Главная страница

Отчет о работе педагога-психолога за I полугодие 2013-2014 учебного года


Скачать 179.46 Kb.
Название Отчет о работе педагога-психолога за I полугодие 2013-2014 учебного года
Дата 12.02.2016
Размер 179.46 Kb.
Тип Отчет


Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья VIII вида

специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 5 г. Аши.

Отчет

о работе педагога-психолога

за I полугодие

2013-2014 учебного года

Цель работы психологической службы на 2013-2014 учебный год:

«Создание благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения и воспитания, психологического развития ребенка в рамках образовательной среды»

Основные задачи:

  • выявлять уровень психических и адаптивных процессов учащихся к условиям школы;

  • разрабатывать коррекционно-развивающие программы по формированию и успешному развитию познавательной и учебной деятельности;

  • учить педагогов психологическим методам и приемам общения, развития взаимоотношений «Ребенок - Учитель»;

  • проводить систематическую работу по профилактике нарушения поведения, конфликтных ситуаций;

  • изучать детско-родительские отношения и оказывать психологическую помощь родителям в воспитании «особых» детей.

Основные виды деятельности психологической службы:

  1. Психологическое просвещение – приобщение взрослых (педагогов, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям.

  2. Психологическая профилактика – специальный вид деятельности, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах школьного возраста.

  3. Психолого - педагогический консилиум.

  4. Психологическое консультирование (индивидуальное, групповое, семейное)

  5. Психологическая диагностика: выявление особенностей психологического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований; соответствие уровня знаний, умений и навыков, личностных, межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества.

  6. Психологическая коррекция, разработка рекомендаций, программы коррекционной и развивающей работы с учащимися, осуществление этой программы и контроль над ее выполнением.

Диагностическая деятельность в моей работе представлена как отдельный вид работы:

  • с целью анализа развития познавательных способностей;

  • анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности.

Диагностическая работа проводилась по намеченному годовому плану, а также в соответствии с запросами педагогов, учеников, родителей.

В течение первого полугодия проведена диагностика:

  • готовности к школьному обучению 1 класса;

  • адаптации к условиям в школе 1,5 классов для уточнения результатов трудных учащихся и учащихся групп риска:

  • учеников с повышенной тревожностью,

  • учеников с проблемами в обучении,

  • учеников с поведенческими проблемами,

По запросам педагогов школы проводилось анкетирование для выявления мнений, установок, ценностных ориентаций, социальных установок, личностных черт.

В сентябре 2013 года была проведена диагностика готовности к обучению в школе детей, поступающих в 1 класс. К сожалению, есть учащиеся, а это 5 человек у которых уровень готовности на низком уровне, и 3 человека с низким уровнем мотивации. Эти учащиеся определены в группы коррекционно-развивающего развития и с ними проводится индивидуальная и групповая работа. Диагностика проводилась по методике Керна-Йирасика и других авторов.

Большое внимание уделялось выявлению мотивации к обучению в школе. В ходе исследования готовности были выявлены следующие результаты:

Класс

Кол-во

Уч-ся

Высокий

Средний

Низкий

Мотивации

1



I

четв.


II

четв.


I

четв.


II

четв.


I

четв.


II

четв.


I

четв.


II

четв.


8

-

-

-

15%

100%

75%

низкий .

н/ср.



В течение I четверти с целью выявления уровня адаптации первого класса проведена диагностика по методикам: «Домики», по опроснику Ковалевой Н.И. (определение уровня дезадаптации первоклассников), «Кинетический рисунок семьи» и проведено наблюдение по методике «Сформированности внутренней позиции школьника» По методике Ковалевой Н.И. показывает, практически у всех первоклассников низкий уровень адаптации.

По результатам «Кинетический рисунок семьи» выявлены 3 ученика, которые имеют трудности в школьной адаптации в связи с неблагоприятной семейной атмосферой. Поэтому поводу с родителями этих детей проведено индивидуальное консультирование и даны рекомендации для успешной адаптации в школе.

Работа по адаптации при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено велась по следующим формам и методам:

- диагностика психологической готовности учащихся к переходу из начального звена в среднее и психологического климата в классных коллективах;
- посещение уроков, внеклассных мероприятий и классных часов;
- проведение занятий по программе Е.Г.Коблик "Первый раз в пятый класс";
- проведение коррекционно-развивающих занятий;
- проведение семинара для педагогов;
- проведение родительских собраний. Проведена диагностика по методикам: «Беседа о

школе», «Школа зверей», «Выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации». Среди детей проведено анкетирование.

Анализ анкетирования показывает, что период адаптации в 5 классе прошел менее успешно.

Показатели уровня адаптации пятиклассников.



Класс

Кол-во

уч-ся

Высокий

Средний

Низкий

Мотивации

5

10

I

четв.


II

четв.


I

четв.


II

четв.


I

четв.


II

четв.


I

четв.

II

четв.

н/с

ср.


н/с

ср.

-


-

40%

80%

60%

20%

60%

40%

20%

80%

Результаты диагностики мотивации учения показывают, что пятиклассники с затруднением вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений.

В течение первого полугодия (период адаптации пятиклассников к условиям средней школы) велось наблюдение за детьми на уроках, во внеурочное время, на внеклассных

мероприятиях, в ходе которого было замечено, что школьники с затруднением вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений.

Наблюдение проводилось в течение дня:

  1. Начало учебного дня.

  2. Свободное поведение детей на перемене.

  3. Дети в столовой.

  4. Поведение детей в раздевалке.

  5. Репетиция какого-либо мероприятия.

  6. Сам праздник или какое либо выступление.

  7. Дети во время прогулки.

  8. Во время коррекционных занятий.

Анализ полученных данных дает возможность сделать следующие выводы: общий фон тревожности у детей повышен, часто наблюдаются межличностные конфликты.

Показатели общей тревожности завышены у 3-х из 10 учащихся.

Были изучены интересы учащихся, родителей, семейные условия, их индивидуальные особенности. С данными учениками 5 класса запланирована комплексная работа (на уроках и во внеурочное время) по профилактике нарушения поведения, конфликтных ситуаций и т.д.

У многих учащихся не сформированы такие умения и навыки, как:
- умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
- умение принимать и соблюдать правила жизни школы;
- навыки общения и достойного поведения с одноклассниками.

. Поэтому с целью профилактики проводятся индивидуальные беседы, встречи с родителями, предложены педагогам и родителям психологические рекомендации. Определены маршруты, разработана индивидуальная программа к детям с отклонениями в поведении «САМ СЕБЕ ПСИХОЛОГ».
Сформированы группы коррекции из учащихся «группы риска». С этими детьми проводятся занятия 2 раза в неделю. В каждую группу входят 5 человек, направленных на коррекцию тревожности, самооценки, агрессивности, межличностных отношений «УЧИТЕЛЬ—УЧЕНИК», «УЧЕНИК---УЧЕНИК».

В сентябре проведена диагностика по методике «Цветопись», которая выявила наиболее эмоционально-напряженные дни недели 1-2 классов: понедельник и пятница.

Анализируя наблюдение за темпом деятельности, можно выделить следующие его параметры:

* резкое снижение темпа, обусловленное утомлением (физическим или психическим);

* неравномерность или колебания темпа деятельности;

* ситуативное снижение темпа деятельности.

На конец II четверти есть незначительные положительные результаты. На занятиях дети лучше стали работать, меньше уставать и т.д.

С целью анализа развития познавательных способностей первоклассников проведена диагностика по изучению психических процессов.

Показатели мыслительной деятельности

Кл.


Анализ и

синтез

Группировка

Классификация

Сравнение

Обобщение

Причинно-следственные связи

1


I

четв.


II

четв.


I

четв.


II

четв.


I

четв.


II

четв.


I

четв.


II

четв.


I

четв.


II

четв.


I

четв.


II

четв.


3,1


3,3


3,1

3,4

3,4

3,6

3,1

3,5

3,1

3,1

3

3,1


Выводы:

Первичная диагностика, которая проводилась в сентябре, показывает следующее: -не всегда могут выделить существенные признаки предметов и явлений, иногда обобщает по ситуативным или функциональным признакам;

- исключают, обобщают и группируют в «грубом» подборе объектов, нуждаются в помощи при аргументации выбора;

- выделяют явные различия между объектами (выделение сходства вызывает затруднения);

- многие способны к элементарному анализу и синтезу, установлению простейших причинно-следственных связей и закономерностей. Понимают скрытый смысл простых выражений и изображений с внешней помощью;

- навыки мыслительной деятельности недостаточно устойчивые. Слабовыраженная способность к установлению элементарных умозаключений.

Повторная диагностика показывает незначительную положительную динамику. Многие учащиеся самостоятельно классифицируют, группируют предметы, выделяют существенные признаки предметов.

Сравнительные показатели памяти

Кл.


Зрительная

Слуховая

Моторно-слуховая

Зрительно-моторно-слуховая

1


I

четв.


II

четв.


I

четв.


II

четв.


I

четв.


II

четв.


I

четв.


II

четв.


2,7


3,4


3,4

3,7

3,3

3,6

3,4

3,7



Выводы:
Согласно полученным данным в начале учебного года большинство учащихся характеризуются низким уровнем развития. Учащиеся не могут точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства; не владеют представлениями об отношениях между предметами по величине; практически никто не определяет время суток, последовательность событий и т.д.

После проведенных коррекционных занятий есть незначительная положительная динамика.

Сравнительные показатели слухового восприятия

Кл.


Точность

Дифференциро

ванность

Целенаправлен

ность

Объем

1


I

четв.


II

четв.


I

четв.


II

четв.


I

четв.


II

четв.


I

четв.


II

четв.


3,5


3,7


3,4

3,7

3,6

3,8

3,6

3,7


Сравнительные показатели зрительного восприятия

Кл.


Точность

Дифференциро

ванность

Целенаправлен

ность

Объем

1


I

четв.

II

четв.


I

четв.


II

четв.


I

четв.


II

четв.


I

четв.


II

четв.


3,2


3,6


3,1

3,5

2,9

3,1

3,1

3,3


Выводы:
Согласно полученным данным, большинство учащихся характеризуются низким уровнем развития. Учащиеся не могут точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства; не владеют представлениями об отношениях между предметами по величине; практически никто не определяет время суток, последовательность событий и т.д. К концу. Повторная диагностика показывает незначительные положительные результаты.

Сравнительные показатели пространственной ориентации



Кл.


Восприятие пространства

Свойства предметов

Временные отношения

Форма, величина, размер

Пространственная ориентация

1


I

четв.


II

четв.


I

четв.


II

четв.


I

четв.


II

четв.


I

четв.


II

четв.


I

четв.


II

четв.


3,4


3,6


3,5

3,7

3,6

3,8

3,7

3,9

3,9

4,2


Проведено диагностическое наблюдение мелкой и крупной моторики и координации движений:

Выводы:
Результаты исследований 1 класс на начало учебного года показывают следующее:
- многие дети не узнают изображения предметов;
- не могут назвать изображение, забывают названия предметов;
- называют предметы в обратной последовательности, справа – налево;
- не могут воспринять всю изображенную ситуацию, упускают фрагменты, элементы;
- дают импульсивные оценки, называют объекты по отдельной детали, не стремятся к коррекции указанных ошибок;
- не понимают смысла картины (при отсутствии гностических расстройств).
Результаты исследований мелкой и крупной моторики показывают:

  • резкое нарушение мелкой и крупной моторики и координации движения у 4 из 8 учащихся;

  • нарушение координации движений практически у всех учащихся;

Многие не знают дней недели, название месяцев, суток, нет четких представлений о временах года. Многие не имеют четких представлений о продолжительности отдельных видов деятельности, режимных моментов, входящих в их ежедневный распорядок, перемен, самоподготовки, пребывания в школе, прогулки, обеда, завтрака.

Проводилась коррекционная работа по развитию мелкой моторики, познавательных процессов. Есть положительная динамика, но требуется постоянная работа по развитию мелкой моторики с отдельными учащимися (Рома, Анжела, Артур).
Просвещение:

Осуществляю просвещение педагогического коллектива по воспитанию детей в рамках работы педсоветов, заседаний методических объединений, спецсеминаров по психологии, предметных недель и т.д.

Работаю над методической темой: «Агрессивное поведение подростков с ограниченными возможностями здоровья. Причины и пути коррекции» Психофизиологическое здоровье обучающихся, снижение перегрузок, постоянная забота о проблемных учениках, детях с ограниченными возможностями здоровья – одно из основных направлений моей работы. Поэтому своевременно и квалифицированно
оказываю всему ученическому и педагогическому коллективу необходимую психологическую помощь. Оказываю коррекционную помощь и психологическую поддержку обучающимся школы, родителям и педагогам; помогаю им в различных трудных ситуациях, с помощью релаксационных упражнений, аутогенных тренировок, тренингов и др.; внедряю комплексы профилактической разгрузочной психологической гимнастики для всех обучающихся, родителей, педагогов школы.

Консультационная работа велась по запросам педагогов, учеников, родителей.

Проблемы, затронутые на консультациях, имели следующее направление:

  • поведенческие;

  • эмоциональные;

  • проблемы воспитания;

  • проблемы отношений с родителями, педагогами;

  • проблемы обучения;

  • проблемы самоопределения;

  • проблемы в построении отношений со сверстниками.

В течение полугодия на общешкольном родительском собрании выступила с презентацией на тему «Взаимоотношение «УЧЕНИК—РОДИТЕЛЬ».

Участвовала при проведении на классных родительских собраниях. Регулярно выхожу на классные часы с рекомендациями на проблемные темы.

Проводила спецсеминары по психологии на темы:

  1. Взаимоотношение «УЧЕНИК---УЧИТЕЛЬ» (презентация)

  2. Взаимоотношение «УЧИТЕЛЬ---РОДИТЕЛЬ» (презентация)

  3. Выступление на М/О предметников по результатам диагностики за I четверть (презентация)

  4. Выступление на педсовете по индивидуальным маршрутам (ноябрь) (презентация).

  5. Сообщение с курсов по теме «Арттерапия как способ работы с подростками» и «Игротерапия и песочная терапия в работе с детьми».

  6. Выступление на спецсеминаре по логопедии на тему «Развитие моторики и графомоторных функций с детьми с ограниченными возможностями здоровья» (презентация).

  7. Участвовала на районном конкурсе «Мастерская Деда Мороза».



Планы на будущее:

  1. Дифференцированный подход и индивидуальная работа на занятиях по развитию познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы.

  2. Создавать условия для гармоничного развития личности учащихся.

  3. Оказывать помощь в проведении диагностик.

  4. Апробировать новые подходы коррекционно-развивающей работы

  5. Повышать эффективность использования ИКТ технологии

  6. Продолжить формирование психолого-педагогической копилки

7. Совершенствовать технологии исследовательской и проектной деятельности