|
Памятка руководителю «Как развивать инициативу членов коллектива»
Приложение № 2
ПАМЯТКА РУКОВОДИТЕЛЮ
«Как развивать инициативу членов коллектива».
Помните, что не существует универсального стиля управления, одинаково подходящего для руководства разными людьми. Хороший управляющий – это хороший психолог, который в нужный момент выбирает либо либеральный, либо демократический, либо авторитарный стиль управления.
Руководители, чьи усилия направлены на избежание ошибок, часто «вместе с водой выплескивают и ребенка». Оцените оригинальность идеи, рассмотрите все ее положительные аспекты и преимущества; и только после этого можно приступать к оценке рисков.
Возьмите на себя личную ответственность за создание организационного климата, поощрение нововведений. Их активность будет проявляться только тогда, когда вы лично будете выражать уверенность и заинтересованность в стимулировании инициативы.
Будьте изобретательны. Постоянно ищите новые формы организации труда, стремитесь максимизировать творческое взаимодействие между членами коллектива.
Создайте условия для немедленного воплощения инициативы в конкретные идеи, предложения и дела.
Создайте атмосферу открытости и свободы общения, чтобы ваши коллеги и соратники хотели делиться друг с другом и с вами идеями и информацией.
Формулируйте новые задачи четко, понятно и наглядно. Постоянно контролируйте их четкое выполнение.
Особенно выделяйте те задачи, которые требуют творческого подхода.
Распределяйте время и ресурсы адекватно требованиям внедрения нововведений.
Формируйте цели и задачи так, чтобы они как можно больше соответствовали индивидуальным интересам коллег, участвующих в их выполнении.
Выявляйте и делайте акцент на тех стимулах, которые в наибольшей степени способствуют росту самоуважения члена команды и его желанию добиться выполнения поставленной задачи.
Делайте все возможное для проявления индивидуальности и компетентности членов команды. Чем выше компетентность, тем больше трудовая мотивация, степень самостоятельности, ценность трудового вклада, гибкость.
Поручайте членам коллектива такую работу, выполнение которой вызвало бы у них чувство профессионального и личного удовлетворения. Без этого они не будут по-настоящему увлечены делом.
Поручайте задания, требующие от членов коллектива чуть больше профессионализма, чем тот, который они уже успели проявить.
Формулируйте задачу вместе с членами команды. Это поможет разработать оптимальную программу ее выполнения.
Осуществляйте руководство методом убеждения и косвенного стимулирования, а не методом прямого нажима и приказа. Устанавливайте четкие рамки задания, оставляя место для свободного потока альтернативных вариантов его выполнения.
Постройте работу таким образом, чтобы творчески активные люди не получали новые задания слишком часто. Им необходимо время, чтобы подумать. Вместе с тем не давайте им зацикливаться на одной проблеме.
Позаботьтесь о том, чтобы члены коллектива имели доступ к необходимым ресурсам, информации, экспертному мнению, которые могут потребоваться им при творческом решении проблемы.
Поощряйте деловые игры. Свободный полет мысли, фантазии, воображения – основа творчества.
Сделайте критерий творческой активности одним из основных в системе поощрения членов команды.
Приучайте себя и других не отвергать идею сразу, а сперва поискать в ней рациональное зерно. При первом взгляде, как правило, человек замечает 10%, одновременно упуская 90% ее достоинств.
Контролируйте ситуацию таким образом, чтобы в коллективе господствовала атмосфера взаимного уважения и как можно реже возникало соперничество, подозрительность, недоверие.
Давайте понять, что если идея не принята или не разрабатывается, это не значит, что она окончательно пропала. Нет ни чего хуже для творческой личности, чем сознание того, что усилия затрачены впустую.
Совершенствуйте свои собственные творческие способности, посещая учебные занятия, читая специальную литературу, участвуя в деловых играх.
Подумайте, как можно возродить интерес к работе у членов коллектива, которые чувствуют, что они уже полностью выложились.
По материалам Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Д. Ф. Фролова, Т. М. Грабенко.
|
|
|