|
Пояснительная записка Актуальность программы
Пояснительная записка
Актуальность программы:
Современная психология рассматривает письмо как сложную форму речевой деятельности. Письмо формируется сознательно на 5-7 году, в процессе целенаправленного обучения. Способы возникновения развития письма с самого начала выступают как осознанные действия, и только постепенно превращаются в автоматизированный навык.
Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности - внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия и др. Поэтому его расстройство носит системный характер, т.е. письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс. Нарушение письма (дисграфия) является достаточно распространенным среди обучающихся как коррекционных, так и массовых школ, и это препятствует полноценному усвоению школьных знаний. В последнее время увеличивается число таких детей. В их письменных работах, чаще всего, встречаются специфические ошибки, не связанные с усвоением грамматических правил. Диагностика письменной речи обучающихся младших классов показывает, что ошибки, встречающиеся в письменных работах, сложно отнести к какому-либо виду дисграфии (по классификации Р.И. Лалаевой), чаще всего встречаются смешанные виды дисграфии (например, дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза и аграмматическая с элементами акустической и оптической дисграфии). В связи с этим необходима специальная система коррекционно-развивающих занятий, направленная на преодоление этих нарушений.
Данная программа составлена для работы с обучающимися по коррекции смешанного вида дисграфии.
Нормативно-правовые основы разработки коррекционной программы:
Закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
Инструктивное письмо Мин. общего и профессионального образования РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 « Об учителях-логопедах и
педагогах – психологах учреждений образования».
Письмо МОРФ от 14.12.2000 №2 « Об организации работы логопедического
пункта общеобразовательного учреждения».
Положение о логопедическом пункте МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №3».
Ястребова А.В., Бессонова Т.П.
Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при
общеобразовательной школе. (Основные направления формирования
предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному
языку у детей с речевой патологией). – М..: «Когито-Центр», 1996.
Методическое обоснование
Программа составлена в соответствии с новыми федеральными государственными стандартами обучения чтению и русскому языку в начальной школе. Она учитывает особенности и структуру речевого дефекта и отражает современные подходы к исправлению нарушений письменной речи. В программе нашли отражение работы Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой, А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, Л.Г. Парамоновой, А.Н. Корневым, И.В.Прищеповой.
Цель программы: Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младшего школьного возраста, создать условия для преодоления нарушений чтения и письма, оказать помощь в усвоении программы начальной школы по чтению и письму.
Задачи программы:
Образовательные:
- Развитие восприятия метрического анализа и синтеза;
- Развитие звукобуквенного анализа и синтеза;
- Формирование способности к анализу и принятию автономного решения;
- Формирование пространственной организации деятельности на основе буквенного материала;
- Формирование оптико-конструктивной деятельности.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие зрительно-предметного и пространственного восприятия;
- Развитие зрительной памяти;
- Развитие произвольного внимания, концентрации, переключаемости;
- Расширение лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи;
- Развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза;
- Развитие слухоречевого восприятия, произвольного внимания, памяти;
- Развитие избирательности слухоречевой памяти;
- Развитие и формирование умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- Формирование и совершенствование связной речи (работа над составлением повествовательного и описательного рассказов).
Здоровьесберегающие:
- Подбор учебного материала с учётом возраста, соматического и интеллектуального возможностей детей.
- Чередование статических и динамических игр и упражнений.
Методы, используемые в программе
Эффективность коррекционной работы зависит от использования разнообразных форм и методов работы. Система коррекционно-развивающих методов направлена на преодоление основного нарушения, на формирование навыков, обеспечивающих овладение чтением и письмом. Использование каждого метода определяется целью, задачами логопедической работы, его местом в общей системе коррекционного процесса.
Основные методы:
специфические (двигательно-кинестетический, слухозрительно-кинестетический);
дидактические:
наглядные;
словесные методы с опорой на наглядность;
-
словесные методы без опоры на наглядность;
практические методы, которые должны носить игровой характер.
В рамках программы коррекции основное место занимают практические методы. Это различные упражнения:
• конструктивные — во время работы по уточнению оптико-пространственных дифференцировок (конструирование букв из элементов, из одной буквы другую);
• творческие — во время работы по формированию звуко - буквенного анализа и синтеза.
Программа направлена на устранение нарушений у учащихся письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи, нарушением языкового анализа и синтеза, недоразвитием зрительно анализатора.
Программа носит коррекционно-развивающий характер, предусматривает развитие высших психических функций (дефицит внимания, памяти, мышления).
Рекомендации к применению программы:
При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Учебников и учебных пособий не предусматривается, на занятиях используется раздаточный материал. Современные информационные технологии (использование цифровых обучающих программ, фильмов, Интернет-ресурсов) способствуют улучшению качества обучения, повышают эффективность усвоения учебного материала школьниками. Техническое оснащение образовательного учреждения помогает организовать дифференцированный подход к обучению предмета. Проекция репродукций картин, справочных и дидактических материалов, презентации тем урока не только экономят время, но и дают возможность учителю планировать групповые и индивидуальные задания для учащихся с различной учебной мотивацией.
Целевая аудитория
Данная программа коррекционно - развивающей работы рассчитана на учащихся 2-4 классов.
Общая характеристика программы
Программа реализуется при групповой форме работы. Программа включает в себя курс занятий, которые проводятся два-три раза в неделю. Коррекционный курс состоит несколько блоков.
Диагностический блок. Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. В течение учебного года проводится три диагностики: первичная диагностика (по результатам обследования планируется дальнейшая коррекционная работа), промежуточная диагностика (проводится по окончании первой половины курса коррекции) и итоговая диагностика (по итогам обследования состояния письменной и устной речи даются рекомендации школьнику и родителям, решается вопрос о целесообразности дальнейшей коррекционной работы).
Подготовительный блок. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками, органами артикуляции, звукообразованием.
Коррекционный блок.
Коррекционный блок включает в себя несколько разделов. Учитель-логопед вправе менять очередность подачи коррекционного материала, исключать или добавлять (по необходимости) темы логопедических занятий и количество часов для повторения и закрепления учебного материала.
I раздел. Коррекционная работа на фонетическом уровне.
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слогоритмической структуры слова.
Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:
-
Каждый из звуков, отрабатывается изолированно: уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком;
Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.
Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста во 2 и 3 классах проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков.
II раздел. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне. Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
III раздел. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.
Уточнение, развитие, совершенствование, грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений. Совершенствование навыков строить и перестраивать предложения. Формирование связной речи. Развитие навыков связного высказывания. Отбор адекватных языковых средств, для построения высказывания.
При работе над предложением:
Учим выделять предложения из сплошного текста;
Учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;
Формируем умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать предложение, его главные члены и словосочетание.
В процессе планирования учебных занятий по программе необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности, уровень речевого развития каждого ребенка. Время освоения содержания каждого блока программы сугубо индивидуально. Тематическое планирование и количество часов может варьироваться в зависимости от возраста детей, структуры дефекта и степени его выраженности. Для установления количества коррекционных часов на одного ребенка, из таблицы «Тематическое планирование логопедических занятий» выбираются темы занятий, необходимых для коррекции тех или иных нарушений в каждом конкретном случае.
Для реализации программы необходимо наличие:
кабинета
наглядных пособий;
дидактического материала;
учебной литературы;
Содержание программы
Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:
Работа по преодолению акустической дисграфии;
Работа по преодолению оптической дисграфии;
Работа по преодолению аграмматической дисграфии;
Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности
языкового анализа и синтеза.
Каждый раздел программы включает в себя задачи, содержание коррекционно-логопедической работы. Непосредственно в календарном плане указаны темы коррекционно-логопедической работы.
Работа по преодолению акустической дисграфии
Задачи:
развитие слухового восприятия;
формирование и развитие представлений о звуках;
развитие фонематического анализа и синтеза;
развитие навыка дифференциации смешиваемых звуков по звонкости-
глухости, по твердости-мягкости.
Содержание коррекционно-логопедической работы:
уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков
сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом
плане.
Работа по преодолению оптической дисграфии
Задачи:
развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза;
дифференцировка смешиваемых букв на письме.
Содержание коррекционно-логопедической работы:
уточнение представлений о форме, величине, цвете;
ориентировка в собственном теле и в окружающем пространстве;
конструирование и реконструирование букв;
нахождение, выделение букв.
Работа по преодолению аграмматической дисграфии
Задачи:
формирование, развитие и совершенствование умения точного
соотнесения слова с предметом, явлением, действием;
-
формирование, развитие и совершенствование полноценных
представлений о морфологическом составе слова;
формирование, развитие и совершенствование умения
грамматического оформления речи;
• формирование, развитие и совершенствование связной речи.
Содержание коррекционно-логопедической работы:
уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей,
и дальнейшее его обогащение как путем накопления новых слов,
относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей
активно пользоваться различными способами словообразования.
Последовательное накопление «гнезд» родственных слов.
уточнение, развитие и совершенствование грамматически
правильного оформления речи путем овладения словосочетаниями,
связью слов в предложениях, моделями различных синтаксических
конструкций.
развитие навыков связного высказывания, включающее в себя:
установление последовательности высказывания; отбор языковых
средств для построения высказывания в тех или иных целях общения;
совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по
заданным образцам.
Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза
Задачи:
• формирование, развитие и совершенствование навыка анализа
структуры предложения;
• формирование, развитие и совершенствование навыка слогового
анализа и синтеза;
• формирование, развитие и совершенствование навыка
фонематического анализа и синтеза.
Содержание коррекционно-логопедической работы:
Развитие навыка анализа и синтеза речевых единиц, включающих в себя:
• определение количества, последовательности и место слов в
предложении;
• выделение гласного звука из слога, слова;
• работа по дифференциации гласных и согласных звуков в составе
слова;
• определение количества, места слога в слове;
• составление слов путем перестановки, добавления звуков, слогов;
вычленение первого и последнего звука из слова, определение его
места;
• определение последовательности, количества и позиционного места
в слове.
Оценка качества выполнения программы
При оценке эффективности коррекционной работы учитываются параметры Федеральных государственных образовательных стандартов для начальной школы по чтению и русскому языку.
Результаты первичной, промежуточной и итоговой диагностики фиксируются в речевой карте учащегося начальной школы.
Методы оценки эффективности программы.
Предусмотрены следующие проверочные работы:
Диктанты;
Индивидуальные задания;
Тесты;
• Компьютерные программы;
• Работа с дидактическим материалом;
Предполагаемый результат
К концу коррекционного обучения дети должны знать:
- термины, используемые для обозначения основных понятий - речь, звук, слог, слово, буква, предложение и т.д.;
- все буквы и звуки родного языка;
- отличительные признаки гласных и согласных звуков;
- гласные и согласные звуки;
- твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
- пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости-мягкости, по звонкости
- глухости;
К концу обучения дети должны уметь:
- узнавать и различать гласные и согласные звуки;
- обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
- использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;
- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
- производить фонетический разбор слова; производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
- записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;
- подбирать слова на заданный звук;
- сравнивать слова со сходными звуками;
- строить звуковые схемы слогов и слов;
- составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
- восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
- самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка письма на заключительном тестировании. Для этого при первичном и заключительном обследовании детям предлагается написать под диктовку незнакомые аналогичные по сложности тексты. Состояние навыка письма осуществляется по критериям: количество и качество ошибок, осознанность письма.
Всякое положительное изменение в состоянии сформированности навыка письма учащегося, замеченное учителем-логопедом, фиксируется как успешность в обучении. Успешностью в обучении также можно считать совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе письма и улучшение таких свойств личности, как: способности к самостоятельной организации своей деятельности; способности осуществлять контроль за собственным письмом; умения использовать полученные навыки в новых условиях.
Количество занятий и комплектация групп.
Занятия проводятся три раза в неделю с перерывом на школьные каникулы, в группах не более 6 человек. Группы комплектуются с учетом возраста и характера нарушений.
Количество необходимых занятий по одной теме определяется логопедом в данной группе детей на основании объективных данных по усвоению темы.
Календарно-тематическое планирование коррекционной работы с группой учащихся со смешанной формой дисграфии на первую четверть 2014-2015 учебного года
№
|
Тема занятия
|
Содержание
коррекционной работы
|
Количество часов
|
Дата
|
Примечание
|
1.
|
Диагностико-аналитический блок
|
|
Состояние сформированности фонематического, слогового, языкового анализа и синтеза.
Состояние сформированности словообразования и словоизменения.
Состояние сформированности устной и письменной речи.
|
Выявление состояния сформированности фонематического, слогового, языкового анализа и синтеза.
Выявление состояния сформированности словообразования и словоизменения.
Выявление состояния сформированности устной и письменной речи.
|
1
1
1
|
|
|
2.
|
Коррекционная работа
|
|
«Звук-буква». Дифференциация понятий.
Гласные звуки и буквы. Выделение гласных звуков 1 ряда из звукового ряда, слога, слова.
Согласные звуки и буквы.
Дифференциация гласных и согласных звуков и букв.
Слогообразующая функция гласных.
Ударение. Ударный слог.
Гласные звуки и буквы. Образование гласных 2 ряда.
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда (а-я).
|
Формирование понятия о букве как о графическом образе звука.
Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.
Развитие умения различать на слух гласные и согласные фонемы.
Развитие слогового анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.
Формирование (закрепление) навыка определения ударного слога в словах.
Формирование навыка употребления букв «а-я» после твёрдых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.
|
1
1
1
1
1
1
1
|
|
|
|
3.
|
Оценочный этап
|
|
Оценка динамики развития учащихся.
|
Выявление результативности проведения коррекционной работы и выделение комплекса задач, над которыми планируется работать в следующей четверти.
|
1
|
|
|
Календарно-тематическое планирование коррекционной работы с группой учащихся со смешанными формами дисграфии на вторую четверть 2014-2015 учебного года
№
|
Тема занятия
|
Содержание
коррекционной работы
|
Количество часов
|
Дата
|
Примечание
|
1.
|
Коррекционная работа
|
|
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда (у-ю).
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда (о-ё).
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда (ы-и).
Употребление буквы «ь».
|
Формирование навыка употребления букв «у- ю» после твёрдых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.
Формирование навыка употребления букв «о-ё» после твёрдых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.
Формирование навыка употребления букв «ы-и» после твёрдых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.
Мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения.
|
2
2
2
3
|
|
|
|
Дифференциация звуков
[б-п].
Дифференциация звуков
[в-ф].
|
Уточнение, сравнение артикуляции звуков [б-п].
Развитие фонематической дифференциации звуков [б-п] :
- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях и предложениях;
- в текстах.
Уточнение, сравнение артикуляции звуков [в-ф] (твёрдые и мягкие).
Развитие фонематической дифференциации звуков [в-ф]:
- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях и
предложениях;
- в текстах.
|
2
2
|
|
|
2.
|
Оценочный этап
|
|
Оценка динамики развития учащихся.
|
Выявление результативности проведения коррекционной работы и выделение комплекса задач, над которыми планируется работать в следующей четверти.
|
1
|
|
|
Календарно-тематическое планирование коррекционной работы с группой учащихся со смешанными формами дисграфии на третью четверть 2014-2015 учебного года
№
|
Тема занятия
|
Содержание
коррекционной работы
|
Кол-во
часов
|
Дата
|
Примечание
|
1.
|
Коррекционная работа
|
|
Дифференциация звуков
[г-к].
Дифференциация звуков
[д-т].
Дифференциация звуков
[с-з].
|
Уточнение, сравнение артикуляции звуков [г-к] (твёрдые и мягкие).
Развитие фонематической дифференциации звуков [г-к]:
- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях и
предложениях;
- в текстах.
Уточнение, сравнение артикуляции звуков [д-т] (твёрдые и мягкие).
Развитие фонематической дифференциации звуков [д-т]:
- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях и
предложениях;
- в текстах.
Уточнение, сравнение артикуляции звуков [с-з].
Развитие фонематической дифференциации звуков [с-з] :
- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях и предложениях;
- в текстах.
|
2
2
2
|
|
|
|
Дифференциация звуков
[ж-ш].
Дифференциация гласных звуков [о-у].
Обозначение мягких согласных на письме буквами «е-ю».
Дифференциация звуков
[с-ш].
Дифференциация звуков
[з-ж].
Дифференциация звуков
[с-ц].
Дифференциация звуков
[ч-ш].
Дифференциация звуков
[ч-щ].
Дифференциация звуков
[ч-ц].
Дифференциация звуков
[ч-т’], [ч-т].
|
Уточнение, сравнение артикуляции звуков [ж-ш].
Развитие фонематической дифференциации звуков [ж-ш]:
- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях и предложениях;
- в текстах.
Развитие фонематической
дифференциации звуков [о-у]:
- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях и предложениях;
- в текстах.
Формирование навыка употребления на письме букв «ё-ю» после мягких согласных.
Уточнение, сравнение артикуляции звуков [с-ш].
Развитие фонематической дифференциации звуков [с-ш]:
- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях и
предложениях;
- в текстах.
Уточнение, сравнение артикуляции звуков [з-ж].
Развитие фонематической дифференциации звуков [з-ж]:
- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях и
предложениях;
- в текстах.
Уточнение, сравнение артикуляции звуков [с-ц].
Развитие фонематической дифференциации звуков [с-ц]:
- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях и
предложениях;
- в текстах.
Уточнение, сравнение артикуляции звуков [ч-ш].
Развитие фонематической дифференциации звуков [ч-ш]:
- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях и предложениях;
- в текстах.
Уточнение, сравнение артикуляции звуков [ч-щ].
Развитие фонематической дифференциации звуков [ч-щ]:
- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях и предложениях;
- в текстах.
Уточнение, сравнение артикуляции звуков [ч-ц].
Развитие фонематической дифференциации звуков [ч-ц]:
- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях и предложениях;
- в текстах.
Уточнение, сравнение артикуляции звуков [ч- т’], [ч-т].
Развитие фонематической дифференциации звуков [ч-т’], [ч-т].
- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях и предложениях;
- в текстах.
|
2
2
2
1
1
2
1
1
1
1
|
|
|
2.
|
Оценочный этап
|
|
Оценка динамики развития учащихся.
|
Выявление результативности проведения коррекционной работы и выделение комплекса задач, над которыми планируется работать в следующей четверти.
|
1
|
|
|
Календарно-тематическое планирование коррекционной работы с группой учащихся со смешанными формами дисграфии на четвёртую четверть 2014-2015 учебного года
№
|
Тема занятия
|
Содержание
коррекционной работы
|
Кол-во
часов
|
Дата
|
Примечание
|
1.
|
Коррекционная работа
|
|
|
Дифференциация букв, имеющих оптические и кинетические сходства.
|
Развитие зрительной дифференциации букв, имеющих оптические и кинетические сходства.
|
5-7
|
|
Работа проводится по необходимости
|
с-е
о-с
у-д-з л-и
м-ш в-д
о-а
б-д
и-у
У-Ч
п-т, П-Т Л-м, Л-М х-ж
ч-ъ
Г-Р
Ю-Н
и-ш
л-я
Н-К
а-д
|
|
Активизация словарного запаса. Развитие лексического строя речи.
Развитие процессов словообразования.
Развитие процессов словоизменения.
Развитие навыков связного высказывания.
|
Уточнение значений имеющихся у учащихся слов.
Продолжение обогащения словарного запаса путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи:
- слова, называющие предметы, явления природы (имя существительное), (3-4 кл.);
- слова, обозначающие действие предмета (глагол);
- слова, обозначающие признаки предмета (прилагательное) (3-4 кл.);
- слова-антонимы;
- слова-синонимы;
- слова-омонимы.
Развитие умений:
- образовывать существительные при помощи различных групп суффиксов;
- префиксального словообразования;
- образовывать качественные прилагательные.
Развитие умений:
- образовывать множественное число имени существительного и имена существительные родительного падежа множественного числа;
- согласовывать прилагательные и существительные;
- согласовывать существительные и числительные.
Формирование навыков:
- программирования смысла и смысловой структуры высказывания;
- установления логики, связности, последовательности изложения.
Отбирание языковых средств, адекватных смысловой концепции для построения высказывания в тех или иных целях общения (передача содержания текста, сюжетной картины, рассуждение, доказательство).
|
4-5
3-4
4-5
3-4
|
|
|
2.
|
Оценочный этап
|
|
Оценка динамики развития учащихся.
|
Выявление результативности проведения коррекционной работы и выделение комплекса задач, над которыми планируется работать в следующем учебном году.
|
1
|
|
|
Всего часов: 66 -72
Список литературы
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М., 2011.
Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа. Программно- методические материалы. М., 2000.
Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. и др. Логопедия./ Под ред. Волковой Л.С. –М., 1995.
Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. С-П., 2009.
Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991
Коррекция нарушений письменной речи. Под ред. Н.Н.Яковлевой. С-П., 2009.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. С-П., 2003.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. С-П., 2004.
Левина Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом/ Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М., 1961.
Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов.
Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбомы 1-2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников/ Е.В. Мазанова – 2-е изд., испр.- М.: издательство «ГНОМ и Д», 2008.*
Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбомы 1-2. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии /Е.В. Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008.
Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза / Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2009.*
Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.*
Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. –– М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008.*
Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.*
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. С-П., 2001.
Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников. С-П., 2009.
Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников. С-П., 2009.
Русецкая М.Н. Нарушения чтения у младших школьников. С-П., 2009.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995.
Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М., 2000.
Чиркина Г.В., Филичева Т.Б., Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Основы логопедической работы с детьми. М., 2003.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.
|
|
|