|
Отчет о работе педагога-психолога за I полугодие 2013-2014 учебного года
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья VIII вида
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 5 г. Аши.
Отчет
о работе педагога-психолога
за I полугодие
2013-2014 учебного года
Цель работы психологической службы на 2013-2014 учебный год:
«Создание благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения и воспитания, психологического развития ребенка в рамках образовательной среды»
Основные задачи:
выявлять уровень психических и адаптивных процессов учащихся к условиям школы;
разрабатывать коррекционно-развивающие программы по формированию и успешному развитию познавательной и учебной деятельности;
учить педагогов психологическим методам и приемам общения, развития взаимоотношений «Ребенок - Учитель»;
проводить систематическую работу по профилактике нарушения поведения, конфликтных ситуаций;
изучать детско-родительские отношения и оказывать психологическую помощь родителям в воспитании «особых» детей.
Основные виды деятельности психологической службы:
Психологическое просвещение – приобщение взрослых (педагогов, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям.
Психологическая профилактика – специальный вид деятельности, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах школьного возраста.
Психолого - педагогический консилиум.
Психологическое консультирование (индивидуальное, групповое, семейное)
-
Психологическая диагностика: выявление особенностей психологического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований; соответствие уровня знаний, умений и навыков, личностных, межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества.
Психологическая коррекция, разработка рекомендаций, программы коррекционной и развивающей работы с учащимися, осуществление этой программы и контроль над ее выполнением.
Диагностическая деятельность в моей работе представлена как отдельный вид работы:
с целью анализа развития познавательных способностей;
анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности.
Диагностическая работа проводилась по намеченному годовому плану, а также в соответствии с запросами педагогов, учеников, родителей.
В течение первого полугодия проведена диагностика:
готовности к школьному обучению 1 класса;
адаптации к условиям в школе 1,5 классов для уточнения результатов трудных учащихся и учащихся групп риска:
-
учеников с повышенной тревожностью,
учеников с проблемами в обучении,
учеников с поведенческими проблемами,
По запросам педагогов школы проводилось анкетирование для выявления мнений, установок, ценностных ориентаций, социальных установок, личностных черт.
В сентябре 2013 года была проведена диагностика готовности к обучению в школе детей, поступающих в 1 класс. К сожалению, есть учащиеся, а это 5 человек у которых уровень готовности на низком уровне, и 3 человека с низким уровнем мотивации. Эти учащиеся определены в группы коррекционно-развивающего развития и с ними проводится индивидуальная и групповая работа. Диагностика проводилась по методике Керна-Йирасика и других авторов.
Большое внимание уделялось выявлению мотивации к обучению в школе. В ходе исследования готовности были выявлены следующие результаты:
-
Класс
|
Кол-во
Уч-ся
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
Мотивации
|
1
|
|
I
четв.
|
II
четв.
|
I
четв.
|
II
четв.
|
I
четв.
|
II
четв.
|
I
четв.
|
II
четв.
|
8
|
-
|
-
|
-
|
15%
|
100%
|
75%
|
низкий .
|
н/ср.
|
В течение I четверти с целью выявления уровня адаптации первого класса проведена диагностика по методикам: «Домики», по опроснику Ковалевой Н.И. (определение уровня дезадаптации первоклассников), «Кинетический рисунок семьи» и проведено наблюдение по методике «Сформированности внутренней позиции школьника» По методике Ковалевой Н.И. показывает, практически у всех первоклассников низкий уровень адаптации.
По результатам «Кинетический рисунок семьи» выявлены 3 ученика, которые имеют трудности в школьной адаптации в связи с неблагоприятной семейной атмосферой. Поэтому поводу с родителями этих детей проведено индивидуальное консультирование и даны рекомендации для успешной адаптации в школе.
Работа по адаптации при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено велась по следующим формам и методам:
- диагностика психологической готовности учащихся к переходу из начального звена в среднее и психологического климата в классных коллективах;
- посещение уроков, внеклассных мероприятий и классных часов;
- проведение занятий по программе Е.Г.Коблик "Первый раз в пятый класс";
- проведение коррекционно-развивающих занятий;
- проведение семинара для педагогов;
- проведение родительских собраний. Проведена диагностика по методикам: «Беседа о
школе», «Школа зверей», «Выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации». Среди детей проведено анкетирование.
Анализ анкетирования показывает, что период адаптации в 5 классе прошел менее успешно.
Показатели уровня адаптации пятиклассников.
Класс
|
Кол-во
уч-ся
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
Мотивации
|
5
|
10
|
I
четв.
|
II
четв.
|
I
четв.
|
II
четв.
|
I
четв.
|
II
четв.
|
I
четв.
|
II
четв.
|
н/с
|
ср.
|
н/с
|
ср.
|
-
|
-
|
40%
|
80%
|
60%
|
20%
|
60%
|
40%
|
20%
|
80%
|
Результаты диагностики мотивации учения показывают, что пятиклассники с затруднением вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений.
В течение первого полугодия (период адаптации пятиклассников к условиям средней школы) велось наблюдение за детьми на уроках, во внеурочное время, на внеклассных
мероприятиях, в ходе которого было замечено, что школьники с затруднением вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений.
Наблюдение проводилось в течение дня:
Начало учебного дня.
Свободное поведение детей на перемене.
Дети в столовой.
Поведение детей в раздевалке.
Репетиция какого-либо мероприятия.
Сам праздник или какое либо выступление.
Дети во время прогулки.
Во время коррекционных занятий.
Анализ полученных данных дает возможность сделать следующие выводы: общий фон тревожности у детей повышен, часто наблюдаются межличностные конфликты.
Показатели общей тревожности завышены у 3-х из 10 учащихся.
Были изучены интересы учащихся, родителей, семейные условия, их индивидуальные особенности. С данными учениками 5 класса запланирована комплексная работа (на уроках и во внеурочное время) по профилактике нарушения поведения, конфликтных ситуаций и т.д.
У многих учащихся не сформированы такие умения и навыки, как:
- умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
- умение принимать и соблюдать правила жизни школы;
- навыки общения и достойного поведения с одноклассниками.
. Поэтому с целью профилактики проводятся индивидуальные беседы, встречи с родителями, предложены педагогам и родителям психологические рекомендации. Определены маршруты, разработана индивидуальная программа к детям с отклонениями в поведении «САМ СЕБЕ ПСИХОЛОГ».
Сформированы группы коррекции из учащихся «группы риска». С этими детьми проводятся занятия 2 раза в неделю. В каждую группу входят 5 человек, направленных на коррекцию тревожности, самооценки, агрессивности, межличностных отношений «УЧИТЕЛЬ—УЧЕНИК», «УЧЕНИК---УЧЕНИК».
В сентябре проведена диагностика по методике «Цветопись», которая выявила наиболее эмоционально-напряженные дни недели 1-2 классов: понедельник и пятница.
Анализируя наблюдение за темпом деятельности, можно выделить следующие его параметры:
* резкое снижение темпа, обусловленное утомлением (физическим или психическим);
* неравномерность или колебания темпа деятельности;
* ситуативное снижение темпа деятельности.
На конец II четверти есть незначительные положительные результаты. На занятиях дети лучше стали работать, меньше уставать и т.д.
С целью анализа развития познавательных способностей первоклассников проведена диагностика по изучению психических процессов.
Показатели мыслительной деятельности
Кл.
|
Анализ и
синтез
|
Группировка
|
Классификация
|
Сравнение
|
Обобщение
|
Причинно-следственные связи
|
1
|
I
четв.
|
II
четв.
|
I
четв.
|
II
четв.
|
I
четв.
|
II
четв.
|
I
четв.
|
II
четв.
|
I
четв.
|
II
четв.
|
I
четв.
|
II
четв.
|
3,1
|
3,3
|
3,1
|
3,4
|
3,4
|
3,6
|
3,1
|
3,5
|
3,1
|
3,1
|
3
|
3,1
|
Выводы:
Первичная диагностика, которая проводилась в сентябре, показывает следующее: -не всегда могут выделить существенные признаки предметов и явлений, иногда обобщает по ситуативным или функциональным признакам;
- исключают, обобщают и группируют в «грубом» подборе объектов, нуждаются в помощи при аргументации выбора;
- выделяют явные различия между объектами (выделение сходства вызывает затруднения);
- многие способны к элементарному анализу и синтезу, установлению простейших причинно-следственных связей и закономерностей. Понимают скрытый смысл простых выражений и изображений с внешней помощью;
- навыки мыслительной деятельности недостаточно устойчивые. Слабовыраженная способность к установлению элементарных умозаключений.
Повторная диагностика показывает незначительную положительную динамику. Многие учащиеся самостоятельно классифицируют, группируют предметы, выделяют существенные признаки предметов.
Сравнительные показатели памяти
Кл.
|
Зрительная
|
Слуховая
|
Моторно-слуховая
|
Зрительно-моторно-слуховая
|
1
|
I
четв.
|
II
четв.
|
I
четв.
|
II
четв.
|
I
четв.
|
II
четв.
|
I
четв.
|
II
четв.
|
2,7
|
3,4
|
3,4
|
3,7
|
3,3
|
3,6
|
3,4
|
3,7
|
Выводы: Согласно полученным данным в начале учебного года большинство учащихся характеризуются низким уровнем развития. Учащиеся не могут точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства; не владеют представлениями об отношениях между предметами по величине; практически никто не определяет время суток, последовательность событий и т.д.
После проведенных коррекционных занятий есть незначительная положительная динамика.
Сравнительные показатели слухового восприятия
Кл.
|
Точность
|
Дифференциро
ванность
|
Целенаправлен
ность
|
Объем
|
1
|
I
четв.
|
II
четв.
|
I
четв.
|
II
четв.
|
I
четв.
|
II
четв.
|
I
четв.
|
II
четв.
|
3,5
|
3,7
|
3,4
|
3,7
|
3,6
|
3,8
|
3,6
|
3,7
|
Сравнительные показатели зрительного восприятия
Кл.
|
Точность
|
Дифференциро
ванность
|
Целенаправлен
ность
|
Объем
|
1
|
I
четв.
|
II
четв.
|
I
четв.
|
II
четв.
|
I
четв.
|
II
четв.
|
I
четв.
|
II
четв.
|
3,2
|
3,6
|
3,1
|
3,5
|
2,9
|
3,1
|
3,1
|
3,3
|
Выводы: Согласно полученным данным, большинство учащихся характеризуются низким уровнем развития. Учащиеся не могут точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства; не владеют представлениями об отношениях между предметами по величине; практически никто не определяет время суток, последовательность событий и т.д. К концу. Повторная диагностика показывает незначительные положительные результаты.
Сравнительные показатели пространственной ориентации
Кл.
|
Восприятие пространства
|
Свойства предметов
|
Временные отношения
|
Форма, величина, размер
|
Пространственная ориентация
|
1
|
I
четв.
|
II
четв.
|
I
четв.
|
II
четв.
|
I
четв.
|
II
четв.
|
I
четв.
|
II
четв.
|
I
четв.
|
II
четв.
|
3,4
|
3,6
|
3,5
|
3,7
|
3,6
|
3,8
|
3,7
|
3,9
|
3,9
|
4,2
|
Проведено диагностическое наблюдение мелкой и крупной моторики и координации движений:
Выводы:
Результаты исследований 1 класс на начало учебного года показывают следующее:
- многие дети не узнают изображения предметов;
- не могут назвать изображение, забывают названия предметов;
- называют предметы в обратной последовательности, справа – налево;
- не могут воспринять всю изображенную ситуацию, упускают фрагменты, элементы;
- дают импульсивные оценки, называют объекты по отдельной детали, не стремятся к коррекции указанных ошибок;
- не понимают смысла картины (при отсутствии гностических расстройств).
Результаты исследований мелкой и крупной моторики показывают:
резкое нарушение мелкой и крупной моторики и координации движения у 4 из 8 учащихся;
нарушение координации движений практически у всех учащихся;
Многие не знают дней недели, название месяцев, суток, нет четких представлений о временах года. Многие не имеют четких представлений о продолжительности отдельных видов деятельности, режимных моментов, входящих в их ежедневный распорядок, перемен, самоподготовки, пребывания в школе, прогулки, обеда, завтрака.
Проводилась коррекционная работа по развитию мелкой моторики, познавательных процессов. Есть положительная динамика, но требуется постоянная работа по развитию мелкой моторики с отдельными учащимися (Рома, Анжела, Артур).
Просвещение:
Осуществляю просвещение педагогического коллектива по воспитанию детей в рамках работы педсоветов, заседаний методических объединений, спецсеминаров по психологии, предметных недель и т.д.
Работаю над методической темой: «Агрессивное поведение подростков с ограниченными возможностями здоровья. Причины и пути коррекции» Психофизиологическое здоровье обучающихся, снижение перегрузок, постоянная забота о проблемных учениках, детях с ограниченными возможностями здоровья – одно из основных направлений моей работы. Поэтому своевременно и квалифицированно
оказываю всему ученическому и педагогическому коллективу необходимую психологическую помощь. Оказываю коррекционную помощь и психологическую поддержку обучающимся школы, родителям и педагогам; помогаю им в различных трудных ситуациях, с помощью релаксационных упражнений, аутогенных тренировок, тренингов и др.; внедряю комплексы профилактической разгрузочной психологической гимнастики для всех обучающихся, родителей, педагогов школы.
Консультационная работа велась по запросам педагогов, учеников, родителей.
Проблемы, затронутые на консультациях, имели следующее направление:
поведенческие;
эмоциональные;
проблемы воспитания;
проблемы отношений с родителями, педагогами;
проблемы обучения;
проблемы самоопределения;
проблемы в построении отношений со сверстниками.
В течение полугодия на общешкольном родительском собрании выступила с презентацией на тему «Взаимоотношение «УЧЕНИК—РОДИТЕЛЬ».
Участвовала при проведении на классных родительских собраниях. Регулярно выхожу на классные часы с рекомендациями на проблемные темы.
Проводила спецсеминары по психологии на темы:
Взаимоотношение «УЧЕНИК---УЧИТЕЛЬ» (презентация)
Взаимоотношение «УЧИТЕЛЬ---РОДИТЕЛЬ» (презентация)
Выступление на М/О предметников по результатам диагностики за I четверть (презентация)
Выступление на педсовете по индивидуальным маршрутам (ноябрь) (презентация).
Сообщение с курсов по теме «Арттерапия как способ работы с подростками» и «Игротерапия и песочная терапия в работе с детьми».
Выступление на спецсеминаре по логопедии на тему «Развитие моторики и графомоторных функций с детьми с ограниченными возможностями здоровья» (презентация).
Участвовала на районном конкурсе «Мастерская Деда Мороза».
Планы на будущее:
Дифференцированный подход и индивидуальная работа на занятиях по развитию познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы.
Создавать условия для гармоничного развития личности учащихся.
Оказывать помощь в проведении диагностик.
Апробировать новые подходы коррекционно-развивающей работы
Повышать эффективность использования ИКТ технологии
Продолжить формирование психолого-педагогической копилки
7. Совершенствовать технологии исследовательской и проектной деятельности
|
|
|