|
Тематическое планирование музыкальных занятий в группе «вместе с мамой»
ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ГРУППЕ «ВМЕСТЕ С МАМОЙ»
В последние годы мы стали свидетелями возрождения педагогики раннего детства. Появились различные новые формы дошкольного образования для детей раннего возраста: центры игровой поддержки, группы кратковременного пребывания, службы ранней помощи и др.
Вот уже 10 лет (с 2003 года) в нашем центре существует группа кратковременного пребывания «Вместе с мамой», в которой мне, как музыкальному руководителю, было предложено организовать проведение музыкальных занятий. Изучив опыт работы педагогов-музыкантов и психологов (Ларечиной Е.В., Ермолиной Т.В., Виноградова Л.В.), посетив спецсеминары, семинары – практикумы по музыкальному воспитанию в группе «Вместе с мамой», я разработала перспективно – тематическое планирование занятий, сделала отбор музыкального репертуара, определилась в структуре занятия, сформулировала для себя роль родителя (сопровождающего взрослого).
В основе планирования лежит тема. Она объединяет все виды деятельности на музыкальном занятии. А далее происходит закрепление и передача образа в продуктивных видах деятельности (лепка, рисование, аппликация) на творческом занятии с педагогом группы «Вместе с мамой».
Музыкальный репертуар, используемый мной в работе, включает в себя произведения золотого фонда дошкольного музыкального репертуара (М.Красев, Т. Бабаджан, Е. Тиличеева, Т. Попатенко и др.), серию С.и Е. Железновых «Музыка с мамой», серию музыкально-игрового материала Т.В. Ермолиной «Трогательная музыка», аудиопособия Л. Раздобариной из серии «Малышам и малышкам» - «Ромашковые песенки», «Игрушечные песенки» и др., сборник Я.Г. Жабко «Первые песенки для раннего возраста», разработки по раннему возрасту М. Ю. Картушиной, композиции Т. Суворовой из «Танцуй, малыш!», а также программу Т. Сауко, А. Бурениной «Топ-хлоп, малыши».
Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность – 10-20 минут. Время занятия может варьироваться в связи с учетом физического и эмоционального состояния малышей. Каждое занятие обязательно включает в себя ритуал приветствия (с пропеванием имени каждого ребенка и его мамы), ритуал прощания, а также следующие виды музыкальной деятельности: восприятие музыки, подпевание и пение, музыкально – ритмические движения, презентации музыкальных инструментов и элементарное музицирование, пальчиковые и коммуникативные игры.
Процесс занятий основан на сотрудничестве взрослого и ребенка, действия мамы для малыша являются образцом, которому он следует. Если родители проявляют искренний интерес к музыкальной деятельности, то и у ребенка этот интерес проявится. Поэтому на первой организационной встрече в сентябре мы договариваемся о том, что на музыкальных занятиях у нас отсутствуют просто сидящие, просто смотрящие, отстраненные от дела. Пассивное присутствие на занятиях рассматривается как нехороший тон, а равнодушная или хмурая гримаса на лице - некорректна. Родители, постепенно освобождаясь от скованности и неловкости, включаются в активное взаимодействие с ребенком и педагогом, и тогда эти совместные действия доставляют всем участникам много радости. Ребенок разительно изменяется: он становится бодрым, активным, радостным, стремится общаться с малознакомыми взрослыми и со сверстниками, становится способным развиваться самостоятельно, с педагогом и вместе с другими малышами уже без присутствия мамы, что и требуется для успешной адаптации в детском саду.
Цель: Приобщение детей к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке, развитие элементарных музыкальных способностей в среде, максимально приближенной к домашней (близость матери и уютная доброжелательная атмосфера).
Задачи: Восприятие музыки
Создавать условия для развития у детей эмоциональной отзывчивости на музыку, накопления музыкальных впечатлений.
Формировать желание слушать музыку, используя различные виды слушания – восприятия: пение взрослых (педагога и мам) с сопровождением и без него; сказка, иллюстрируемая музыкой; музыкально-двигательный показ; слушание музыки в игровой форме.
Подпевание и пение
-
Создавать условия для формирования предпосылок певческой деятельности: активная роль мам (сопровождающих взрослых), тщательно подобранный репертуар, театрализованное исполнение песни, разнообразный раздаточный материал.
Музыкально – ритмические движения:
Помочь детям в установлении простейших связей музыки и движения (передача в движении характера музыки, формы произведения, образа персонажа) через упражнения, танцы, пляски, хороводы, подвижные игры.
Презентации музыкальных инструментов .Элементарное музицирование:
-
Увлечь детей звучащими музыкальными игрушками и детскими инструментами, знакомить с разными тембрами, развивать музыкальную активность.
Осваивать элементарные приемы игры.
Пальчиковые и коммуникативные игры:
Способствовать включению детей в сообщество сверстников и взрослых.
Содержание занятий:
Месяц
|
Тема занятия
|
Музыкальный репертуар
|
Сентябрь
|
Ладушки – ладошки
|
«Дай ладошечку» (р.н.м. «Я на горку шла»), «Ай-да», р.н.п. «Ладушки», пальчиковая игра «Кулачки-ладошки»
|
2.Солнышко
|
Тиличеева. Вот как мы умеем Картушина. Солнышко, «Ай-да», игровое упр. с погремушкой (укр.н.п. «Гопачок»), «Солнышко» (муз.Макшанцевой)
|
3.Рябинка
|
«Дай ладошечку», «Ай-да», «Вот как мы умеем»
Веселова. Вокруг рябинушки
|
4.Листики
|
Тиличеева. Ходим – бегаем. Вихарева. Листик желтый. Ермолина. Колокольчик (презентация )
Танец листочков (р.н.м. «Калинка)
|
Октябрь
|
5.Дождик
|
Тиличеева. Ходим – бегаем. «Ай-да»
Яранова. Маленький дождик
Игра с шуршунчиками
Картушина. Солнышко и дождик
|
6.Ежик
|
Тиличеева. Да-да-да. Тихо-громко.
Картушина. Ежик, игра с погремушками
Раздобарина. По дороге ежик шел
|
7.Грибочки
|
Тиличеева. Да-да-да. Тихо-громко
Макшанцева. Грибочки
Вихарева. Мухоморчики-грибы
|
8.Пирожки
|
Тиличеева. Ходим – бегаем. Да-да-да.
Яранова. Пирожки, пальчиковая игра «Пирожки»
Картушина. Веселый бубен (презентация)
|
Ноябрь
|
9.Матрешки
|
«Дай ладошечку»
Агафонников. Ноги и ножки
Слонов. Веселые матрешки. Танец матрешек (муз. нар.)
|
10.Конфетки для мишки
|
Агафонников. Ноги и ножки
Гомонова. Мишка. Шур-шур
Картушина. Веселый бубен
|
Месяц
|
Тема занятия
|
Музыкальный репертуар
|
|
|
11.Кошечка
|
Тиличеева. Ходим-бегаем
Гомонова. Кис-кис
Игра «На ковре котята спят»
|
|
12. Зайчик
|
Тиличеева. Ходим – бегаем.
«Ай-да»
Р.н.п. «Зайка».
Пляска с погремушками (б.н.м. «Бульба»)
|
|
Декабрь
|
13. Снег-снежок
|
Ломова. Где же наши ручки?
Макшанцева. Снег-снежок
Танец со снежками
|
|
14. Чудо - елочка
|
Хоровод «Ай да елочка у нас», «Елочка» (муз.Красева)
Картушина. Музыка леса
Яранова. Круть - верть
|
|
15. Новогодний праздник
|
|
|
Январь
|
16. Снеговик
|
Макшанцева. Разминка
Тиличеева. Мы идем
Картушина. Снеговик. Веселый бубен
Железнова. Снеговик
|
|
17.Лошадка
|
Макшанцева. Разминка
Симанский. Лошадка
Раухвергер. Лошадка
|
|
18. Птичка
|
Ермолина. Зашагали ножки
Попатенко. Птичка .
Игра с шуршунчиками.
Игра «Ой, летали птички»
|
|
Февраль
|
19.Кукла Маша
|
Ермолина. Зашагали ножки
Тиличеева. Машенька – Маша
Ермолина. Кукол мы с собой возьмем
|
|
20. Кот-Котофей
|
Ермолина. Поехали. Зашагали ножки
Песня «Котофей» (сл. Берестова)
Пальч. игра «Кот – Котофей»
|
|
21.Мышка
|
Тиличеева. Мы идем
Раздобарина. Мышки
Пальчик. игра «Мышата»
|
|
22. Лягушка
|
Макшанцева. Разминка
Петров. Танец лягушек
Картушина. Лягушки и аист
Картушина. Наш оркестр
|
|
Март
|
23. Мамочка моя
|
Ермолина. Поехали
Ермолина. Мамочка, смотри
Лазарев. В городе мы родились
Яранова. Мама
|
|
24. Паровозик - паровоз
|
Макшанцева. Разминка
Филиппенко. Паровоз
Картушина. Наш оркестр
Раздобарина. Паровозик-паровоз
|
|
25. Самолет
|
Тиличеева. Ходим – бегаем
Тиличеева. Самолет
«Самолеты» (Суворова. Танцуй, малыш)
|
|
26. Коровушка
|
Макшанцева. Научились мы ходить
Раухвергер. Корова
Игра с дер. ложками
«Бодливая корова» (муз.Картушиной)
|
|
Апрель
|
27. Рыбка
|
Макшанцева. Разминка
Сен-Санс. Аквариум
Красев. Рыбка
|
|
28. Курочка и петушок
|
Макшанцева. Научились мы ходить
Р.н.п. «Петушок»
Любарский «Курочка»
Игра «Бродят куры бережком»
|
|
29. Капель
|
Макшанцева. На дворе опять весна
Картушина. Капель
Яранова. Капелька чудесная (с треугольниками)
|
|
30. Воробьи и Бобик
|
Макшанцева. На дворе опять весна
Попатенко. Бобик
Руббах. Воробей
Игра «Воробьи и Бобик» (Картушина)
|
|
Май
|
31.Ручеек-журчалочка
32.Бабочка чудесная
33.Выпускной праздник
|
Жабко. Буль-буль-буль ручеек
«Сказка о весенних ручейках»
Хоровод «Ой, бежит ручьем вода»
Яранова. Бабочка чудесная
Сказка «Бабочки и дети» (муз. Тиличеевой, Ломовой, Жилинского)
|
|
|
|
|