Главная страница

Обеспечение комплексного подхода к развитию и социальной адаптации детей с ограниченными психофизическими возможностями с помощью современных технологий в образовании


Скачать 122.6 Kb.
Название Обеспечение комплексного подхода к развитию и социальной адаптации детей с ограниченными психофизическими возможностями с помощью современных технологий в образовании
Дата 09.02.2016
Размер 122.6 Kb.
Тип Документы


ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Рефатова Л .Ш. ,Приймак С.К.

Бахчисарайская специальная общеобразовательная школа-интернат I-II ступеней

г.Бахчисарай



«Расскажешь - забуду, покажешь -

запомню, позволишь принять участие - пойму»

Конфуций

Направленность личности определяется направленностью процесса воспитания. Именно воспитание вводит ребенка в окружающую среду. Современное общество предъявляет достаточно жесткие требования для личности, поэтому выпускники должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, социально защищены, должны быть нравственно стойкими, подготовленными к встрече с трудностями психологически. Реалии жизни в том, что в воспитании недостаточно уделено внимания умению понимать, ощущать самого себя как частицу коллектива, общества, народа. На помощь приходят современные технологии в образовании, которые используются педагогами в процессе коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития, что является одной из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем.

В данной работе мы хотели бы осветить практический аспект применения современных технологий образования в процессе организации внеклассной работы при формировании у детей с нарушениями психофизического развития общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков на базе Бахчисарайской специальной школы-интерната.

Интеграция достижений педагогической науки, передового опыта школ, общественности и различных социальных институтов в решение задач воспитания способствует наиболее успешной коррекции, развитию компенсаторных возможностей и социальной реабилитации данной категории детей.

В нашем понимании решение данной задачи направлено на выработку у учащихся умения преодолевать жизненные проблемы, находить способы построения нравственной, подлинно человеческой жизни на основе универсальных общечеловеческих ценностей.

Жизнь, благополучие, возможность самореализации каждого зависят от потенциала современного детства. А для того, чтобы детство стало путеводной звездой в безбрежном океане различных влияний, мы своевременно выявляем потребности, интересы, склонности ребят, чтобы придать такое направление воспитательному процессу, которое позволило бы обеспечить адекватное взаимоотношение детей с коллективом, обществом, осознанное выполнение ими социальных, в том числе правовых, норм и правил.

Сочетание различных педагогических приёмов и технологий позволяет обозначить направления процесса коррекционно-воспитательной работы в специальной школе-интернате, при этом показателями характеристики и оценки сформированности навыков, необходимых для успешной интеграции учащихся в социум являются:

- в физическом здоровье – общая трудоспособность, двигательная активность, развитие функций организма соответственно возрасту;

- в духовном здоровье - ощущение прекрасного в жизни, наличие моральных ценностей, положительных эмоций, адекватная самооценка;

- в социальном здоровье – положительно направленная коммуникативность, отзывчивость, способность самоактуализации в коллективе, готовность нести ответственность за свои действия и поступки.

Работа производится педагогами в системе, что отражено в следующей таблице:

(Табл)

Воспитание и обучение детей, психическое развитие которых затруднено из-за недостаточности когнитивной сферы, требует от педагога наличия теоретических знаний и педагогического мастерства. Основными недостатками у такой категории учащихся являются дефицит любознательности, познавательных интересов, потребности в новых впечатлениях, отсутствие ориентировочной деятельности, плохая способность к обучению.

Используя внедрение современных технологий в сферу обучения и воспитания, применяем проектную деятельность.

Этот метод входит в жизнь, как требование времени. Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения и воспитания. Проект от лат. «projektus» означает буквально «выброшенный вперёд», переводится, как намерение, которое будет осуществлено в будущем. Основной задачей по методу проектов является исследование детьми вместе с педагогом окружающей жизни. Всё, что ребята делают, они должны понять, зачем. В спецшколах, подобных нашей, руководящую роль при осуществлении проектной деятельности, конечно, выполняют воспитатель и учитель, ориентируя ребят на конечную цель.

Одним из приоритетных направлений воспитательной работы является развитие гражданско-патриотической позиции школьников

Проекты педагогов «Я помню», ОСА-«Охрана, содействие, активность», «Патриотизм, милосердие, толерантность», «Нам этот мир завещано беречь» и другие с учащимися Бахчисарайской специальной школы-интерната обеспечивают тесное взаимодействие с различными субъектами социума на основе реального участия в общих делах, среди которых имеют место совместный поиск материалов по истории малой родины, общение с участниками исторических событий, работа с историческими источниками, хранящимися в библиотеках и музеях.

В разработке проектов совместно с воспитателями участвуют и сами ребята, поскольку самостоятельно постигать этот вид деятельности детям с ограниченными возможностями нелегко. Данная категория учащихся с трудом усваивает нормы и правила поведения и общения, таким детям требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, родине. Поэтому, используя знания из области специальной психологии при реализации данных проектов, мы формируем у детей представление о понятиях, понимание смысла которых поможет им в дальнейшем стать полноценной личностью, способной жить в обществе и следовать правилам, установленным в нём.

К сожалению, в настоящее время школьники плохо знают историю своей страны, практически не ориентируются в традициях своего края, народа, не испытывают зачастую гордости за свою школу, город, край, Родину.

Проекты предполагают выявление у учащихся представлений о патриотизме, определение направлений работы по проведению цикла мероприятий, повышение информационной культуры учащихся, развитие их творческих способностей, обобщение результатов работы в этом направлении, создание ребятами совместно со взрослыми презентаций «Из опыта работы по патриотическому воспитанию», оформление педагогами методических разработок по гражданско-патриотическому направлению воспитательной работы.

При проведении занятий , диспутов, бесед, экскурсий, встреч, классных часов, смотров строевой подготовки акцентируем внимание учащихся при помощи девизов, речёвок, таких как: «Защитников Родины помним завет: «Мир сохранить, войне –нет!», «Подвиг героев помним и чтим, память о них на век сохраним», «Вся истина в нашей работе сокрыта: «Никто не забыт и ничто не забыто».

Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.

Многолетняя массовая практика школ и педагогические исследования позволили установить, что значительным потенциалом в формировании у школьников умений, навыков культурного общения, нравственных качеств обладают очные и заочные экскурсии.

Среди психофизических недостатков детей, требующих особого педагогического воздействия, выделены бедность кругозора, малый запас представлений об окружающем мире, поверхностность мышления, слабость обобщений, незрелость эмоционально-волевой сферы. Кроме того, недостаточная активность всех видов восприятия данной категории детей затрудняет процесс формирования у них четких дифференцированных представлений об окружающем мире, что существенным образом влияет на развитие всей познавательной сферы: внимания, мышления, памяти, речи. Для преодоления этих недостатков нужна грамотно организованная коррекционно-развивающая работа.

В рамках проектной деятельности в Бахчисарайской школе-интернате экскурсиям, как форме организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, уделяется большое внимание.

На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и преобразуют их в умения и навыки. При этом происходит конкретизация, углубление и расширение знаний детей.

В силу ряда объективных причин экскурсионная деятельность не всегда охватывает все категории детей, так как пешие прогулки и походы вызывают трудности передвижения у некоторых учащихся с ограниченными возможностями (ДЦП). Также социально-экономические факторы общества не всегда позволяют изыскать средства для поездок. Тогда на помощь приходят компьютерные технологии, позволяющие проводить заочные экскурсии.

Использование компьютерных технологий позволяет существенно обогатить и разнообразить совместную деятельность педагога и учащихся с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, что многократно увеличивает и расширяет кругозор учащихся, так как яркий наглядный материал помогает сформировать четкие представления о далеких и абстрактных для них объектах и явлениях.

Компьютерные технологии дают педагогу возможность организовать заочную экскурсию в любую точку планеты, и даже в космос. Они замечательно компенсируют недостаток наглядности: самая маленькая картинка, найденная в книге или в журнале, становится большой, красочной и информативной, а эффекты анимации ещё больше привлекают и удерживают внимание учащихся, активизируют познавательную мотивацию школьников, повышают их работоспособность. Демонстрация слайдов положительным образом воздействуют на произвольное внимание детей, что способствует формированию зрительных образов наблюдаемых объектов, уточнению их отличительных особенностей.

В процессе выполнения заданий на интерактивной доске у детей развивается зрительно-моторная координация, точность движения руки, зрительное восприятие, совершенствуются приемы запоминания и т. д. Работа на интерактивной доске также привлекает учащихся тем, что они могут действовать самостоятельно и, что самое важное, - весьма успешно. Это в свою очередь повышает эффективность усвоения знаний и интерес к познанию окружающей действительности.

Использование компьютерных технологий при воспитании детей с проблемами интеллектуального развития позволит им успешно применять приобретенные в школе практические умения в самостоятельной жизни.

В сфере культурно-просветительского направления педагоги Бахчисарайской спецшколы-интерната освоили такой вид современной деятельности, как театральный проект, который придаёт будням детей привлекательность интересного и весёлого труда. Методы, формы и содержание театральных упражнений, которые педагог может предложить детям, погружают ребят в присущую им стихию игры, развивают полезные для учёбы и искусства такие психологические качества, как внимание, воображение, мышление. Поскольку игры с куклами способствуют развитию связной речи, воображения, помогают ребёнку справиться с переживаниями и страхами, получить недостающее внимание родных, оказывая при этом психотерапевтический эффект, актуальность создания школьного кукольного театра с детьми, требующими особого педагогического внимания, была воспринята воспитателями Бахчисарайской спецшколы однозначно, так как применение таких новых технологий, как арттерапия, позволяет создать атмосферу радости и счастья, осуществлять психокоррекцию недостатков у детей более успешно и комплексно.

В театре кукол происходит чудо, волшебство оживления неодушевлённого предмета. Возможности для экспериментирования и творчества здесь безграничны.

В основе арттерапии лежит действие : объединяйся с нами, воспринимай, думай, сопереживай , и ты поймёшь, что такое на самом деле жизнь, которая окружает тебя, что ты есть на самом деле и каким ты можешь и должен стать. Применение современных технологий требует от педагога умения использовать спецзнания на практике, что помогает детям гармонизировать внутренний душевный мир и наладить коммуникативные связи во внешней среде.

Перед выступлением ребята проводят игру с залом, начиная представление словами «Как красиво в нашем зале, в гости мы гостей позвали…» а после игры следуют слова «Мы артистов приглашаем, нашу сказку начинаем».

Театральный проект подразумевает наряду с организационно-подготовительной деятельностью показы спектаклей в школе. Этому предшествует большая работа: посещение районной детской библиотеки, где ребята просматривают кукольные миниатюры, подбирают и изучают литературу, посещение Крымского академического театра кукол, где с детьми занимаются профессионалы, преподнося им мастер-класс, и другие полезные взаимодействия. А в завершение проекта стремимся осуществлять волонтёрское движение, которое позволяет детям с ограниченными возможностями не только брать у социума, но и давать что-то полезное взамен.

На данном этапе нашей деятельности трудно недооценить эмоциональное воздействие на наших ребят. Дети с нарушениями интеллекта, как и дети с умственной нормой, познают окружающий мир и делают это не отвлеченно и бесстрастно, а переживают происходящее с ними ( в нашем случае, ребята общаются с настоящими актёрами), формируют собственное отношение к тому, что их в данный момент окружает (актерами показаны практические навыки ведения куклы, умения правильной постановки речи...). В театре для ребят приоткрывается тайная завеса профессий сценариста, режиссера, композитора, декоратора, осветителя, художника и других. Все это активно воздействует, подчеркивает значимость театра, который всем своим творчеством содействует развитию радостного и светлого восприятия жизни.

На основе вышеуказанной деятельности, пытаемся внедрить в практику нашей школы волонтёрскую деятельность детей совместно с воспитателем, внедряясь в будни детских садов и школ Бахчисарайского района со своими красочными спектаклями, чем вырабатываем желание делиться достигнутым, нести добро и радость окружающим.

Воспитанность - это качество личности, в котором соединены культура общения, культура внешности и культура удовлетворения потребностей.

В интерактивном обучении и воспитании с использованием современных технологий, мы развиваем социально значимые качества личности, тем самым совершенствуем ее индивидуальность, стимулируем активный отклик детей, требующих особого внимания, на проблемные ситуации, с которыми сталкивается человек. Это представляется оправданным и актуальным.

Покидая реальный процесс взаимодействия с педагогом и сверстниками, школьник уносит с собой попытку его самостоятельного воспроизведения уже в иных обстоятельствах собственной жизни. Теперь мы надеемся, что он будет способен к социальному самоопределению, так как освоил его важнейшие составляющие – понимание, сопереживание, коммуникацию, рефлексию.

Резюме

В данной статье авторы освещают аспект применения современных технологий в воспитании детей с нарушениями психофизического развития. В статье кратко отражены направления педагогического воздействия при формировании у детей, требующих особого подхода в обучении и воспитании, навыков осознанного выполнения социальных норм и правил.

Ключевые слова: воспитание детей, требующих особого педагогического внимания, современные технологии воспитания

Resume

In the article the authors say about the aspects of applying modern technologies of parenting children with mental and physical disabilities. requiring the special pedagogical attention. This article summarizes the direction of teacher impact on the development conscious implementation of social norms and rules skills of children, requiring the special pedagogical attention.

Keywords: education of children, requiring the special pedagogical attention, modern technologies of parenting.

Список используемой литературы

1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: Методическое пособие. Изд-во «Учебная литература», Самара, 2006

2. Iнститут проблем виховання АПН Украiни. Сучаснi пiдходи до виховання школярiв у закладах iнтернатного типу (науково-методичний збiрник). – К.2002

3. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Изд-во «Учитель», Волгоград ,2009

4. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. Н.Я.Семаго/ Дефектология №1,с.66, 2000

5. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) под ред. Б.П.Пузанова – М., Academia, 2001

6. Пожиленко Е. А. Энциклопедия развития ребенка: Для логопедов, вос-

питателей, учителей начальных классов и родителей. — КАРО, М.,2006.
7. Специальная педагогика. Учебное пособие. Под ред. Назаровой Н., М.2002

mc900234074[1]




Об авторах:

РЕФАТОВА Л.Ш. - воспитатель-методист высшей категории Бахчисарайской специальной общеобразовательной школы-интерната I-II ступеней

ул.Мальцева 11/9 г.Бахчисарай АР Крым Украина

тел.: +38 (095) 204-48-88

e-mail:Lrefatova@gmail.com

ПРИЙМАК С.К. – воспитатель высшей категории Бахчисарайской специальной общеобразовательной школы-интерната I-II ступеней

ул. Фрунзе 29 кв 6 г.Бахчисарай АР Крым Украина

тел.: +38 ( 097 ) 382-13-71

e-mail: [email protected]