Требования
|
Обоснование требований
|
Требования к методам
|
Адекватность методик целям и задачам исследования
|
Система критериев и задач при оценке УУД должна быть направлена на определение уровня развития базовых составляющих учебной деятельности, что обеспечивает ее соответствие поставленным целям и задачам.
|
Теоретическая обоснованность диагностической направленности методик
|
Психодиагностические методики должны иметь четкое и содержательное указание своей диагностической направленности и того теоретического основания, которому они соответствуют. Понятия, с помощью которых в методике формулируются ее диагностические возможности, должны быть четко определены, что образует необходимое условие интерпретации полученных результатов.
Смысл данного требования состоит в использовании только таких методик, содержательная сторона которых получила достаточный психологический анализ. В результате в них должна быть четко объективирована диагностическая направленность, а также показатели и критерии оценки исследуемой стороны развития ребенка. Наличие обширной базы исследовательских данных позволяет четко сформулировать показатели развития типов УУД и критерии их оценки
|
Адекватность методов (процедур, содержания конкретных заданий и уровня их сложности) возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся
|
Согласно данному требованию, применяемые методики должны содержать только такие задания, которые по своей процедуре, а также уровню сложности отвечают реальным возрастным интересам и возможностям исследуемых детей В соответствии с этим разрабатываемый методический комплекс оценивает УУД не в традиционной для педагогики форме контрольных и проверочных письменных работ, выполняемых детьми индивидуально, а в контексте заданий, близких их интересам и жизненной практике. Методический комплекс не должен обладать какой-либо спецификой с точки зрения национально-культурной принадлежности учащихся.
|
Валидность надежность применяемых методик
|
Валидность методики – это свидетельство ее достаточно высокого соответствия заявляемому диагностическому предназначению. Под надежностью методики понимается ее достаточная устойчивость к внешним помехам. В состав диагностического комплекса для оценки УУД должны быть включены преимущественно те методики, валидность и надежность которых подтверждена значительным числом психологических исследований, в рамках которых они ранее применялись.
|
Профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов
|
В психологической диагностике принципиальное значение придается требованию, чтобы диагностические методики использовались только достаточно квалифицированными специалистами–психологами, что является необходимой и обязательной мерой по защите прав человека – будь то ребенок или взрослый – от неправильного использования средств оценки их интеллекта, личностных и иных социально значимых качеств. Только квалифицированный психолог может обеспечить необходимые условия для правильной процедуры проведения обследования и последующей правильной интерпретации диагностических оценок.
|
Этические стандарты деятельности психологов
|
Оценивание интеллектуальных, моральных и иных социально значимых качеств личности учащихся, налагает серьезную ответственность на проводящих обследование специалистов. Перечень основных принципов этического кодекса психолога-диагноста носит обязательный характер: конфиденциальность, гарантирующая сохранность информации об индивиде; должны быть соблюдены соответствующие меры предосторожности, направленные против неправильного использования и неверной интерпретации диагностических результатов; отношения с обследуемым, основанные на доверительности, информировании его о цели обследования и о последующем характере использования результатов: обследуемый должен быть полностью проинформирован о том, как будут использоваться его оценки; неразглашение результатов обследования [конкретного индивида]: недопустимо, чтобы какие-либо сведения, содержащие оценки личности учащегося, стали известны администрации или педагогическому составу школы; предоставление интерпретации диагностических результатов [для обследованного индивида].
|
Требования к инструментарию
|
Показательность
|
Выбор диагностического инструментария должен обеспечить возможность дать общую характеристику уровня развития личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД
|
Учет системного характера
|
Одно универсальное учебное действие может быть рассмотрено как принадлежащее к различным классам.
|
Учет возрастной специфики
|
Показательность видов УУД и их значение для развития учащихся меняется при переходе с одной возрастной ступени на другую, поэтому выбор диагностического инструментария должен меняться.
|
Требования к организации оценивания уровня развития УУД
|
Включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность
|
Позволяет школьникам приобрести навыки самооценки и самоанализу (рефлексии);
|
Использование критериальной системы оценивания
|
Способствует развитию у обучающихся самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; дает возможность педагогам и обучающимся освоить эффективные средства управления учебной деятельностью
|
Использование самооценки и самоанализа обучающихся
|
Способствует развитию у обучающихся самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; дает возможность педагогам и обучающимся освоить эффективные средства управления учебной деятельностью
|
Комплексный подход к оценке результатов образования,
|
Позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных
|
Уровневый подход к представлению планируемых результатов
|
Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.
|
Использование разнообразных форм оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами, целью получения информации
|
Взаимно дополняющие друг друга формы оцениванию позволяют получить максимально объективную оценку уровня достижения школьника и обеспечивает участников оценки необходимой информацией для совершенствования процесса
|
Использование интегральной оценки, в том числе портфель достижений
|
Портфель достижений позволяет решать ряда важных педагогических задач: поддерживать учебную мотивацию обучающихся; поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
|
Оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения
|
Позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.
|
Сочетание традиционных и инновационных методов оценки результатов обучения
|
Оценка как личностных, метапредметных и предметных результатов, так сбор контекстной информации, для оценки профессиональной компетентности учителей позволяют обеспечить управление качеством образования через информирование различных участников образовательной деятельности, а также обеспечивает индивидуальную поддержку учащихся.
|