Цель урока: Сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого; о системе управления Древнерусским государством.
Задачи
образовательные:
дать представление о личности Ярослава Мудрого, его заслугах перед Отечеством. Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава Мудрого, систему управления Древнерусским государством в период его расцвета.
Задачи развивающие:
развитие аналитического мышления учащихся на материале сравнения результатов деятельности Ярослава Мудрого с результатами деятельности предшествующих князей.
Задачи воспитательные:воспитание гордости за свой народ, его исторический выбор: формировать навыки и умения работать в коллективе.
|
Оборудование: карточки с заданиями для проверки домашнего задания, исторические источники "Повесть временных лет", "Русская Правда", интерактивная доска, компьютер, карта, контурная карта.
Используемые технологии:технология деятельного метода
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику.
Составлять характеристику Ярослава Мудрого.
Объяснять смысл понятий:наместник, посадник,усобицы,боярин, вотчина, холоп.
|
Проверка домашнего задания:
|
|
Задания по карточкам: задания по карте, иллюстрациям, написать план ответа, «Историческая мозаика»: соотнести имена князей и их деяния; кроссворды.
|
Задания на интерактивной доске:
"Историческая мозаика"
Кроссворды «Владимир Святославич. Крещение Руси»,«Крещение Руси. События»
Кроссворды Excel: "Владимир Святославович. Крещение Руси",
«Крещение Руси. События»
|
Изучение новой темы:
|
|
Работа с историческим документоми картой.
Проблемное задание. Составление таблицы «Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого» Рассказ учителя о формировании русской народности.
Беседа.
Работа со схемой «Социальная структура и основные категории населения"
Работа с текстом «Русской правды»: чтение и комментарий.
|
Подробный план урока с комментариями находится здесь
|
Закрепление изученного материала:
|
|
Задания выполняются на интерактивной доске:
1. Отметьте предложения, которые характеризуют правление Ярослава Мудрого.
2. Проведите соединительные линии в схеме «Управление государством при Ярославе Мудром
3. Соотнесите древнерусский термин и его определение.
На рабочих листах:
1. На контурной карте раскрасьте страны, с которыми Русь при Ярославе Мудром была связана династическими браками.
2. Разгадайте кроссворд.
|
Кроссворд "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"(Excel)
Кроссворд "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"(интерактивная доска Smart Board)
|
Подведение итогов, домашнее задание:
|
|
§ 5, выучить определения. Прочитать былину (на выбор учащегося), подготовить пересказ.
Тест "Первые русские князья" (on-line)
|
Задание из рабочей тетради Репин А.В. «История России. 6 класс. Дидактические материалы. – Саратов: Лицей, 2006.
|
Дополнительный материал к уроку
|
|
Карта "Походы Владимира и Ярослава"
Тест Модули "Расцвет Руси при Ярославе Мудром"
Схема "Первый церковный устав Ярослава Мудрого"
|
Видео к уроку "Русская Правда" (4 мин)
Лекции по истории России "Ярослав Мудрый"
Схема "Правление Ярослава Мудрого"
|