Главная страница

Особенности развития речи ребенка второго года жизни


Скачать 55.54 Kb.
Название Особенности развития речи ребенка второго года жизни
Дата 12.02.2016
Размер 55.54 Kb.
Тип Документы



ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ

Наиболее бурно развивается понимание речи на втором году жиз­ни. Ребенок начинает понимать обращенную к нему речь, выполня­ет простые поручения. Постепенно у него развивается понимание имен окружающих его людей, названий предметов. Он смотрит в на­правлении указывающего жеста взрослого, выбирает по его просьбе («Дай куклу», «Дай собачку») предмет из ряда других. Ребенок вос­принимает целые фразы и дает ответную реакцию -например, на вопрос «Где часы?» или «Куда ушла мама?» следует указывающий жест с произнесением слова, — понимает речь, обращенную не толь­ко к нему, но и к другим. Двухгодовалый ребенок интересуется действиями других детей, общается с ними эмоционально, проявля­ет сочувствие, по просьбе взрослого отдает другому ребенку игруш­ку или выказывает протест — двигательный, словесный, эмоциональ­ный. У ребенка под влиянием взрослых формируется положительное отношение к другим детям: взрослый привлекает внимание детей друг к другу, дает посильные поручения, учит детей выражать положи­тельное отношение друг к другу в действиях и в речи: «Не плачь», «Он к маме хочет».

Появляется понимание изображения отдельных предметов, действий по картинке как реакция на вопросы «Где мячик, покажи?», «Что делает девочка на картинке?» и т. д. Развивается активный ин­терес к окружающему. Ребенок, следуя словесной инструкции, при­носит предметы, выбирает нужный среди многих предметов, берет его у одного человека и передает другому, при выполнении словесных по­ручений взрослого эмоционально выражает согласие и отказ. Он лю­бит рассматривать картинки, у него развивается понимание слов-на­званий и слов-действий, что способствует развитию изобразительной игры.

К 2 годам ребенок уже понимает несложный сюжет картинки, лю­бит слушать сказки, песенки, стихи, хорошо дифференцирует слова, отличающиеся друг от друга только одной фонемой, например, пока­зывает на картинке, где усы и уши. Он способен также понять речь о событиях, уже имевших место в его личном опыте, например: «Мы сегодня пойдем к Мише, помнишь, у него есть большая машина». К концу второго года ребенок в основном овладевает умением выде­лять и различать фонемы родного языка, понимает рассказ без со­провождения его иллюстрациями (например, сказку) и может отве­чать на вопросы, связанные с его содержанием, хорошо понимает речь окружающих.

Во втором полугодии второго года жизни происходит качествен­ный скачок в развитии активной речи. В это время появляются по­пытки связывать слова во фразы, используя формы множественного числа. Ребенок не только овладевает произнесением слов, но и существенно пополняет свой словарный запас — словарь детей этого воз­раста насчитывает, как минимум, 50 слов.

Элементарная фразовая речь включает в себя, как правило, 2-3 сло­ва, выражающих требование («Мама, дай», «Папа, иди»). Для фраз конца второго года жизни характерны особый порядок слов, при ко­тором главное слово стоит на первом месте, и то, что они большей частью произносятся в утвердительной форме.

В этом же возрасте дети начинают говорить с игрушками, картин­ками, домашними животными. Речь становится основным средством общения со взрослыми, а язык жестов и мимики постепенно угасает. Во втором полугодии второго года жизни ребенка на первое место выступают разнообразная самостоятельная деятельность, направля­емая родителями, и тесно связанная с этим восприимчивость малы­ша к речевым импульсам.

В совместных занятиях со взрослыми, которые по ходу дела дают пояснения и показывают ребенку окружающий его мир, малыш все лучше и лучше начинает понимать речь. Одновременно растет и целе­направленность его действий, развиваются мотивация, сосредоточен­ность и внимание.

Во второй половине второго года жизни ребенок начинает задавать вопросы: «Что это? А<�это что?». Некоторые дети очень рано начина­ют строить многосложные предложения, другие в 2 года имеют об­ширный пассивный словарный запас, однако сами едва произносят слова.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ 3 ЛЕТ

В этом возрасте не только стремительно увеличивается объем общеупотребительных слов, но и возрастает возникшая в конце второ­го года жизни способность к словотворчеству.

У 3-летнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простых двухсловных фраз ребенок переходит к употреблению сложных фраз с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множе­ственного числа. Словарный запас составляет уже 250-700 слов. Ре­бенок называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа «положи куклу в кроватку», «по­ложи кубик в коробку», употребляет в предложениях простые предло­ги и союзы потому что, если, когда. Он правильно использует в речи местоимения я, ты, мне, повторяет два числа в правильной последо­вательности, имеет понятие «один», «раз». Ребенок понимает обозна­чение действий в разных ситуациях («Покажи, кто сидит, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной ситуации («На чем ты сидишь?»), правильно произносит звуки [с], [з], [л]. Трехлетний ребе­нок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, за­дает вопросы о значении слов.

К началу 3-го года у детей формируется грамматический строй речи. Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Разви­тие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками является важнейшей задачей педагогики раннего возраста. Частое обращение ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи. Дети начи­нают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что ви­дели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения. В этом возрасте их речь под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. Становится более точным и ос­мысленным восприятие ребенком предметов, явлений. Он пытается найти сходство между предметами, сравнивает их, устанавливает меж­ду ними простейшие связи. Такая способность к различению и обобщению постоянно совершенствуется. Ребенок этого возраста в разной обстановке узнает знакомые предметы, независимо от их цвета, фор­мы и размера, что часто вызывает затруднения у детей второго года жизни. Рассматривая игрушки, картинки, иллюстрации, он безоши­бочно называет знакомые объекты. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный взрослым, например: «Чашка — это посуда, из чашки пьют». Ребенок способен слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные по­ручения. Он легко запоминает и повторяет за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки.

На третьем году жизни существенно совершенствуется восприятие ребенком речи окружающих. В ряде случаев он улавливает неправиль­ное произнесение слов сверстниками. Осваивая новое слово, ребенок уже стремится к точному его воспроизведению. Он все чаще пользу­ется словами более сложными по слоговой структуре, состоящими из 3 и более слогов, хотя при этом еще не всегда может сохранить струк­туру слова, правильно произнести в нем все звуки в соответствующей последовательности (например, слово «велосипед» может произносить как «апипед», «весипед»). Уровень мышления ребенка отражает его речь: он употребляет распространенные и сложные предложения. К концу 3-го года ребенок владеет набором примерно из 1000 слов. Развитие речи происходит дифференцированно по времени, посколь­ку в этом плане многое зависит от условий речевого общения в опре­деленной семье и от условий, в которых ребенок живет. Существенно изменяется и понимание речи окружающих. Ребенку ясен смысл ска­занного взрослым о том, что непосредственно окружает его в повсе­дневной жизни, касается его лично и связано с его переживаниями. Существенно изменяется и воспитательное значение речи. В этом воз­расте использование речи как средства обучения и воспитания значи­тельно возрастает.

На 3-м году жизни у ребенка появляются разнообразные формы общения. Во время игры он делится игрушками, впечатлениями, об­ращается с просьбой, выражает отношение к действиям другого, дает советы, помогает другим детям. В это же время у ребенка наблюдается избирательное отношение к детям — он предпочитает общаться только с одним ребенком или у него такого отношения не формиру­ется. В течение первых 3 лет жизни как совершенствуется понимание речи ребенком, так и формируется его активная собственная речь, которая начинает включать в себя выражения отношение между людь­ми и предметами.