|
Русская сказка «Напуганные медведь и волки»
Тема урока: Русская сказка «Напуганные медведь и волки»
Технология урока: Формирование типа правильной читательской деятельности.
Цели урока:
-
Показать, что каждое животное в сказках разных народов наделено определенными качествами;
Развивать умение находить в тексте материал для характеристики героев, выражать свое отношение к героям;
Помочь понять язык народной сказки, дать возможность почувствовать гордость за свою народную культуру.
Цель раздела: Показать маленькому читателю, что ум ценится в народе дороже силы.
Оборудование:
Учебник «Маленькая дверь в большой мир» 2-я часть (авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Москва, изд. «Баласс», 2008 г)
Тетрадь по литературному чтению (авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Москва, изд. «Баласс», 2008 г)
Магнитная доска.
Заготовка «Что такое сказка».
Выставка книг русских сказок о животных.
Мультимедийная презентация.
Проект урока:
1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
- Каким бы вы хотели видеть сегодня урок чтения?
(После ответов детей открывается слайд 3, 1-я часть)
УРОК:
Интересный
Познавательный
Развивающий
Плодотворный
- Чтобы урок получился таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть на уроке ученики?
(После ответов детей открывается слайд 3, 2-я часть)
УЧЕНИКИ:
Активные
Думающие
Работоспособные
Внимательные
Дисциплинированные
- Сможете стать такими? В конце урока мы проанализируем, получился ли он таким, каким мы его хотели видеть.
2. Актуализация знаний и включение в деятельность.
Слайд 4.
Белые бараны били в барабаны.
- К какому жанру относится скороговорка? (Устное народное творчество)
- А какие вы еще знаете жанры устного народного творчества? (Пословицы и поговорки.)
- Вспомните известные пословицы и поговорки, в которые вошли образы животных. (Преданный как собака. Хитер как лиса)
Слайды 5 и 6.
- Когда так говорят?
- А какие вы еще знаете жанры устного народного творчества? (Сказки)
- А что вы знаете о сказках, мы узнаем, поработав в группах.
(4 группы получают карточки, читают, выбирают самые важные мысли, пересказывают друг другу, решают, кто будет отвечать)
Сказка – это жанр устного народного творчества. Они появились много веков назад, когда люди еще не умели читать и писать. Впервые сказки были записаны в 16 веке, а собирать и изучать их начали только в 19 веке.
-
Оказалось, что очень многие сказки, рассказанные в разных местах, похожи друг на друга. Более того, когда стали сравнивать сказки разных стран и народов, оказалось, что и они похожи.
Но здесь нет никакой тайны. Просто главная тема сказок – это борьба добра со злом. Сказки сочиняли простые люди, в них они выразили свою мечту, и оказалось, что слабый и бедный мог стать сильным и богатым, потому что он умен, добр и справедлив.
-
Люди хотели быстрее передвигаться, научиться летать – и их фантазия создавала ковры – самолеты и сапоги – скороходы. Животные в сказках заговорили, как люди, и очень напоминали людей.
5 группа работает у доски по карточке «Что такое сказка?»
(На обратной стороне «бревнышек» написаны слова. Составить из «бревнышек» -полосок ответы на вопросы и построить дом):
- Что такое сказка? (Жанр устного народного творчества)
- Какие виды сказок вы знаете? (Волшебные, богатырские, о животных, бытовые)
- По авторской принадлежности сказки бывают …(авторские и народные)
- Кто умело рассказывал сказки? (Сказители)
- Назовите сказочные приметы (Троекратный повтор, волшебные предметы, заклинания)
- Что объединяет сказки разных народов? (Главная тема - борьба добра со злом)
(Выслушиваются представители от групп, подводится мини-итог по теме «Что такое сказка».)
3. Работа с текстом до чтения.
- Как вы думаете, о ком будет произведение?
- Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения?
- Прочитайте название. («Напуганные медведь и волки» Русская сказка)
- Знаете ли вы сказки, где главный герой – медведь? Каким он бывает в сказках? Посмотрите на выставку книг и вспомните.
Слайд 7.
- А волк? Слайд 8.
- А как вы думаете, в этой сказке наши герои будут такими же? (прогнозирование)
- Кто, по-вашему, способен их напугать?
- Прочитаем сказку и проверим свои предположения.
4. Работа с текстом сказки во время чтения
Чтение сказки вслух учащимися по абзацам и комментарии по ходу чтения.
1 абзац.
- Что значит сена клок – и тот пополам?
- Кому жилось тяжело? Как об этом сказано в сказке?
- Почему коту Ваське так жилось?
- Как понимаете «Где плохо лежит – тут у него и брюхо болит»?
- Как вы думаете, козел, баран и кот Васька – это главные герои сказки? (Возможно, но нужно читать дальше)
2 абзац.
- Как называют кота? О чем это говорит? («Кот-коток, серенький лобок». Наверное, козел и баран уважают, жалеют и сочувствуют ему)
- Как понимаете слова удавку припасла?
- Почему кот снова заплакал?
- Что же теперь угрожает козлу и барану? Почему?
- Кто такой зять? (Муж дочери или сестры)
3 абзац
- Как теперь называют кота козел и баран? Почему?
- Какое здесь рифмованное предложение? («Тут мурлыко свою вину приносил и прощения просил»)
- Выразите эту же мысль, но другими словами. (Извинился)
- Когда она звучит выразительнее?
- Какой же выход из этой ситуации? Что бы вы предложили сделать животным?
4 абзац
- Что же задумали кот, баран да козел?
- Кто ими командовал?
5 абзац
- Найдите рифмованные строчки. Какую картину представляете?
- Как кот обращается к козлу и барану? Почему? Кто такие названые братья?
- Помогут ли они коту?
- Можно было сказать «Помчались они далеко-далеко» А как об этом сказано в сказке?
- Почему же так далеко и долго неслись герои сказки? ( От страха)
6 абзац
- Словарная работа по ходу: береста, затопил стог сена (зажег)
- Как кот решил огонь добыть?
- Кто были исполнителями? Организатором?
- Можно ли от искр из глаз что-то зажечь? (Выражение «Искры из глаз посыпались» употребляется в сказке в прямом смысле. Так говорят, когда сильно стукнешься головой и в глазах темнеет)
7 абзац
- Словарная работа: что-то неможется, пасека, хворь прикинулась, ночь делить.
- Теперь мы уже можем сказать, кто же главные герои сказки?
8 абзац
- Какое сказочное выражение часто встречается в русских сказках? Кто его произносит? (Белый волк. Он их вожак)
- Что предлагает белый волк?
9 абзац
- Как к этим словам отнеслись козел и баран? А мурлыка? Обратите внимание: он речь повел. С кем его можно сравнить, про кого так говорят? (Уважаемые люди, мудрецы...)
- Что посоветовал кот волкам? А кто под стогом-то лежал?
- Почему кот так обращается к белому волку: он его боится? Хочет обмануть или добивается того, чтобы ему поверили?
10 абзац
- Что сделали волки? Что о них можно сказать, какими они были?
- А что-нибудь еще случится с котом, козлом и бараном? Вы узнаете об этом, дочитав сказку до конца.
Чтение сказки до конца.
Вопросы после чтения:
- Кто спас козла и барана? Как?
5. Физкультминутка Слайд 9
Мишка, лапки подними
Мишка, лапки подними
Мишка, лапки опусти
Мишка, Мишка, покружись,
А потом земли коснись.
И животик свой потри.
Раз, два, три, раз, два, три!
6. Работа с текстом после чтения.
- Что можете сказать о языке произведения? (Очень много устаревших слов. Это показывает на то, что сказка очень старая. Она, наверное, много раз рассказывалась и пересказывалась людьми, пока дошла до наших дней).
- Какие рифмованные выражения запомнились?
- Как вы думаете, а для чего они в сказке?
- Найти и прочитать эпизод из сказки, который соответствует этим пословицам и поговоркам:
«Пригласить на тещины блины»
«Смотреть, как баран на новые ворота»
Перечитывание сказки про себя. Задание: отметить обращения, относящиеся:
1 вариант: к коту, к барану
2 вариант: к медведю, к козлу, к волку.
- Почему больше всего разных обращений коту? (Он герой сказки, он сообразителен, находчив, ловок, душа компании)
- Каков же наш главный герой в начале сказки? Слайд 10, 1-я часть.
- А в конце? Слайд 10, 2-я часть.
- Вспомните, в какой сказке маленький герой победил огромных великанов не силой, а умом? («Дыйканбай и Дэв»)
- Что объединяет кота из русской сказки и Дыйканбая из киргизской? (Самообладание в минуту опасности, находчивость и остроумие, хитрость и смелость)
- В какой момент особенно ценны эти качества? (Когда есть угроза жизни)
7. Итог урока
- Какой же совет дает читателям эта сказка? (Помогает понять, что ум гораздо важнее силы)
- Возвращаемся к началу урока. Получился ли у нас урок таким, каким мы его хотели видеть?
- Было ли вам интересно на уроке?
- Что нового для себя открыли в сказках о животных?
8. Домашнее задание.
По желанию продолжить работу в группах или в парах, разделить текст сказки на части, озаглавить и пересказать друг другу по плану. (Тетрадь по литературному чтению, с. 40)
(На 2-м уроке идет работа над подробным пересказом сказки. Я составила для этой работы диафильм «Напуганные медведь и волки»)
|
|
|