Главная страница

Пояснительная записка Календарно-тематический план Требования к уровню подготовки обучающихся


Скачать 138.51 Kb.
Название Пояснительная записка Календарно-тематический план Требования к уровню подготовки обучающихся
Дата 11.02.2016
Размер 138.51 Kb.
Тип Пояснительная записка



Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………3

Календарно-тематический план………………………………………..6

Требования к уровню подготовки обучающихся……………………10

Информационно-методическое обеспечение………………………..11

Пояснительная записка

Цель изучения курса:

Освоение значимости периода феодализма в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Общие задачи изучения курса:

- формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации шестиклассников в процессе освоения историко-культурного опыта народов зарубежных стран и народов России;

- овладение знаниям о социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья (преимущественно с позиции эволюции общественных взглядов);

- овладение обучающимися знаниями об истории отдельных стран Западной Европы в V – XV веках в их социальном, политическом и духовно-нравственном контекстах, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в период Средневековья и его значении для современного Отечества;

- овладение обучающимися основными знаниями по истории России с древнейших времен до конца XVIв., понимание ими места и роли Древней, Новгородской, Владимиро-Суздальской и Московской Руси во всемирно-историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества;

- воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов в процессе изучения истории и богатства культуры народов Европы, Азии, Африки и Америки;

- воспитание обучающихся в духе уважения к своей древней истории и гордости за героические свершения предков;

- развитие способности обучающихся анализировать информацию, содержащуюся в летописях («Повесть временных лет» и др.), правовых документах(Русская правда, Судебники 1497 и 1550гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории

- формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми, сословиями, отдельными народами, о повседневной культуре и куртуазности в эпоху Средневековья в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/), примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/10-o.doc), авторских программ Агибаловой Е. В. «История средних веков» и А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной «История России 6-9 кл.» (Программы общеобразовательных учреждений. История, обществознание. 5-11 классы. – М.: «Просвещение», 2007.) без изменений и дополнений.

Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию. Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. Стандарт 2004 г. устанавливает хронологические рамки курса истории в 6 классе по XV в. Учебники 6 класса включают материал по XVI в. и для удобства учителя и учеников тематическое планирование составлено по XVI в.

В учебной программе используется следующий УМК:

Агибалова Е. В. История Средних веков: учебник для 6 кл. – М.: Просвещение, 2009

Крючкова Е. А. Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История Средних веков»: 6 класс. – М.: Просвещение, 2009

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. - М.: Просвещение, 2007.

Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2010

Рабочая программа ориентирована на 6 класс, рассчитана на 70 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.

Календарно-тематический план

История Средних веков (34ч.)



урока

Тема урока

Материал учебника

Дата проведения

1.

Введение. Живое Средневековье.




Сент.

Тема1. Становление средневековой Европы (VI XIвв.)




2.

Древние Германцы и Римская империя

§1

Сент.

3.

Королевство франков и христианская церковь в VI – XI вв.

§2

Сент.

4.

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

§3

Сент.

5.

Западная Европа в IX – XI вв.

§4

Сент.

6.

Культура Западной Европы в раннее Средневековье

§5

Сент.

Тема 2. Византийская империя и славяне в VI XIвв.

7.

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

§6

Сент.

8.

Культура Византии

§7

Сент.

9.

Образование славянских государств

§8

Окт.

Тема 3. Арабы в VI XIвв.

10.

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

§9

Окт.

11.

Культура стран халифата

§10

Окт.

Тема 4. Феодалы и крестьяне




12.

В рыцарском замке

§11

Окт.

13.

Средневековая деревня и ее обитатели

§12

Окт.

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе




14.

Формирование средневековых городов.

§13

Окт.

15.

Горожане и их образ жизни

§14

Окт.

Тема 6. Католическая церковь в XI XIII вв. Крестовые походы

16.

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

§15

Окт.

17.

Крестовые походы.

§16

Окт.

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XVвв.)

18.

Как происходило объединение Франции

§17

ноябрь

19.

Что англичане считают началом своих свобод

§18

ноябрь

20.

Столетняя война

§19

ноябрь

21.

Крестьянские восстания во Франции и в Англии

§20

ноябрь

22.

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии

§21

ноябрь

23.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

§22

ноябрь

Тема 8. Германия и Италия в XII XV вв.

24.

Усиление власти князей в Германии

§23

декабрь

25.

Расцвет итальянских городов

§24

декабрь

Тема 9. Славянские государства и Византия в XIV XV вв.

26.

Гуситское движение в Чехии

§25

декабрь

27.

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

§26

декабрь

Тема 10. Культура Западной Европы в XI XV вв.

28.

Образование и философия

§27

декабрь

29.

Средневековая литература и искусство

§28

декабрь

30.

Культура раннего возрождения в Италии

§29

декабрь

31.

Научные открытия и изобретения

§30

декабрь

Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

32.

Средневековый Китай. Индия. Государства и культура

§31- 32

январь

33.

Государства и народы доколумбовой Америки. Африка

§33-34

январь

34.

Наследие Средних веков в истории человечества




январь


Календарно-тематический план

История России (36ч.)

урока

Тема урока

Материал учебника

Дата проведения

1

Что изучает история Отечества

С. 4-6

январь

2

Восточные славяне в древности

§1

январь

3

Соседи восточных славян

§2

февраль

4

Формирование Древнерусского государства.

§3

февраль

5

Первые киевские князья. Князь и дружина

§4

февраль

6

Князь Владимир. Киевская Русь на рубеже X-XI вв. Принятие христианства.

§5

февраль

7

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

§6

февраль

8

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого

§7

февраль

9

Культура Древней Руси

§8

февраль

10

Итоговый контроль по теме «Русь в 9- первой половине 11веке»




февраль

11

Раздробленность древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины

§9

март


12

Главные политические центры Руси. Владимиро-суздальское княжество

§10-11

март

13

Главные политические центры Руси. Новгородская земля и Галицко-волынское княжество

§10-11

март

14

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана.

§12

март

15

Борьба русского народа с западными завоевателями. Походы шведов на Русь.

§13

март

16

Русь и Орда. Образование Золотой Орды.

§14

март

17

Русь и Литва. Формирование литовско-русского государства.

§15

март

18

Культура русских земель. Идеал единства Русской земли в произведениях русской культуры.

§16

апрель

19

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь во второй половине 12- 13 веке»




апрель

20

Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Москвы.

§17

апрель

21

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

§18

апрель

22

Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века.

§19

апрель

23

Создание единого Русского государства.

§20

апрель

24

Российское государство в конце XV – начале XVI века. Изменения в политическом строе и управлении.

§21

апрель

25

Церковь и государство в конце XV – начале XVI века.

§22

апрель

26

Культура и быт Московского государства в XIV-XV вв.

§26-28

апрель

27

Основные социальные слои Российского государства XIV-XV вв.

§24

май

28

Итоговый контроль по теме: «Образование русского централизованного государства»




май

29

Московское государство в XVI веке. Реформы Избранной рады

§23

май

30

Внешняя политика Ивана IV. Освоение Сибири

§24

май

31

Опричнина

§25

май

32

Культура и быт в XVI веке. Просвещение, развитие научных знаний.

§26-28

май

33

РК. Родной край в XIV-XVI вв




май

34

Итоговый контроль «Московское государство в XVI веке»




май

35

Повторительно-обобщающий урок «Русское государство в IX-XVI вв»




май

36

Повторительно-обобщающий урок «Общее и особенности в развитии средневековой Руси и стран Европы»




май


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения истории обучающийся должен

уметь связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

• уметь анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

• уметь сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

• уметь давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

• уметь полемизировать и отстаивать свои взгляды;

• уметь самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;

• уметь работать с исторической картой;

уметь оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.

Информационно-методическое обеспечение

1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. – М.: Просвещение, 2009.

2. Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского / авт. Е. А. Крючкова. М.: Просвещение, 2009.

3. Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2010

4. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. - М.: Просвещение, 2007.

5. Данилов А. А., Косулина Л. Г .Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2010

6. Е.В. Симонова. Поурочные разработки по истории России. 6 класс – М.: «Экзамен», 2006.

7. Б. Н. Серов, Л. М. Гаркуша, м. В. Лескинен Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. – М.: ВАКО, 2003

Литература для обучающихся

  1. Забелин И.Е Домашний быт русского народа в XVI - XVII веках. -М., 1995

  2. История внешней политики России. XVIII век. -М., 2000

  3. История государства российского. Хрестоматия. XVII век. – М., 2000

  4. Ключевский В.О. Исторические портреты. - М., 1997

  5. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций.- М., 1996

  6. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М., 1998

  7. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Т.1-3., М., 2005

  8. Шефов Н.А. Самые знаменитые войны и битвы России. – М.: Вече, 2000

  9. Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история. М.: Аванта – Плюс, 2002

  10. Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей.Ч.1. От древних славян до Петра Великого. М.: Аванта – Плюс, 2002

  11. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. Архитетура, изобразительное искусство и декоративно – прикладное искусство с древнейших времён до эпохи Возрождения. М.: Аванта – Плюс, 2002

Интернет- ресурсы

  1. Интернет-ресурсы портала «Европейское Средневековье»: http://antology.rchgi.spb.ru/htm

  2. Материалы по курсу «История средних веков» на сайте исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова: http://www.hist.msu.ru/Departments/Medieval/exam.htm

  3. «Почемучка»: ответы на различные вопросы Средневековья для школьников: http://pochemuchca.ru/srednev.html

  4. «Мир ссылок»: коллекция ссылок на различные сайты, посвященные средневековой тематике: http://mir-ssylok.narod.ru/vi_sr.htm