|
Основная задача общего музыкального образования
Пояснительная записка.
Основная задача общего музыкального образования – это формирование эстетического вкуса, приобщение детей к музыкальному искусству, «взращивание» грамотного слушателя. Вместе с тем задачи общего эстетического воспитания не противоречат задачам профессионального музыкального образования. Основные составляющие педагогической работы – это организация игрового аппарата, техническое развитие, развитие творческих навыков и подбор высокохудожественного репертуара.
Преподаватель, имеющий опыт работы с детьми, уже на первых уроках достаточно точно оценивает уровень общих музыкальных способностей ребёнка, однако более точное прогнозирование пути развития учащегося происходит примерно к окончанию начальной школы (3-4 классы), когда в той или иной степени сформированы и развиты основные пианистические и исполнительские навыки. Именно комплекс общих музыкальных данных, уровень технической оснащенности, творческого отношения к исполняемым произведениям определяет направленность дальнейшего развития.
Настоящая программа рассчитана на девятилетний срок обучения. Четвёртый и седьмой классы базисного учебного плана являются конкурсными. Освоение образовательных программ начального курса завершается сдачей экзаменов, по результатам которых с пятого класса предоставляется выбор для учащегося уровня дальнейшей образовательной программы, опирающейся на варианты базисного учебного плана (основной или облегчённый вариант). Решение принимает педагогический совет образовательного учреждения на основе успехов учащегося с учётом заявления родителей.
По итогам обучения в 7-ом классе педагогический совет образовательного учреждения определяет список учащихся для дальнейшей профессиональной ориентации. Список этих учащихся согласовывается с органом управления, которому подчиняются музыкальные школы.
В данную программу включены методические рекомендации по направлениям работы, общие требования по гаммам, примерные репертуарные списки (этюды, полифонические произведения, крупная форма, пьесы), примерные программы итоговых выступлений и переводных экзаменов. Предлагаемые репертуарные списки позволяют разнообразить репертуар учащихся по стилю, форме, содержанию, фактуре произведений, активно включать в него современную музыку, в том числе и джазовые произведения. За преподавателем остаётся право дополнять и расширять предлагаемый репертуар, гибко относиться к программе, учитывая индивидуальные возможности учащегося. Настоящая программа составлена для работы отдела общего курса фортепиано ДШИ им. А.П.Бородина.
Контингент учащихся школы можно условно разделить на четыре группы:
1-я группа - учащиеся с профессиональными данными;
2-я группа – учащиеся, имеющие хорошие данные;
3-я группа – учащиеся, имеющие средние данные;
4-я группа – учащиеся, имеющие данные ниже средних.
Преобладающее большинство – 3-я и 4-я группы. Многое зависит от интуиции педагога, его знаний, опыта, умения правильно увидеть в ученике все его достоинства и недостатки, грамотно планировать работу и составление репертуарных планов учащихся. Педагогу на уроке также приходиться заниматься музыкальной психотерапией, основная задача которой – адаптация ребёнка к учебному процессу. Сюда входят налаживание контакта, снятие проблем в освоении учебного материала, умение дать ученику посильно выполнимое задание и в итоге добиться качественного результата.
Начальное обучение.
Процесс обучения предполагает овладение рядом необходимых навыков, к которым относятся воспитанный слух, умение грамотно читать нотный текст, свободный исполнительский аппарат, владеющий основными видами пианистической техники, понимание стилей музыки, накопление музыкальных впечатлений, навыки игры в ансамбле.
Репертуар – основное средство обучения ученика. Он должен обладать методической направленностью, быть полезен для решения задач обучения, а также отличаться художественной полноценностью, обращаться к образному восприятию ученика, будить его творческую фантазию. Задача репертуара – создание основы музыкального и пианистического опыта ребёнка.
Задания должны быть многофункциональными:
Правильно формировать навыки чтения нотного текста;
Помогать организации движений (дифференциация рук, внимание к артикуляции);
Развивать слуховые навыки ученика, подкрепляя их освоением элементов музыкальной грамоты на основе анализа;
Развивать творческие способности ученика (досочинение и т.д.);
Обращаться к образным представлениям ученика, служить освоению элементов исполнительской выразительности (штрихи, динамика и т.д.).
Большое значение имеет правильная организация домашних занятий. Важную роль играют родители, которые являются помощниками ребёнка в процессе его обучения. Преподаватель должен составлять точный план выполнения заданий, выстраивать последовательность занятий в освоении материала. Запись домашнего задания в дневнике должна быть подробной, точно напоминающей ученику обо всех элементах урока.
Главным результатом начального этапа обучения должны стать:
Навык постоянного слухового контроля;
Контроль свободы движения корпуса и рук;
Навык грамотного прочтения текста;
Умение подобрать простейший аккомпанемент;
Знание музыкальных терминов;
Умение свободно исполнять пьесы в концертной обстановке.
Чтение нот с листа.
В программу отдела этот урок не заложен. В силу того, что учащиеся отдела должны работать с партитурами, навыки беглого чтения прививаются ученику в процессе работы над каждым музыкальным произведением: пьесой или этюдом, крупной формой или полифонией. Подробный анализ текста закладывает основы чтения с листа как осознанного, а не механического процесса.
Начиная с 3-4 класса преподавателям целесообразно проводить в свободной форме в виде игры с листа в ансамбле - педагог-ученик или два ученика - регулярные зачёты, проверяя развитие навыков, выявляя типичные сложности ученика. Эти задачи, как правило, стимулируют учащихся к домашним занятиям чтением с листа.
Техническое развитие.
Развитию техники способствует регулярная работа над гаммами, этюдами и упражнениями. На начальном этапе обучения ребёнка педагог большое значение придаёт организации игрового аппарата, естественному ощущению инструмента (правильной посадке, свободе корпуса и рук), устраняет зажатость и скованность, которые в дальнейшем могут привести к большим сложностям в освоении музыкального материала и препятствовать техническому развитию. Выработка естественных игровых приёмов способствует работе над звукоизвлечением, помогает организации слухового контроля. В дальнейшем, особенно в переходном возрасте, необходима корректировка игровых ощущений, которые помогают ученику справиться со своими новыми физическими качествами (большие и «непослушные» руки, большой рост).
Одним из важнейших принципов технического развития является одновременное включение в работу максимального набора разнообразных технических формул - от традиционных (позиционное пятипальцевое движение, гаммаобразные последовательности, арпеджио всех видов, элементы аккордовой техники) до редко включаемых в технический арсенал учащихся исполнение мелизмов, репетиций, двойных нот, «скачков». Поэтому целесообразно включать в программу как можно больше небольших этюдов на различные виды техники.
Важной психологической установкой является исполнение этюдов в настоящем темпе, указанном в нотах, что способствует не только беглости, но и скорости музыкального мышления и слышания.
Общие требования по гаммам.
Изучение гамм на отделе ОКФ преследует две основные цели: подробное знакомство с тональным кругом и проработка в этом круге основных формул фортепианной техники. Ученик, не ставящий перед собой цель дальнейшего профессионального обучения должен освоить основные технические формулы во всех тональностях. К окончанию школы он должен уметь играть гаммы в 4 октавах (мажор в прямом и расходящемся движении, минор мелодический и гармонический в прямом движении), короткие арпеджио, длинные арпеджио в 4 октавы в прямом движении, аккорды, хроматическую гамму в 4 октавы в прямом движении.
Профессионально ориентированный ученик должен освоить все 24 мажорные и минорные гаммы в «профессиональных» видах – гаммы в октаву, терцию, дециму и сексту (в прямом движении), короткие и ломаные арпеджио, длинные арпеджио трезвучий и его обращений, доминантсептаккорд в прямом и расходящемся движении, хроматическую гамму в прямом и расходящемся движении.
Последовательность изучения тональностей традиционная, в соответствии с программой курса сольфеджио. Новые гаммы включаются в работу в порядке увеличения ключевых знаков. Исполнение гаммы как единой системы должно быть организовано ритмически:
гамма интонируется шестнадцатыми в размере 2/4;
короткие арпеджио – шестнадцатыми;
длинные арпеджио – восьмыми;
аккорды – четвертями;
хроматическая гамма – шестнадцатыми.
На начальном этапе обучения все виды играются в едином темпе – moderato. В дальнейшем темп постепенно увеличивается до Allegro.
класс
Знакомство учащихся с основными техническими формулами происходит в 1-2 классах в основном на материале этюдов.
Это позволяет:
научить детей видеть эти формулы в тексте;
создать психологическую установку на скорость исполнения этих формул в коротких линиях-пассажах;
охватить основные виды техники исполнения гаммы: гаммаобразное движение, аккорды.
2 класс
В течение года ученик осваивает:
- гаммы До мажор и Ля минор в две октавы отдельно каждой рукой, затем двумя руками в прямом движении (минор гармонический и мелодический);
- аккорды – тоническое трезвучие с обращениями по три звука отдельно и двумя руками;
- расходящаяся гамма в одну октаву с симметричной аппликатурой;
- хроматическая гамма в две октавы отдельно каждой рукой.
3 класс
I полугодие (октябрь):
Гаммы Соль мажор и Ми минор
- исполнение в 4 октавы в прямом движении;
- аккорды – тоническое трезвучие с обращениями по три звука двумя руками в 4 октавы;
- арпеджио короткие в 2 октавы отдельно каждой рукой.
II полугодие (март):
Гаммы Фа мажор и Ре минор
- исполнение в 4 октавы в прямом движении;
- минор гармонический и мелодический в прямом движении;
- аккорды – тоническое трезвучие с обращениями по три звука двумя руками в 4 октавы;
- арпеджио короткие в 4 октавы двумя руками.
4 класс
I полугодие (октябрь):
Гаммы Ре мажор и Си минор
- исполнение мажорной гаммы в прямом и расходящемся движении;
- минор гармонический и мелодический в прямом движении;
- аккорды по три звука;
- короткие арпеджио.
II полугодие (март):
Гаммы СИ бемоль мажор и Соль минор
- исполнение мажорной гаммы в прямом и расходящемся движении;
- минор гармонический и мелодический в прямом движении;
- аккорды по три звука;
- короткие арпеджио.
5 класс
I полугодие (октябрь):
Гаммы Ля мажор и Фа диез минор
- исполнение мажорной гаммы в прямом и расходящемся движении;
- минор гармонический и мелодический в прямом движении;
- хроматическая гамма в 4 октавы в прямом движении;
- аккорды по три звука;
- короткие арпеджио;
- длинные арпеджио в 4 октавы без обращений в прямом движении.
II полугодие (март):
Гаммы Ми бемоль мажор и До минор
- исполнение мажорной гаммы в прямом и расходящемся движении;
- минор гармонический и мелодический в прямом движении;
- хроматическая гамма в 4 октавы в прямом движении;
- аккорды по три звука;
- короткие арпеджио;
- длинные арпеджио в 4 октавы без обращений в прямом движении.
класс
I полугодие (февраль):
Гаммы Ми мажор и До диез минор
- исполнение мажорной гаммы в прямом и расходящемся движении,
в терцию, сексту, дециму в прямом движении по возможности ученика;
- минор гармонический и мелодический в прямом движении;
- хроматическая гамма в 4 октавы в прямом и расходящемся движении;
- аккорды по три звука;
- короткие арпеджио;
- длинные арпеджио в 4 октавы без обращений в прямом движении.
II полугодие (март):
Гаммы Ля бемоль мажор и Фа минор
- исполнение мажорной гаммы в прямом и расходящемся движении,
в терцию, сексту, дециму в прямом движении по возможности ученика;
- минор гармонический и мелодический в прямом движении;
- хроматическая гамма в 4 октавы в прямом и расходящемся движении;
- аккорды по три звука;
- короткие арпеджио;
- длинные арпеджио в 4 октавы без обращений в прямом движении.
7 класс
I полугодие (октябрь):
Гаммы Си мажор и Соль диез минор
- исполнение мажорной гаммы в прямом и расходящемся движении,
в терцию, сексту, дециму в прямом движении по возможности ученика;
- минор гармонический и мелодический в прямом и расходящемся
движении;
- хроматическая гамма в 4 октавы в прямом и расходящемся движении;
- аккорды по три звука (по 4 звука по возможности ученика);
- короткие арпеджио;
- длинные арпеджио в 4 октавы без обращений в прямом и
расходящемся движении;
- длинные арпеджио доминантсептаккорда в прямом движении.
II полугодие (октябрь):
Гаммы Ре бемоль мажор и Си бемоль минор
- исполнение мажорной гаммы в прямом и расходящемся движении,
в терцию, сексту, дециму в прямом движении;
- минор гармонический и мелодический в прямом и расходящемся
движении;
- хроматическая гамма в 4 октавы в прямом и расходящемся движении ;
- аккорды по три звука (по 4 звука по возможности ученика);
- короткие арпеджио;
- длинные арпеджио в 4 октавы без обращений в прямом и
расходящемся движении;
- длинные арпеджио доминантсептаккорда в прямом движении.
8 и 9 классы
Учащиеся, не поступающие в училища в течение года, повторяют гаммы в объёме требований школы за 7 класс. Технический зачёт для них не обязателен.
Технический зачёт сдают профессионально ориентированные учащиеся в объёме требований вступительного экзамена конкретного музыкального колледжа. В порядке ознакомления полезно изучить:
- ломаные арпеджио;
- длинные арпеджио с обращениями;
- длинные арпеджио уменьшённого вводного септаккорда в прямом движении.
Составление индивидуального плана.
Важнейшим моментом в планировании работы педагога с учащимся является составление его учебного плана, отражающего на только актуальные задачи текущего учебного года, но и дальнейшую перспективу развития ученика.
При составлении индивидуального плана преподаватель исходит из конкретных педагогических задач - актуальные проблемы технического развития, развитие полифонического мышления, знакомство с новыми стилями и жанрами. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика, его способности, техническую и музыкальную подготовку, возможности его домашних занятий.
В репертуарный план каждого ученика обязательно включаются этюды и гаммы, полифонические произведения, произведения крупной формы, пьесы. За годы обучения в школе ученик должен охватить в своём репертуаре всё многообразие стилей, жанров, форм.
Основная цель репертуарного плана профессионального учащегося - создание пианистической и общемузыкальной базы для его дальнейшего обучения. Будущего любителя можно обучать на более лёгком, доступном, популярном репертуаре. При составлении репертуара иногда оправдано включение произведений из предыдущих классов. В индивидуальные планы учащихся, обладающих хорошими данными, могут быть включены произведения из репертуара следующего класса. Рекомендуется одновременно работать не более чем над 3 произведениями.
Организация контроля над учебным процессом.
Контроль над течением учебного процесса осуществляется через налаженную систему академических концертов, зачётов и экзаменов.
Оптимально проведение:
- технического зачёта по гаммам, этюдам и знанию музыкальных требований в I полугодии конец октября);
- академического концерта (полифония и пьеса) в конце декабря;
- технического зачёта по гаммам, этюдам во II полугодии (начало марта);
- экзамен (крупная форма и пьеса) в середине мая в 4 и 7 классе и закрытого академического концерта – тоже в мае.
Технический зачёт проводится с оценками, которые ставятся ученику за каждый вид зачётного задания (гаммы, этюды, термины). Академические концерты и экзамены также оцениваются комиссией.
Наиболее требовательно следует оценивать выступления профессионально ориентированных учащихся. Оценка должна отражать, прежде всего, качество исполнения, а не только уровень продвижения и способности ученика. При оценке выступления учащихся 2-й группы комиссия может быть более «либеральной» - прежде всего, оценивается
качество исполнения, не должны сильно влиять на оценку уровень сложности исполняемой программы и техническая оснащенность. Допустимо выставление поощрительной оценки за проявленную музыкальность или за значительный, по сравнению с предыдущими выступлениями, рост.
Под руководством заведующего отделом комиссия ведёт учебную документацию – книгу, в которой по классам регистрируется программа выступлений учащихся с отзывом и оценкой. При выставлении итоговой оценки на выпускном экзамене необходимо учитывать стабильность работы учащегося за все годы обучения и уровень продвижения, соответствующий данным учащегося.
В конце учебного года в индивидуальный план вносится характеристика учащегося, которая должна отразить развитие ребёнка в течение года в техническом и эмоциональном плане, его отношение к занятиям. Эта характеристика учитывается при выставлении оценки на экзамене. Учащиеся также могут выступать на классных концертах для родителей, шефских концертах в общеобразовательных школах и детских садах со свободной программой.
Репертуарные списки.
класс
Этюды по выбору из сборников:
А.Артоболевская Фортепианная тетрадь №1
О.Геталова В музыку с радостью
А.Гедике 40 мелодических этюдов для начинающих
Е.Гнесина Маленькие этюды для начинающих.
Е.Ляховицкая Сборник пьес, этюдов, ансамблей ч. 1
Л.Николаев Школа игры на фортепиано
А.Шитте Этюды оп. 108
Полифония по выбору из сборников:
И.С.Бах Нотная тетрадь
Гендель Ригодон (Соль мажор)
В.Дункомб Менуэт (Соль мажор)
И.Кригер Менуэт (Ре минор)
В.А.Моцарт Детские сочинения
Л.Моцарт Нотная тетрадь В.А.Моцарта
Г.Пёрселл Менуэт (Ля минор)
Ж.Ф.Рамо Ригодон
И.Сперонтес Менуэт (Соль мажор)
Д.Т.Тюрк Аллегретто
Крупная форма:
Л.Бетховен Сонатина (Соль мажор) 1,2 части
А.Бейл Сонатина (До мажор)
А.Гедике Сонатина (До мажор) ор. 36
М.Клементи Сонатина (До мажор) 1ч. ор. 36 №1
Т.Назарова Вариации на тему рус. нар.песни
Д.Штейбельт Сонатина (До мажор)
Пьесы:
Б.Барток «Детям» Тетр. 1 – пьесы по выбору
Ю.Виноградов Танец медвежат
Й.Гайдн Контрданс, Скерцо
А.Гедике Заинька, Пьеса, Танец, Вальс
А.Гречанинов Колыбельная, Первоцвет, Вальс, Грустная песенка, Мазурка
Б.Дварионас Прелюдия
А.Жилинский Танец
Ю.Литовко Весёлая прогулка
С.Майкапар Пастушок, Сказочка, Прелюдия, Вальс
Ж.Металлиди Кукла Барби, Два кота, Музыкальный сюрприз, Домовой, Дождик, Мой конь
В.Россин Сказочка, Песня пастушка
А.Роули В стране гномов
Т.Фрид Мишка
П.Чайковский «Детский альбом», ор. 39 Болезнь куклы, Старинная французская песенка
Д.Штейбельт Адажио
Литература:
А.Николаев Школа игры на фортепиано
Фортепиано 1 класс ред. Б.Милича
Сборник фортепианных пьес, этюдов, ансамблей для начинающих 1ч., сост. С.Ляховицкая
Первая встреча с музыкой, сост. А.Артобалевская
«Я музыкантом стать хочу» Альбом начинающих пианистов 1 и 2 части, сост. В.Игнатьев, И. Визная
Ж.Металлиди Пьесы для фортепиано
2 класс
Этюды:
Г.Беренс 50 маленьких фортепианных пьес без октав ор. 70 № 1-30
И.Беркович Маленькие этюды: № 1-14
Ф.Бургмюллер Этюды ор. 100 № 4, 6
А.Гедике 40 мелодических этюдов для начинающих, ор. 32 № 2-10
А.Гедике 50 лёгких пьес для фортепиано, ор. 40 Тетр. 1 № 11, 18, 20
Е.Гнесина Подготовительные упражнения к различным видам техники
(по выбору)
К.Черни Избранные фортепианные этюды, ред. Г.Гермера (по выбору),
Этюды ор. 139 (по выбору)
А.Шитте 25 маленьких этюдов, ор. 108, ор. 160 (по выбору)
А.Лешгорн Этюды ор. 65 № 3, 4, 6, 8, 10,12
А.Лемуан 50 характерных и прогрессивных этюдов,
ор. 37 № 6, 10, 11, 12, 17
Полифония:
И.С.Бах Нотная тетрадь А.М.Бах Полонезы, Ария Ми-бемоль мажор,
Маленькие прелюдии
Г.Гендель Арии (ре минор, Ми-бемоль мажор)
Менуэты (ми минор, Ре мажор)
Сарабанды (ре минор, Фа мажор)
Д.Корелли Сарабанды (ре минор, ми минор)
Л.Моцарт Нотная тетрадь В.А.Моцарта
Крупная форма:
А.Андре Сонатины Соль мажор, Фа мажор
Л.Бетховен Сонатина Соль мажор
А.Диабелли Сонатина Фа мажор
Ф.Кулау Сонатина Соль мажор ор. 88 № 2, 1 и 2 части
М.Клементи Сонатина ор. 36 № 2 Соль мажор
Г.Хаслингер Сонатина До мажор
Л.Кёхлер Сонатина Соль мажор
Пьесы:
Б.Барток «Детям» Тетрадь 1 № 1, 2, 3, 5, 7
В.Гаврилин Детские сюиты (по выбору)
Й.Гайдн Анданте ля мажор
О.Кабалевский Клоуны
В.Косенко 24 детские пьесы ор.15 Скерцино, Танец
С.Майкапар Тарантелла, Колыбельная, Детский танец
А.Роули Озеро
Э.Сигмейстер Детские пьесы (по выбору)
Д.Тюрк Пьесы (по выбору)
П.Чайковский «Детский альбом»: Марш оловянных солдатиков, Немецкая песенка
Р.Шуман «Альбом для юношества»: Смелый наездник, Деревенская песня
Литература:
Сборник фортепианных пьес, этюдов, ансамблей, ч.2 сост. С.Ляховицкая
Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано, 2 класс ДМШ, сост. Н.Любомудрова, К. Сорокин, А.Туманян
Фортепиано 2 класс, сост. Б.Милич
Альбом юного музыканта, Л.Костромитина, Е.Борисова. Выпуск 1,2,3
3 класс
Этюды:
Г.Беренс 50 маленьких пьес без октав, ор. 70 № 31, 33, 43, 44;
ор. 88 № 10,14
А.Гедике 40 мелодических этюдов для начинающих ор. 32
№ 11, 12, 15, 18, 19, 24
А.Гедике 30 лёгких этюдов, оп. 47 № 2, 7, 15
Е.Гнесина Этюды на скачки № 1-4, 22. Подготовительные упражнения к различным видам техники (по выбору)
Ф.Лекуппе «Азбука» 25 лёгких этюдов, ор. 17 № 3, 6, 7, 9, 11
А.Лемуан 50 характерных и прогрессивных этюдов,
ор. 37 № 1, 2, 7, 18, 24
А.Лешгорн Избранные этюды для начинающих, ор. 65,
№ 5, 7, 9, 18, 22, 23, 24
К.Черни Избранные этюды, ред. Г.Гермера ч. 1 № 10, 11, 13, 14, 15, 21, 23, 24; ч. 2 № 1,2
Л.Шитте 25 маленьких этюдов, ор. 108 № 16, 21, 22, 23
Полифония:
И.С.Бах Пьесы из «Нотной тетради А.М.Бах» (по выбору)
Г.Гендель Менуэты (по выбору), Марш, Куранта (Фа мажор)
К.Вебер Алеманда
Д.Циполи Фугетты: ми минор, фа мажор, ре минор
Крупная форма:
Л.Бетховен Сонатина Фа мажор, Сонатина для мандолины (ми минор)
А.Диабелли ор. 151, Сонатина № 2 До мажор 1 ч.
М.Клементи ор. 36, Сонатина № 3 До мажор
Ф.Кулау ор. 55 Сонатина № 4 Фа мажор; ор. 88 Сонатина № 2
Соль мажор
В.Моцарт Сонатина До мажор № 1, 1 ч.
Д.Чимароза Сонатина Соль мажор № 2, Сонатина соль минор № 3
Пьесы:
Б.Барток «Детям» Тетрадь 1 № 13, 14, 15. Тетрадь 2 № 27, 28
Э.Вилла-Лобос «Пусть мама баюкает»
А.Гладковский Маленькая танцовщица
А.Гречанинов Вальс ми минор ор. 38
Н.Гуммель Анданте
С.Майкапар Бирюльки ор. 28 (по выбору), Тарантелла ор. 23
О.Питерсон Джазовые пьесы
Н.Раков Полька
С.Франк Пьеса, Жалоба куклы
П.Чайковский «Детский альбом» ор. 39 Итальянская песенка, Мазурка
Р.Шуман «Альбом для юношества» ор. 68 Весёлый крестьянин, Сицилийская песенка, Песенка
Литература:
Фортепиано 2 класс, 3 класс ред. Б.Милич
Пьесы русских, советских и зарубежных композиторов для фортепиано, сост. Б.Березовский, А.Борзенков, Е.Сухоцкая
Альбом юного музыканта, сост. Л.Костромитина, Е.Борисова. Вып. 1,2
Брат и сестра, сост. В.Натансон
Фортепианные пьесы «Моё концертное выступление» 1-4 классы, сост. М.Полозова
4 класс
Этюды:
Т.Беренс 32 избранных этюда, ор. 61 № 1, 2, 3, 12; ор. 88 № 5, 7, 28
А.Бертини 28 избранных этюдов, ор. 29 № 4, 5, 8, 9
А.Гедике Этюды, ор. 47 № 10, 16, 21, 26
С.Геллер Этюды, ор. 47 № 2, 3, 4; ор. 125 № 9, 14
А.Лемуан 50 характерных и прогрессивных этюдов ор. 37 (по выбору)
А.Лешгорн Избранные этюды для начинающих, ор. 65 (по выбору);
ор. 66 № 1-4
К.Черни Этюды ор. 821 № 5, 7, 24, 26
К.Черни Избранные этюды под редакцией Г.Гермера ч.1 № 45, 46, 50;
ч.2 № 5, 6
Полифония:
И.С.Бах Маленькие прелюдии, 1-я тетрадь № 3, 4, 5, 6, 9, 10; 2-я тетрадь № 1, 2, 3; Двухголосные инвенции № 7 (ми минор)
Г.Гендель 12 лёгких пьес (по выбору)
И.Пахельбель Фуга (До мажор)
Крупная форма:
К.М.Вебер Сонатина (До мажор)
Г.Грациоли Сонатина (Соль мажор)
Ф.Дюссек Сонатина ор. 20
М.Клементи Сонатины ор. 36 № 4, 5, 6
Ф.Кулау Сонатины ор. 20 № 1, 5; ор. 55 № 2, 3, 6, 10; ор. 59 № 1
Д.Чимароза Сонатины (по выбору)
Р.Шуман Детская соната, ор. 118 (Соль мажор)
Пьесы:
Ф.Э.Бах Сольфеджио (до минор)
А.Гедике 10 миниатюр, ор. 8
А.Гладковский Ария, Детская сюита
Э.Григ Лирические пьесы, ор. 12 (по выбору)
Н.Кирибергер Прелюдия (ми минор)
В.А.Моцарт Марш (Ре мажор)
С.Прокофьев Детская музыка, ор. 65 (по выбору)
Н.Раков Сказочка
Ф.Шопен Кантабиле
Д.Шостакович Гавот, Танец
Р.Шуман Альбом для юношества Пьеса, Воспоминание
Литература:
Фортепиано 2 класс, 3 класс, 4 класс, ред. Б.Милича
Фортепианные пьесы «Моё концертное выступление» 1-4 классы, сост. М.Полозова
Пьесы русских, советских и зарубежных композиторов для фортепиано, сост. Б.Березовский, А.Борзенков, Е.Сухоцкая
Избранные этюды зарубежных композиторов 3-4 классы ДМШ сост. Н.Волошинова
Этюды на разные виды техники, 3 класс ДМШ, ред. Р.Гиндина
Юный пианист, сост. Л.Ройзман, В.Натансон
5 класс
Этюды:
Г.Беренс 32 избранных этюда, ор. 61 и ор. 88 (по выбору)
А.Бертини 28 избранных этюда ор. 29 № 6, 7, 10, 13, 14-18, 22, 23
Ф.Бургмюллер Этюды ор. 105 № 2, 3, 5-8; ор. 100 № 25
С.Геллер 25 мелодических этюдов № 6, 7, 8, 11, 14, 15, 16
Ж.Дювернуа Этюды ор. 120 № 13
Т.Лак 20 избранных этюдов, ор. 75, 95 (по выбору)
Этюды для левой руки, ор. 75 (по выбору)
Л.Лемуан Этюды ор. 37 № 50
А.Лешгорн Школа беглости ор. 66 № 6, 7, 9, 12, 17, 19, 20
К.Черни Избранные этюды под ред. Г.Гермера ч.2 № 3, 4, 8, 9, 12, 16; Этюды ор. 136; Школа беглости тетр.1 и 2 (по выбору); Школа беглости ор. 299 № 1, 2, 3, 4, 11; ор. 409 № 5, 9
Л. Шитте 25 этюдов ор. 68 № 17, 18, 21, 23
Г.Шмидт Этюды ор. 3 № 2, 5, 12, 13, 14, 16
Полифония:
И.С.Бах Маленькие прелюдии (по выбору); Маленькая фуга (до минор); Двухголосные инвенции № 4,6,8,9; Французские сюиты (части по выбору)
И.Браудо Прелюдии: Фа мажор, Ля мажор, Соль мажор
Г.Гендель Фугетты (по выбору); Сюиты № 11 (ре минор), № 12 (ми минор)
И.Маттезон Полифоническая тетрадь
И.Браудo раздел VII Прелюдии Фа мажор, Ля мажор, Соль мажор
Крупная форма:
Ф.Дюссек Сонатины Ля мажор, Ми бемоль мажор
М.Клементи Сонатины ор. 12 № 1, 2; ор. 55 № 4, 6; ор 88 № 2, 3, 4
В.А.Моцарт Сонатины (по выбору)
Пьесы:
К.М.Вебер Оригинальный вальс
В.Гаврилин Полька
Р.Глиэр Колыбельная, Листок из альбома, Романс, Ариэтта
Э.Григ Поэтическая картинка № 1; Лирические пьесы ор. 12: Ариэтта, Кобольд, Листок из альбома
Н.Гуммель Скерцо (Ля мажор)
Ф.Мендельсон Детские пьесы (по выбору); Песни без слов ор. 19 № 6;
ор. 30 № 9
С.Прокофьев Детская музыка (по выбору)
Н.Раков Полька
С.Слонимский Дюймовочка
А.Хачатурян Маленькая картина
П.Чайковский Детский альбом ор. 39: Сладкая грёза, Мама, Вальс, Грустная Песенка
Д.Шостакович Лирический вальс
Р.Шуман Альбом для юношества ор. 68: Маленький вальс, Вальс
(ля минор)
Литература:
Хрестоматия для фортепиано 4 класс, сост. Н.Любомудрова, К.Сорокин, А.Туманян
Фортепианные пьесы «Моё концертное выступление» 1-4 классы, сост. М.Полозова
Пьесы русских, советских и зарубежных композиторов для фортепиано, сост. Б.Березовский, А.Борзенков, Е.Сухоцкая
Избранные этюды зарубежных композиторов 3-4 классы ДМШ сост. Н.Волошинова
Этюды на разные виды техники, 3 класс ДМШ, ред. Р.Гиндина
«Моё концертное выступление» Сонатины для младших и средних классов, сост. М.Полозова
А.Диабелли Сонатины ор. 151, 168
Этюды «Ступени мастерства» 4 класс, сост. З.Баринова, Н.Перунова
6 класс
Этюды:
А.Бертини 28 избранных этюдов ор. 29, 32 (по выбору)
С.Геллер 25 мелодических этюдов (по выбору)
И.Гуммель Этюды ор. 125 (по выбору)
И.Кремер Избранные этюды (ред. Бюлова) № 1, 3, 7, 9
А.Лешгорн Школа беглости ор. 66 (по выбору); ор. 136 (по выбору)
К.Черни Избранные этюды под ред. Г.Гермера ч.2 № 24-32; Школа беглости тетр.1 и 2 (по выбору); Школа беглости ор. 299 № 5-10
Полифония:
И.С.Бах Маленькие прелюдии ч.1: № 4 Ре мажор, № 9 Фа мажор;
ч.2 № 4 Ре мажор, № 5 Ми мажор; Двухголосные инвенции (по выбору)
Г.Гендель Фугетты (по выбору); Сюиты ре минор, соль минор, Ля мажор, фа минор (части по выбору)
Ж.-Б.Люлли Сюита ми минор
Д.Циполи Сюита соль минор
Крупная форма:
Л.Бетховен Сонатины № 1 Ми бемоль мажор, № 2 фа минор,
№ 3 Ре мажор
В.А.Моцарт Сонатины (по выбору), Лёгкая соната № 15 До мажор
М.Клементи Сонатины (по выбору)
Ф.Кулау Сонатины (по выбору)
Б.Барток Сонатины
Пьесы:
Э.Григ Поэтические картинки соч. 3 (по выбору), Лирические пьесы: Колыбельная, Скерцо соч. 54
А.Лядов Музыкальная табакерка
Ф.Мендельсон Детские пьесы (по выбору), Песни без слов (по выбору)
П.Чайковский Детский альбом (по выбору); Времена года: Март, Апрель
Ф.Шуберт Музыкальные моменты (по выбору)
Р.Шуман Пьесы из циклов: Детские сцены, Листки из альбомов
(по выбору)
Ж.Металлиди Северное сияние
С.Слонимский Пьесы по выбору
Литература:
Пьесы русских, советских и зарубежных композиторов для фортепиано, сост. Б.Березовский, А.Борзенков, Е.Сухоцкая
Избранные этюды зарубежных композиторов 5-6 классы
Этюды на разные виды техники, 5 класс ДМШ
«Моё концертное выступление» Фортепианные пьесы. Средние классы. Старшие классы, сост. М.Полозова
Ж.Металлиди Фортепианные пьесы (по выбору)
7 класс
Этюды:
С.Геллер 2 мелодических этюда
И.Гуммель Этюды ор. 25 (по выбору)
Ф.Лешгорн Школа беглости ор. 66 № 18, 22, 24
Т.Пахульский Маленький этюд ор. 23
К.Черни Школа беглости ор. 299 (по выбору); 24 этюда для левой руки ор. 718 № 1, 2, 4, 6, 16, 17; Искусство беглости пальцев ор. 740
№ 2, 12, 26
Полифония:
И.С.Бах Маленькие прелюдии и фуги (по выбору); Фугетты ми минор и Соль мажор; Прелюдия и фугетта Фа мажор; Инвенции двухголосные (по выбору); Французские сюиты (части по выбору); Фуги ля минор,
ре минор
Н.Мясковский Фуги в старинном стиле (по выбору)
М.Чюрлёнис Фугетта
Крупная форма:
Л.Бетховен Соната № 1 фа минор (ор. 2 № 1)
Й.Гайдн Сонаты: До мажор Hob. XVI/1; Си бемоль мажор. XVI/2; ми минор Hob. XVI/47
Г.Гендель Ария с вариациями Си бемоль мажор; Пассакалия соль минор
М.Глинка Вариации на тему В.А.Моцарта
М.Клементи Сонаты (по выбору)
Пьесы:
А.Аренский Прелюдия ор. 63
Л.Бетховен Шесть экосезов
М.Глинка Ноктюрн «Разлука»
Р.Глиэр Прелюдия ор. 31; Прелюдия ор. 16 № 1
Э.Григ Весною, Поэтические картинки ор. 3 (по выбору); Ноктюрн; Элегии: ля минор, си минор
А.Лядов Прелюдии ор. 33 фа минор; ор. 39 № 2; ор. 40 № 3; Маленький вальс ор. 26; Мазурка ор. 57 № 3
Ф.Мендельсон Песни без слов ор. 19, 38, 53, 62 (по выбору); Шесть детских пьес ор. 72 (по выбору)
Я.Сибелиус Арабеска
С.Слонимский Пьесы по выбору
П.Чайковский Песенка без слов, Колыбельная, Времена года ор. 37
«У камелька»
Ф.Шопен Ноктюрн (до диез минор), Контрданс, Три экосеза ор. 72 № 3
Ф.Шуберт Музыкальные моменты (по выбору); Альбом для юношества ор. 68 (по выбору); Листки из альбома ор. 124 (по выбору)
Литература:
Пьесы русских, советских и зарубежных композиторов для фортепиано, сост. Б.Березовский, А.Борзенков, Е.Сухоцкая
Избранные этюды зарубежных композиторов 5-6 классы
Этюды на разные виды техники, 5 класс ДМШ
«Моё концертное выступление» Фортепианные пьесы. Средние классы. Старшие классы, сост. М.Полозова
Музыка для детей, сост. К.Сорокин
8 класс
Этюды:
Ф.Бургмюллер Этюды ор. 105 № 9, 11
Т.Волленгаупт Характерные пьесы в форме этюдов ор. 22 № 1, 2, 3
С.Геллер Этюд № 13 ор. 47
И.Гуммель Этюды ор. 125 (по выбору)
А.Кобылянский Семь октавных этюдов № 1, 2, 4, 7
И.Кремер 60 избранных этюдов ор. 60 (по выбору)
А.Лешгорн Этюды ор. 136 (по выбору)
Ф.Лист Юношеские этюды ор. 2 (по выбору)
М.Мошковский Этюды ор. 18 (по выбору); Этюды ор. 72 № 4, 6, 11
К.Черни Школа беглости ор. 299 № 19-21, 31-34, 36-40; Искусство беглости пальцев ор. 740 № 1, 3, 11, 31, 37
Полифония:
И.С.Бах Инвенции (по выбору); Французские сюиты (части по выбору);
Английские сюиты: соль минор, ля минор (прелюдии); ХТК 1ч. Прелюдия и фуга (ре минор)
Г.Гендель Сюиты (части по выбору)
Ц.Франк Избранные детские пьесы (ред. Браудо), № 4 Ре мажор,
№ 9 фа минор, № 7 Ми бемоль мажор
Крупная форма:
Л.Бетховен Шесть вариаций на тему из оперы Дж.Пизиелло «Прекрасная мельничиха»; Шесть вариаций на швейцарскую тему; Шесть лёгких вариаций на оригинальную тему;
Сюиты: № 5 до минор, № 25 Соль мажор
Й.Гайдн Сонаты: Ми мажор Hob. XVI/13; Ре мажор. XVI/14; Си бемоль мажор Hob. XVI/18
М.Клементи Соната Ре мажор ор. 26
В.А.Моцарт Соната Ми бемоль мажор K.V. 282; Соль мажор K.V. 283; Ля мажор K.V. 331; Фа мажор K.V. 547а; Рондо Ре мажор
Д.Скарлатти Сонаты: № 3 До мажор; № 15 ре минор и по выбору
Пьесы:
Л.Бетховен Багатели ор. 33: № 3 Фа мажор, № 6 Ре мажор; ор. 119:
Ре мажор, до минор, Ля мажор
А.Аренский Романс Ля бемоль мажор ор. 4
И.С.Бах Фантазия до минор
М.Глинка Тарантелла
М.Глинка - М.Балакирев Жаворонок
Э.Григ Шествие гномов
К.Дебюсси Детский уголок, Арабеска Ми мажор
А.Лядов Багатели ор. 30 (по выбору), Прелюдия си минор
Ф.Мендельсон Песни без слов: ор. 19 № 2 До мажор; ор. 53 № 20
Ми бемоль мажор
С.Прокофьев Мимолётности ор. 22 (по выбору)
А.Скрябин Прелюдии ор. 11, 15 (по выбору)
П.Чайковский Романс фа минор
Ф.Шопен Ноктюрны Ми бемоль мажор ор. 9 № 2; ми минор ор. 72 № 1; Экспромт № 1
Ф.Шуберт Скерцо Си бемоль мажор, Ре бемоль мажор
Р.Шуман Листки из альбомов ор. 124 (по выбору)
Литература:
Избранные этюды иностранных композиторов 6-7 классы
Избранные этюды иностранных композиторов для фортепиано 6-7 классы
ДМШ, ред. А.Руббах и В.Натансон
«Моё концертное выступление» Фортепианные пьесы. Средние классы. Старшие классы, сост. М.Полозова
Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано 7 класс вып. 1. Произведения крупной формы, ред. Н.Кончевского
9 класс
А.Аренский Этюды ор. 41 № 1; ор. 74 № 1, 5, 11
В.Зиринг Два октавных этюда
И.Кремер – Г.Бюлов Этюды ор. 60 , ред. Г.Бюлова (по выбору)
Ф.Лист Юношеские этюды ор. 2 (по выбору)
Э.Мак-Дауэлл Этюды ор. 46 (по выбору)
М.Мошковский 15 виртуозных этюдов ор. 72, 91 (по выбору)
Э.Нейперт Избранные этюды № 1, 2, 5, 6
Г.Пахульский Два концертных этюда ор. 7; октавный этюд ор. 28 № 3
Р.Шуман Этюд по каприсам Паганини ор. 3 № 16
Полифония:
И.С.Бах ХТК Прелюдии и фуги: 1 т. - до минор, Ре мажор, ми минор,
Фа диез мажор, соль минор, Си бемоль мажор; 2т. - Ми бемоль мажор,
Соль мажор, Ля бемоль мажор, Ля мажор; Французские сюиты – Ми мажор, Соль мажор; Английские сюиты – ля минор, соль минор,
ми минор
Г.Гендель Чакона Фа мажор; Сюиты (по выбору)
Н.Мясковский Фуги: ор. 78 си минор, фа диез минор
Ц.Франк Избранные детские пьесы, ред. Браудо (по выбору)
Д.Шостакович Прелюдия и фуга До мажор № 1
Крупная форма:
Л.Бетховен Сонаты № 6, 9, 10
Д.Бортнянский Сонаты (по выбору)
Й.Гайдн Сонаты (по выбору)
М.Глинка Вариации на шотландскую тему
Э.Григ Соната ми минор
И.Гуммель Соната Ми бемоль мажор
М.Клементи Сонаты (по выбору)
В.А.Моцарт Сонаты До мажор K.V.279; Фа мажор K.V. 280; До мажор K.V. 309; Си бемоль мажор K.V. 570
Д.Скарлатти Сонаты (по выбору)
Р.Шуман Детские сюиты До мажор, Ре мажор
Пьесы:
К.Дебюсси Лунный свет, Прелюдии (по выбору); Арабеска Соль мажор
Д.Кабалевский Прелюдии ор. 38 (по выбору)
В.Калинников Элегия
Ф.Лист Ноктюрны (по выбору)
А.Лядов Прелюдии (по выбору)
Ф.Мендельсон Песни без слов (по выбору)
С.Рахманинов Элегия, Мелодия ор. 3, Прелюдии (по выбору)
А.Скрябин Прелюдии ор. 11, 13, 16 (по выбору)
Ф.Шопен Полонезы до диез минор ор. 26 № 1; фа минор ор. 71 № 3; Ноктюрн Си мажор ор. 32 № 1; Вальсы (по выбору)
Ф.Шуберт Музыкальные моменты ор. 94 (по выбору)
Р.Шуман Листки из альбома (по выбору)
Литература:
Избранные этюды иностранных композиторов 6-7 классы
Избранные этюды иностранных композиторов для фортепиано 6-7 классы
ДМШ, ред. А.Руббах и В.Натансон
«Моё концертное выступление» Фортепианные пьесы. Средние классы. Старшие классы, сост. М.Полозова
Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано 7 класс вып. 1. Произведения крупной формы, ред. Н.Кончевского
Этюды на разные виды техники, 7 класс ДМШ
Альбом юного музыканта, сост. Л.Костромитина, Е.Борисова
Годовые программные требования
1 класс
Объём программы: 10 - 12 этюдов; 7 - 8 пьес; 1 – 2 полифонических произведения, произведения крупной формы (по возможности ученика).
I полугодие: концерт - этюд, полифония.
II полугодие: концерт – этюд, пьеса
2 класс
Объём программы: 7 этюдов; 4 пьесы; 1 – 2 полифонических произведения, 1 произведения крупной формы.
I полугодие: технический зачёт - 2 гаммы и 2 этюда, академконцерт - полифония и пьеса
II полугодие: технический зачёт - 2 гаммы и 2 этюда, итоговое выступление – крупная форма, пьеса
2 класс
Объём программы: 7 этюдов; 4 пьесы; 1 – 2 полифонических произведения, 1 произведения крупной формы.
I полугодие: технический зачёт - 2 гаммы и 2 этюда, академконцерт - полифония и пьеса
II полугодие: технический зачёт - 2 гаммы и 2 этюда, итоговое выступление – крупная форма, пьеса
3 класс
Объём программы: 7 этюдов; 4 пьесы; 1 – 2 полифонических произведения, 1 произведения крупной формы.
I полугодие: технический зачёт - 2 гаммы и 2 этюда, академконцерт - полифония и пьеса
II полугодие: технический зачёт - 2 гаммы и 2 этюда, итоговое выступление – крупная форма, пьеса
4 класс
Объём программы: 7 этюдов; 4 пьесы; 1 – 2 полифонических произведения, 1 произведения крупной формы.
I полугодие: технический зачёт - 2 гаммы и 2 этюда, академконцерт - полифония и пьеса
II полугодие: технический зачёт - 2 гаммы и 2 этюда, итоговое выступление – крупная форма, пьеса
5 класс
Объём программы: 5 - 6 этюдов; 4 пьесы; 1 – 2 полифонических произведения, 1 произведения крупной формы.
I полугодие: технический зачёт - 2 гаммы и 2 этюда, академконцерт - полифония и пьеса
II полугодие: технический зачёт - 2 гаммы и 2 этюда, итоговое выступление – крупная форма, пьеса
6 класс
Объём программы: 3 - 4 этюда; 2 - 3 пьесы; 1 – 2 полифонических произведения, 1 произведения крупной формы.
I полугодие: технический зачёт - 2 гаммы и 2 этюда, академконцерт - полифония и пьеса
II полугодие: технический зачёт - 2 гаммы и 2 этюда, итоговое выступление – крупная форма, пьеса
7 класс
Объём программы: 2 - 3 этюда; 3 - 4 пьесы; 1 – 2 полифонических произведения, 1 произведения крупной формы.
I полугодие: технический зачёт - 2 гаммы и 1 этюд, академконцерт - полифония и пьеса
II полугодие: технический зачёт - 2 гаммы и 1 этюд, итоговое выступление – крупная форма, пьеса
8 класс
Объём программы: 2 - 3 этюда; 2 - 3 пьесы; 1 – 2 полифонических произведения, 1 произведения крупной формы.
I полугодие: технический зачёт - гаммы и этюд (для профессионально ориентированных учащихся), академконцерт - полифония и пьеса
II полугодие: технический зачёт - гаммы и этюд (для профессионально ориентированных учащихся), итоговое выступление – крупная форма, пьеса
9 класс
Объём программы: 2 - 3 этюда; 2 - 3 пьесы; 1 – 2 полифонических произведения, 1 произведения крупной формы.
I полугодие: предварительное прослушивание экзаменационной программы - этюд и полифония
II полугодие: экзамен - этюд, полифония, крупная форма, пьеса
Примерные программы переводных
выступлений
1 класс
а) О.Геталова Медленный танец
П.Шитте Этюд ор. 160 № 3
б) А.Шитте Этюд ор. 160 № 18
Ю.Виноградов Танец медвежат
в) И.Беркович Этюд ля минор
Д.Шостакович Марш
2 класс
а) В.Дункомб Сонатина 1-2 части
А.Гречанинов Верхом на палочке
б) Я.Ванхаль Сонатина До мажор
Д.Кабалевский Клоуны
в) Т.Атвуд Сонатина Соль мажор
Ж.Металлиди Кукла Барби
3 класс
а) Т.Тюрк Сонатина Соль мажор
Р.Шуман Смелый наездник
б) А.Диабелли Сонатина До мажор
Р.Шуман Весёлый крестьянин
в) Д.Штейбельт Сонатина До мажор
С.Прокофьев Сказочка
4 класс
а) А.Бейл Сонатина Фа мажор
Э.Вилла – Лобос Пусть мама баюкает
б) Д.Чимароза Сонатина соль минор
П.Чайковский Мазурка
5 класс
а) Д.Чимароза Соната соль минор
Д.Шостакович Гавот
б) Л.Бетховен Сонатина Фа мажор (1 или 2 части)
Н.Раков Рассказ
в) В.А.Моцарт Сонатина До мажор № 1, 1 ч.
Д.Шостакович Лирический вальс
6 класс
а) Ф.Дюссек Сонатина Ля мажор
Б.Мартину Сказка
б) М.Клементи Сонатина До мажор, 1 ч.
С.Майкапар Романс Соль мажор
в) И.Гайдн Сонатина До мажор Hob. XV/10
Р.Глиэр Романс
7 класс
а) М.Клементи Соната Ре мажор № 4 (1 часть)
Д.Кабалевский Прелюдия Ля мажор
б) В.А.Моцарт Соната № 15 До мажор (1 часть)
Г.Логидзе Музыкальный момент
в) В.А.Моцарт Сонатина Ля мажор
К.Дебюсси Маленький пастух (из цикла «Детский уголок»)
8 класс (класс профориентации)
а) М.Клементи Соната Си бемоль мажор
И.Альбенис Прелюдия
б) Й.Гайдн Соната до диез минор XVI/36
Ф.Мендельсон Песня без слов соль минор № 49
в) Й.Гайдн Соната Ми бемоль мажор XVI/49
Ф.Шопен Три экосеза
9 класс (класс профориентации)
а) Й.Гайдн Соната Ля мажор
С.Рахманинов Прелюдия Ре мажор соч. 23 № 5
б) Й.Гайдн Соната Ми бемоль мажор
Ф.Лист Забытый вальс фа диез минор № 1
в) Л.Бетховен Соната № 10
С.Рахманинов Прелюдия соль диез минор
Учебно-тематический план
по дисциплине
общий курс фортепиано.
1 класс
Урок 1,5 часа в неделю, 54 часа в год.
В течение года учащийся должен изучить: в 1 полугодии — знакомство с клавиатурой, регистрами, нотами, подбор по слуху и транспонирование несложных мелодий, во 2 полугодии: пьесы для одной и двух рук, а также ансамбли.
При изучении рекомендуется раскрыть следующие темы:
№ п/п
|
Название тем и разделов
|
Методы
|
Всего часов в неделю
|
Теоретические часы
|
Практические часы
|
Раздел 1
|
1
|
Знакомство с фортепиано.
|
Беседа, объяснение, рассказ по теме.
|
2
|
2
|
|
2
|
Упражнения для организации пианистического аппарата.
|
Показ на инструменте, практическое исполнение музыкального произведения.
|
2
|
|
2
|
Раздел 2
|
1
|
Развитие музыкально-творческих способностей: слух, ритм, память.
|
Пение простейших народных попевок.
|
10
|
|
10
|
2
|
Строение музыкальных пьес.
|
Шаги в музыке, сильная и слабая доли.
|
4
|
|
4
|
Раздел 3
|
1
|
Посадка за инструментом.
|
Организация игрового аппарата, правильная опора, свобода корпуса. Обучение ребенка управлению своим мышечно-двигательным аппаратом.
|
4
|
2
|
4
|
2
|
Освоение пианистических приемов.
|
10
|
10
|
10
|
Раздел 4
|
1
|
Освоение нотной грамоты, развитие навыков чтения нот.
|
Знакомство с различными размерами: 2/4, 3/4, нота с точкой.
|
6
|
|
|
2
|
Знакомство с игрой гамм, интервалов.
|
Подкладывание 1-го пальца.
|
6
|
|
|
3
|
Первичные навыки изучения пьес.
|
Текст, слуховой контроль.
|
10
|
|
10
|
Итого:
|
54
|
14
|
40
|
Содержание изучаемого курса.
|
|
|