|
Подходы к проектированию урока иностранного языка в контексте требований фгос принципы организации учебного процесса
Подходы к проектированию урока иностранного языка в контексте требований ФГОС
Принципы организации учебного процесса
Как построить систему образования в условиях, когда все так быстро меняется? когда мы не знаем, какие компетенции будут востребованы через 5 лет? Ответ можно найти в новых образовательных стандартах, приоритетным направлением которых является обеспечение развивающего потенциала образования.
Для умственного развития, как считает Е.И.Степанова, имеет значение не только накопление информации, обычно в виде знаний, но и умственная деятельность, которая в процессе усвоения информации особым образом организуется и активизирует все психофизиологические функции интеллекта в целом [9].
«…Развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной» [10; 6]. С другой стороны, как отмечает Е.И.Степанова, обучение будет тогда рациональным, когда ему удается вести за собой развитие учащегося» [9].
Это приводит нас к мысли о том, что необходимо изменить сам характер обучения, основанного на новых психологических и педагогических концепциях, суть которых – в формировании способности к адаптации и креативности, как способности складывать части отдельных знаний в новое знание и умение работать самостоятельно.
В новых стандартах образования говорится о возможности решения этих задач через реализацию: 1) проектно-исследовательской деятельности; 2) соединение гуманитарного и математического знания; 3) новые принципы формирования образовательной среды школы, в частности через: а) системно-деятельностный подход [2], предполагающий освоение опыта деятельности через языковую догадку, воображение, решение проблемных заданий, самостоятельную работу; б) избыточный информационный ресурс, который даст возможность выбора учебного материала в зависимости от уровня уч-ся; в) функциональное разнообразие, что предполагает организацию различных видов деятельности на уроке.
Кроме того, сегодня мы обращаем внимание на новое понимание содержания урока иноязычного образования.
В традиционном понимании
|
В рамках реализации ФГОС
|
Содержание
|
обучения
|
образования
|
Знания, умения, навыки
|
Культура
(культуросообразное поведение через приобщение к ценностям)
|
Цель
|
Формирование ЗУН
|
Формирование человека
Развитие человека как субъекта своей страны через регулярное формирование УУД
|
Отличительные черты научнообоснованного урока
1) Наличие образовательного потенциала
2) Логика урока
3) Наличие соответствующей технологии как системы приемов
1.Образовательный потенциал урока
Урок иностранного языка обладает огромным образовательным потенциалом (не только учебным, но и развивающим), «который может в значительной мере способствовать формированию человека как гражданина и личности» [6; 11].
Требования концепции коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур», как считает В.Кузовлев, могут быть реализованы через четыре глобальных аспекта образования - познавательный (социокультурный), развивающий, воспитательный и учебный» [там же; 12], что представлено в таблице № 1.
Таблица № 1
Средства реализации четырех аспектов образования на уроке
Аспект иноязычного образования
|
Цель на уроке
|
Средства
|
1.Познавательный
(социокультурный) потенциал
(познание иностранной культуры обязательно в
сопряжении с родной культурой: нахождение различного и схожего).
|
Познавательные цели: (овладение социокультурными знаниями о культуре другого народа, включая знания о языке как части культуры).
Знакомство с героями литературных произведений, детскими играми, песнями, памятниками культуры и др.
|
1.Отображение актуальной действительности (Иллюстрации, Фото, Слайды, Фильмы, Буклеты);
2) репродукции картин;
3) отрывки из текстовых произведений;
4) разговорный массив (аутентичные диалоговые тексты, объяснения и показ строя языка, речевые образцы, правила-инструкции);
5) сведения о функции языка, его роли в жизни, мире;
6) фоновые знания (в пословицах, крылатых выражениях).
|
2.Развивающий потенциал
Что служит объектом развития, какие навыки развивать
Способность к осмысленному восприятию
Увеличение объема внимания
Непроизвольное запоминание
Антиципация структур
Догадка и анализ
Абстрогирование и обобщение
Логическое изложение
Планирование высказывания
Выражение чувств
Коммуникабельность
Оценка и самооценка
Имитация
Комбинирование
импровизация
|
Развивающие цели:
Развитие:
- Психических процессов и функций:
- Внимания
- Памяти
- Мышления;
- Качества ума (самостоятельности);
-Творческого воображения;
- Компенсаторных умений:
- использование речевого образца в качестве опоры для построения собственного высказывания, использование языковой догадки по аналогии с родным языком, по иллюстрациям;
Учебных умений (общеучебных
и специальных):
- Работа со справочными материалами;
- Сотрудничество со сверстникаим, участие в коллективном обсуждении
|
1.Создание условий для развития памяти, внимания, каналов приема информации средствами предмета
(по Н.Л.Галеевой). Создание условий для успешного запоминания [5].
2.Вооружение способами определения на материале своего предмета разных типов памяти, внимания, уровня развития мыслительных навыков, функционального доминирования полушарий ученика и т.д.
(по Н.Л.Галеевой) [там же].
3.Организация обучения с учетом
специализации полушарий
(по З.Н.Никитенко) [7]
доминирование одного, недостаточная нагрузка другого приводит к дисбалансу мозговой деятельности
недогрузка правого (наполнение смыслом, мотивированная деятельность по овладению языком)
перегрузка левого (многочисленные повторения грамматических структур за учителем, механическое заучивание слов, текстов):
быстрое утомление, потеря интереса к предмету.
4. Использование «развивающих» заданий
(по Н.Е.Буланкиной) [3]
|
3.Воспитательный потенциал
(духовно-нравственное развитие)
|
Воспитательные цели:
Формирование положительного отношения к реалиям иностранной культуры, осознание своей культуры через контекст культуры других стран
Формирование познавательных потребностей, интереса к чтению
|
|
4.Учебный потенциал
Цель:
Овладение умением общаться в межкультурном диалоге, которое основано на умении говорить, аудировать, читать, писать
|
Овладение языковыми навыками, лежащими в основе речевых умений / Совершенствование этих навыков / Развитие к-л умения (его качества, механизма, уровня) / Овладение умениями собственно общения
1. Формирование лексических навыков.
2. Совершенствование грамматических и произносительных навыков
|
Представление языкового и речевого материала через различные каналы восприятия и функционирования во всех видах речевой деятельности
|
2. Логика построения урока иностранного языка
При планировании урока необходима ориентироваться на его логику, которая заключается в соблюдении следующих аспектов:
Целенаправленность (соотносимость всех компонентов урока с главной целью; адекватность заданий поставленным целям, «их потенциальную способность служить эффективным средством решения задач урока для достижения главной цели» [8; 13].
Целостность (соразмерность всех частей урока, их соподчиненность друг другу).
Динамика: движение по стадиям усвоения речевого материала (формирование навыков и умений через строгую последовательность выполняемых упражнений, а именно через соблюдение строгой последовательности: от языковых упражнений к условно-речевым и далее речевым; представление языкового и речевого материала через различные каналы восприятия и функционирования во всех видах речевой деятельности: аудирование / говорение / чтение / письмо).
Связность (единство и последовательность материала по содержанию; взаимообусловленность этапов урока) достигается через:
- учебный материал (фонетические, лексические, грамматические, орфографические языковые явления), представляемый на нескольких этапах урока через различные типы упражнений;
- предметное содержание (тематическое единство, которое «помогает учителю сделать урок последовательным и логичным, обеспечивает его коммуникативную напрвленность» [8; 15];
- вербальные связки («Мы уже знаем, что… А теперь…», «Мы обсудили … Пора приступить к …», «Сначала посмотрите на .., подумайте и скажите…» и т.д.);
3. Наличие соответствующей технологии1 как системы приемов при обучении способам деятельности
М.В.Алексеев справедливо отмечает, что изменение парадигмы образования требует приведения в соответствие с нею технологической парадигмы, на основе которой разрабатываются образовательные технологии [1; 5].
В исследованиях, посвященных обсуждению понятия педагогичексой (образовательной) технологии в сфере образования (В.П.Беспалько, М.Е.Бершадский, В.В.Гузеев, В.И.Журавлев, М.В.Кларин, В.М.Монахов, Г.К.Селевко, М.А.Чошонов и др.) отмечается, что данный подход предусматривает «точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированное достижение поставленных целей» [4; 110].
Сегодня же практические запросы общества, «законы формирования и потребностей самой личности обучающегося» [3; 22] придают особую актуальность проблеме обучения деятельности.
С позиции деятельностного подхода к обучению важным признаком образовательной технологии является теория учебной деятельности, согласно которой обучающийся должен учиться сам, а учитель - создавать необходимые для этого условия, а именно организовать свою деятельность и деятельность учеников, «последовательность выполнения которых приводит к достижению поставленных целей» [4; 111]. В огранизации учебного процесса в контексте обучения способам деятельности акцент должен делаться на соответствие учебного материала учебным целям и на самостоятельную учебную деятельность учащихся с подготовленными учителем материалами. Некоторые пути решения обозначенной проблемы представлены нами в таблице № 3.
Таблица № 2
Типология упражнений при обучении способам деятельности
Способ деятельности как учебная цель
|
Типы упражнений
|
Пример
|
Способ выхода из проблемной ситуации
|
Упражнения на выстраивание последовательности действий
|
Восстанови последовательность букв / слов / словосочетаний / предложений / частей текста / картинок
|
Распознавание ситуации
|
Комментированный ответ
Конструирование ответа на вопрос:
|
«как вы думаете…?»
«что произойдет, если …?»
|
Способы добывания новых знаний:
|
Развивающие задания (по Н.Е.Буланкиной) [3]
1.инструкции (направлены на восприятие, осмысление, запоминание, воспроизведение учебного материала на основе образца рассуждения и выполнения развивающего задания):
- уяснение теоретического / фактического материала (грамматических правил),
- уяснение содержания прочитанного / прослушанного
|
Ответы на вопросы по содержанию, постой пересказ, составление простого плана по усвоенному образцу
|
|
2. реконструкции (совершенствование мыслительных операций, активное освоение приемами рациональной умственной деятельности).
|
Составление сложного вопросного плана текста;
Выделение основных положений с последующей детализацией и аргументацией;
Подбор материала по теме;
Рассказ по теме; Рассказ по картине;
|
|
3. поиски
|
Сообщение, реферат, проект
|
Список литературы
1. Алексеев М.В. Ключевые компетенции в педагогической литературе // Педагогические технологии № 3, 2006. – С.3-17.
2. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов. – М.: Изд-во МГУ, 1985.
3. Буланкина Н.Е. Система развивающих заданий в обучении иностранному языку // Просвещение. Иностранные языки / журнал для учителя. – 2012. – Выпуск № 3 (весна). – С.22-24. – М.: Издательство ПРОСВЕЩЕНИЕ. – Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-48/25 от 30.12.2011.
4. Волкова Е.Е. Компетентностный подход к обучению математике учащихся профильной школы в контексте педагогической технологии [Текст]: учебное пособие / Е.Е.Волкова. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. – 248с., 15,5 п.л. – Библиогр.: с.111. – 500 экз. – ISBN 978-5-9961-01-63-4.
5. Галеева Н.Л. Учебная мотивация // Просвещение. Иностранные языки / журнал для учителя. – 2012. – Выпуск № 3 (весна). – С.28-32. – М.: Издательство ПРОСВЕЩЕНИЕ. – Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-48/25 от 30.12.2011.
6. Кузовлев В. Четыре аспекта образовательного потенциала урока // Просвещение. Иностранные языки / журнал для учителя. – 2011/2012. – Выпуск № 2 (зима). – С.11-12. – М.: Издательство ПРОСВЕЩЕНИЕ. – Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-48/25 от 30.12.2011.
7. Никитенко З.Н. Левое полушарие – перезагрузка! // Просвещение. Иностранные языки / журнал для учителя. –2012. – Выпуск № 3 (весна). – С.18-19. – М.: Издательство ПРОСВЕЩЕНИЕ. – Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-48/25 от 30.12.2011.
8. Никонова Н.К. Чем труднее, тем легче // Просвещение. Иностранные языки / журнал для учителя. – 2011/2012. – Выпуск № 2 (зима). – С.13-15. – М.: Издательство ПРОСВЕЩЕНИЕ. – Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-48/25 от 30.12.2011.
9. Степанова, Е.И. Возрастная изменчивость мыслительных функций в периоды зрелости: автореф. дис. . докт. психол. наук / Е.И.Степанова. — Л.: ЛГУ, 1971.-45с.
10. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.: ил. – ISBN 978-5-09-024005-5
11. Штейнберг В.Э. Образование: технологический рубеж: инструменты, проектирование, творчество // Школьные технологии, № 1, 2000. – С.15-36.
|
|
|