|
Основные направления деятельности педагога психолога в условиях реализации образовательного Стандарта нового поколения
Основные направления деятельности педагога - психолога в условиях реализации образовательного Стандарта нового поколения.
Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменение взгляда на личность человека, рассматриваемую с позиции культурно- исторической педагогики развития. В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Особенность современного начального образования в том, что наряду с предметными компетенциями у обучающихся необходимо сформировать универсальные учебные действия (УУД).
Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные.
Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного психолога.
Цель психологического сопровождения:
- создание системы социально - психологических условий для развития
личности учащихся и их успешного обучения.
Задачи психолого-педагогического сопровождения в начальной школе –
определение готовности к обучению в лицее, обеспечение адаптации к лицею, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей.
В лицее – интернате №5 разработан план психолого – педагогического сопровождения ФГОС, который предполагает 4 этапа. На каждом этапе работы педагог – психолог осуществляет работу по основным направлениям:
- психолого – педагогическая диагностика;
- консультационная и просветительская работа;
- коррекционно – развивающая работа;
- аналитическая работа.
1 этап (1 класс) – поступление ребенка в школу.
Первые диагностические измерения степени сформированности УУД проводятся при поступлении ребенка в школу Мы на данном этапе проводим тест Керна Йерасика. В следующем учебном году предполагается применение методики Ясюковой Л.А., разработанной совместно с Институтом практической психологии "ИМАТОН". Она представляет собой диагностический комплекс, позволяющий определить готовность ребёнка к школьному обучению в образовательных и гимназических классах, дает подробную и качественную оценку состояния ребёнка. В ней, на основе анализа учебной деятельности учащихся младших классов, выделены индивидуально-психологические особенности, необходимые для дальнейшего обучения в начальной школе, чётко определены критерии, позволяющие прогнозировать проблемы в обучении. Ежегодно проводится анкетирование родителей первоклассников по изучению запросов и образовательных потребностей родителей обучающихся начальной ступени общего образования. Цель: регулирование деятельности учреждения «Лицей – интерната №5 ОАО «РЖД», учитывая мнения родителей.
Коррекционно – развивающая работа проводится по адаптированной программе «Тропинка к своему «Я» во внеурочное время в рамках
региональной экспериментальной площадки.
Просветительская работа проводится со всеми участниками образовательного процесса в различных формах (классные часы, родительские собрания, выступления для педагогов).
2 этап – адаптация детей к школе.
Сопровождение учащихся 1 класса направленно на создание условий адаптации учащихся к школе. В рамках данного этапа предполагается:
- диагностика, направлена на изучение уровня адаптации учащихся;
- просвещение и консультации – ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода адаптации.
- консультирование педагогов по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС.
- профилактическая работа проводится в форме занятий по программе «Здравствуй школа, это я».
3 этап – сопровождение учащихся 2 – 3 классов.
Работа педагога – психолога по сопровождению 2 – 3 классов определяется со стороны администрации лицея и родителей.
4 этап – психолого – педагогическая экспертиза уровня сформированности УУД учащихся 4 класса.
- диагностика, направленная на определение у учащихся уровня сформированности УУД, готовности перехода в среднее звено;
- консультации и просвещение родителей проводится с целью снижения возможных рисков дезадаптации.
Введение новых ФГОС существенно усиливает роль и значение психолого-педагогической службы школы, определяя доминирующую роль психологическим знаниям в содержании и организации образовательной среды лицея, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.
|
|
|