|
Пояснительная записка Историко-культурологический принцип построения программы объясняет ее содержательную доминанту и определяется целеполаганием
Искусство родного края.
5класс.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Пояснительная записка
Историко-культурологический принцип построения программы объясняет ее содержательную доминанту и определяется целеполаганием:
-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к малой Родине;
-формирование ценностных ориентаций;
-овладение нравственной, социальной, геоэкологической культурой в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, национальными традициями, географическими особенностями природы, населения, богатством и разнообразием ее флоры и фауны;
-развитие коммуникативной и культуроведческой компетенции;
-применение приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности и повседневной жизни.
Характеристика учебного курса
Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности.
В программе указано распределение часов по темам, разделам, которое является примерным: преподаватель, учитывая подготовленность учащихся, их учебные возможности, в указанное распределение может вносить свои коррективы.
Цели курса:
Основная цель курса «Искусство родного края» в средней школе заключается в формировании у школьников целостной научной картины мира и понимания роли своей малой Родины, в воспитании гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы с. Борисоглебки, ее истории, культуре, уважительно - к жителям края.
Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:
на основе предметных знаний и умений подвести учеников к пониманию объективно существующих краеведческих природных связей и зависимости между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия окружающего мира, взаимозависимости;
-
развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность на основе регионального компонента;
воспитывать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребенка, патриотизм, развивать творческие способности, формировать эстетические чувства, способствовать социализации младшего школьника в ходе принятия им гуманистических норм существования в среде обитания;
на ознакомительном уровне представить все науки, помогающие познать удивительный мир своего села.
«Искусство родного края» - предмет особый. Для более успешного его усвоения учителю начальных классов необходимо проводить уроки в нетрадиционной форме: экскурсии, викторины, уроки – исследования, посещение музеев, выставок, встречи с интересными людьми и пр. Постепенность, последовательность и перспективность при изучении данного курса создадут условия для дальнейшего изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает подбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Курс призван активизировать знания учащихся о родном селе, ее природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии. Поэтому ведущим принципом отбора материала является краеведение в сочетании с мировидением.
Личностные результаты:
• в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к семье, Родине, природе, людям; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
• в познавательной (когнитивной) сфере — способность к познанию родного края, станицы; умение применять полученные знания в собственной деятельности;
• в трудовой сфере — навыки использования различных предметов быта в повседневной жизни; стремление использовать свои умения для обустройства родной станицы.
Метапредметные результаты:
• умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
• активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов кубанских поэтов, художников и композиторов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
• обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) духовно-нравственным и патриотическим содержанием;
• формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную исследовательскую, творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации замысла, способности оценивать результаты исследовательской, творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
• в познавательной сфере — понимание значения своей малой Родины в жизни человека и общества, сформированность представлений о культуре и быте своего региона;
• в ценностно-эстетической сфере — осознание общечеловеческих ценностей, отражение их в собственной деятельности; проявление устойчивого интереса к традициям своего народа и других народов;
• в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о родном крае, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение обсуждать коллективные результаты деятельности;
• в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства для передачи замысла в собственной деятельности; создание новых проектов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Содержание программы
Тема 1. «Берегите землю родимую, как мать любимую» (11 часов).
Природа края. Формы поверхности. Природные зоны края. Полезные ископаемые , их использование. Водоемы края. Использование человеком, их охрана. Почва, защита почв. Охрана сельскохозяйственных земель. Разнообразие растительного мира края, его охрана. Разнообразие животного мира края.
Тема 2. «Земля отцов - моя земля» (15 часов).
Особенности труда и быта жителей родного края. Многонациональный состав населения. Административная карта . Географическое положение. Родной город (станица, хутор и т.п.). Губернатор, Законодательное собрание края, органы местного самоуправления, органы исполнительной власти. Герб, флаг, гимн Убинского района.
История в архитектуре. Вещи рассказывают о прошлом. Обычаи и праздники народов, живущих на селе. Устная история родного края.
Тема 3. «Жизнь дана на добрые дела» (8 часов).
Население Убинского района в различные исторические эпохи, особенности быта и культуры. Историческая карта. Общие представления об отдельных, наиболее важных и ярких событиях исторической, общественной и культурной жизни.
Произведения представителей литературы. Знакомство с произведениями убинских художников. Промыслы и ремесла.
Таблица тематического распределения количества часов
Береги землю родимую, как мать любимую
Земля отцов – моя земля
Жизнь дана на добрые дела
|
|
|
|
|
|
11часов
15
8
|
Знать/понимать:
природные богатства родного края и их использование человеком;
административную карту
символику края;
-
органы местного самоуправления;
даты важнейших событий в истории края, города.
народы, населяющие Убинку, особенности их быта и культуры;
достопримечательности родного края;
наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Убинского района;
особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края;
важнейшие экологические проблемы края;
-
фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей ;
Уметь:
находить на физической карте местонахождение изучаемого объекта;
узнавать наиболее распространённые лекарственные растения своей местности;
определять последовательность основных событий ;
правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории ;
исполнять гимн
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
правильного поведения во время исполнения гимна
выполнения изученных правил безопасного поведения;
исполнения знакомых народных песен;
самоорганизации и выполнения исследовательских проектов.
|
|
Информационно-коммуникативные средства
|
|
1
|
Мультимедийные средства обучения
|
1
|
|
Экранно-звуковые пособия
|
|
1
|
Аудиозаписи музыки.
|
1
|
|
Технические средства обучения
|
|
1
|
CD/DVD -проигрыватели
|
1
|
2
|
Аудиомагнитофон
|
1
|
3
|
Компьютер с программным обеспечением
|
1
|
4
|
Интерактивная доска
|
1
|
5
|
Мультимедийный проектор
|
1
|
6
|
Фотокамера цифровая.
|
1
|
|
Модели и натуральный фонд
|
|
1
|
Школьный музей
|
1
|
|
|
|