Главная страница

Подготовила: учитель-логопед Степанова Елена Ивановна


Скачать 26.2 Kb.
Название Подготовила: учитель-логопед Степанова Елена Ивановна
Дата 04.03.2016
Размер 26.2 Kb.
Тип Документы



Использование речевых игр в развитии познавательной деятельности

у детей с проблемами в развитии
Подготовила: учитель-логопед Степанова Елена Ивановна.
Известно, что дети с задержкой психического развития имеют следующие наиболее значимые проблемы в развитии: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности (им требуется активная ориентировка в задании), нарушения различных сторон речи.

Большую роль в структуре дефекта детей с нарушением психического развития играют речевые нарушения. При этом речевые нарушения преимущественно имеют системный характер и входят в структуру основного дефекта.

Многим детям присущи недостатки звукопроизношения, фонематического развития. Так же много детей с таким речевым нарушением, как дизартрия. На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико – грамматических конструкций типа: «Коля старше Миши», «Береза растет на краю поля».

Дети с задержкой психического развития имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужено употребление глаголов. Затруднены словообразовательные процессы.

Ряд грамматических категорий дети практически не используют в речи, однако, если сравнивать количество ошибок в употреблении грамматических форм слова и в употреблении грамматических конструкций, то явно преобладают ошибки второго типа. Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя и ему понятно смысловое содержание изображенной на картинке ситуации или прочитанного рассказа, и на вопросы педагога он отвечает правильно.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. У ребенка с задержкой психического развития низкий уровень познавательной активности, отклонения в развитии ведущих психических процессов создают дополнительные трудности в овладении связной речью.

Формирование навыков построения связных развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей, одновременно способствуя их совершенствованию.

Формирование мышления и речи происходит в процессе практической деятельности. Язык, как средство общения людей, является особым видом интеллектуальной деятельности. Поэтому мы видим тесную взаимосвязь развития речи и развития познавательной деятельности.

У ребенка с задержкой психического развития игровая деятельность, по сравнению с нормально развивающимися детьми, долго является ведущим видом деятельности. Поэтому использование речевых игр располагает положительными возможностями перевода ведущей – игровой деятельности на уровень учебно – игровой деятельности: учебной по целям и игровой по характеру осуществления. Используя речевые игры, мы решаем познавательные и коммуникативные задачи с опорой на сознательную деятельность ребенка.

Так же при проведении игр педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности и возможности ребенка.

Выбирая любую речевую игру, мы можем ставить различные цели и задачи, которые будут направлены на развитие и коррекцию имеющихся дефектов у ребенка.