Главная страница

В иллюстрациях русских художников


Скачать 144.55 Kb.
Название В иллюстрациях русских художников
Дата 18.02.2016
Размер 144.55 Kb.
Тип Документы



«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ.

Интегрированный урок. . IX КЛАСС

В процессе чтения и анализа поэмы, сложной для восприятия 14-летних читате­лей в силу насыщенности историческими, этнографическими реалиями, устаревшими словами, зачастую происходит спад воссо­здающего воображения, необходимого для понимания поэтического текста. Именно воссоздающее воображение школьников в этом случае нуждается в наглядных стиму­лах, «зрительной опоре». В качестве такой «зрительной опоры» могут выступать ре­продукции картин художников к «Слову о полку Игореве», а также так называемая концептуализирующая наглядность, кото­рая, не являясь иллюстрацией к сюжету произведения, выражает определённые смысловые концепты текста.

Использование произведений различ­ных художников позволяет расширить круго­зор детей, познакомить с богатейшим раз­нообразием интерпретаций литературной темы. Выполняя роль изобразительных ком­ментариев к поэме, репродукции дополняют представления школьников о героях, собы­тиях, помогают создавать культурно-истори­ческий фон произведений.

Из всего многообразия воплощения «Слова...» в изобразительном искусстве мы остановились на именах: И.Блинов. Миниатюры из рукописи «Слова о полку Игореве»: «Боян», «Выступле­ние князя Игоря в поход», «Четыре солнца», «Поражение».

И.Голиков. Иллюстрации к «Слову...». Па­лех: «Боян», «Битва при Каяле», «Побег Игоря из плена», «Возвращение на землю Русскую».

Н.Рерих. «Боян», «Стрелы неба, копья земли», «Поход князя Игоря».

В.Фаворский. Иллюстрации к «Слову...»: «Автор», «Солнечное затмение», «Первая бит-

ва», «Вторая битва», «Золотое слово Святос­лава», «Плач Ярославны», «Побег Игоря из плена», «Возвращение на родину».

М.Пиков. «Боян», «Битва Игоря с полов­цами».

С.Кобуладзе. «Бой с половцами».

М.Рыбникова. «Плач Ярославны».

В.Фаворский. Боян. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве». 1938

И.Глазунов. «Князь Игорь», «Ярославна».

В.Васнецов. «Баян», «После побоища Игоря Святославича с половцами».

Ю.Селиверстов. «Боян» (две иллюстра­ции»).

На подготовительном этапе мы обраща­лись к искусствоведческой литературе, строили словесные комментарии к иллюст­рациям с опорой на текст поэмы, учитывали психологию восприятия подростками живо­писи. Наряду с бурными, мажорными прояв­лениями в природе и во взаимоотношениях героев их привлекают спокойные тона кра­сок, лиризм и романтичность. Именно такой благодатный материал и даёт разножанро­вый характер репродукций картин художни­ков, представленных на наших уроках.

При первичном восприятии текста поэ­мы («ступень восторга» — по Белинскому) обращение к иллюстративному материалу, на наш взгляд, нежелательно: у ребят дол­жен сформироваться стойкий словесный об­раз, а этап анализа поэмы («истинное насла­ждение» — по Белинскому) в нашей системе предполагал обращение к живописному монтажу. Вопросы и задания, связанные с иллюстрациями, дополняли, корректирова­ли, закрепляли представления учащихся о произведении, побуждали их внимательно и глубоко вчитываться в текст, активизирова­ли воссоздающее воображение.

На примере трёх эпизодов поэмы пока­жем «действие» «зрительной опоры» на за­ключительном этапе анализа произведения.

Эпизод первый. Боян и автор поэмы. Уча­щиеся перечитывают текст поэмы (в переводе Д.С.Лихачёва) от слов: «Не пристало ли нам, братия...» до: «...князьям славу рокотали».

- Картина В.Васнецова «Баян» (1910) не является иллюстрацией к поэме, но близка ей по тематике и сюжету. Небольшой холм, поросший травой, россыпи ромашек, тонкие берёзки. Весь передний план занимают фи­гуры людей, расположившихся на холме по­лукругом. Они слушают пение Баяна, слепо­го певца. Левая рука его трогает гусли, правая занесена высоко к небу. Ветер разве­вает седые волосы певца. Слушатели Бая­на — воины в красных плащах, расшитых шёлком, в кольчугах, стальных островерхих «шеломах», у многих в руках «копья калёные» да «червлёные» щиты. По-разному воины слушают Баяна. Одни задумчиво потупили глаза в землю, другие устремили взор на слепого певца, третьи насторожённо вгля­дываются вдаль. Примечательны фигуры старика и мальчика. Старик, подперев голо­ву рукой, задумчиво смотрит на мальчика. Что ждёт этого ребёнка? Почему столько тревоги и грусти в лице старого воина? Баян поёт о подвигах княжеских и храбрых дружи­нах русских, о том, как красива родная зем­ля. Короткая передышка между боями может оборваться в любую минуту: оттого так сгу­стились серые тучи на небе, оттого так не­спокойны дозорные... Так увидел Баяна рус­ский художник В.Васнецов. Картина поражает яркостью красок: от алой и чёрной до нежно-голубой.

- Иллюстрация В.Фаворского «Автор» по цветовой гамме — резкая противополож­ность картине Васнецова. Перед нами гра­вюра — особый вид изобразительного ис­кусства, рисунок получается путём оттиска с клише. Автор Фаворского молод, короткие волосы обвязаны тонкой бечевой, едва за­метная борода. Это не старый слепой Баян, которого вы видите у Васнецова. На нём кольчуга, сафьяновые сапоги. Кто он? Воин из дружины Игоря, готовый в любую минуту поменять гусли на копьё? Он указывает ру­кой в сторону рыдающих женщин. Обхватив колени, сидит на брошенном на землю седле воин, трое других, кто с грустью, кто с улыб­кой, смотрят на молодого певца. Юный дружинник на коне склонил в печали голову. У художника только белая и чёрная краски, но сколько оттенков передаёт автор штриха­ми, линией, пятном, россыпью точек! Под ку­чевыми облаками проносятся «соколы» —так в народе называют доблестных воинов. Никнет к земле седой ковыль, трепещет настепном ветру хоругвь...

- Гравюра М.Пикова «Боян» в мельчай­ших подробностях передаёт сюжет поэмы: могучий дуб с морщинистой корой, под ним одинокая фигура старого Бояна. Слева — «серый волк» и «сизый орёл», справа — «со­колы» да «лебеди». Символика картины об­ращена к содержанию песни Бояна, унося­щегося в заоблачные выси своей фантазии.

- Миниатюра И.Блинова из рукописи «Слова...» (1912) выполнена в стиле иконо­писи к старинной книге. Она красочна, изящна. По древним летописям, Боян — великий поэт, он «вещий внук» (потомок) языческого славянского бога Белеса — явный намёк на божественные истоки таланта. На миниатю­ре Боян — придворный поэт и певец, обла­чённый в парчу и бархат, окружённый князь­ями да боярами. Он сидит в роскошном княжеском тереме, поёт «славы» князьям. Из глубины мрака художник высветил лицо Бояна: с высоким лбом, клинообразной боро­дой, оно чем-то напоминает пророческий лик святого.

— На иллюстрации на тему Бояна Ю.Се­ливерстова вы видите лишь голову с могучей бородой, одухотворённым лицом, глубокими морщинами, полузакрытыми глазами. Потря­сают руки певца: огромные, с длинными, уз­ловатыми, «вещими» перстами, они попере­менно опускаются на «живые струны». Боян точно огромная белая птица парит над зем­лёй, «растекаясь мыслию по древу». В его фи­гуре есть что-то волшебное и мистическое. Рядом рисунок художника на тему песни Боя­на: отвесная скала, поросшая у подножия де­ревьями, клубы облаков, «сизый орёл» парит в небе, зорко высматривая добычу на земле. Внизу замер в размашистом прыжке «серый волк»... Графические рисунки художников пе­редают удивительную динамику образов, на­пряжённость каждой детали.

Изобразительные комментарии помога­ют школьникам «смотреть» и «видеть» карти­ну, дают образцы монологической речи, учат постигать язык изобразительного искусств мы. После комментариев предлагаем девя­тиклассникам вопросы, выявляющие их ви­дение словесного и живописного образов.

  1. Какая из иллюстраций вам больше по­нравилась и почему?

  2. Кто из художников, по вашему мне­нию, точнее передал образ Бояна?

  3. Почему художники так по-разному увидели поэта-певца? От чего это зависит?

  4. Можно ли автора поэмы представить в облике Бояна? Почему?

  5. Приходилось ли вам видеть другие картины этих художников? На какие темы они написаны?

  6. Напомните, что такое гравюра, миниа­тюра, графика.

«Слово...» — воинская повесть, героиче­ская песнь, обширное эпическое полотно, «населённое» героями, событиями, звуками, красками, движением. Ключевой эпизод по­эмы — вторая битва князя Игоря с половца­ми. Иллюстрации к этому фрагменту, по на­шему замыслу, должны были подчеркнуть весь трагизм похода Игоря, когда «в княже­ских крамолах сокращались жизни люд­ские». Вместе с тем мы стремились донести до детей «тёплое, нежное, сильное чувство любви к родине» (Д.С.Лихачёв), которым со­греты все страницы поэмы. Располагаем ил­люстрации по сюжету эпизода, чтобы про­следить этапы трагической битвы.

  1. «Кровавые зори свет возвещают...»

  2. «...а такой рати не слыхано!..»

  3. «...пали стяги Игоревы...»

  1. «Кровавые зори свет возвещают...»

— У художника Н.Рериха есть картина, созвучная древнерусской поэме, — «Стрелы неба, копья земли». Всё полотно — это по­лыхающие облака зловещего красного цве­та. Земля и небо слиты воедино в кровавых клубах дыма. На переднем плане одинокая фигура уставшего воина. Он стоит спиной к зрителю, наклонив голову и тяжело опер­шись на меч. Внизу — стяги с ликами святых, частокол готовых к бою копьев. На палитре художника красная и чёрная краски, переда­ющие тревогу надвигающейся грозы.

— «Чёрные тучи с моря идут, хотят при­крыть четыре солнца, а в них трепещут синие
молнии». Миниатюра И.Блинова «Четыре солнца» (1912). Напомните, кто из князей выступил в поход вместе с Игорем? (Брат Игоря, курский князь Всеволод, племянник Святослав Рыльский и сын Владимир). В клу­бящихся чёрных тучах — четыре солнца, а под ними — князья. Не случайно художник изобразил солнца как человеческие лики и разным цветом: под розовым — юный Владимир, под красным — Игорь, под коричне­вым — Всеволод, под жёлтым — Святослав.
Лики солнц выражают удивление, гордость, печаль и укор. «Быть грому великому!» — восклицает в поэме автор.

2. «...а такой рати не слыхано!..» Учащие­ся перечитывают описание боя от слов: «То было в те рати...» до: «...горем взошли они по русской земле».

В.А.Фаворский. Картина боя Игоря и Всеволода с половцами. В центре гравюры Игорь, он ранен. Доблестные дружинники обступили своего князя, защищая мечами и щитами. Игорь обнажил голову, чтобы быть узнанным товарищами. Мы словно слышим шум боя: «гремят сабли о шлемы», «трещат копья булатные». Ковыльная степь «костьми» (телами убитых) засеяна и «кровью полита».
Но твёрдо держит древко стяга храбрый ру­сич. Вторая часть картины — бой «ярого тура
Всеволода»: «прыщет»
он на воинов стрела­ми, «златым шлемом посвечивает». Всево­лод занёс «меч булатный» над головой по­ловца. Кого в этот момент напоминает Всеволод? (Былинного богатыря Илью Му­ромца.) Гравюра Фаворского предельно точно передаёт мельчайшие детали боя: сна­ряжение русичей и степняков, выражение лиц героев. Всё живёт и движется на карти­не: ветер развевает плащ Всеволода и знамя над головой Игоря, грозные молнии пронза­ют чёрные облака.

С.Кобуладзе назвал свою картину «Бой с половцами». Она передаёт героику
битвы: вздыбленные кони, изогнутые поло­вецкие луки, поверженные тела русичей и
половцев среди травы и цветов. Художник запечатлел кульминацию боя.

— Приходилось ли вам видеть миниатюры художников Палеха? (Да, это иллюстрации к
русским народным сказкам, открытки, изоб­ражения на шкатулках.) Миниатюра (1934) ху­дожника Палеха И.Голикова точно из сказки: стремительные тонконогие кони с вьющимися кольцами грив и хвостов, удлинённые фигуры воинов. Они изображены на чёрном фоне но­чи. Лёгкие кони со своими всадниками словно парят в непроницаемой тёмной мгле. «Билися день, билися другой; на третий день к полудню пали стяги Игоревы» — так печально заверша­ет свой сказ о кровавой битве автор.

3. «...пали стяги Игоревы...»

— Картина В.Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880) вос­производит развязку битвы. Раннее утро. На горизонте отблески «кровавой зари», «никнет
трава от жалости, а дерево с тоской к земле приклонилось». Поле после боя, усеянное те­лами русичей и половцев. Трудно узнать в них правых и виноватых. Драматизм картине при­даёт изображение сцепившихся хищных птиц над телами мертвых. Здесь нет крови и тлена, но красные пятна «червлёных щитов», кото­рыми русичи преграждали путь степнякам, усиливают торжественно-печальный колорит полотна. Потрясает фигура сражённого стре­лой юного воина, почти мальчика: русые во­лосы, бледное детское лицо, нательный крест упал в траву. Смерть всегда ужасает, но вдвойне страшна гибель юного человека.

- Вот так по-разному увидели картину боя художники. Для одних важно было показать героизм русичей, другие в красочных обра­зах-символах передали «славу» князьям, третьи — трагизм побоища. Но все картины объединяет чувство любви и боли за родную землю. Художники изобразили момент бит­вы на фоне природы: травы, цветы, деревья тоже скорбят о земле русской.

Вопросы, предложенные девятиклассни­кам после просмотра иллюстраций, дополня­ли рассказ учителя, выявляли впечатление детей от увиденного.

  1. Какая из иллюстраций вам больше всего понравилась и почему?

  2. Почему так по-разному художники на­зывали свои картины: «бой», «битва», «побо­ище»? Что общего в этих словах и что их от­личает?

  3. Проследите за символикой цвета на картинах. Каких красок больше и почему? Соотнесите с жанровыми особенностями иллюстраций.

  4. Какая, на ваш взгляд, картина ближе сюжету «Слова...», какая менее близка?




  1. Почему некоторые художники исполь­зовали в своих картинах сказочные детали?

  2. Посмотрите внимательно на иллюстра­ции, вспомните текст поэмы и расскажите, как выглядели воин-русич и воин-половец.

В.Фаворский. Битва. 1938
Эпизод третий связан с пленительным женским образом поэмы Ефросиньи Ярос­лавны. Учащиеся выразительно читают плач Ярославны. Перед показом иллюстраций де­ти отвечают на вопросы.

  1. В поэме нет портретного описания Ярославны.

  2. Как вы представляете себе её внешность?

  3. Если бы вы были художниками, какие бы тона красок подобрали к портрету героини?

  4. Помогают ли образы природы пред­ставить облик жены князя Игоря?

Предваряющие просмотр иллюстраций вопросы позволили установить уровень вос­приятия школьниками словесного образа и «перевода» его на язык изобразительного искусства, откорректировать восприятие предметно-бытовых, исторических деталей. Так, одни учащиеся представляли Ярославну с длинной косой, в сарафане и кокошнике; другие — в ярком цветастом платке, третьи «не соглашались» с авторским сравнением героини с кукушкой, словом, учащиеся не совсем верно представляли эпоху, социаль­ное положение героини. Ярославна — княги­ня; замужняя женщина не распускала косу...

- Послушайте внимательно, как худож­ник Владимир Фаворский описал свою гра­вюру «Плач Ярославны»: «Раннее утро, солн­це встаёт, туман постепенно уходит; со стен Путивля видна река, леса, ветер гонит обла­ка. И тоскующая по мужу Ярославна обраща­ется и к солнцу, и к реке, и к ветру и просит их помочь Игорю и его воинам, верно думая, что с ними несчастье и что мучает их жажда и усталость в далёкой степи» (Голицын СМ. Слово о мудром мастере. — М.: Дет. лит., 1977. — С. 156). Как вы, наверное, заметили, Фаворский очень точно воспроизводит этно­графические детали на своих гравюрах. Ког­да он приступал к работе над ними, то часа­ми простаивал в Историческом музее: срисовывал старинные мечи, щиты, стрелы, шлемы, одежду, посуду, изучал древние ле­тописи, иконы. Ярославна Фаворского — молодая княгиня, одета в расшитое золотом шёлковое платье и бархатную накидку с про­резными рукавами, отороченными бобро­вым мехом. На голове короткая фата с золо­тым ободком. Во всей фигуре героини, в воздетых к солнцу руках — любовь, тревога. По краям гравюры — изображения кукушки (зегзицы), символизирующей у древних сла­вян женскую тоску, печаль.

На рисунке М.Рыбниковой «Плач Ярос­лавны» лишь два героя: Солнце с грозным, неумолимым ликом, с лучами-косами и Ярос­лавна, изображённая в профиль с простёрты­ми к небу руками. Во всём облике женщины мольба, звучащая как древнее заклинание: «Зачем, владыко, простёрло ты горячие лучи на воинов моего лады?»

Необычно передал образ Ярославны И.Глазунов. Юная жена Игоря облачена в парчёвую накидку, поверх расшитой речным жемчугом и рубинами шапочки покрыт блед­но-голубой платок. Трепетная рука с тяжё­лым перстнем прижата к груди. Стрелы со­больих бровей, по-детски припухлые губы, большие синие глаза, наполненные тоской и ожиданием. Прядь русых волос выбилась из-под платка, который, развеваясь на ветру, словно сливается с тревожно плывущими по небу облаками. Бездонные, как лазурное не­бо, глаза героини устремлены на зрителя. Тяжесть дорогой одежды и украшений под­чёркивает беззащитность, хрупкость, неж­ность Ярославны.

— Подумайте, почему Фаворский и Рыб­никова назвали свои картины «Плач Ярос­лавны», а Глазунов— «Ярославна»?

На заключительном этапе изучения «Сло­ва...» важно было установить влияние поэмы и живописного её воплощения на личность читателя-школьника. Предлагаю ребятам со­здать... книгу, самую настоящую, с переплё­том и форзацами, текстом и иллюстрациями. Желание работать над книгой изъявили все учащиеся двух классов. Свою книгу они на­звали «"Слово...", художники и мы». Каждый выбрал себе иллюстрацию к поэме, описал её (многие описания включали элементы стили­зации поэмы), рассказал о художнике. Ребята выполнили собственные рисунки к поэме в

разных вариантах: акварель, рисунок каран­дашом, тушью, фломастером, углем, миниа­тюры на тонком картоне и даже «гравюры» — оттиски с металлических и стеклянных пла­стин. Не повторяя увиденного у художников, девятиклассники рисовали нежный профиль Ярославны на фоне Днепра, портрет Игоря в шлеме, Игоря в роли пленника-гостя в рос­кошном шатре Кончака, погоню Гзака и Кончака за князем, свадьбу юного Владимира и половчанки, портреты князей из «золотого слова» Святослава, много пейзажей.

Наибольшее количество симпатий (17 человек) вызвали гравюры В.Фаворского.

Гравюры Фаворского очень близки тексту поэмы: два цвета — чёрный и бе­лый — господствуют на его картинах, но пе­редают они самые мельчайшие душевные движения героев. (Марина Т.)

«Плач Ярославны» — самая любимая моя гравюра. Как тонко и бережно передал художник каждую травинку, цветок, опере­нье птиц, складки одежды героини! Опеча­ленная, стоит Ярославна на забрале Путивля, прося Перуна перестать дуть наперекор дружине. (Илья С.)

14 девятиклассников отдали свои пред­почтения картине В.Васнецова.

— Картина Васнецова, как и поэма, гроз­ное предостережение: вот что будет с вами,

люди, если вы, не обуздав свою гордыню, забудете законы добра, дружбы, справедли­вости. Сцепились в жестокой схватке над безмолвным кладбищем стервятники, а ве­сенняя степь напоена запахом травы и цве­тов. И тем больнее смотреть на юношу, пронзённого стрелой, на уже никому не нуж­ное солнце... (Сергей М.)

Написанная маслом картина В.Васне­цова создаёт иллюзию реального события: вот-вот эти поверженные стрелами и копья­ми воины очнутся от мёртвого сна. Эх, живую бы водицу сюда! Кажется, сам художник... наблюдал это побоище. (Кристина К.)

Ярославна И.Глазунова — символ рус­ской женщины. Она воплощает мир, дом, се­мью. Вековечной тоской прозвенел её плач по дремучим лесам и ковыльным степям, и услы­шал его любимый «лада». (Светлана К.)

Семеро девятиклассников описали ми­ниатюры И.Блинова.

— Древний Новгород. Померкло солнце на небе. Закрыли ладонями лица в неутеш­ном плаче русские жёны. «Печаль разлилась
по русской земле» — так увидел картину скорби лучший иллюстратор «Слова...». (Алексей М.)

В картинах Н.Рериха школьников (их шесть) привлекла красота символики.

— «Поход князя Игоря» — самая лучшая иллюстрация поэмы, ведь сама поэма кра­сочна и ярка. Впечатляет образ неба в сине-зелёно-жёлтых широких полосах да тёмный диск солнца. Затмение! Поверни назад свою храбрую дружину, князь Игорь! Есть в карти­не что-то космическое, какая-то вселенская печаль и высокая обречённость главного ге­роя. (Павел М.)

Миниатюры Палеха по душе пятерым де­вятиклассникам.

Я словно возвратилась в сказку, что рассказывала мне в раннем детстве бабуш­ка. Славные богатыри Игорь и Всеволод вы­ступают в поход. Парят в небе птицы, «кричат телеги», «волки грозу подымают», лисицы «брешут на червлёные щиты». (Юлия С.)

Мне очень нравятся картины художни­ков Палеха. Их краски яркие, сочные. Только на одной картине я насчитала 85 оттенков красок! Природа на миниатюрах грустит, пе­чалится: ива склонила свои тонкие ветки к воде, а цветы и травы шёлковыми лентами стелются под копытами коней. Здесь почти всё, как в поэме. (Ирина С.)

Необычным было восприятие учащимися (их четыре) иллюстраций Ю.Селиверстова.

— Я очень люблю творчество этого худо­жника. Он наш современник, но ушёл из жиз­ни совсем молодым. Как по-особому он про­чёл «Слово...»! Его Боян приводит в восторг. «Вещие персты» на «рокочущих струнах» — это символ творчества, таланта, подаренно­го Богом. Но не всегда слушатели и зрители способны понять этот талант. Мне кажется, что Боян — это, во многом, и сам художник Юрий Селиверстов. (Яна А.)

Отдельные учащиеся попытались в сти­хах выразить своё видение словесного и жи­вописного образов поэмы.

К «ЯРОСЛАВНЕ» И.ГЛАЗУНОВА

Ты стоишь у кургана степного,

Где дороги извивы видны,

Ветер веет от дома родного,

Заметая твои следы.

Сини очи полны печали,

В них любовь, и испуг, и тоска.

У пути есть конец и начало,

Бесконечна твоя мольба.

Бледный плат на ветру трепещет,

Сжаты губы, рука на груди,

А любимый шеломом блещет,

Бьётся храбро в безводной степи.

Пусть летит белокрылой зегзицей

Голос твой по ковыльной степи,

И сумеет любимый напиться

Дона светлого чистой воды.

Екатерина Сухова

Таким образом, «зрительная опора» пробудила у девятиклассников интерес к произведению, помогла углубить понима­ние литературы как искусства, побудила к творчеству.