Главная страница

Тема «мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников»


Скачать 49.04 Kb.
Название Тема «мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников»
Дата 23.03.2016
Размер 49.04 Kb.
Тип Документы

Тема «мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников».

В своей работе я уделяю большое внимание развитию связной речи у детей. Чтобы научить дошкольников последовательно и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказы из окружающей жизни, использую мнемотехнику. Мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приёмов, которые обеспечивают эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника – помогает развивать: мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь и мелкую моторику рук. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Мне очень нравится высказывание К.Д.Ушинского: «Учите ребёнка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». В своей работе я столкнулась с такими проблемами, что у детей очень бедная речь, словарный запас слов недостаточен, неумение использовать интонацию, плохая дикция. У многих речь односложная, неспособность грамматически правильно построить предложение. Не могут правильно и грамотно сформулировать вопрос, построить краткий и развёрнутый ответ. Не могут построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст своими словами.

Использование мнемотехнических таблиц при обучении дошкольников позволяет развивать не только речь, но и все психические процессы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение), общие способности и интеллект. Дети лучше усваивают способы познания мира, способы обработки поступающей информации.

С помощью мнемотаблиц трудные темы раскрываются легко, интересно, доступно и ненавязчиво.

         В дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трёхкратное повторение его в течение первых пяти дней. Детям сложно запомнить строки стихотворения, поэтому я стала учить с детьми стихи с помощью нарисованных картинок. С образными картинками эффективность запоминания увеличилось.

Ребёнок слушает стихотворение и соотносит его с подходящей картинкой – устанавливается связь между зрительной и слуховой памятью. С помощью таблицы ребёнок лучше понимает содержание стихотворения. Если понимает, естественно лучше запоминается.
Этапы при заучивании.
- выбирается стихотворение для заучивания

- выразительно его прочитать

- стихотворение разобрать на блоки и нарисовать образы на бумаге

- прочитать строки для каждого блока и показать рисунок

- попросить ребёнка повторить, а затем рассказать по схеме

- и в заключении стихотворение рассказывается без схемы
Дети сами с удовольствием начинают придумывать и рисовать картинки. При помощи этой методики и настроя на позитивный результат, дети получают от этого огромное удовольствие, появляется заинтересованность у них. Появляется фантазия, сокращается время для заучивания стихов, развиваются творческие способности детей.

                                                                                         

Мнемотаблицы для заучивания

стихотворений

К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдет,

Если крот откроет рот.

(экскаватор)

Мой мишка

(отрывок)

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки,

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить.

(З.Александрова)

.

Белка-шалунишка

Скачет белка-шалунишка,

Рвет с еловых веток шишки,

А потом на землю — прыг

И отыщет боровик.

Гриб нанижет на сучок —

Подсушись, боровичок!

Непоседа Васенька

Непоседа Васенька не сидит на месте.

Непоседа Васенька всюду с нами вместе.

Есть усы у Васеньки, на усах сединки,

Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.

Помощники весны

Леня с Петей,

Взяв лопаты,

Помогать пришли весне.

Разбивают лед ребята

И разбрасывают снег.

Посмотрел на них с укором

Снеговик из-под ведра:

- Этак мне придется скоро

Убираться со двора!

Г. Ладонщиков

Весна пришла

По весне набухли почки

И проклюнулись листочки.

Посмотри на ветки клена –

Сколько носиков зеленых!

Т. Дмитриев

Голова, как у козла,

Крылья словно у орла,

Нос и уши как у зайки!

Кто же это? Угадай-ка!

Это я его слепил,

Брата младшего смешил.

(По И. Муравейко)

Жили-были сто ребят,

Все ходили в детский сад,

Все садились за обед

И съедали сто котлет,

А потом ложились спать —

Начинай считать опять.

Чтобы дом построить новый,

Запасают тес дубовый,

Кирпичи, железо, краску,

Гвозди, паклю и замазку.

А потом, потом, потом

Начинают строить дом.

И. Демьянов

Дятел

Дятел, дятел дуб долбит,

В щепки дерево дробит.

- Дятел, в дереве дыра,

Перестать давно пора!

Г. Сапгир

Хитрый ежик

Хитрый ежик-чудачок

Сшил колючий пиджачок,

Весь в иголках, без застежек.

На иглу нацепит ежик

Грушу, сливу – всякий плод,

Что под деревом найдет,

И с подарочком богатым

Поспешит к своим ежатам.

П. Воронько
Ива

Возле речки у обрыва

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дернул иву?

Может, ива хочет пить?

Может, нам пойти спросить?

http://volzhsk-dou8.narod.ru/material/pril_part1.