Главная страница

«Удивительная зима»


Скачать 156.67 Kb.
Название «Удивительная зима»
Дата 13.03.2016
Размер 156.67 Kb.
Тип Документы

Приложение 2

Экологический проект в средней группе на тему «Удивительная зима»

Актуальность проекта:

Одна из задач перед воспитателем – это заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе.

К пятилетнему возрасту ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой, а так же бесед со взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.

Учитывая особенности детей данного возраста, за основу в работе над экологическим воспитанием была выбрана проектная деятельность. Исходя из этого, я начала работу над экологическим проектом.

Цель проекта:

Сформировать у детей среднего возраста знания о живой и неживой природе в зимний период.

Задачи:

Расширять и углублять знания детей о зимнем времени года.

Формировать знания о взаимосвязи живой и неживой природы.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Развивать наблюдательность, познавательную активность.

Тип проекта:

Ознакомительно-ориентировочный (экологический)

Участники:

Воспитатель и дети средней группы.

Длительность:

Среднесрочный: декабрь – февраль.

Прогнозируемый результат:

1. Расширение кругозора детей;

2. Повышение процента детей с высоким и средним уровнем знаний об окружающем по теме «Зима»;

3. Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.

Этапы реализации проекта:

I этап: Подготовительный

1. Диагностика детей;

2. Формулирование проблемы;

3. Постановка и принятие целей и задач.

II этап: Практический

Вид деятельности Содержание

Наблюдения с детьми Деревья зимой

Птицы зимой

Насекомые зимой

Зимние приметы

Беседы «Зимние приметы»

«Как живут зимой звери»

«Где прячутся насекомые»

«Что делают деревья зимой»

«Нужна ли нам зима? »

Чтение произведений «Поет зима, аукает… » С. Есенин

«Зима» И. Суриков

«Где зимуют почки? » Н. Павлова.

«Лес зимой» В. Бианки.

«Синичкин календарь» В. Бианки

Рассматривание иллюстраций, картин Картина «Зимние забавы»

Серия иллюстраций «Художники о зиме»

Серия иллюстраций «Звери зимой»

Аудиозапись рассказа «Зимняя сказка» читает Сергей Козлов.

Аудиозапись «Раз морозною зимой».

Аудиозапись «Кабы не было зимы»

Аудиозапись «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П. И. Чайковского

Аудиозапись «Антонио Вивальди. Времена года. Зима. »

Просматривание видеозаписей Антонио Вивальди. Времена года. Зима.

«Один зимний день»

«Красивые зимние пейзажи»

«Кормушка для зимующих птиц»

Дидактические игры «Зимние загадки»

«Времена года»

Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»

Образовательная деятельность Занятие на тему «Птицы и звери зимой»

Занятие на тему «Деревья зимой»

Занятие на тему «Зима»

Творческая деятельность Рисование на темы:

1. «Снежинка»,

2. «Зимующие птицы»,

3. «Зима»

Аппликация на тему «Снеговик»

Конкурс рисунков «Зимние забавы»

Опыты и эксперименты «Снег – вода – лед»

«Какой бывает снег? »

Работа с родителями Папка-передвижка на тему «Зима»

Папка-передвижка на тему «Помощь птицам зимой»

Папка-передвижка на тему «Как обустроить комнату ребёнка – исследователя»

Консультация на тему «Ознакомление с природой в процессе исследовательской деятельности»

Консультация на тему «Развитие исследовательских способностей детей в игре на природе»

III этап: Итоговый

1. Диагностика детей;

2. Создание альбомов «Зима», «Иллюстрации русских художников о зиме», «Зимние забавы»;

3. Защита проекта.

Приложение 3

Проект «Осень разноцветная»

Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Повышению системности в работе способствовала организация проектной деятельности "Осень разноцветная". Она даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, детский дизайн, психологические этюды и задания творческого характера.

Информационная карта проекта.

1. Полное название проекта: "Осень разноцветная".

2. Автор проекта: Карнаухова Л. И.

3. Вид, тип проекта: групповой, среднесрочный, исследовательски-творческий.

4. Цель, направление деятельности проекта: Исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.

5. Краткое содержание проекта:

В рамках биологической экологии:

Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке.

Систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования.

В рамках социальной экологии:

Анализ поведения человека в природе осенью.

В рамках прикладной экологии:

Отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).

Организация и проведение занятий и режимных моментов, направленных на воспитание экологического сознания.

Совершенствование экологической среды группы:

Обогащение стимулирующим и активизирующим дидактическим материалом.

Организация выставки совместных работ родителей и детей "Осенние фантазии".

6. Сроки проведения: сентябрь – ноябрь.

7. Количество участников проекта: 22человека (из них 10 детей, 1 педагог, 11 родителей).

8. Возраст детей: 4-5 лет.

9. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции).

10. Ожидаемые результаты (продукт проекта):

  • осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме с учётом трёх направлений экологии (биологического, социального и прикладного);

  • развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;

  • развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;

  • совершенствование экологической среды группы;

  • вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;

  • оформление картотеки наблюдений;

  • конкурс на выразительное чтение стихов об осени;

  • праздник Осени;

  • выставка "Осенние фантазии";

  • ведение детьми дневника наблюдений.

2. Этап разработки творческого проекта: для развития экологического сознания - понимание связей и отношений, существующих в природе и роли человека в них, была разработана системная "паутинка": что происходит осенью в живой и неживой природе.

План - схема осуществления проекта "Осень разноцветная"

(средний дошкольный возраст)

Разделы программы.

Виды детской деятельности.

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры: "Овощной магазин". Игры - драматизации по произведениям: "Репка". П/игры "У медведя во бору", "Сова".

Д/и "Чудесный мешочек", "Что растёт на грядке?", "Собери урожай".

Игровые упражнения с солнечным зайчиком "Прощание с солнышком".

Нравственное воспитание

Рассматривание и обсуждение картин о природе: И. Левитан "Золотая осень", М. Нестеров "Осенний пейзаж", Е. Волков "Болота осенью".

Наблюдение за красотой осенней природы во время прогулок.

Художественная литература

Пословицы, поговорки, загадки, потешки, прибаутки. Чтение и заучивание стихотворений об осени. Чтение стихотворения Ю. Тувима "Овощи"; сказки "Колосок"; Г. Снегирёв "Как птицы и звери к зиме готовятся".

Физическое воспитание

Семейные походы в тундру. Физкультминутки "Листики", "Утка с утятами", "Зайка серенький". ОРУ "Палочка-превращалочка".

Умственное воспитание.

Ребёнок и окружающий мир

Беседы: "Об осени", "Осень в зеркале искусства".

Экскурсии в музей "Животный и растительный мир тундры осенью".

Д/и "Узнай по описанию", "Что сажают в огороде?", "Мамы и детёныши", "Когда это бывает", "Кто как кричит". Прогулка в осеннюю тундру.

Цикл наблюдений "Изучаем жизнь природы осенью".

Игра "Волшебная палочка" - приметы осени, овощи, фрукты.

Сенсорное воспитание

Раскрашивание по трафарету овощей, фруктов, грибов, листьев.

Нанизываем бусы для куклы Машеньки из соломки.

Рассматривание муляжей овощей, фруктов, грибов.

ФЭМП

Занятие "Путешествие в лес" - счёт грибов. И/у "Большой-маленький" - овощи и фрукты. Счёт овощей и фруктов.

Развитие речи

Творческое рассказывание детей по темам "Мы гуляли на участке".

Рассматривание сюжетных картин.

Составление описательных рассказов с помощью схем: овощи - фрукты.

Д/и "Скажи со словом "много", "Подбери слово", "Подскажи словечко", "Назови ласково", "Назови правильно"

Художественно-эстетическое воспитание.

Конструирование

Цикл занятий по изо экологии: "На лесной полянке": материал - желуди, каштаны. "Кто живёт в лесу?": материал - шишки, осенние листья.

Изобразительная деятельность

Рисование: "Яблоки на яблоне", натюрморт из фруктов.

Лепка: "Яблоки и вишни", "Свекла и морковь", "Вылепи фрукты и овощи для магазина", "За грибами в лес осенний".

Аппликация: "Дары осени".

Изготовление панно, коллажей, из бумаги и природного материала.

Изготовление открыток, приглашений на осенний праздник.

Музыка

Слушание: П. И. Чайковский "Времена года". Разучивание песен об осени.

Культурно-досуговая деятельность

Психологические этюды "Осенние листочки", "Медвежата в берлоге", "Кузнечик", "Первый снег", "Стрекоза замёрзла", "Смелый заяц".

Развлечение "День рождения осенних именинников".

Праздник осени. Конкурс чтецов на лучшее стихотворение об осени.

Трудовое воспитание

Совместное украшение группы к осеннему празднику.

"Дары осени" - сбор природного материала на прогулке.

3. Практический этап - реализация комплексного проекта "Осень разноцветная" с участниками проекта. В работе с детьми использовались разнообразные методы обучения: экологические сказки, наблюдения и экскурсии, познавательное чтение, конкурсы, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательно-эвристического характера, экологические игры - путешествия, эксперименты и опыты, экологические задачи.

В уголке природы были помещены дары осени - овощи и фрукты, ягоды. Дети учились различать их по внешнему виду, вкусу, правильно называть.

Были организованы с детьми наблюдения неживой природы: деятельность солнца (количества тепла и света), характер осадков, ветер, длительность дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнце нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд; солнце днём очень низко над горизонтом - приближается наступление полярной ночи.

Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений - прикреплённость к земле. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, а затем листопад, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветры.

Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.

Провели ряд прогулок за пределы участка детского сада с разными целями. Смотрели, что происходит в сквере, за соседними домами, у озера. Организовывали разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами - "Раз, два, три к кустику беги!", "Чей лист?", "Детки на ветке", "Найди такой же".

С целью обогащения педагогического опыта родителей и привлечения их к совместному творчеству организовали выставку семейных работ из природного материала под названием "Осенние фантазии". Это позволило объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно-образовательному процессу, создать единую среду развития ребёнка, обеспечило психологический климат между детьми, родителями, педагогами, лучше узнать собственных детей. Презентацию выставки этих работ проводили сами дети.

Приложение 4

Презентация выставки "Осенние фантазии"

Организаторы - дети средней группы "Лучики", гости - дети младшей группы "Циплята".

Цель: помочь ребёнку раскрыть свои и родительские умения перед детьми разных групп.

Задачи:

  • помочь детям осваивать социальные роли (экскурсовод, посетитель, автор работы);

  • способствовать совместному участию детей и родителей в выполнении работ;

  • обучать детей налаживанию отношений со сверстниками.

Предварительная работа:

  • изготовление поделок из природного материала совместно с родителями;

  • обдумывание мини-презентации своей поделки (название, стишок, загадка и т. д.) совместно с родителями;

  • размещение экспонатов в группе;

  • заучивание стихов;

  • изготовление приглашения для детей другой группы.

Под весёлую песню "Антошка" гости заходят в группу, где их встречают дети - хозяева.

Ира:

Дорогие гости, проходите,
Выставку нашу посмотрите.
Мы поделки свои покажем.
И о них всё вам расскажем.

Воспитатель:

Закружились в воздухе жёлтые листочки,
В тундре появились разные грибочки.
Очень захотелось нам красоту такую
Поместить на выставку светлую, большую.

Конкурс объявили творческих работ.
Тема "Осенние фантазии" - налетел народ.
Выполнили условие - творить должны
Мамочки и папочки, а также малыши!

Ефим: Здесь какие-то игрушки, есть картины и зверюшки,

Есть осенние букеты и природные макеты.
Диво-дивное у нас, мы расскажем вам сейчас.

Воспитатель: Ребята, пусть каждый из вас расскажет про свою поделку, как её изготавливали, с кем и какое стихотворение про неё сочинили.

Воспитатель поочерёдно обращает внимание на каждую поделку на выставке, и тот ребёнок, чья работа выделена, рассказывает о ней.

"На озере" (ветка, перья, кора)

Воспитатель: Вижу, вот птица сидит, да по сторонам глядит.

Слава: Наша птица хороша, сделана из ветки. Клюв - сучок. Я эту ветку нашёл, когда мы ходили в тундру.

"Милая осень" (трава, цветы)

Воспитатель:

Осень золотая в гости к нам пришла,
И букет осенний в подарок принесла.

Лиза:

Я травинки собрала. Всем вам покажу.
Чтоб они не потерялись, в букет их свяжу.

"Подарки осени" (листья, трава, кедровые орехи)

Воспитатель: Что за осенние причуды здесь?

Саша:

Здравствуй, осень!
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла!
У тебя мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла?

А принесла она орешки и разноцветные листочки, из которых мы с мамой и сделали этот букет.

"Прощание с летом" (листья, камни, фольга)

Воспитатель: В горшочке средь камней выросли цветочки. Что за чудо в них на тоненьких ножках?

Софья:

Мы с мамой придумали загадку:
Тонко кружево плету -
Не заметишь на лету.
Кто в мою попался сеть,
В ней останется висеть. (паучок)

"За грибами" (крупа, трава)

Воспитатель: Вот я вижу картину с ароматной корзиной.

Аня:

По дороге весело мои ноги шли,
К ароматным грибочкам в гости привели.
Их в корзинку соберу и домой я принесу.

"Домик в деревне" (камни, ветки, листья, вата, шкурка апельсина)

Воспитатель: А на этой картине много разного природного материала.

Варя:

Вот построили мы дом - дом, в котором мы живём.
Облака над ним как ком. Стены каменные в нём.
За плетнём растут цветы, удивительной красы.

Лесовичок (шишки, желуди, ветки, листья)

Воспитатель: Видно лесовик есть в лесу?

Аня:

По лесочку он идёт, песенки весёлые поёт.
Лес от зла оберегает, иногда людей пугает.

"На лесной опушке" (картон, листья, ветки, трава)

Воспитатель: Чья-то здесь стоит избушка?

Вероника:

На полянке средь опушки
Стоит красивая избушка
Для любой лесной зверюшки,
Картон стены заменяет, листья крышу покрывают.

"Яркие друзья" (камни)

Воспитатель: Вроде с виду жуки, но какие-то твёрдые.

Саша:

Наши насекомые хороши, сделаны из камешков.
Мы покрасили их с мамой и покрыли лаком.

"Золотая осень" (семечки подсолнуха, ветки, крупа)

Воспитатель: Вижу, рощу золотую и тропинку в ней.

Соня: Мимо пней и мимо кочек, бежит дорожка к заветному порожку. Дорожка сделана из семечек, а деревья золотые посыпаны крупой.

"Собачка Джек" (ракушки, кокосовая стружка)

Воспитатель: Много я собак видала, но такую не встречала.

Настя:

Были мы на Чёрном море, и ракушек привезли.
С папой вместе мы решили, их в собачку превратили.

"В осеннем парке" (листья, ветки)

Воспитатель: Что за чудо из чудес на поделке этой?

Лиза:

Здесь чудесный городок с парком и грибами.
Жители малюсенькие! Убедитесь сами!

"Мишка косолапый" (шишки, арбузные семечки, ветки, листья)

Воспитатель: А вот и мишка косолапый.

Ефим:

Мишка косолапый по лесу идёт,
Шишки собирает, в корзинку их кладёт.

После того как все рассказы о поделках прозвучали, пригласить гостей посмотреть внимательно выставку и познакомиться с другими работами детей группы.

Дети импровизируют под музыку П. Чайковского "Осень" из цикла "Времена года".

4. Аналитический этап: анализ эффективности работы по проекту. Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Поспособствовало накапливанию у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Дети ближе познакомились с растительным и животным миром Крайнего Севера. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках и дневниках наблюдений. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности за природу, себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы думаем, что нам это удалось.