Главная страница

377. 014. 5 Реформы образования в Казахстане после распада СССР


Скачать 39.64 Kb.
Название 377. 014. 5 Реформы образования в Казахстане после распада СССР
Дата 05.03.2016
Размер 39.64 Kb.
Тип Документы

377.014.5

Реформы образования в Казахстане после распада СССР.

Ходжаева Х.Г.

Частым вопросом для обсуждения на постсоветском пространстве в последнее время стало размышление о необходимости и возможности воссоздания единого образовательного пространства. Советское образование считалось одним из лучших в мире. Уже в перестроечное время в ходе рыночных реформ оно потерпело ряд огромных изменений. Для оценки и контроля качества образования существовали специальные государственные структуры. Министерство образования устанавливало определенные параметры, которым должно отвечать высшее образование, что в конечном итоге привело к крайней централизации и бюрократии в управлении высшей школой. Высшая школа после распада СССР была поражена коррупцией, дипломы можно было купить, зачеты и экзамены сдавать по коррупционной схеме. В общеобразовательных школах за счет родителей учащихся покупались классные журналы, табеля, мел и делались ремонты. Школьники учились по старым учебникам, так как новые книги не выпускались. Учителя могли работать по несколько месяцев не получая зарплаты. Это, конечно же, сказывалось на качестве обучения.

После распада СССР все бывшие республики предприняли попытки реформирования образования. Постсоветская система образования была дискредитирована, поэтому значительный упор был сделан на заимствование опыта западных стран.

Любая реформа предполагает совершенствование и улучшение. В этом в отличие от других республик бывшего советского союза преуспел Казахстан. Уже в конце 90-х годов утверждается 3 базовых документа - Закон «Об образовании», Государственный стандарт образования и Государственная программа образования. Казахстан одним из первых включился в Болонский процесс, заявив о переходе на трехуровневую систему подготовки кадров: бакалавриат – магистратура – PhD.

Важнейший шаг по реформированию образовательной системы Казахстана был сделан в 2001 году, когда министерство образования республики Казахстан утвердило классификатор направления и подготовки специальностей высшего профессионального образования, в соответствии с которым было произведено укрупнение перечня специальностей. Это позволило приблизить их набор к требованиям, предъявляемым международными образовательными стандартами и Лиссабонской конвенцией по признанию квалификаций, относящихся к высшему образованию, которую Казахстан подписал раньше других республик бывшего СССР.

Реформа образования в Казахстане как на уровне высшей, так и на уровне средней школы отличается своей определенной последовательностью и взаимосвязанностью между этапами преобразований.

Сегодня мы все являемся свидетелями тех изменений, которые происходят в системе образования. Этот процесс сопровождается и изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы, содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творческим решениям возникающих проблем, индивидуализацией образовательных программ.

Среди постановлений правительства направленных на практическую реализацию Закона «Об образовании» особое значение, бесспорно, имеет постановление «О порядке разработки утверждения и сроков действия государственных стандартов образования». Впервые на правительственном уровне определены задачи стандартов, порядок их разработки, утверждения и сроков действия. Они обеспечивают высокие требования к качеству образования, соответствуя лучшим международным аналогам. Вступительные экзамены в ВУЗы заменяются компьютерным тестированием, проводимые Национальным центром государственных стандартов и тестирования. Устанавливаются единые требования для всех абитуриентов в рамках тестовых заданий. Учащийся, сдав ЕНТ, может участвовать в конкурсе на выбранную им специальность, а государство предоставляет ему грант на обучение или образовательный кредит в зависимости от количества набранных баллов. Резко снизилась коррупция в ВУЗах, появились коммерческие ВУЗы.

В послании народу Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев сказал: «Высшие учебные заведения не должны ограничиваться образовательными функциями. Им необходимо создавать и развивать прикладные и научно-исследовательские подразделения… Вузы, которым мы гарантировали академическую автономию, должны не ограничиваться совершенствованиями своих учебных программ и активно развивать свою научно-исследовательскую деятельность»

Большие преобразования происходят в среднем образовании. Идет техническое оснащение городских и сельских школ (интерактивные доски, компьютеры, видеокамеры, пожарные сигнализации), 100% охват питанием учащихся начальных классов. В целях ликвидации компьютерной безграмотности казахстанцев проводятся бесплатные компьютерные курсы. В ходе модернизации системы образования в процесс обучения внедряются современные методики и технологии, вводится электронное обучение, трехъязычная система, идет подготовка к внедрению 12-летнего образования, которая предполагает разработку новых государственных стандартов и программ образования, выпуск новых учебников, а так же строительства школ, соответствующих требованиям двенадцатилетнего образования. Президентом была инициирована программа «Балапан», главная задача которой – выравнивание стартовых возможностей детей. К 2020 году должен быть 100% охват детей дошкольным образованием и воспитанием.

В послании президента, Н.А. Назарбаева, народу Казахстана сказано: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве».

В заключение хочется заметить, что от воспитательно-образовательной политики зависит судьба цивилизации. Человечество подошло к той роковой черте, за которой нужна новая нравственность, новый менталитет, новая система ценностей. Образовательная политика Казахстана продвигается в этом направлении очень уверенно.