|
Методическая разработка автор- составитель: педагог дополнительного образования Наталья Александровна Сак 2012г
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества
г. Урень Нижегородской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Автор- составитель:
педагог дополнительного образования
Наталья Александровна Сак
2012г
Аннотация
Методическая разработка посвящена организации проектной деятельности обучающихся в творческом объединении «Мастерим бумажный мир». Она поможет педагогу ввести проектную деятельность для обучения детей, как один из методов, стимулирующих процесс обучения, вовлечь обучающихся в активную сферу творческой и познавательной деятельности.
Пояснительная записка
Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства, как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
На современном этапе развития дополнительного образования детей возникает принципиальная необходимость в проектировании, особом типе работы, при котором учитываются базовые ценности образования и изменения ситуации. В условиях современной действительности только конструирования и исследования образовательных процессов уже недостаточно, поэтому ведущей в педагогике, на мой взгляд, становится проектная деятельность.
Проектная деятельность в рамках работы творческого объединения дает возможность обучающемуся активно включаться в процесс поиска необходимой информации, ее критического и творческого осмысления, освоения способов самостоятельных действий при решении образовательной проблемы и актуализации получаемых таким образом знаний.
Проектная деятельность в дополнительном образовании является приоритетной так как:
-нет жестких рамок классно-урочной системы
-учитываются возрастные особенности детей.
В основе метода проектов:
-развитие познавательных интересов обучающихся;
-умение ориентироваться в информационном пространстве;
-проявлять компетенцию в вопросах связанных с темой проекта;
-ориентация на творческую деятельность обучающихся.
Основные критерии выбора темы проектов:
- тема представляла интерес не только на данный момент, но и вписывалась в общую перспективу развития обучающегося;
- выбор темы был обоюдно мотивирован интересом к ней и обучающегося и педагога;
- тема должна быть реализована в имеющихся условиях.
При организации проектной деятельности необходимо учитывать:
доступное изложение теоретического материала с учётом возрастных особенностей учащихся (знакомство с инструментарием проектирования);
-
обзор возможных источников информации (образовательные ресурсы сети Интернет, мультимедийные учебники, энциклопедии и т.д.);
демонстрация и анализ наиболее удачных проектов, подготовленных на предыдущих занятиях;
выбор значимой темы проекта для данной категории обучаемых (этот выбор в одних случаях инициативно выдвигается организаторами мероприятия, в других – тематика проектов может предлагаться и самими учащимися);
построение модели проекта (структурирование информации;
распределение ролей в проектной группе (если проект выполняется группой);
реализация проекта;
подготовка к защите проекта;
публичная защита проекта – очень важный этап, который позволяет учащимся проанализировать свою и чужие работы.
Таким образом, работа над проектом тщательно планируется и обсуждается педагогом вместе с обучающимися, что позволяет подготовить сам проект и изделие, выполненное по нему, хорошего качества.
При таком подходе проектная деятельность обучаемых – это не только интенсивный практикум по использованию новых информационных технологий, но и развитие коммуникативных навыков, умения находить, систематизировать, анализировать и грамотно представлять информацию.
Содержание
Тема: Применение проектной деятельности обучающимися при изготовлении работ в технике «Объёмное модульное оригами».
Цель: Вовлечь обучающихся в проектную деятельность и помочь им выработать навыки совместной работы.
Задачи:
- обучить самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников и использовать приобретенную информацию для решения познавательных и практических задач;
-развить исследовательские навыки;
-обучить разрабатывать программу действий по реализации проекта в соответствии с собственными возможностями;
- выработать у обучающихся коммуникативные умения, сотрудничая в
различных группах.
Дополнительная образовательная программа «Мастерим бумажный мир» способствует организации продуктивной преобразовательной творческой деятельности и расширению круга интересов детей. В этой программе предусмотрен раздел «Проектная деятельность» в блоке «Модульное оригами». Проектная деятельность рассматривается как исключительное по своей эффективности средство развития у обучающихся способностей к творческой деятельности. В процессе выполнения проектов совершенствуется мышление и речь обучающихся, развиваются коммуникативные навыки, расширяется опыт социализации.
Одни из основных методов, стимулирующих процесс обучения, является вовлечение обучающихся в активную сферу деятельности от эскиза до готового изделия и в выполнение творческих проектов. Изготовление изделий производится в определенной последовательности по схеме: эскиз — конструкция — технология — готовое изделие. Обучающиеся на занятиях должны получить знания, овладеть навыками, умениями видения готового изделия для применения в исследовательской деятельности, при выполнении творческих проектов. Посредством метода проекта удается установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической преобразовательной деятельностью. Разработка и выполнение проект на занятиях в творческом объединении «Мастерим бумажный мир» – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения, выполненная под руководством педагога. С проектом как видом работы обучающиеся знакомятся на занятии, но выполнение его осуществляется и во внеурочное время. Базовая основа для выполнения творческого проекта: достаточные знания и умения (технологические, художественные и другие), которые осваиваются и формируются в первую очередь на занятиях. Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.
Проектная деятельность – это, также, приобретение новых знаний, умений на основе работы обучающегося с учебным содержанием под руководством педагога, исполняющего роль союзника - консультанта, а на стадии презентации – эксперта. Я оцениваю каждую часть проектной работы обучающихся: содержание работы (текст), выступление (презентация), динамику проектно – исследовательских умений, изготовление поделки, работы согласно выполненному проекту.
Работая над проектами, обучающиеся знакомятся с разнообразием различных видов техник работы с бумагой, получают информацию об истории их возникновения и дальнейшем развитии, распространении по миру, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами в группе.
В дополнительной образовательной программе «Мастерим бумажный мир» проектная деятельность включена на третьем и четвёртом годах обучения. В проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (вся группа). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества. Учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Эта задача должна быть привлекательна своей формулировкой и должна стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки вопроса до представления результата. Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося.
Передо мной, как перед педагогом дополнительного образования стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда обучающийся с удовольствием идет на занятия и с радостью выполняет поставленную задачу. Идёт совместная работа, обсуждение вопросов, принятие решений. Как педагог я объясняю, показываю, намекаю, подвожу к проблеме, создаю ситуацию успеха, поощряю, стараюсь вселить уверенность, формирую мотивы учения, помогаю закрепить авторитет обучающегося среди товарищей. Идёт процесс коллективного учебного проектирования. Предполагается критическое сопоставление различных позиций, методов, результатов. Соединяются групповая и коллективно-распределительная деятельность обучающихся в виде: «педагог – обучающийся», «обучающийся - обучающийся», «обучающийся – информационный источник(литература, интернет ресурсы)», «информационный источник(литература, интернет ресурсы) – творческая деятельность» и т.д. Примерную тематику проектных заданий следует разработать по каждому году работы объединения. Она должна быть достаточно широкой, постоянно обогащаться с учетом интересов и возможностей, как обучающихся, так и самого педагога, имеющейся материально- технической базы. Чем полнее при этом окажутся востребованными полученные детьми знания и умения, тем в большей мере отвечает своему назначению проект. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки вопроса до представления результата. Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа педагога и обучающегося.Проектная деятельность обучающихся состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного.
Организационно-подготовительный этап.
Запуск проекта, выявление потребности, постановка задачи, планирование работы. Сбор информации - литературный обзор, использование интернет ресурсов, энциклопедий, журналов. Наиболее трудоёмкий компонент проектной деятельности – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации обучающиеся изучают книги, журналы, энциклопедии, интернет ресурсы, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Исследование – возможно проведение исследования бумаги по её характеристикам или других материалов по необходимости.
Дизайн-спецификация - проработка первоначальных идей, выбор изделия.
Дизайн анализ – требования к выбранному изделию. Проведение дизайн анализа других типичных изделий и поделок с целью нахождения его характеристики (форма, размер, материал, цвет, техника изготовления, украшение, крепление, составление композиции (если необходимо)).
Составление плана работы. План может включать в себя сбор конкретизирующей информации по выбранному изделию, технику безопасности, подбор необходимых материалов и инструментов для работы, эскизную проработку изделия, подбор цветогаммы
Технологический этап
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера, т. е., изготовление изделия согласно выбранным схемам и эскизам.
Заключительный этап
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других. Самооценка - обучающийся оценивает проделанную работу и само изделие, которое он изготовил.
Эколого-экономическое обоснование: при выполнении своего творческого проекта, обучающиеся выполняют экономический расчёт, в котором отражают финансовые затраты на изготовление изделия, затраты времени, возможно продажную цену, обосновывают экологическое состояние изделия.
Подготовка к защите проекта – реферат, выступление, презентация.
Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем объединением. Открытая защита помогает выработать единство требований и подходов к проектным работам со стороны руководителя, стимулирует формирование у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности, сделать учащимся определенные выводы по своей работе в сравнении с другими, включая самооценку, а также помогает им развивать способности отстаивать свои творческие идеи. Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с педагогом «творили» на занятиях. Ведь не только и не столько знания и умения школьника определяет эффективность процесса обучения, сколько готовность и желание детей участвовать в общении. Основной двигатель изучения на занятиях – радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции. Все люди в любом возрасте любят играть, рисовать, творить. Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают. Прелесть детских изделий – в их неповторимости. Они изо всех сил стараются, чтобы было красиво. И это прекрасно уже само по себе. Любое изделие надо не только сделать своими руками, но прежде всего, придумать его в воображении. Таким образом, в свои поделки дети вкладывают и фантазию, и вкус, и умения. А это и есть процесс воплощения творческого замысла. Изготовив реальный предмет его можно использовать в играх, развлечениях, в быту, также в качестве подарков и сувениров. Каждое занятие объединения – это занятия творческого вдохновения и радости, которое будет многократно воспроизведено нашими детьми во взрослой жизни. Это помогает детям стать мастерами своего дела – изготавливать свои авторские работы. Проектная деятельность помогает проявить свое «Я», творчество, активность, самостоятельность, самореализацию. В результате практического внедрения проектного метода на занятиях объединения обучающиеся успешно участвуют в различных районных и областных выставках прикладного и технического творчества и заслуженно завоёвывают призовые места.
В 2011-2012 учебном году в творческом объединении «Мастерим бумажный мир» обучающимися были разработаны проекты: «Старинный замок», «Подарок бабушке», «Ваза».
Используемая литература и интернет ресурсы.
Горячев, Иглина: Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы) Москва, Просвещение 2010.
В.В.Гончар «Модульное оригами», Москва, АЙРИС ПРЕСС, 2011г
http://julia.smedia.ru/category/модульное-оригами
http://www.coolreferat.com
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/proektnaya-deyatelnost-v-nachalnoi-shkole-umk-planeta-znanii
festival.1september.ru›articles/411473/
|
|
|