Главная страница

Пояснительная записка Актуальность программы


Скачать 265.01 Kb.
Название Пояснительная записка Актуальность программы
Дата 11.03.2016
Размер 265.01 Kb.
Тип Пояснительная записка

c:\users\дмитрий\desktop\конкурсы\img239.jpg
Пояснительная записка
Актуальность программы:

Современная психология рассматривает письмо как сложную форму речевой деятельности. Письмо формируется сознательно на 5-7 году, в процессе целенаправленного обучения. Способы возникновения развития письма с самого начала выступают как осознанные действия, и только постепенно превращаются в автоматизированный навык.

Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности - внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия и др. Поэтому его расстройство носит системный характер, т.е. письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс. Нарушение письма (дисграфия) является достаточно распространенным среди обучающихся как коррекционных, так и массовых школ, и это препятствует полноценному усвоению школьных знаний. В последнее время увеличивается число таких детей. В их письменных работах, чаще всего, встречаются специфические ошибки, не связанные с усвоением грамматических правил. Диагностика письменной речи обучающихся младших классов показывает, что ошибки, встречающиеся в письменных работах, сложно отнести к какому-либо виду дисграфии (по классификации Р.И. Лалаевой), чаще всего встречаются смешанные виды дисграфии (например, дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза и аграмматическая с элементами акустической и оптической дисграфии). В связи с этим необходима специальная система коррекционно-развивающих занятий, направленная на преодоление этих нарушений.

Данная программа составлена для работы с обучающимися по коррекции смешанного вида дисграфии.
Нормативно-правовые основы разработки коррекционной программы:

  1. Закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

  2. Инструктивное письмо Мин. общего и профессионального образования РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 « Об учителях-логопедах и

педагогах – психологах учреждений образования».

  1. Письмо МОРФ от 14.12.2000 №2 « Об организации работы логопедического

пункта общеобразовательного учреждения».

  1. Положение о логопедическом пункте МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа №3».

  1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П.

Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при

общеобразовательной школе. (Основные направления формирования

предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному

языку у детей с речевой патологией). – М..: «Когито-Центр», 1996.
Методическое обоснование

Программа составлена в соответствии с новыми федеральными государственными стандартами обучения чтению и русскому языку в начальной школе. Она учитывает особенности и структуру речевого дефекта и отражает современные подходы к исправлению нарушений письменной речи. В программе нашли отражение работы Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой, А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, Л.Г. Парамоновой, А.Н. Корневым, И.В.Прищеповой.
Цель программы: Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младшего школьного возраста, создать условия для преодоления нарушений чтения и письма, оказать помощь в усвоении программы начальной школы по чтению и письму.
Задачи программы:

Образовательные:

- Развитие восприятия метрического анализа и синтеза;

- Развитие звукобуквенного анализа и синтеза;

- Формирование способности к анализу и принятию автономного решения;

- Формирование пространственной организации деятельности на основе буквенного материала;

- Формирование оптико-конструктивной деятельности.

Коррекционно-развивающие:

- Развитие зрительно-предметного и пространственного восприятия;

- Развитие зрительной памяти;

- Развитие произвольного внимания, концентрации, переключаемости;

- Расширение лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи;

- Развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза;

- Развитие слухоречевого восприятия, произвольного внимания, памяти;

- Развитие избирательности слухоречевой памяти;

- Развитие и формирование умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

- Формирование и совершенствование связной речи (работа над составлением повествовательного и описательного рассказов).

Здоровьесберегающие:

- Подбор учебного материала с учётом возраста, соматического и интеллектуального возможностей детей.

- Чередование статических и динамических игр и упражнений.

Методы, используемые в программе

Эффективность коррекционной работы зависит от использования разнообразных форм и методов работы. Система коррекционно-развивающих методов направлена на преодоление основного нарушения, на формирование навыков, обеспечивающих овладение чтением и письмом. Использование каждого метода определяется целью, задачами логопедической работы, его местом в общей системе коррекционного процесса.
Основные методы:

  • специфические (двигательно-кинестетический, слухозрительно-кинестетический);

  • дидактические:

  • наглядные;

  • словесные методы с опорой на наглядность;

  • словесные методы без опоры на наглядность;

  • практические методы, которые должны носить игровой характер.

В рамках программы коррекции основное место занимают практические методы. Это различные упражнения:

• конструктивные — во время работы по уточнению оптико-пространственных дифференцировок (конструирование букв из элементов, из одной буквы другую);

• творческие — во время работы по формированию звуко - буквенного анализа и синтеза.

Программа направлена на устранение нарушений у учащихся письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи, нарушением языкового анализа и синтеза, недоразвитием зрительно анализатора.

Программа носит коррекционно-развивающий характер, предусматривает развитие высших психических функций (дефицит внимания, памяти, мышления).
Рекомендации к применению программы:

При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Учебников и учебных пособий не предусматривается, на занятиях используется раздаточный материал. Современные информационные технологии (использование цифровых обучающих программ, фильмов, Интернет-ресурсов) способствуют улучшению качества обучения, повышают эффективность усвоения учебного материала школьниками. Техническое оснащение образовательного учреждения помогает организовать дифференцированный подход к обучению предмета. Проекция репродукций картин, справочных и дидактических материалов, презентации тем урока не только экономят время, но и дают возможность учителю планировать групповые и индивидуальные задания для учащихся с различной учебной мотивацией.
Целевая аудитория

Данная программа коррекционно - развивающей работы рассчитана на учащихся 2-4 классов.
Общая характеристика программы

Программа реализуется при групповой форме работы. Программа включает в себя курс занятий, которые проводятся два-три раза в неделю. Коррекционный курс состоит несколько блоков.

Диагностический блок. Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. В течение учебного года проводится три диагностики: первичная диагностика (по результатам обследования планируется дальнейшая коррекционная работа), промежуточная диагностика (проводится по окончании первой половины курса коррекции) и итоговая диагностика (по итогам обследования состояния письменной и устной речи даются рекомендации школьнику и родителям, решается вопрос о целесообразности дальнейшей коррекционной работы).

Подготовительный блок. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками, органами артикуляции, звукообразованием.

Коррекционный блок.

Коррекционный блок включает в себя несколько разделов. Учитель-логопед вправе менять очередность подачи коррекционного материала, исключать или добавлять (по необходимости) темы логопедических занятий и количество часов для повторения и закрепления учебного материала.

I раздел. Коррекционная работа на фонетическом уровне.

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слогоритмической структуры слова.

Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:

  • Каждый из звуков, отрабатывается изолированно: уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком;

  • Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.

  • Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста во 2 и 3 классах проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков.

II раздел. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне. Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

III раздел. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Уточнение, развитие, совершенствование, грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений. Совершенствование навыков строить и перестраивать предложения. Формирование связной речи. Развитие навыков связного высказывания. Отбор адекватных языковых средств, для построения высказывания.

При работе над предложением:

  • Учим выделять предложения из сплошного текста;

  • Учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;

  • Формируем умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать предложение, его главные члены и словосочетание.

В процессе планирования учебных занятий по программе необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности, уровень речевого развития каждого ребенка. Время освоения содержания каждого блока программы сугубо индивидуально. Тематическое планирование и количество часов может варьироваться в зависимости от возраста детей, структуры дефекта и степени его выраженности. Для установления количества коррекционных часов на одного ребенка, из таблицы «Тематическое планирование логопедических занятий» выбираются темы занятий, необходимых для коррекции тех или иных нарушений в каждом конкретном случае.
Для реализации программы необходимо наличие:


  • кабинета

  • наглядных пособий;

  • дидактического материала;

  • учебной литературы;


Содержание программы

Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:

  • Работа по преодолению акустической дисграфии;

  • Работа по преодолению оптической дисграфии;

  • Работа по преодолению аграмматической дисграфии;

  • Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности
    языкового анализа и синтеза.


Каждый раздел программы включает в себя задачи, содержание коррекционно-логопедической работы. Непосредственно в календарном плане указаны темы коррекционно-логопедической работы.

Работа по преодолению акустической дисграфии
Задачи:

  • развитие слухового восприятия;

  • формирование и развитие представлений о звуках;

  • развитие фонематического анализа и синтеза;

  • развитие навыка дифференциации смешиваемых звуков по звонкости-
    глухости, по твердости-мягкости.


Содержание коррекционно-логопедической работы:

  • уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков

  • сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом
    плане.

Работа по преодолению оптической дисграфии
Задачи:

  • развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза;

  • дифференцировка смешиваемых букв на письме.


Содержание коррекционно-логопедической работы:

  • уточнение представлений о форме, величине, цвете;

  • ориентировка в собственном теле и в окружающем пространстве;

  • конструирование и реконструирование букв;

  • нахождение, выделение букв.

Работа по преодолению аграмматической дисграфии
Задачи:

  • формирование, развитие и совершенствование умения точного
    соотнесения слова с предметом, явлением, действием;

  • формирование, развитие и совершенствование полноценных
    представлений о морфологическом составе слова;

  • формирование, развитие и совершенствование умения
    грамматического оформления речи;

• формирование, развитие и совершенствование связной речи.

Содержание коррекционно-логопедической работы:

  • уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей,
    и дальнейшее его обогащение как путем накопления новых слов,
    относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей
    активно пользоваться различными способами словообразования.
    Последовательное накопление «гнезд» родственных слов.

  • уточнение, развитие и совершенствование грамматически
    правильного оформления речи путем овладения словосочетаниями,
    связью слов в предложениях, моделями различных синтаксических
    конструкций.

  • развитие навыков связного высказывания, включающее в себя:
    установление последовательности высказывания; отбор языковых
    средств для построения высказывания в тех или иных целях общения;
    совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по
    заданным образцам.

Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза
Задачи:

• формирование, развитие и совершенствование навыка анализа

структуры предложения;

• формирование, развитие и совершенствование навыка слогового

анализа и синтеза;

• формирование, развитие и совершенствование навыка

фонематического анализа и синтеза.
Содержание коррекционно-логопедической работы:

Развитие навыка анализа и синтеза речевых единиц, включающих в себя:

• определение количества, последовательности и место слов в

предложении;

выделение гласного звука из слога, слова;

• работа по дифференциации гласных и согласных звуков в составе

слова;

• определение количества, места слога в слове;

• составление слов путем перестановки, добавления звуков, слогов;

вычленение первого и последнего звука из слова, определение его

места;

• определение последовательности, количества и позиционного места

в слове.
Оценка качества выполнения программы

При оценке эффективности коррекционной работы учитываются параметры Федеральных государственных образовательных стандартов для начальной школы по чтению и русскому языку.

Результаты первичной, промежуточной и итоговой диагностики фиксируются в речевой карте учащегося начальной школы.
Методы оценки эффективности программы.

Предусмотрены следующие проверочные работы:

  • Диктанты;

  • Индивидуальные задания;

  • Тесты;

• Компьютерные программы;

• Работа с дидактическим материалом;
Предполагаемый результат

К концу коррекционного обучения дети должны знать:

- термины, используемые для обозначения основных понятий - речь, звук, слог, слово, буква, предложение и т.д.;

- все буквы и звуки родного языка;

- отличительные признаки гласных и согласных звуков;

- гласные и согласные звуки;

- твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;

- пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости-мягкости, по звонкости

- глухости;

К концу обучения дети должны уметь:

- узнавать и различать гласные и согласные звуки;

- обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

- использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;

- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

- производить фонетический разбор слова; производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

- записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;

- подбирать слова на заданный звук;

- сравнивать слова со сходными звуками;

- строить звуковые схемы слогов и слов;

- составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

- восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

- самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка письма на заключительном тестировании. Для этого при первичном и заключительном обследовании детям предлагается написать под диктовку незнакомые аналогичные по сложности тексты. Состояние навыка письма осуществляется по критериям: количество и качество ошибок, осознанность письма.

Всякое положительное изменение в состоянии сформированности навыка письма учащегося, замеченное учителем-логопедом, фиксируется как успешность в обучении. Успешностью в обучении также можно считать совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе письма и улучшение таких свойств личности, как: способности к самостоятельной организации своей деятельности; способности осуществлять контроль за собственным письмом; умения использовать полученные навыки в новых условиях.
Количество занятий и комплектация групп.

Занятия проводятся три раза в неделю с перерывом на школьные каникулы, в группах не более 6 человек. Группы комплектуются с учетом возраста и характера нарушений.

Количество необходимых занятий по одной теме определяется логопедом в данной группе детей на основании объективных данных по усвоению темы.

Календарно-тематическое планирование коррекционной работы с группой учащихся со смешанной формой дисграфии на первую четверть 2014-2015 учебного года




Тема занятия

Содержание

коррекционной работы

Количество часов

Дата

Примечание

1.

Диагностико-аналитический блок




Состояние сформированности фонематического, слогового, языкового анализа и синтеза.
Состояние сформированности словообразования и словоизменения.
Состояние сформированности устной и письменной речи.

Выявление состояния сформированности фонематического, слогового, языкового анализа и синтеза.
Выявление состояния сформированности словообразования и словоизменения.
Выявление состояния сформированности устной и письменной речи.

1


1

1








2.

Коррекционная работа




«Звук-буква». Дифференциация понятий.
Гласные звуки и буквы. Выделение гласных звуков 1 ряда из звукового ряда, слога, слова.
Согласные звуки и буквы.
Дифференциация гласных и согласных звуков и букв.
Слогообразующая функция гласных.
Ударение. Ударный слог.

Гласные звуки и буквы. Образование гласных 2 ряда.

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда (а-я).

Формирование понятия о букве как о графическом образе звука.


Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

Развитие умения различать на слух гласные и согласные фонемы.
Развитие слогового анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.

Формирование (закрепление) навыка определения ударного слога в словах.
Формирование навыка употребления букв «а-я» после твёрдых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.

1

1


1

1
1

1

1








3.

Оценочный этап




Оценка динамики развития учащихся.

Выявление результативности проведения коррекционной работы и выделение комплекса задач, над которыми планируется работать в следующей четверти.

1









Календарно-тематическое планирование коррекционной работы с группой учащихся со смешанными формами дисграфии на вторую четверть 2014-2015 учебного года




Тема занятия

Содержание

коррекционной работы

Количество часов

Дата

Примечание

1.

Коррекционная работа




Дифференциация гласных 1 и 2 ряда (у-ю).

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда (о-ё).

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда (ы-и).

Употребление буквы «ь».


Формирование навыка употребления букв «у- ю» после твёрдых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.
Формирование навыка употребления букв «о-ё» после твёрдых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.
Формирование навыка употребления букв «ы-и» после твёрдых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.
Мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения.


2
2
2
3











Дифференциация звуков

[б-п].


Дифференциация звуков

[в-ф].


Уточнение, сравнение артикуляции звуков [б-п].

Развитие фонематической дифференциации звуков [б-п] :

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и предложениях;

- в текстах.
Уточнение, сравнение артикуляции звуков [в-ф] (твёрдые и мягкие).

Развитие фонематической дифференциации звуков [в-ф]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и

предложениях;

- в текстах.

2

2






2.

Оценочный этап




Оценка динамики развития учащихся.

Выявление результативности проведения коррекционной работы и выделение комплекса задач, над которыми планируется работать в следующей четверти.

1








Календарно-тематическое планирование коррекционной работы с группой учащихся со смешанными формами дисграфии на третью четверть 2014-2015 учебного года




Тема занятия

Содержание

коррекционной работы

Кол-во

часов

Дата

Примечание

1.

Коррекционная работа




Дифференциация звуков

[г-к].

Дифференциация звуков

[д-т].

Дифференциация звуков

[с-з].

Уточнение, сравнение артикуляции звуков [г-к] (твёрдые и мягкие).

Развитие фонематической дифференциации звуков [г-к]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и

предложениях;

- в текстах.
Уточнение, сравнение артикуляции звуков [д-т] (твёрдые и мягкие).

Развитие фонематической дифференциации звуков [д-т]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и

предложениях;

- в текстах.
Уточнение, сравнение артикуляции звуков [с-з].

Развитие фонематической дифференциации звуков [с-з] :

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и предложениях;

- в текстах.

2

2

2










Дифференциация звуков

[ж-ш].


Дифференциация гласных звуков [о-у].

Обозначение мягких согласных на письме буквами «е-ю».
Дифференциация звуков

[с-ш].

Дифференциация звуков

[з-ж].

Дифференциация звуков

[с-ц].

Дифференциация звуков

[ч-ш].


Дифференциация звуков

[ч-щ].


Дифференциация звуков

[ч-ц].


Дифференциация звуков

[ч-т’], [ч-т].


Уточнение, сравнение артикуляции звуков [ж-ш].

Развитие фонематической дифференциации звуков [ж-ш]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и предложениях;

- в текстах.
Развитие фонематической

дифференциации звуков [о-у]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и предложениях;

- в текстах.

Формирование навыка употребления на письме букв «ё-ю» после мягких согласных.
Уточнение, сравнение артикуляции звуков [с-ш].

Развитие фонематической дифференциации звуков [с-ш]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и

предложениях;

- в текстах.

Уточнение, сравнение артикуляции звуков [з-ж].

Развитие фонематической дифференциации звуков [з-ж]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и

предложениях;

- в текстах.
Уточнение, сравнение артикуляции звуков [с-ц].

Развитие фонематической дифференциации звуков [с-ц]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и

предложениях;

- в текстах.
Уточнение, сравнение артикуляции звуков [ч-ш].

Развитие фонематической дифференциации звуков [ч-ш]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и предложениях;

- в текстах.
Уточнение, сравнение артикуляции звуков [ч-щ].

Развитие фонематической дифференциации звуков [ч-щ]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и предложениях;

- в текстах.
Уточнение, сравнение артикуляции звуков [ч-ц].

Развитие фонематической дифференциации звуков [ч-ц]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и предложениях;

- в текстах.
Уточнение, сравнение артикуляции звуков [ч- т’], [ч-т].

Развитие фонематической дифференциации звуков [ч-т’], [ч-т].

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и предложениях;

- в текстах.

2

2
2


1

1

2

1

1

1

1







2.

Оценочный этап




Оценка динамики развития учащихся.

Выявление результативности проведения коррекционной работы и выделение комплекса задач, над которыми планируется работать в следующей четверти.

1








Календарно-тематическое планирование коррекционной работы с группой учащихся со смешанными формами дисграфии на четвёртую четверть 2014-2015 учебного года




Тема занятия

Содержание

коррекционной работы

Кол-во

часов

Дата

Примечание

1.

Коррекционная работа







Дифференциация букв, имеющих оптические и кинетические сходства.

Развитие зрительной дифференциации букв, имеющих оптические и кинетические сходства.

5-7




Работа проводится по необходимости

с-е

о-с

у-д-з л-и

м-ш в-д

о-а

б-д

и-у

У-Ч

п-т, П-Т Л-м, Л-М х-ж

ч-ъ

Г-Р

Ю-Н

и-ш

л-я

Н-К

а-д





Активизация словарного запаса. Развитие лексического строя речи.


Развитие процессов словообразования.


Развитие процессов словоизменения.

Развитие навыков связного высказывания.

Уточнение значений имеющихся у учащихся слов.

Продолжение обогащения словарного запаса путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи:

- слова, называющие предметы, явления природы (имя существительное), (3-4 кл.);

- слова, обозначающие действие предмета (глагол);

- слова, обозначающие признаки предмета (прилагательное) (3-4 кл.);

- слова-антонимы;

- слова-синонимы;

- слова-омонимы.
Развитие умений:

- образовывать существительные при помощи различных групп суффиксов;

- префиксального словообразования;

- образовывать качественные прилагательные.

Развитие умений:

- образовывать множественное число имени существительного и имена существительные родительного падежа множественного числа;

- согласовывать прилагательные и существительные;

- согласовывать существительные и числительные.


Формирование навыков:

- программирования смысла и смысловой структуры высказывания;

- установления логики, связности, последовательности изложения.

Отбирание языковых средств, адекватных смысловой концепции для построения высказывания в тех или иных целях общения (передача содержания текста, сюжетной картины, рассуждение, доказательство).



4-5

3-4

4-5

3-4







2.

Оценочный этап




Оценка динамики развития учащихся.

Выявление результативности проведения коррекционной работы и выделение комплекса задач, над которыми планируется работать в следующем учебном году.

1









Всего часов: 66 -72
Список литературы


  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М., 2011.

  2. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа. Программно- методические материалы. М., 2000.

  3. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. и др. Логопедия./ Под ред. Волковой Л.С. –М., 1995.

  4. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. С-П., 2009.

  5. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991

  6. Коррекция нарушений письменной речи. Под ред. Н.Н.Яковлевой. С-П., 2009.

  7. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. С-П., 2003.

  8. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. С-П., 2004.

  9. Левина Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом/ Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М., 1961.

  10. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов.

  11. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбомы 1-2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников/ Е.В. Мазанова – 2-е изд., испр.- М.: издательство «ГНОМ и Д», 2008.*

  12. Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбомы 1-2. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии /Е.В. Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008.

  13. Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза / Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2009.*

  14. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.*

  15. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. –– М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008.*

  16. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.*

  17. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. С-П., 2001.

  18. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников. С-П., 2009.

  19. Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников. С-П., 2009.

  20. Русецкая М.Н. Нарушения чтения у младших школьников. С-П., 2009.

  21. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995.

  22. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М., 2000.

  23. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б., Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Основы логопедической работы с детьми. М., 2003.

  24. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.