Главная страница

Положительные и отрицательные последствия использования средств икт в музыкально-образовательной деятельности доо


Скачать 74.4 Kb.
Название Положительные и отрицательные последствия использования средств икт в музыкально-образовательной деятельности доо
Дата 13.03.2016
Размер 74.4 Kb.
Тип Статья

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИКТ В МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОО.
Маргарита Ивановна Миллер

Лангепасское городское муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 4

«Золотой петушок»

музыкальный руководитель

Зухра Наилевна Саляхова

Лангепасское городское муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 4

«Золотой петушок»

музыкальный руководитель
Аннотация:

В статье освещен опыт использования средств ИКТ в музыкально-образовательной деятельности ДОО. Установлены положительные и отрицательные последствия их практического применения. Авторы раскрывают различные аспекты и подходы к творческой интеграции ИКТ в музыкальной деятельности дошкольников.

Статья предназначена для педагогов-практиков, помогает лучше понять феномен использования ИКТ в ДОО и определить его потенциал.

Ключевые слова: дошкольники, информационно-компьютерные технологии, музыкально-образовательная деятельность в ДОО.

Одним из новейших средств достижения цели формирования гармонично-развитой личности дошкольника является использование информационно-компьютерных технологий в ДОО.

Используя в своей практике средства ИКТ, нами были выявлены и установлены сильные и слабые стороны, влияющие на раскрытие творческого потенциала ребенка в музыкальной деятельности.

Творческая интеграция ИКТ позволила нам по-новому сформировать предметно-развивающую среду центра Искусств в ДОО, которая позволила маленькому ребенку войти в эту среду постепенно. Ребенок день за днем осваивался в ней и начинал не только проявлять интерес, но и активно взаимодействовать.

Мы пришли к выводу, что систематическое использование компьютерных технологий стимулируют творческие проявления у детей в разных видах музыкальной деятельности. Предоставляют возможности для самовыражения каждого ребенка и развития его эмоциональной реакции. Дают возможность приобрести опыт тесного взаимодействия в детском коллективе.

А.В. Запорожец указывал, что «первые шаги, которые делает ребенок на пути понимания художественного произведения», основываются на материале его восприятия. [2, с.72]

Несомненно, процесс удивления ведет за собой процесс понимания. И в музыкальной деятельности использование компьютерных технологий позволяют эффективней развивать у детей все виды восприятия: слухового, зрительного, чувственного.

Запоминают дети  первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что  произвело на них наибольшее впечатление: то, что эмоционально окрашено,  неожиданно и ново. [1]

Отечественные психологи Л.А. Венгер, A.B. Запорожец, B.C. Мухина, H.H. Поддьяков в познавательной деятельности дошкольника выделяют ведущую роль наглядно-образного мышления. Это психологическое новообразование старшего дошкольного возраста, служит основным вкладом, который дошкольное детство вносит в общий процесс психического развития, и во многом определяет успешность дальнейшего обучения ребенка в школе. [7]

Наша практика показала, что при использовании ИКТ значительно возрастает интерес дошкольников к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование компьютерных технологий дает нам, педагогам, возможность обогатить эмоционально-сенсорные занятия, ввести в свою работу с дошкольниками компьютерные музыкальные программы. Дают доступ к поиску информации, связанной с миром искусства: музыка, литература, живопись, фольклор. Заменяют множество картинок, аудиозаписей, плакатов. Способствует активизации познавательной деятельности дошкольников.

Интересно и ярко проходит индивидуальная и коррекционная музыкально-образовательная деятельность. Каждый ребенок получает достаточно пространства для самовыражения. Поддерживается более внимательное отношение к музыкальной деятельности. Развиваются способности хотеть и уметь общаться с миром музыки.

Мы для себя определили ряд наиболее эффективных видов ИКТ. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий материал в алгоритмическом порядке, заложить информацию в фотографическом и ассоциативном виде в память детей, что способствует формированию у них системы мыслеобразов.

Для нас использование слайдовой презентации стало современным средством и своеобразной заменой декораций к детским спектаклям, мюзиклам и красочным оформлением к праздникам и развлечениям.

Слайдовые презентации в программе Power Point помогают изучению творчества композиторов. Они превращают знакомство с великими музыкантами, их музыкальными шедеврами понятным и увлекательным. Развитию певческих навыков способствуют графическое изображение различных попевок, упражнений для развития голосового аппарата, картинки-подсказки. Музыкально-дидактические игры позволяют педагогу с легкостью ввести детей в игру, создавая при этом возможность для исследований связей в мире искусства, проведения необычных сравнений, и учить находить свои варианты действий. Развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма. С помощью мнемотаблиц дети выполняют различные перестроения или разучивают элементы танцев.

Создать качественную презентацию помогает художественная галерея онлайн под названием «LENAGOLD».

Видеопроигрыватель Windows Media позволяет транслировать видео-подсказки для детей, а также видеоклипы для знакомства с танцами профессионалов, и анализа танцев собственного исполнения.

На протяжении последних двух лет мы активно используем видеохостинг «YoTube» для путешествия в мир музыки «Сказки с оркестром», видео посещения концертных залов, филармонии, театров.

Обучающая программа «Уроки музыки с дирижером Скрипкиным» - мультимедийный диск, программный продукт «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», самое авторитетное в России мультимедийное энциклопедическое издание дают возможность детям нашего маленького северного города прикоснуться к настоящему искусству, учат дошкольников ценить прекрасное, добиваться успехов в художественно-эстетической области.

При использовании ИКТ необходимо соблюдать санитарно– гигиенические нормы: четкое изображение, расстояние до экрана должно быть не менее 50 см.; оптимальная продолжительность мультимедийной презентации для детей 5-7 лет не более 5 минут.

Возможности ИКТ позволяют по-новому взаимодействовать с родителями. На официальном сайте образовательного учреждения регулярно выкладываются видео и фото материалы праздников и досугов, а также видео консультации по приобщению семьи к музыке. Такое сотрудничество способствует выполнению задачи по обеспечению психологической, социально-культурной и образовательной поддержки семьям, быстрой обратной связи и повышению уровня родительской заботы. Наши контакты возможны в любой момент. Часто болеющие дети, получая консультации, задания на сайте образовательного учреждения, проходят программу музыкального развития вместе с родителями дома. Мобильнее проходит анкетирование.

Отрицательной стороной деятельности ИКТ является частая замена живого общения с миром музыки. По результатам анкетирования, большинство родителей отдают предпочтение просмотру музыкальных спектаклей и концертов на диске, чем сводить ребенка в музыкальную школу города.

Игры, созданные посредством ИКТ, лишают детей возможности самостоятельно и в свободной деятельности использовать их.

Для того, чтобы создать презентацию необходимо пройти элементарную курсовую переподготовку по работе с программами Power Point, Nero 8, приложение Nero Wave Editor, Movie Maker. Однако, для использования других программ необходимы всё новые средства ИКТ и программы. А для этого необходимо постоянное обучение по программам и новым технологиям.

На данном этапе работы с ИКТ нами созданы циклы занятий по темам: «Музыкально-дидактические игры», «Природа в музыке», «Музыкальные инструменты», «Путешествие в мир звуков», «Детский альбом», «Путешествие в мир театра», «Логоритмика». Создана методическая копилка презентаций и клипов, мультфильмов с классической музыкой: «Детский альбом», «Гномы и горный король» режиссера И. Ковалевской; мультфильм-фантазия на музыку Э. Грига; «Фантазия 2000» У. Диснея; «Снегурочка», режиссера А. Снежкоблоцкой, «Сказки старого пианино» Е. Петкевич.

Мы принимаем активное участие в городском конкурсе методических разработок учебных занятий с применением ИКТ, дважды заняли 1 место и 2 место. Являемся лауреатами международного конкурса «Педолимп» - музыкально-образовательная деятельность «Страна Толерантность» для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ. Лауреаты XII конкурса «Информационные технологии в образовании дошкольников» конкурсная работа «Хозяйка Югры Эква приглашает». Диплом 1 степени Общероссийского конкурса «Современные образовательные технологии на занятиях 2 полугодия 2013-2014 учебного года».

Мы считаем, что соединение информационно-компьютерных технологий с традиционными средствами развития детей дошкольного возраста, позволяет сохранить целостность и уникальность современного отечественного дошкольного образования. Является эффективным средством развития, инструментом мотивации, способствует расширению кругозора и укреплению ценностей общей и музыкальной культуры дошкольников.

Список литературы:


  1. Блонский,  П.П. Педология / П.П. Блонский. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 288 с.

  2. Журавлёв, А.А. Что такое педагогические технологии и как ими пользоваться / А.А. Журавлёв. - М.: 2007.

  3. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенка-дошкольника литературного произведения: учебное пособие / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1964.

  4. Использование ИКТ в организованной образовательной деятельности детей // Справочник старшего воспитателя. - № 7. - 2012.

  5. Калаш, И. Возможности информационных и коммуникационных технологий / И. Калаш. - Юнеско, 2011.

  6. Мириманова, М.С. Психологическая безопасность дошкольной образовательной среды / М.С. Мириманова. - 2010.

  7. Моторин, В. Воспитательные возможности компьютерных игр / В. Моторин // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 11. - 53-57 с.

  8. Мухина, В. С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999.

  9. Новоселова, С.Л. Компьютерный мир дошкольника / С.Л. Новоселова, Г.П. Петку. - М.: Новая школа, 1997.

  10. Петрова, Е. Развивающие компьютерные игры / Е. Петрова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 8. - 60-68 с.

  11. Фомичева, О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке / О.С. Фомичева. - М.: Гелиос АРВ, 2000.