№
урока
|
дата
|
Содержание (раздел, тема урока)
|
Кол-во часов
|
Кол- во
л.р/
п. р
|
При-меча-ние
|
|
|
Общие сведения о мире животных
|
5
|
1
|
|
1
|
сентябрь
|
Царство животных. Зоология – наука о царстве животных. Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение.
|
|
|
|
2.
|
|
Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Лабораторная работа№1. «Выявление приспособлений животных к среде обитания».
|
|
|
|
3
|
|
Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана редких и исчезающих видов животных.
|
|
|
|
4
|
|
Классификация животных. Основные систематические категории: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция, их соподчинённость.
|
|
|
|
5
|
|
Экскурсия № 1: Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах.
|
|
|
|
|
|
Строение тела животных
|
2
|
1
|
|
6
|
|
Животный организм как биосистема. Особенности строения и жизнедеятельности клеток, тканей, органов,систем органов.
|
|
|
|
7
|
|
Лабораторная работа №2 «Строение клеток и тканей животных»
|
|
|
|
|
|
Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные
|
4
|
1
|
|
8
|
|
Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Корненожки. Амеба протей как одноклеточный организм. Внешнее и внутреннее строение.
|
|
|
|
9
|
|
Жгутиконосцы. Эвглена зелёная как простейшее, сочетающее в себе черты животных и растений. Колониальные формы.
|
|
|
|
10
|
|
Инфузории. Инфузория – туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Лабораторная работа №3: «Строение и передвижение инфузории – туфельки»
|
|
|
|
11
|
|
Возбудители и переносчики заболеваний животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными. Значение простейших в природе и жизни человека.
|
|
|
|
|
|
Подцарство Многоклеточные животные: тип Кишечнополостные. Краткая характеристика подцарства Многоклеточные животные
|
2
|
|
|
12
|
|
Общая характеристика типа Кишечнополостные. Пресноводная гидра. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных
|
|
|
|
13
|
|
Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
|
|
|
|
|
|
Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви
|
6
|
1
|
|
14
|
|
Разнообразие червей. Типы червей. Тип Плоские черви. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Белая планария (Класс Ресничные Черви).
|
|
|
|
15
|
|
Разнообразие Плоских червей: сосальщики и цепни.
|
|
|
|
16
|
|
Тип круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы. как представители типа. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.
|
|
|
|
17
|
|
Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека. Паразитические черви, встречающиеся у населения Тульской области.
|
|
|
|
18
|
ноябрь
|
Тип Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа №4: «Изучение внешнего строения дождевого червя. Наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражение»
|
|
|
|
19
|
|
Значение червей и их место в истории развития животного мира.
|
|
|
|
|
|
Тип Моллюски
|
4
|
2
|
|
20
|
|
Общая характеристика типа моллюски. Разнообразие моллюсков. Практическое значение. Моллюски Тульской области.
|
|
|
|
21
|
|
Класс Брюхоногие моллюски. Лабораторная работа №5: «Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков по влажным препаратам».
|
|
Л. Р. №5
|
|
22
|
|
Класс Двустворчатые Моллюски. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение. Лабораторная работа №6: «Определение принадлежности моллюсков к классам»
|
|
Л. Р. №6
|
|
23
|
|
Класс Головоногие моллюски. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.
|
|
|
|
|
|
Тип Членистоногие
|
8
|
2
|
|
24
|
|
Общая характеристика типа. Класс Ракообразные. Ракообразные Тульской области.
|
|
|
|
25
|
|
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и в жизни человека.
|
|
|
|
26
|
|
Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Многообразие паукообразных. Паук – крестовик. Внешнее строение. Значение пауков. Пауки, обитающие в Тульской области.
Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни.
|
|
|
|
27
|
|
Класс насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности внешнего строения. Лабораторная работа № 7: «Внешнее строение насекомого».
|
|
|
|
28
|
декабрь
|
Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие группы насекомых с неполным и с полным превращением.
|
|
|
|
29
|
|
Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых.
|
|
|
|
30
|
|
Насекомые – вредители культурных растений (на примере насекомых Тульской области). Лабораторная работа №8:«Изучение коллекций вредителей сада и огорода. Изучение насекомых – вредителей комнатных растений».
|
|
|
|
31
|
|
Насекомые –переносчики заболеваний человека.
Экскурсия №2 «Разнообразие членистоногих»
|
|
|
|
|
|
Тип Хордовые
Подтип Бесчерепные
|
29
1
|
|
|
32
|
|
Краткая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Местообитания и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.
|
|
|
|
|
|
Подтип Черепные. Рыбы.
|
5
|
1
|
|
33
|
|
Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Лабораторная работа № 9 «Внешнее строение и особенности передвижения рыб»
|
|
|
|
34
|
|
Внутреннее строение костной рыбы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб.
|
|
|
|
35
|
январь
|
Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Приспособления рыб к разным условиям обитания.
|
|
|
|
36
|
|
Двоякодышащие, Кистепёрые рыбы. Значение их в происхождении наземных животных.
|
|
|
|
37
|
|
Промысловое значение рыб. Рыбные хозяйства Тульской области. Прудовое хозяйство. Аквариумное рыбоводство.
|
|
|
|
|
|
Класс Земноводные, или Амфибии
|
4
|
1
|
|
38
|
|
Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Размножение и развитие лягушки. Лабораторная работа №10 : «Наблюдение за живыми лягушками. Изучение особенностей внешнего строения лягушки».
|
|
|
|
39
|
февраль
|
Многообразие земноводных. Значение и охрана земноводных Тульской области.
|
|
|
|
40
|
|
Годовой цикл жизни земноводных.
|
|
|
|
41
|
|
Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.
|
|
|
|
|
|
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии
|
5
|
|
|
42
|
|
Общая характеристика класса. Наземно – воздушная среда обитания. Особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие.
|
|
|
|
43
|
|
Змеи, ужи, гадюки Тульской области. Сходство и различие змей и ящериц. Ядовитый аппарат змеи. Значение змей в природе и жизни человека.
|
|
|
|
44
|
|
Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и в жизни человека. Охрана пресмыкающихся
|
|
|
|
45
|
март
|
Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания.
|
|
|
|
46
|
|
Экскурсия №4 в экзотариум: Многообразие пресмыкающихся
|
|
|
|
|
|
Класс Птицы
|
7
|
2
|
|
47
|
|
Общая характеристика класса. Среда обитания. Внешнее строение птиц. Лабораторная работа
№11 «Внешнее строение птиц. Перьевой покров и различные типы перьев»
|
|
|
|
48
|
|
Приспособленность к полёту. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность.
|
|
|
|
49
|
|
Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелёты птиц. Лабораторная работа №12: «Изучение строения куриного яйца. Наблюдение за живыми птицами».
|
|
|
|
50
|
|
Многообразие птиц. Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Экологические группы птиц.
|
|
|
|
51
|
|
Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.
|
|
|
|
52
|
|
Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц. Птицеводство в Тульской области.
|
|
|
|
53
|
|
Экскурсия 5: знакомство с птицами леса( или парка).
|
|
|
|
|
|
Класс Млекопитающие, или Звери
|
9
|
1
|
|
54
|
|
Общая характеристика класса Млекопитающие. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего строения. Лабораторная работа № 13: «Изучение внешнего строения млекопитающего».
|
|
|
|
55
|
|
Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной системы, органов чувств, поведения, по сравнению с пресмыкающимися.
|
|
|
|
56
|
|
Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.
|
|
|
|
57
|
|
Происхождение и многообразие млекопитающих. Первозвери (однопроходные), низшие (сумчатые) и высшие (плацентарные) звери. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.
|
|
|
|
58
|
|
Высшие, или Плацентарные, звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные. Представители отрядов, обитающие на территории Тульской области.
|
|
|
|
59
|
|
Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные. Фауна отрядов Тульской области.
|
|
|
|
60
|
|
Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих (на примере зверей Тульской области).
|
|
|
|
61
|
|
Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Разнообразие пород животных.
|
|
|
|
62
|
|
Значение млекопитающих в природе и жизни человека. Экскурсия №5 « Домашние и дикие звери».
|
|
|
|
|
|
Развитие животного мира на Земле
|
4
|
|
|
63
|
|
Историческое развитие животного мира, доказательства.
|
|
|
|
64
|
|
Основные этапы развития животного мира на Земле. Усложнение животных в процессе эволюции.
|
|
|
|
65
|
|
Современный животный мир – результат длительного исторического развития.
|
|
|
|
66
|
май
|
Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете.
|
|
|
|
67
|
|
Повторение и обобщение по теме «Развитие животного мира на Земле»
|
|
|
|
Резервное время
|
|
|
Резервное время
|
3
|
|
|
68
|
|
Урок повторения.
|
|
|
|
69
|
|
Итоговый урок
|
|
|
|
70
|
|
Летнее задание
|
|
|
|