|
Организация рабочего места для выполнения ручных работ
Тема: Организация рабочего места для выполнения ручных работ.
Инструменты и приспособления.
Техника безопасности при выполнении ручных работ.
Цели: сформировать знания учащихся по организации рабочего места для выполнения ручных работ, ознакомить с инструментами и приспособлениями для их выполнения; сформировать навыки по соблюдению правил техники безопасности; сформировать навыки по соблюдению правил техники безопасности; воспитывать аккуратность и внимательность во время работы.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, плакаты, таблицы, набор инструментов для выполнения ручных работ.
Ход урока
Организация урока.
Проверка готовности учащихся.
Повторение пройденного материала
Вопросы:
Для чего надо знать свойства тканей?
Перечислите, какие свойства тканей вы знаете. Что к ним относится?
Назовите положительные свойства х/б тканей.
Назовите положительные свойства льняных тканей.
Назовите отрицательные свойства х/б и льняных тканей.
3.Изучение нового материала.
1. Чтение вступительного текста к разделу «Ручные работы» (учебник, с. 14).
Какие качества развивает у девушки умение шить?
Что нужно для того, чтобы научиться шить?
Как вы считаете, какими ручными работами вы уже владеете?
Слово учителя.
- Перед тем, как начнем работу с тканями, которые мы изучили, надо правильно оборудовать свое рабочее место.
Очень важно, чтобы то место, где мы шьем, было хорошо освещено, свет должен падать с левой стороны.
Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.
Расстояние от глаз до работы должно составлять примерно 30 см.
Ноги должны твердо опираться всей подошвой о пол.
Корпус надо держать прямо или слегка наклонить.
Голову слегка наклонить вперед.
Нельзя опираться грудью о стол.
Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем на 10 см.
В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.
Перед началом и после окончания работы необходимо мыть руки, чтобы ткань всегда оставалась чистой, а на руках не оставалось мелких ворсинок от ткани, ниток и частичек мела.
Для выполнении различных ручных работ необходимы следующие инструменты:
Инструменты должны храниться в специальной коробочке, а во время работы их кладут на стол справа от работающего.
После работы все инструменты и рабочее место надо обязательно убирать.
Сообщение учащимися, о том как появилась иголка. (план с. 43-44)
Ручные иглы должны быть острыми, неломкими, хорошо отполированными, с ушком достаточных размеров и без заусенцев. Иглы различают по диаметру (толщине) и длине по номерам от №1 до №12, самые толстые иглы №12.
Иглы подбирают в зависимости от ткани, из которой шьется изделие. Для х/б тканей используют иглы №1-3.
От номера иглы зависят и нитки, которыми шьют. Если шьют из х/б ткани, то используют нитки № 40-80.
Наперсток предназначен для предохранения пальца от укола иглы. Его надевают на средний палец правой руки. Наперстки также различают по номерам, и он должен точно соответствовать толщине пальца.
Сантиметровая лента – это лента из прорезиненной ткани, ее длина 150 см, ширина 1-2 см, с металлическими закрепками на концах. Она применяется для снятия мерок с фигуры человека, при раскрое, при шитье и тогда, когда надо проверить размеры изделия, которое шьем.
Ножницы используют для раскроя ткани и для других ручных операций. Ножницы также делятся по номерам от 1 до 8 и размер зависит от выполняемой операции и такни, из которой шьётся изделие.
Ножницы должны закрываться без резкого звука, лезвие – хорошо резать по всей своей длине.
Булавки бывают с металлической или стеклянной головкой. Их используют для скалывания деталей изделий, при креплении лекал из бумаги к ткани, на примерке. Булавки должны быть тонкими, хорошо заостренными и отшлифованными.
Портновский мел применят для обозначения на материале линий и знаков при раскрое и примерке. Края мела должны быть заточены. Чтобы проводимые линии были тонкими. Вместо мела можно использовать - тонко заточенное сухое мыло.
Колышек- приспособление для удаления наметки при шитье. Он представляет собой стержень длиной около 10см, заостренный с одной стороны. Он может быть сделан из дерева, кости или стекла.
При выполнении ручных работ необходимо соблюдать правила техники безопасности при работе с иглой, булавками и ножницами.
Иглы и булавки хранить в подушечке или игольнице, шить с наперстком.
Нельзя брать иглу и булавки в рот, вкалывать в свою одежду.
Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.
Ножницы, иглы и булавки хранить в рабочей коробке.
Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего.
Передают ножницы, кольцами вперед, держась за сомкнутые лезвия.
4. Закрепление изученного материала.
1. Работа с текстом п.3(учебник,с.14-20)
Вопросы и задания:
- Прочитайте, какие относятся к ручным. (Операции, выполняемые ручной иглой, ножницами, резцом, мелом, работы по удалению из деталей или изделий временных стежков)
- Ознакомьтесь с памяткой «Правила техники безопасности при выполнении ручных работ» (учебник, с.14-15)
- Какие опасности могут встретиться в работе?
- Что нужно сделать во время работы?
- Что сделаете по окончании работы?
- Что принято называть рабочим местом?
- Расскажите по рисунку 9 на с.16 учебника о правильной посадке при выполнении ручных работ.
- Изучите таблицу 1 «Инструменты и приспособления, применяемые при выполнении ручных работ» на с.17-20, работая в парах.
2. Учащиеся выполняют практическую работу №4 «Знакомство с инструментами и приспособлениями, применяемыми при выполнении ручных работ» (учебник, с.20)
5. Итог урока
1.Проверка заполненной в рабочей тетради таблицы. Учащиеся сравнивают, правильно ли они заполнили графы с инструментами и приспособлениями для выполнения ручных работ.
2. Объяснение основных понятий по теме (учебник, с.21)
3.Уборка рабочего места.
6.Домашние задание: учить п.3; ответить на вопросы 1-4 на с.21 учебника; укомплектовать рабочее место необходимыми инструментами и приспособлениями в соответствии с правилами техники безопасности.
Тема: Технология выполнения ручных работ.
Цели: ознакомить учащихся с терминологией, применяемой при выполнении ручных работ; сформировать навыки правильного применения терминологии; воспитывать аккуратность в работе, внимательность.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, плакаты, таблицы, набор образцов с ручными работами.
Ход урока
Организация урока.
Проверка готовности учащихся к уроку, наличия материалов и инструментов.
Повторение материала предыдущего урока.
Вопросы:
1. Какие инструменты необходимы для выполнения ручных работ?
2. Что относится к приспособлениям?
Что принято называть рабочим местом?
Какие требования к организации рабочего места предъявляются учащимся?
Изучение нового материала.
Слово учителя.
- При изготовлении швейных изделий в процессе пошива применяются следующие ручные операции: заметывание, наметывание, выметывание, обметывание срезов, пришивание, сметывание. По виду выполняемых операций при выполнении ручных работ применяется следующая терминология.
Учитель на доске, а учащиеся в тетрадях заполняют следующую таблицу.
РУЧНЫЕ РАБОТЫ
Название работы (термин)
|
Содержание работы
|
Применение
|
1
|
2
|
3
|
Сметывание
(сметать)
|
Временно соединить две или несколько деталей, примерно равных по величине, сметочными стежками.
|
Сметывают плечевые, боковые или другие срезы деталей.
|
Наметывание
(наметать)
|
Временно соединить две детали сметочными стежками, когда одна деталь накладывается на другую
|
Наметать карманы, кокетку, отделку и др.
|
Заметывание
(заметать)
|
Временно закрепить подогнутый край изделия или детали сметочными стежками.
|
Заметать низ юбки, платья, жакета, бретели, воротник, планку и др.
|
Пришивание
(пришивать)
|
Прикрепить к изделию фурнитуру, отделку или украшение
|
Пришить пуговицы, крючки, кнопки
|
Обметывание срезов
|
Обработать срезы детали обметочной строчкой
|
Предохранение срезов от осыпания
|
Выметывание
(выметать)
|
Выправить и временно закрепить сметочной строчкой края детали
|
Выметать обтачку горловины, бретели, планку и т.д.
|
В ходе объяснения учитель комментирует каждый термин и выполняемую операцию
4.Закрепление изученного материала.
Самостоятельная работа по таблице 2 « Терминология ручных работ» (учебник, с.21)
5.Анализ и оценка урока.
Учитель анализирует урок, делает необходимые замечания, комментирует ошибки и совместно с учащимися осуществляет поиск их исправления.
Объявление оценок за урок.
6.Домашнее задание: учебник, п.4 на с. 21; ответить на вопрос 4 в конце параграфа на с. 25.
|
|
|