свобод
|
§18
|
ноябрь
|
20.
|
Столетняя война
|
§19
|
ноябрь
|
21.
|
Крестьянские восстания во Франции и в Англии
|
§20
|
ноябрь
|
22.
|
Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии
|
§21
|
ноябрь
|
23.
|
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
|
§22
|
ноябрь
|
Тема 8. Германия и Италия в XII – XV вв.
|
24.
|
Усиление власти князей в Германии
|
§23
|
декабрь
|
25.
|
Расцвет итальянских городов
|
§24
|
декабрь
|
Тема 9. Славянские государства и Византия в XIV – XV вв.
|
26.
|
Гуситское движение в Чехии
|
§25
|
декабрь
|
27.
|
Завоевание турками-османами Балканского полуострова
|
§26
|
декабрь
|
Тема 10. Культура Западной Европы в XI – XV вв.
|
28.
|
Образование и философия
|
§27
|
декабрь
|
29.
|
Средневековая литература и искусство
|
§28
|
декабрь
|
30.
|
Культура раннего возрождения в Италии
|
§29
|
декабрь
|
31.
|
Научные открытия и изобретения
|
§30
|
декабрь
|
Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
|
32.
|
Средневековый Китай. Индия. Государства и культура
|
§31- 32
|
январь
|
33.
|
Государства и народы доколумбовой Америки. Африка
|
§33-34
|
январь
|
34.
|
Наследие Средних веков в истории человечества
|
|
январь
|
Календарно-тематический план
История России (36ч.)
№ урока
|
Тема урока
|
Материал учебника
|
Дата проведения
|
1
|
Что изучает история Отечества
|
С. 4-6
|
январь
|
2
|
Восточные славяне в древности
|
§1
|
январь
|
3
|
Соседи восточных славян
|
§2
|
февраль
|
4
|
Формирование Древнерусского государства.
|
§3
|
февраль
|
5
|
Первые киевские князья. Князь и дружина
|
§4
|
февраль
|
6
|
Князь Владимир. Киевская Русь на рубеже X-XI вв. Принятие христианства.
|
§5
|
февраль
|
7
|
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
|
§6
|
февраль
|
8
|
Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого
|
§7
|
февраль
|
9
|
Культура Древней Руси
|
§8
|
февраль
|
10
|
Итоговый контроль по теме «Русь в 9- первой половине 11веке»
|
|
февраль
|
11
|
Раздробленность древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины
|
§9
|
март
|
12
|
Главные политические центры Руси. Владимиро-суздальское княжество
|
§10-11
|
март
|
13
|
Главные политические центры Руси. Новгородская земля и Галицко-волынское княжество
|
§10-11
|
март
|
14
|
Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана.
|
§12
|
март
|
15
|
Борьба русского народа с западными завоевателями. Походы шведов на Русь.
|
§13
|
март
|
16
|
Русь и Орда. Образование Золотой Орды.
|
§14
|
март
|
17
|
Русь и Литва. Формирование литовско-русского государства.
|
§15
|
март
|
18
|
Культура русских земель. Идеал единства Русской земли в произведениях русской культуры.
|
§16
|
апрель
|
19
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь во второй половине 12- 13 веке»
|
|
апрель
|
20
|
Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Москвы.
|
§17
|
апрель
|
21
|
Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва
|
§18
|
апрель
|
22
|
Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века.
|
§19
|
апрель
|
23
|
Создание единого Русского государства.
|
§20
|
апрель
|
24
|
Российское государство в конце XV – начале XVI века. Изменения в политическом строе и управлении.
|
§21
|
апрель
|
25
|
Церковь и государство в конце XV – начале XVI века.
|
§22
|
апрель
|
26
|
Культура и быт Московского государства в XIV-XV вв.
|
§26-28
|
апрель
|
27
|
Основные социальные слои Российского государства XIV-XV вв.
|
§24
|
май
|
28
|
Итоговый контроль по теме: «Образование русского централизованного государства»
|
|
май
|
29
|
Московское государство в XVI веке. Реформы Избранной рады
|
§23
|
май
|
30
|
Внешняя политика Ивана IV. Освоение Сибири
|
§24
|
май
|
31
|
Опричнина
|
§25
|
май
|
32
|
Культура и быт в XVI веке. Просвещение, развитие научных знаний.
|
§26-28
|
май
|
33
|
РК. Родной край в XIV-XVI вв
|
|
май
|
34
|
Итоговый контроль «Московское государство в XVI веке»
|
|
май
|
35
|
Повторительно-обобщающий урок «Русское государство в IX-XVI вв»
|
|
май
|
36
|
Повторительно-обобщающий урок «Общее и особенности в развитии средневековой Руси и стран Европы»
|
|
май
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения истории обучающийся должен
• уметь связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
• уметь анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
• уметь сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
• уметь давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
• уметь полемизировать и отстаивать свои взгляды;
• уметь самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
• уметь работать с исторической картой;
• уметь оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Информационно-методическое обеспечение
1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. – М.: Просвещение, 2009.
2. Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского / авт. Е. А. Крючкова. М.: Просвещение, 2009.
3. Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2010
4. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. - М.: Просвещение, 2007.
5. Данилов А. А., Косулина Л. Г .Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2010
6. Е.В. Симонова. Поурочные разработки по истории России. 6 класс – М.: «Экзамен», 2006.
7. Б. Н. Серов, Л. М. Гаркуша, м. В. Лескинен Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. – М.: ВАКО, 2003
Литература для обучающихся
Забелин И.Е Домашний быт русского народа в XVI - XVII веках. -М., 1995
История внешней политики России. XVIII век. -М., 2000
История государства российского. Хрестоматия. XVII век. – М., 2000
Ключевский В.О. Исторические портреты. - М., 1997
Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций.- М., 1996
Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М., 1998
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Т.1-3., М., 2005
Шефов Н.А. Самые знаменитые войны и битвы России. – М.: Вече, 2000
Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история. М.: Аванта – Плюс, 2002
Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей.Ч.1. От древних славян до Петра Великого. М.: Аванта – Плюс, 2002
Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. Архитетура, изобразительное искусство и декоративно – прикладное искусство с древнейших времён до эпохи Возрождения. М.: Аванта – Плюс, 2002
Интернет- ресурсы
Интернет-ресурсы портала «Европейское Средневековье»: http://antology.rchgi.spb.ru/htm
Материалы по курсу «История средних веков» на сайте исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова: http://www.hist.msu.ru/Departments/Medieval/exam.htm
«Почемучка»: ответы на различные вопросы Средневековья для школьников: http://pochemuchca.ru/srednev.html
«Мир ссылок»: коллекция ссылок на различные сайты, посвященные средневековой тематике: http://mir-ssylok.narod.ru/vi_sr.htm
|
|
|