Главная страница

Реализация национально- регионального компонента


Скачать 58.06 Kb.
Название Реализация национально- регионального компонента
Дата 25.03.2016
Размер 58.06 Kb.
Тип Документы

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО- РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА.

Одним из основных положений, рассматриваемых в ФГОС ДО, является - «…приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства…». В проекте «Национальной доктрины образования Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России». Чтобы дать новый импульс духовному оздоровлению народа, для развития чувства патриотизма очень важно дать детям начальные знания о Родине, народе, обычаях, истории, культуре. Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

Основные цели реализации регионального компонента реализации Программы.

1. Расширение представлений о Воронежском крае, родном городе: о историко - культурных, национальных, географических, природных особенностях

2. Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности: - к родному дому, семье, детскому саду, городу, краю; - культурному наследию своего народа; к природе родного края.

3. Обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие народной культуры родного края.

4. Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества


Образовательная область

Задачи

Социально-коммуникативное развитие

Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Воронежской области, стремление сохранять национальные ценности.

Познавательное развитие

Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой

Речевое развитие

Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой Воронежской области.

Художественно-эстетическое

развитие

Приобщать детей дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций Воронежской области.

Физическое развитие

Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы Воронежской области.



Направления образовательной работы:

1. Тематическое планирование.

2 . Создание развивающей среды.

3. Организация работы с детьми в разных видах деятельности.

4. Взаимодействие с семьей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Историческое прошлое Борисоглебска.

Растительный и животный мир Воронежского края. Заповедники.

Карта области. Особенности ландшафта. Реки. Черноземные почвы. Полезные ископаемые.

Быт и традиции. Особенности местного народного костюма. Народные промыслы. Фольклор Центрально-Черноземного региона. Народные игры Воронежской губернии. Народные и церковные праздники. Традиционная кухня.

Борисоглебск современный. Архитектура. Облик домов. Традиции декоративного убранства.

Герб Борисоглебска и Воронежа.

Улицы города, их названия. Микрорайоны.

Достопримечательности Борисоглебска. Культурные, промышленные, торговые объекты. Памятники. Красивые места.

Люди, прославившие город. Знаменитые земляки.
 Развивающая среда

1. Макет «Русская изба».

2. Куклы в костюмах Воронежского края.

3.Образцы народных промыслов воронежского края: -гончарные изделия(крынка); -изделия из лозы(шкатулка); -резьба по дереву(шкатулка); -матрешки воронежского края; -вышивка(рушник); -вязанное изделие(пуховый платок); -иллюстрации: ковроткачество, бондарство, кованные изделия.

4.Буклеты «История города», « Знаменитые земляки и люди, прославившие Борисоглебск» , «Растения и животные Воронежского края».

5.Открытки «Достопримечательности г.Борисоглебска» , «Новохоперский заповедник».

6.Фотоальбом «Мой Борисоглебск».

7. Карта области.

8. Изображение герба Борисоглебска и Воронежа.

9. Образцы мела, песка, глины, гранита, черноземной почвы.

Организация работы с детьми в разных видах деятельности.

Воспитатель создаёт условия для рассматривания фотографий, иллюстративного материала, отображающих торговые и промышленные сооружения, архитектуру жилых домов, скульптуры, природу города.

Педагог поддерживает проявление интереса детей к малой родине в вопросах, играх, рассматривании книг, слушании историй, рисовании и конструировании. Рассказывает детям о жизни города, его истории и сегодняшнем дне, об архитектурных сооружениях, о знаменитых земляках. Знакомит детей с историями, легендами, связанными с прошлым родного города, названиями улиц, природных памятников.

Используя проектную деятельность, проблемные ситуации и поисковые вопросы, воспитатель стимулирует проявления любознательности детей, самостоятельный поиск информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию).

Педагог организует экскурсии и целевые прогулки по родному городу, поездки в краеведческий музей города. Развивает проявление инициативы детей в играх-путешествиях по родному городу, в проведение воображаемых экскурсий, побуждает задавать вопросы о городе, использовать имеющуюся информацию.

Воспитатель способствует развитию творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования и ручного труда).

Педагог стимулирует детей к созданию мини-музеев, связанных с образами родного города (фотографии, изображения природы, зданий, знаменитых земляков).

Организует участие детей в жизни родного города: в его традициях, праздниках; содействует эмоциональной и практической вовлечённости детей в события городской жизни: сделать открытки для ветеранов, принять участие в городском празднике Масленицы, Дне города; в субботниках по уборке города.

Итоги освоения содержания детьми:

Ребёнок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу.

Ориентируется в ближайших к детскому саду и дому улицах родного города. Знает и стремится выполнять правила поведения в городе.

Ребёнок проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, памятникам, зданиям.

С удовольствием включается в проектную деятельность, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины.

Ребёнок проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.

Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.

Взаимодействие с семьей.

Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Организуются и проводятся родительские собрания, творческие гостиные, консультации, оформляются папки-передвижки. Родители являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.