№ п/п
|
Тема урока
|
Планирование результатов
|
Предметные УУД
|
Регулятивные
|
Личностные УУД
|
1
1
|
Наш учебник. Введение. Роль чтения в жизни человека. Литература как вид искусства и как учебный предмет.
|
пользоваться учебником, знать его структуру
|
извлекать информацию из разных источников (оглавления, условных обо-
значений, текста, схем и т.д.),адекватно понимать, разграничивать и преобразовывать информацию ,осознанно строить речевое высказывание
|
специфику художественной литературы и содержание. Работать с учебником. Умение давать доказательные суждения о прочитанном, определять собственное отношение к прочитанному
|
2
|
Устное народное творчество. Сказка – жанр УНТ.
|
Ученик научится осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
|
Познавательные:
рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности;
-осознанное построение речевого высказывания
|
Находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности
|
3
|
Устное народное творчество.Загадки.
|
Уметь отгадывать загадки, выразительно их читать.
Знать разновидности загадок
|
Уметь рассуждать, сравнивать
|
формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению..
|
4
|
Сказка об Иване –царвиче,Жар-птице и о Сером Волке» - встреча с волшебной сказкой
|
пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы; выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку
|
Находить отличительные особенности сказки, работать с текстом.
отвечать на вопросы по прочитанному тексту, составлять план,
пересказывать её содержание
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации
– грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;
|
– давать интерпретацию прочитанного на основе личностного восприятия; отбирать произведения для чтения;
|
5-6
|
Урок внеклассного чтения
. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»
|
Определять характерные для сказок обороты речи, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике.
Отвечать на вопросы по прочитанному тексту, составлять план, пересказывать.
|
Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника Из рассказов о сказочниках»
|
– видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;
|
7
|
Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках «Зимовье зверей», «Каша из топора»
|
Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника Из рассказов о сказочниках
|
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации никации
|
– работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации, владеть основными способами обработки и представления информации.
|
8
|
Урок развития речи.
Пересказ любимых русских народных сказок.
|
Народная мораль в сказке: добро торжествует,, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки.
|
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
|
– умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
|
9
|
Сказки о животных.«Лиса и перепёлка».
|
Общность мотивов в сказках разных народов,сходство построения,поэтичность языка,их влияние на литературу,живопись и музыку.
|
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
|
– потребность в самовыражении через слово;
|
10
|
Сказка «Старик со старухой и берёза».
|
Ответ на проблемный вопрос : «Каков Мой любимый герой русской народной сказки?»; «Почему я люблю читать народные сказки?»; «Почему в народных сказках Добро всегда побеждает зло
|
формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению..
|
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
|
11
|
Урок развития речи. Сказки «Спящий джигит», «Неблагодарный богач».
|
Общность мотивов в сказках разных народов,сходство построения,поэтичность языка,их влияние на литературу,живопись и музыку.
|
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
|
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
|
12
|
Урок внеклассного чтения. Марийские народные сказки.
|
Общность мотивов в сказках разных народов,сходство построения,поэтичность языка,их влияние на литературу,живопись и музыку.
|
Уметь чётко, логично и обосновано отвечать на поставленные вопросы; выразительно читать.
|
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
|
13
|
Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки
|
Худ.своебразие загадок,пословиц и поговорок:краткость,выразительность,меткость и точность языка
|
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных отличать литературную сказку от фольклорной;
видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку
высказываниях;
|
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
|
14
|
Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». Написание сказки.
|
Написание плана, отзыва о прочитанном.
|
Уметь выявлять свою точку зрения.
|
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
|
15
|
Теория литературы .Виды сказок
.Постоянные эпитеты,гипербола,сказочные формулы,сравнение.
|
Усвоение теоритико-литературного материала
|
Использовать справочный аппарат хрестоматии и самостоятельно прочитанных книг.
|
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
|
16
|
Литературные сказки. Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
|
Знать содержание прочитанной сказки, действующих героев.
Уметь выражать своё отношение к прочитанному
|
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
|
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
|
17-18
|
«
«Сказка о попе и о его
работнике Балде»
Урок внеклассного чтения.
|
Знать характеристику героев(положительный ,отрицательный)
|
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
|
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
|
19-20
|
Литературные сказки. А.С.Пушкин
“У лукоморья дуб зеленый”.
|
. Знать содержание поэ– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
|
адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
|
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
|
21
|
А.С.Пушкин
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
- антагонистическое произведение главы(1-4 гл)
|
– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
|
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
|
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
|
22
|
А.С.Пушкин
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» ( 5 – 7 главы).
|
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
|
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
|
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
|
23
|
Заключительный урок
по «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях».
|
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
|
выделять эпизоды,помогающие характеризовать героев произведения
|
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями
|
24-25
|
М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб».
|
Знать о сходстве с народными сказками,построение сказки
|
выделять эпизоды,помогающие характеризовать героев произвед
|
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
|
26
|
Урок внеклассного чтения. П.П.Ершов
«Конек-горбунок»
|
Уметь выявлять авторское отношение к героям сказки.
|
выделять эпизоды,помогающие характеризовать героев произвед
|
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
|
27-28
|
«
Сс
Лаг С.Т.Аксаков
«Але Аленький цветочек»
|
Уточнить представления о Волшебных сказках
|
выделять эпизоды,помогающие характеризовать героев произвед
|
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
|
29
|
Габдулла Тукай «Шурале» (поэма)
|
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
|
Уметь сравнивать литературную сказку татарского народа с другими изученными произведенями.
|
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность
|
-30-31
|
Юва
Юван Шесталов
«Когда качало меня солнце»
|
Знать биографию автора, содержание произведения.
Уметь сравнивать эпизоды произведения, выявить авторскую позицию, развёрнуто отвечать на вопросы.
|
Знать теорию, содержание произведения– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
|
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
|
32-34
|
Иван Андреевич Крылов.
Краткий рассказ о баснописце.
«Квартет», «Демьянова уха»,
(на «Ларчик»(на выбор)
|
Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости
|
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
|
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
|
35
|
Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегории(начальные представления).я, понятие об эзоповом языке.
|
Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И.А.Крылова.
|
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения
|
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
|
36
|
А.С.Пушкин. “Унылая пора! Очей очарованье!..”. О прямом и переносном значении слова
|
Знать биографию детства поэта, теорию литературы Уметь выразительно читать лирические произведения.
.
|
обучение восприятию чужого высказывания, переложению авторского текста и составлению собственного в устной и письменной форме.
|
– видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;
|
37
|
А.С.Пушкин “Зимний вечер”. Эпитеты
|
Уметь выразительно читать лирические произведения. Знать теорию литературы
|
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
|
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
|
38
|
«Туча»,»Зимняя дорога»
|
Уметь выразительно читать лирические произведения.
Знать теорию литературы
|
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями
|
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
|
39
|
Поэты пушкинской поры.
Алексей Васильевич Кольцов
«Песня пахаря»
|
Уметь выявлять авторскую позицию
|
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения
|
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
|
40
|
Иван Саввич Никитин
«Утро»
|
Уметь выявлять авторскую позицию
|
адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
|
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
|
41-45-
|
Николай Васильевич Гоголь
«Ночь перед Рождеством»
Урок внелассного чтения
|
Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья).Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.
|
адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
|
– видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;
|
46
|
Теория литературы. Фантастика.
Юмор.( развитие представлений)
|
Развитие представлений о юморе и фантастике Реальное и фантастическое в произведении. Сказочный характер фантастики. Описания украинского села и Петербурга. Характер повествования. Сочетание юмора и лиризма
|
Уметь выявлять авторскую позицию
|
Умение читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).
|
47--48
|
Федор Иванович Тютчев
«Есть в осени первоначальной»
О стихотворении Ф.И.Тютчева
«Есть в осени первоначальной»
Чарадейкою зимой»
«Весенние воды»
«Весенняя гроза»
|
Обращение поэтов к картинам русской жизни, изображению родной природы
|
Уметь находить художественно – изобразительные средства в стихотворении
|
Уметь работать с текстом художественного произведения, составлять краткий или развернутый устный ответ на вопрос
|
49-51
|
Афанасий Афанасьевич Фет
«Ласточки пропали»
О стихотворении«Ласточки пропали»
«Весенний дождь»
«Вечер».Урок внеклассного чтения.
|
Картины родной природы в изображении русских поэтов. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека.
|
Уметь находить художественно – изобразительные средства в стихотворении
|
Уметь анализировать лирическое стихотворение
|
52
|
Иван Сергеевич Тургенев
«Воробей»
|
Особенности идейно-эмоционального содержания стихотворений в прозе. Своеобразие ритма и языка. Авторская позиция и способы её выражения.
|
Уметь выявлять авторскую позицию
|
Уметь вести беседу, отвечать на вопросы, выразительно читать
Знать содержание произведения
|
53--55
|
Николай Алексеевич Некрасов.
Краткий рассказ о поэте
(Детство и начало литературной деятельности)
Стихотворение «Крестьянские дети».
|
Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей
|
Уметь находить художественно – изобразительные средства в стихотворении
|
Уметь работать с текстом художественного произведения, составлять краткий или развернутый устный ответ на вопрос
|
56
|
Антон Павлович Чехов
«Лошадиная фамилия»
|
Мягкий юмор писателя.Мастерство в создании комических ситуаций.
|
Уметь обосновать свою точку зрения.
Знать биографию автора, содержание произведения.
Уметь сравнивать эпизоды произведения, выявить авторскую позицию, развёрнуто отвечать на вопросы.
|
Уметь выражать свое мнение к прочитанному
|
57—58
|
Русская литература 20 века
Идеи гуманизма в произведениях русских
писателей
А.И.Куприн
«Чудесный доктор»
|
Идеи гуманизма
в произведениях
русских
писателей
|
Знать некоторые
сведения о докторе
Пирогове:доброта и
благородство
души,милосердие и
помощь людям как
главные цели врача.
|
.
– видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;
|
59-60
|
Урок внеклассного чтения.М.Горький «Пепе»
|
Идеи гуманизма
в произведениях
русских
писателей
|
Доброта и непосредственность.Отношение автора к герою.
|
– видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;
|
61
|
О теме и идее художественного произведения
|
Знать теорию литературы
|
Уметь обосновать свою точку зрения.
Знать биографию автора, содержание произведения
|
Уметь выражать свое мнение к прочитанному
|
62
|
С.А.Е сенин
«Береза»
«Пороша»
«Сыплет черемуха снегом»
РР. Анализ лирического текста
|
Выразительное чтение, ответы на вопросы, иллюстрирование
|
. Уметь выразительно читать лирические произведения.
Знать теорию литературы
|
– использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
|
63--64
|
И.А.Бунин
«Косцы»
«На проселке»
|
– грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;
|
– выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);
|
– давать интерпретацию прочитанного на основе личностного восприятия; отбирать произведения для чтения
|
65-66
|
М.М.Пришвин
«Старый гриб»(в сокращении)
«Этажи леса»
Патриотические чувства писателя.
Урок внеклассного чтения.
|
Уметь выявлять авторскую позицию
|
Уметь видеть поэтичность описания картин,тема бережногоотношения к природе
|
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
|
67
|
Литература о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
К.М.Симонов
«Майор привез мальчишку на лафете»
|
Тема памяти. Подвиг бойцов крепости-героя Бреста.
|
Знать авторов стихотворений; выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль
|
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
На повышенном уровне:
|
68
|
А.Т.Твардовский
Рассказ танкиста»
РР. Анализ лирического текста
|
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
|
Знать авторов стихотворений; выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль
|
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
|
69-71
|
Б.Н.Полевой (Кампов)
«Повесть о настоящем человеке»
|
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
|
Познавательные:
смысловое чтение;
выделение необходимой информации;определение основной и второстепенной информации.
|
Коммуникативные:
постановка вопросов;
умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации
|
72
73
|
Р.Р Великая Отечественная война в жизни моей семьи
Война и дети - тема многих стихотворений о войне
в творчестве поэтов
|
.Война и дети- обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
.
Краткий рассказ о поэтах и их военной биографии. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
Устные ответы на вопросы (с использованием цити-
рования).
|
формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
формировать уважение к личности и её достоинству;
формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей- формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
|
– осуществлять самостоятельную проектно-исследователь-скую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Участие в коллективном диалоге.
Устный и письменный анализ стихотворений. Устное иллюстрирование.
Презентация и защита своих иллюстраций к стихотворениям
|
74-76
|
К. Г. Паустовский «Мещорская сторона»
«Обыкновенная земля»
«Бескорыстие»
«Заячьи лапы»
|
Знать содержание рассказов К. Паустовского,
определять тему произведения, выделять проблему; , давать характеристику героям ,оценку их поступкам, рассказывать сказку близко к тексту с концовкой как в народных сказках доказывать свою точку зрения, подтверждая тезисами из текста
видеть в сказке фантастическое и реальное
|
формировать уважение к личности и её достоинству;
формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации;
формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
|
Устный рассказ о писателе.
Выразительное чтение сказки (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения и пересказов одноклассников, чтения актёров.
Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.
Различные виды пересказов.
Устные ответы на вопросы (с использованием цити-
рования).
Участие в коллективном диалоге.
Выявление черт фольклорной традиции в сказке.
Работа со словарём литературоведческих терминов
|
77
|
Р.р Человек и природа в рассказе
|
Нравственные проблемы произведений. Доброта и сострадание , реальное и фантастическое в сказках
Паустовского
|
обобщать понятия;
пользоваться изучающим видом чтения;
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
строить рассуждения;
осуществлять сравнение;
излагать содержание прочитанного текста выборочно;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осуществлять анализ;
- учиться основам реализации проектно-исследовательской
|
Нравственная оценка героя рассказа.
Анализ различных форм выражения авторской позиции. Устное иллюстрирование.
Обсуждение произведений . книжной графики к рассказу.
Презентация и защита своих иллюстраций. Составление плана (в том числе цитатного) самостоятельного письменного высказывания.
Подбор цитат из текста по заданной теме. Составление письменного ответа на проблемный вопрос
|
78
|
Ю.П.Казаков
«Арктур-гончий пес»
|
– грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов
|
Уметь выражать своё мнение о прочитанном
|
. Составление плана (в том числе цитатного) самостоятельного письменного высказывания.
Подбор цитат из текста по заданной теме. Составление письменного ответа на проблемный вопрос
|
80
|
Ю.М.Нагибин
«Зимний дуб»
|
Поэтические средства, помогающие показать изменения,происходящие в природе,их связь с жизнью человека
|
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
|
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов.
|
81-82
|
В.П.Аставьев детство писателя
«Васюткино озеро»
|
Краткий рассказ о писателе(детство и начало литературной деятельности. Бесстрашие,
Терпение, любовь к природе и её понимание , находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя.»Открытие» Васюткой нового озера
|
Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа, его героев;
характеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авторскую лексику
|
Устный рассказ о писателе.
Восприятие и выразительное чтение
Рассказа, пересказ фрагментов.
Участие в коллективном диалоге.
Составление плана и письменная характеристика героя
Нравственная оценка героя рассказа.
|
83
|
Сочинение « Тайга, наша кормилица,
хлипких не любит».
Становление характера Васютки
(по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)
|
работать над сочинением: обдумывать тему, определять идею, отбирать необходимый материал, использовать цитаты, составлять план,
редактировать текст
|
Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций..
|
Анализ различных форм выражения авторской позиции. Устное иллюстрирование.
Обсуждение произведений . книжной графики к рассказу
|
84
|
В.Г.Короленко. Слово о писателе.
«В дурном обществе»
|
Краткий рассказ о писателе(детство и начало литературной деятельности).Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение .Доброта и сострадание героев повести. Образ серого ,сонного города. Равнодушие окружающих людей
|
Знать факты жизни писателя; сюжет повести, основных героев в их взаимосвязи
Знать определение понятия «композиция»;
определять границы эпизода в произведении, пересказать его кратко, назвать его тему.
|
Поиск сведений о писателе с использованием спра-вочнои литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).
Устный рассказ о писателе.
Выразительное чтение повести (в том числе по ролям). Различные виды пересказов.
Устные ответы на вопросы' (с использованием цитирования).
|
85
|
Т\л. Повесть. Сюжет и композиция повести
|
Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела».Взаимопонимание –основа отношений в семье.
Портрет. Композиция литературного произведения
|
Характеристика сюжета произведения, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.
Нравственная оценка героев повести.
Сопоставление персонажей и составление плана их
|
формирование чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
|
86
|
Жизнь детей из благополучной и обездоленной
семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций.
Путь Васи к правде и добру
|
Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела».Взаимопонимание –основа отношений в семье.
Портрет. Композиция литературного произведения
|
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.; формировать эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других.
|
использование для решения познавательных,коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);
|
87
|
Глава «Кукла» - кульминация повести.
Простота и выразительность языка повести
|
Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций..
|
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.; формировать эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других.
|
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
|
88
|
Путь Васи к правде и добру.
Обучение работе над сочинением
|
работать над сочинением: обдумывать тему, определять идею, отбирать необходимый материал, использовать цитаты, составлять план,
редактировать текст
|
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.; формировать эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других.
|
Анализ различных форм выражения авторской позиции. Устное иллюстрирование.
Обсуждение произведений . книжной графики к рассказу
|
89
|
Из зарубежной литературы.
.
Ханс Кристиан Андерсен.
Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева».
|
Знать своеобразие Андерсена-сказочника, содержание сказки и её жанровые и композиционные особенности
|
Коммуникативные УД:
постановка вопросов;
умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.
: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; принимать решения в проблемной ситуации;
|
Коммуникативные УД:
постановка вопросов;
умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.
|
90
|
В поисках Кая. Друзья и враги Герды.
Внутренняя красота героини
|
Знать своеобразие Андерсена-сказочника, содержание сказки и её жанровые и композиционные особенности , владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев ; выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию , выделять проблемы
|
Коммуникативные УД:
постановка вопросов;
умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.
|
умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации
|
91
|
«Снежная королева».
|
Обсуждение эгоистических начал в человеческих поступках
|
Уметь выявлять авторскую позицию
|
и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение
|
92
|
Писатели-сказочники и их герои
|
Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Андерсена: «Герда против Снежной королевы».
«Добро и зло в сказках Андерсена».
«О чём мечтал Андерсен в своих сказках».
|
Уметь работать над сочинением: обдумывать тему, определять идею, отбирать необходимый материал, использовать цитаты, составлять план,
редактировать текст
|
адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.
|
93
|
Теория литературы. Художественная деталь .
|
Знать теорию литературы
|
и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают – грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов анализировать художественное произведение
|
и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение
|
94
|
. В, В.Гауф «Маленький Мук»
|
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
|
– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
|
– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
|
95
|
М.Твен «Приключения Тома Сойера»
Жизнь и заботы Тома Сойера
|
. То. Внутренний мир героев М.Твена.
.
|
Иметь представление о личности и творческой деятельности М. Твена; уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование)
|
познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
|
96
|
Том Сойер и его друзья
|
Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх умение сделать окружающий мир интересным
|
Уметь выявлять авторскую позицию
|
умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации
|
97-98
|
Э.
Ээээ Э.Сетон-Томпсон «Арно»
|
|
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
|
Анализ различных форм выражения авторской позиции
|
99
|
Тест тестирование
|
Самопроверка и коррекция контрольной работы
|
Знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям
|
Составление плана (цитатного плана) письменного высказывания.
Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом
|
100
|
Подв Подведение итогов года. Рекомендации на лето
|
Знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям
|
формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
способствовать развитию культурной и этнической толерантности;
|
Предъявление читательских и исследовательских навыков, приобретённых в 5 классе.
Выразительное чтение (в том числе наизусть). Устный монологический ответ.
Различные виды пересказов.
Устные и письменные рассказы о произведениях и
|
101-102
|
Резервные уроки
|
|
|
|