Главная страница

Требования Обоснование требований


Скачать 59.59 Kb.
Название Требования Обоснование требований
Дата 13.03.2016
Размер 59.59 Kb.
Тип Документы

Задание 1.

Требования

Обоснование требований

Требования к методам

Адекватность методик целям и задачам исследования

Система критериев и задач при оценке УУД должна быть направлена на определение уровня развития базовых составляющих учебной деятельности, что обеспечивает ее соответствие поставленным целям и задачам.

Теоретическая обоснованность диагностической направленности методик

Психодиагностические методики должны иметь четкое и содержательное указание своей диагностической направленности и того теоретического основания, которому они соответствуют. Понятия, с помощью которых в методике формулируются ее диагностические возможности, должны быть четко определены, что образует необходимое условие интерпретации полученных результатов.

Смысл данного требования состоит в использовании только таких методик, содержательная сторона которых получила достаточный психологический анализ. В результате в них должна быть четко объективирована диагностическая направленность, а также показатели и критерии оценки исследуемой стороны развития ребенка. Наличие обширной базы исследовательских данных позволяет четко сформулировать показатели развития типов УУД и критерии их оценки

Адекватность методов (процедур, содержания конкретных заданий и уровня их сложности) возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся

Согласно данному требованию, применяемые методики должны содержать только такие задания, которые по своей процедуре, а также уровню сложности отвечают реальным возрастным интересам и возможностям исследуемых детей В соответствии с этим разрабатываемый методический комплекс оценивает УУД не в традиционной для педагогики форме контрольных и проверочных письменных работ, выполняемых детьми индивидуально, а в контексте заданий, близких их интересам и жизненной практике. Методический комплекс не должен обладать какой-либо спецификой с точки зрения национально-культурной принадлежности учащихся.

Валидность надежность применяемых методик

Валидность методики – это свидетельство ее достаточно высокого соответствия заявляемому диагностическому предназначению. Под надежностью методики понимается ее достаточная устойчивость к внешним помехам. В состав диагностического комплекса для оценки УУД должны быть включены преимущественно те методики, валидность и надежность которых подтверждена значительным числом психологических исследований, в рамках которых они ранее применялись.

Профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов

В психологической диагностике принципиальное значение придается требованию, чтобы диагностические методики использовались только достаточно квалифицированными специалистами–психологами, что является необходимой и обязательной мерой по защите прав человека – будь то ребенок или взрослый – от неправильного использования средств оценки их интеллекта, личностных и иных социально значимых качеств. Только квалифицированный психолог может обеспечить необходимые условия для правильной процедуры проведения обследования и последующей правильной интерпретации диагностических оценок.

Этические стандарты деятельности психологов

Оценивание интеллектуальных, моральных и иных социально значимых качеств личности учащихся, налагает серьезную ответственность на проводящих обследование специалистов. Перечень основных принципов этического кодекса психолога-диагноста носит обязательный характер: конфиденциальность, гарантирующая сохран­ность информации об индивиде; должны быть соблюдены соот­ветствующие меры предосторожности, направленные против неправильного использования и неверной ин­терпретации диагностических результатов; отношения с обследуемым, основанные на доверительности, информировании его о цели обследования и о последующем характере использования результатов: обследуемый должен быть полностью проинформирован о том, как будут ис­пользоваться его оценки; неразглашение результатов обследования [конкретного индивида]: недопустимо, чтобы какие-либо сведения, содержащие оценки личности учащегося, стали известны администрации или педагогическому составу школы; предоставление интерпретации диагностических результатов [для обследованного индивида].

Требования к инструментарию

Показательность

Выбор диагностического инструментария должен обеспечить возможность дать общую характеристику уровня развития личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД

Учет системного характера

Одно универсальное учебное действие может быть рассмотрено как принадлежащее к различным классам.

Учет возрастной специфики

Показательность видов УУД и их значение для развития учащихся меняется при переходе с одной возрастной ступени на другую, поэтому выбор диагностического инструментария должен меняться.

Требования к организации оценивания уровня развития УУД

Включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность

Позволяет школьникам приобрести навыки самооценки и самоанализу (рефлексии);

Использование критериальной системы оценивания

Способствует развитию у обучающихся самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; дает возможность педагогам и обучающимся освоить эффективные средства управления учебной деятельностью

Использование самооценки и самоанализа обучающихся

Способствует развитию у обучающихся самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; дает возможность педагогам и обучающимся освоить эффективные средства управления учебной деятельностью

Комплексный подход к оценке результатов образования,

Позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных

Уровневый подход к представлению планируемых результатов

Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.

Использование разнообразных форм оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами, целью получения информации

Взаимно дополняющие друг друга формы оцениванию позволяют получить максимально объективную оценку уровня достижения школьника и обеспечивает участников оценки необходимой информацией для совершенствования процесса

Использование интегральной оценки, в том числе портфель достижений

Портфель достижений позволяет решать ряда важных педагогических задач: поддерживать учебную мотивацию обучающихся; поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения

Позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

Сочетание традиционных и инновационных методов оценки результатов обучения

Оценка как личностных, метапредметных и предметных результатов, так сбор контекстной информации, для оценки профессиональной компетентности учителей позволяют обеспечить управление качеством образования через информирование различных участников образовательной деятельности, а также обеспечивает индивидуальную поддержку учащихся.