|
Паспорт проекта: Вид проекта: творческо-информационный. Продолжительность проекта
Среднесрочный проект
«Формирование гражданственности через ознакомление детей дошкольного возраста с донским краем».
Старшая группа.
Паспорт проекта:
Вид проекта: творческо-информационный.
Продолжительность проекта: среднесрочный.
Срок реализации: сентябрь 2015г. – август 2016г.
Участники проекта: дети, родители, воспитатель.
Образовательная область: патриотическое воспитание дошкольников.
Вид деятельности и ее содержание:
Сентябрь-Ноябрь «Я и моя семья»
Тема № 1: «Кто ты?»
Как зовут тебя, на какую букву начинается твое имя, что означает твое имя, а как еще ласково называют тебя дома, как зовут твоих друзей, чем ты похож на других детей, чем отличаешься, чем похож на взрослых и чем от них отличаешься?
Тема № 2: «Расскажи о себе»
Как тебя зовут, кто твои родители, где ты живешь? Опиши себя (внешний вид) Кто твои друзья? Чем увлекаешься? Любимые игрушки. Кем ты будешь, когда вырастешь?
Тема № 3: «Где я живу»
В каком городе ты живешь? На какой улице? В какой детский сад ты ходишь? Как зовут твоих друзей? А где они живут? В какие игры ты играешь с друзьями? Твоя комната и любимые игрушки.
Тема № 4: «Расскажи о своей семье»
Сколько в семье человек? Назови всех. Кто где работает, учится? Знаешь ли ты соседей? Есть ли у тебя друзья? Как проводишь выходные? Рассматривание семейных альбомов.
Тема № 5: «Семья» (продолжение)
Как зовут твоих родителей? Кто у вас еще есть в семье? Как их зовут? Где работают папа и мама? Как зовут твоих дедушку и бабушку? Чем они занимаются? Кто еще живет с вами? Кто о тебе заботится? А как ты им помогаешь?
Тема № 6: «Работа родителей» (продолжение)
Где работают родители? Что они делают на работе? Труд горожан и сельчан.
Тема № 7: «Моя улица»
Какие дома на твоей улице? Какие деревья там растут? А есть ли цветы? Что интересного ты можешь заметить рядом с твоим домом? Какой транспорт проезжает по твоей улице? В какие игры ты любишь играть на улице?
Декабрь- Февраль «Родной город»
Тема № 1: «Экскурсия по территории Д/сада»
Знакомство со всей территории детского сада и ориентирование на местности. Я знаю, где есть игровые площадки и школа, куда я буду ходить, когда я вырасту. Я знаю, где находятся магазин и остановка.
Тема № 2: «Наш город - Ростов-на-Дону»
История города. Река. Фабрики и заводы. Памятники города. Герб и флаг.
Тема № 3: «Зимние забавы на Дону». Строительство снежных городов.
Тема № 4: «Новый год на Дону»
1. Праздник Новый год.
2. Дедушка Мороз и Снегурочка
3. Новый год – развлечение
Март - Май «Растения, животные. Население»
Тема № 1: «Весна на Дону»
Эксперимент - весенняя капель. Растения и животные весной - наблюдения. Весна в произведениях поэтов и художников.
Тема № 2: «Царство растений»
1. Растения Дона
2. Культурные растения
3. Дикие растения
4. Лекарственные растения
5. Конкурс: «Икебана из разнотравья донских степей»
Тема № 3: «Царство животных Дона»
1. Домашние животные
2. Дикие животные
3. Удивительные рассказы о животных
4. Составление альбома «Животные Дона»
Тема № 4: «Весна на Дону»
2. Рисование весенней природы
3. Посадка клумбовых цветов.
4. Праздник «Поседели на завалинке»
Июнь-Август «Население и его культура»
Тема № 1: «Здравствуй лето!»
Тема № 2: «Города Ростовской области»
1. Ростов-на-Дону
2. Азов
3. Таганрог
4. Новочеркасск
Материально-техническое обеспечение:
• аудио, видео системы, фотоаппаратура, мультимедийная установка, телевизор.
• библиотека для детей и родителей.
• подбор исторической литературы,
• подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
• выставки книг, рисунков, поделок.
Необходимые условия реализации проекта:
1. интерес детей и родителей;
2. методические разработки.
Учебно-методическое:
15. Донцы. Том 1 Сенюткин М.• 1866 год • 180 страниц
16. Донцы. Том 2 Сенюткин М.• 1866 год • 276 страниц
18. Исторические и статистические данные по городу Новочеркасску. 19 в
22. Казаки. История Савельев Е.П.• 1916 год • 444 страницы
26. Россия и Дон (1549-1917) Сватиков С.Г.• 1924 год • 600 страниц
Актуальность проблемы
В настоящее время стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно принять полученные знания в доступной практической деятельности.
Окружающий мир многообразен. Это и семья, и детский сад, и родной город. Одной из воспитательно-образовательных задач в дошкольном возрасте является ознакомление детей с окружающим им миром, с обществом, в котором дети живут. Решение этой задачи осуществляется в повседневном общении с детьми, так и на занятиях.
Целью моей работы является формирование нравственных ценностей, способствующих воспитанию гражданской и патриотической позиции. В рамках данной темы мною:
− Разработан проект «Формирование гражданственности через ознакомление детей дошкольного возраста с донским краем». (для детей дошкольного возраста), цель которого − воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей, представлений об окружающем мире, умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни.
− Составлены перспективные планы работы (на старшую группу).
− Разработаны конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с малой родиной; городом (улицами, площадями, достопримечательностями); основными профессиями Ростова-на-Дону; растительным и животным миром Донского Края; государственной символикой.
− Оформлены фотоальбомы: «Город мой любимый», «Эти разные профессии» (альбом ко дню города ), «Зеленый мир рядом с нами», «Животные Родного края », «Природа Донского Края», «Мой любимый детский сад».
− Разработан и систематизирован консультационный материал для родителей ДОУ.
Реализуя поставленную цель, я определила следующие задачи:
1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
2. Воспитание любви и уважения к своей Родине − России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.
3. Воспитание уважительного отношения к человеку-труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
4. Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.
Перед тем как приступить к планированию работы, мною были проведены анкетирование родителей и беседы с детьми по выявлению уровня знаний о родном городе. Исходя из данных анкетирования и собеседований, был составлен тематический перспективный план работы.
Работу начали с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя их круг знаний. Рассказывали, почему город возник именно на этом месте, уточнили название города и улиц, рассказали об основателях города.
Занятия позволили мне обобщить и систематизировать знания детей о родном городе, повысить активность, уверенность. Я убедилась в том, что наши воспитанники в действительности становятся настоящими маленькими горожанами, которые знают и любят свой город, стараются решить его проблемы.
Полученные знания находили свое отражение в практической деятельности детей на занятиях, например: рисование на темы: «Моя улица», «Мое любимое место в городе», «Праздник в городе», «Ростов-на-Дону глазами детей». Свои впечатления дети также отражали в сюжетно-ролевых играх.
Продолжением данной работы было знакомство детей с другими городами Ростовской области, со столицей нашей Родины, с гимном, с флагом и гербом Российской Федерации. Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлении о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Родину (художников, композиторов, изобретателей, ученых, путешественников). Также на конкретных примерах, через конкретных людей мы познакомили детей с «характером» российского народа (творческие способности, умелость, гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою Родину и др.).
Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей, поэтому активное участие принимали родители. В летний период родители совместно с детьми выполняли поделки из природного материала. В группе был оформлен уголок города из макетов, которые выполнили родители и дети. Родители активно участвовали в экскурсиях по городу, после которых дети с интересом рассказывали о своих приключениях, где они были, что видели, что интересного узнали о городе. Родители составляли рассказы вместе с детьми о своих профессиях, помогали в оформлении фотовыставок и фотоальбомов.
В результате изучения данной темы, дети узнали и полюбили наш город, увидели его красоту и богатство своими глазами. Совместно с родителями наших воспитанников мы старалась научить детей не только восхищаться красотой окружающего мира, но и заложили ростки любви к родному городу, попытались научить их самостоятельно решать проблемы, возникающие в жизни, старались воспитать чувство настоящего горожанина, который умеет использовать свои знания на практике.
Таким образом, ознакомление с родным краем с помощью разнообразных видов деятельности создает неповторимую среду, которая действует на воображение и формирует индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь и душевные устремления. Ребенок не только познает свой край, город, но и откликается на события окружающего мира, выражает свое отношение к ним. А это в свою очередь является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.
|
|
|