Главная страница

Организация и проведение самоподготовок


Скачать 196.81 Kb.
Название Организация и проведение самоподготовок
Дата 11.03.2016
Размер 196.81 Kb.
Тип Документы







Организация и проведение самоподготовок. Основными причинами неуспеваемости, больших пробелов в знаниях учащихся, поступающих в учреждение являются в основном социально-бытовые причины: неблагополучные условия жизни. Недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, контроля, безнадзорность, непосещение школьных занятий

Самоподготовка – важный этап процесса обучения, призванный формировать у учащихся навыки самостоятельности, активности, развивать познавательные способности, прививать культуру умственного труда.

На начальном этапе приобщения учащихся к учебной деятельности воспитатель стремится, наряду с помощью и контролем, повысить уровень учебной мотивации, сгладить страх перед неудачей. Страх перед неудачей сковывает активность учеников, учебный процесс связывается у них в основном с негативными эмоциями. Следовательно, чтобы развивать мотивацию запущенного ученика процессом учения, воспитателю необходимо сначала повысить его социальный статус – поощрять успехи, пусть даже незначительные, а ошибки и неудачи обсуждать наедине.

В образовательном учреждении оправдал себя следующий алгоритм проведения самоподготовки:

1. Проведение самоподготовки в одно и то же время. Поскольку учащиеся ведут подготовку к урокам в определенное время, то у них складывается привычка вначале заниматься делом, а затем планировать занятия по интересам.

Несомненно, контролировать процесс самоподготовки легче в том случае, когда ученики готовят задания в определенной последовательности, но здесь в обязательном порядке учитываются исследования психологов об уровне работоспособности воспитанников. У некоторых учащихся уровень работоспособности более высок на начальном этапе самоподготовки, у некоторых работоспособность выше во второй половине, а на начальном этапе они нуждаются в так называемой “раскачке”. Одни учащиеся хорошо справляются с заданиями от простого к более трудному, а другие – наоборот.

2. Опыт работы в учреждении показывает, для того, чтобы осуществлять руководство процессом закрепления знаний на самоподготовке, воспитатель должен хорошо ориентироваться в учебных программах, знать требования, предъявляемы к ученику учителями-предметниками, знать индивидуальные особенности каждого воспитанника. С ОУ организовано взаимное посещение уроков и самоподготовки педагогами и воспитателями.

3. Главная цель самоподготовки – повторение и закрепление изученного на уроке материала. Воспитатель координирует объем домашнего задания по предметам, т.к. на самоподготовке время, отведенное на подготовку каждого предмета, дозировано.

4. Перед воспитателями, которые ведут самоподготовку, стоят те же задачи, что и перед учителями - предметниками: обеспечить глубокие прочные знания программного материала, развивать познавательные способности, формирование положительной мотивации к учению, обучать приемам самостоятельной работы по овладению теми или иными знаниями, умению адекватно оценивать свои возможности, работать с книгой, справочной и другой литературой, формирование культуры учебного труда. Но методы, при помощи которых эти задачи решаются, разные. Это могут быть как групповые, так и индивидуальные методы: контроль, самоконтроль, взаимопроверка, доверие, похвала, помощь воспитателя, моделирование ситуаций успеха.

5. В отличие от урока воспитатель должен стремиться создать во время этого режимного момента творческую, психологическую обстановку.

Основные требования, предъявляемые для успешного проведении самоподготовки:

  • Выполнение гигиенический требований: проветренный класс, проведение влажной уборки;

  • Правильное и достаточное освещение;

  • Соответствие цвета стен классного помещения для создания не раздражающей обстановки;

  • Соответствие учебных парт росту учащихся;

  • Закрепление рабочего места ученика, его близости или удаленности от воспитателя в соответствии с его слуха, зрения;

  • Выработка правильной осанки во время сидения за партой;

  • Проведение физкультминуток и перерывов после часа работы;

  • Обучение правильной организации своего рабочего места;

  • Заранее подготовленные наглядные материалы, необходимы учебные принадлежности;

Проведение самоподготовки Необходимо, прежде всего, наличие плана самоподготовки, который включает следующие моменты: Самоподготовку ни в коем случае нельзя превращать в урок, нельзя, чтобы она была шаблоном. Каждый воспитатель должен творчески подходить к вопросу организации и проведения самоподготовки, т.к. ничто так детей не утомляет, как однообразие. И какой бы разумный порядок не был заведен в процессе проведения самоподготовки, если воспитатель не будет совершенствоваться сам, применять современные педагогические технологии, он не достигнет желаемого результата.

Для создания благоприятных условий в ходе самоподготовки учащихся используются различные формы работы. Успешно применяются групповые формы работы. Чаще они используются при выполнении домашних заданий по литературному чтению, предмету «Человек и мир». При групповых формах работы младший школьник не только закрепляет учебную информацию, но и испытывает на себе оценку товарищей, корректирует самооценку. Кроме того, он имеет возможность выражать свои знания в общении с товарищами по группе именно тогда, когда у него появляется в этом потребность. Сотрудничество и взаимопомощь, которые возникают в групповой работе, обогащают коллективные отношения детей, создают качественно новую мотивацию учения.

При индивидуальной форме работы воспитатель даёт учащимся алгоритм выполнения задания, оказывает помощь в нахождении путей решения задания, предлагает памятки, схемы-опоры, таблицы, учитывая учебные возможности каждого ученика. Индивидуальная работа является составной частью групповой. В процессе работы у учащихся возникает необходимость обращаться за помощью к товарищу, обсуждать результаты. При индивидуальной форме работы организуются консультативные пункты, где слабоуспевающим ученикам оказывают помощь сильные ученики.

Фронтальная форма работы больше используется на математике, языках, когда необходимо коллективно вспомнить и повторить правила, закрепить их, познакомиться с заданиями учебника, выделить главное, существенное, определить ход выполнения домашнего задания. Как правило, после фронтальной работы организуется индивидуальное, парное, групповое сотрудничество.

Самоподготовка начинается в спокойной, рабочей обстановке. Выполнение домашних заданий начинается с предметов, на которых возникали определённые проблемы при изучении темы на уроке, усвоении нового материала. Необходимо соблюдать чередование письменных предметов с устными.

Учащиеся, требующие помощи воспитателя, работают под его контролем. Хорошо успевающие ученики могут работать самостоятельно, притом не принципиально, с какого предмета они начнут готовить домашние задания. Важно предоставить таким детям возможность самостоятельного творчества.

Основные действия воспитателя на самоподготовке следующие:

* помощь ученикам при включении в работу, разбор нескольких вопросов на повторение; * выделение основной информации, структура которой будет служить базисом для изучения темы;

систематизация материала, оформление его в такой форме, которая поможет ученику легче его понять; * готовность оказать помощь тем, кто в ней нуждается;

* корректное исправление ошибок, если школьники чего-то не поняли, стремление не допускать непонимания и неточностей.

Структура самоподготовки -- это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами самоподготовки, возникающая в процессе занятий и обеспечивающая её целенаправленную деятельность.

Основными этапами самоподготовки являются:

1. Организационный (организация начала самоподготовки и подготовка учащихся к самостоятельной работе, мотивация на самостоятельный труд).

2. Самостоятельное изучение материала.

3. Самоконтроль, взаимопроверка и самооценка.

4. Заключительный педагогический контроль.

5. Подведение итогов работы.

1. Организационный этап. По времени занимает не более 1-2 минут. Учащиеся готовят своё рабочее место, учебные принадлежности. Воспитатель должен чётко оговорить цели, последовательность работы, создать мотивацию.

2. Самостоятельное изучение материала. Самостоятельная работа учеников -- один из главнейших элементов самоподготовки. Необходимо выбирать наиболее эффективный вариант в организации самоподготовки школьников с учётом особенностей учащихся и их обучаемости.

Учащимся II классов рекомендуется выполнять домашние задания, начиная с литературного чтения. После этого они лучше осмыслят задания по письменным предметам (языкам, математике).

При работе с текстом по литературному чтению детям необходимо разрешать читать негромко вслух, учиться слушать только себя. При этом нельзя запрещать менять позы при сидении, находить «уголки» в классе, помимо школьных парт, где можно читать. Необходимо приближать ребёнка к домашней обстановке, использовать возможности игровых уголков, ковровых покрытий. Ребёнок может расслабиться, соблюдая при этом порядок и тишину.

В 3-4 классах можно начинать самоподготовку с математики или русского языка. Необходимыми условиями при выполнении данных предметов являются следующие:

* вспомнить, чем занимались на уроке, какую тему изучали, какие задания выполняли, с какими таблицами работали, с какими правилами знакомились и т.д., озвучить их;

* найти правила в учебнике, прочитать их и постараться воспроизвести со своими примерами.

Только после этого можно переходить к выполнению письменных домашних заданий. Основные требования к ученику в процессе работы -- самостоятельность, прилежание, экономное использование времени.

Большое значение для успешной самостоятельной работы во время самоподготовки имеет конкретная помощь учащимся в приобретении определённых умений и навыков. Воспитатель внимательно наблюдает за каждым учеником, поощряет старательность, указывает на недостатки, показывает правильные приёмы работы. Одного он учит соблюдать правила учебного труда, другого -- работать с учебником, третьего -- с дополнительными информационными источниками. Воспитатель стремится закрепить все те приёмы работы, которые усваивает школьник на уроке.

Слабым учащимся, детям с недостаточно сформированными навыками самоконтроля, имеющим частичные пробелы в знаниях, помощь оказывают воспитатель и консультанты. Важно, чтобы консультанты с такими учениками работали на равных, не поучали их, не делали за них работу, а вместе обсуждали алгоритм выполнения заданий и его решение. Одновременно ученики-консультанты получают возможность для развития общественной направленности своей личности.

В 3-4 классах во время выполнения домашних заданий воспитатель только в необходимых случаях оказывает помощь учащимся. Одним из видов контроля за качеством выполненной работы может служить взаимопроверка.

Выполнение устных заданий, особенно заучивание стихотворений наизусть и тренировка в выразительном чтении, требует особых условий. Дети, у которых более развита слуховая память, обычно учат устные задания вполголоса. Учащиеся постепенно привыкают к этому рабочему шуму, и он не мешает им сосредоточиться.

3. Самоконтроль, взаимопроверка и самооценка. Прежде чем проверить работы детей, воспитатель организует самопроверку, которая приучает их контролировать свои действия.

При индивидуальном самоконтроле каждый учащийся проверяет ход и результаты выполняемой работы самостоятельно. Такая проверка является обязательным элементом самостоятельной работы. Навык индивидуального самоконтроля формируется на протяжении всего обучения при помощи фронтальных проверок и других способов контроля.

При формировании навыков самоконтроля необходимо приучать ребёнка прочитывать написанное упражнение, проверять решение задач, примеров, отвечать на контрольные вопросы в конце статьи по литературному чтению, предмету «Человек и мир». Полезно учить ребят способам самопроверки: найди в упражнении слова, словосочетания, предложения на изученное правило, расскажи прочитанное по плану без учебника, выполни обратное вычисление и т.д.

4. Заключительный педагогический контроль. Воспитатель осуществляет проверку качества выполнения домашних заданий учениками, даёт оценочное суждение о работе каждого ученика. Просматриваются письменные работы, ведётся беседа по устным предметам, задаются 2-3 вопроса на понимание изученного материала, исправляются ошибки и неточности. Воспитатель отмечает тех, кто работал самостоятельно, подбадривает неуверенных в себе учеников, поощряет добросовестных. Если каждый день ученик добивается хотя бы крупицы знания собственными усилиями, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознаёт свой труд, своё отношение к нему.

5. Подведение итогов работы. При подведении итогов можно провести дидактическую игру на закрепление определённых умений и навыков, развитие памяти. Затем необходимо убрать рабочие места и навести порядок.

Таким образом, на каждом этапе самоподготовки воспитатель выступает в роли организатора учебного процесса, заранее продумывает весь ход самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы их устранения. Совместно с учителем он предъявляет единые требования к устной и письменной речи детей.

Виды требований, регламентирующих порядок самоподготовки:* организационно-дисциплинарные; * дидактические; * воспитательные; * гигиенические.

Организационно-дисциплинарные требования:

1) точное соблюдение начала и конца самоподготовки;

2) сознательное подчинение указаниям воспитателя;

3) наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников;

4) обеспечение порядка на рабочем месте;

5) экономное и полное расходование времени, отведённого на самоподготовку;

6) неукоснительное соблюдение правил запрета и правил разрешения.

Ученик должен усвоить, что нельзя:

* опаздывать на самоподготовку или отсутствовать без разрешения воспитателя;

* тратить неэкономно время;

* нарушать тишину;

* отвлекать товарищей от работы;

* заниматься посторонними делами;

* использовать методы работы, вызывающие шум;

* беседовать с воспитателем в полный голос;

* недобросовестно выполнять задание;

* считать работу законченной без проверки, взаимной проверки и по возможности проверки воспитателя.

Доведение до сознания школьников данных правил должным образом обеспечит дисциплину самостоятельного учебного труда учащихся во время самоподготовки.

Правила разрешения являются для школьников своеобразным ориентиром, в соответствии с которым они усваивают определённые нормы поведения, позволяющие им те или иные действия во время самоподготовки.

Дидактические требования:

* чёткое формулирование образовательных задач, их связь с развивающими и воспитательными задачами;

* выбор рациональных форм проведения самоподготовки;

* установка на время начала самоподготовки, на продолжительность, максимальную самостоятельность учащихся;

* продолжительность выполнения домашних заданий:

-- во 2,3 классах -- до полу часа;

-- в 4 классе -- до 40 минут; 5,6 кл – до 50 минут, 7 – 9 кл 1час или 1,5 часа, 10 – 11 кл. – до 1,5 часа

* определение объёма и характера заданий с помощью обоюдных контактов учителя и воспитателя;

* создание ситуаций успеха слабоуспевающим ученикам и требующим индивидуального подхода;

* поэтапная проверка выполненных заданий (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем);

* первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем);

* стимулирование и контроль за работой учащихся;

* наличие здоровьесберегающих компонентов: проведение динамических пауз, подвижных перемен, чередование поз, использование активных методов обучения, благоприятный микроклимат в группе.

Воспитательные требования:

* отказ от применения каких-либо мер наказания;

* всемерное использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания;

* содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе;

* недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы;

* терпимое отношение к промахам учащихся во время работы;

* поощрение настойчивости и упорства школьников при работе над домашним заданием;

* осуждение бездеятельности и упрямства детей;

* привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.

Эффективность самоподготовки в значительной степени зависит от соблюдения гигиенических требований к организации самостоятельной учебной работы детей.

К основным гигиеническим требованиям относятся:

* соблюдение школьниками личной гигиены;

* сохранение у детей правильной позы во время работы;

* предупреждение утомления и переутомления, своевременное и качественное проведение физкультминуток;

* внимательное отношение к ослабленным болезнью детям;

* предоставление им перерывов на отдых;

* устранение шумовых раздражителей;

* равномерная и достаточная освещённость помещения;

* недопустимость затемнения окон шторами, цветами;

* поддержание нормального температурного режима;

* регулярное проветривание классных комнат;

* соответствие классной мебели росту школьника;

* влажная уборка помещения перед самоподготовкой;

* поддержание чистоты и порядка в классе.

При организации самоподготовки воспитателю необходимо помнить: самоподготовка – не урок. В основе самоподготовки лежит самостоятельный учебный труд каждого воспитанника группы и оказание ему индивидуальной помощи в случае необходимости со стороны воспитателя.

ФУНКЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ:

  1. Инструктирование учащихся о целях и содержании домашнего задания, необходимости использования счетно-письменных принадлежностей.

  2. Наблюдение воспитателя за ходом самостоятельной работы учащихся, частичный анализ их работы во время самоподготовки.

  3. Индивидуальная помощь нуждающимся в ней.

  4. Контроль за соблюдением рабочего порядка, организованностью и дисциплиной учащихся во время самоподготовки.

  5. Проверка и учет выполнения домашнего задания.

Отсюда основные воспитательные и образовательные функции самоподготовки.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ САМОПОДГОТОВКИ:

  1. Гигиеническая. Усвоение навыков гигиены умственного труда.

  2. Мотивационная. Формирование потребности в учебной деятельности, стремления применять полученные знания на практике, интереса к самообразованию, положительного отношения к учению.

  3. Формирующая. Формирование положительных черт характера, жизненно важных качеств личности ( трудолюбие, воля, целеустремленность, активность и др.).

  4. Организационная. Создание обстановки, необходимой для рабочей атмосферы, побуждающей к выполнению домашних заданий.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ САМОПОДГОТОВКИ:

  1. Информационная. Организация качественного закрепления и повторения знаний, полученных на уроке.

  2. Развивающая. Развитие познавательных интересов, внимания, памяти, мышления, речи учащихся, совершенствование психических процессов.

  3. Конструктивная. Формирование навыков планирования своей учебной работы, распределения сил и соразмерения возможностей.

  4. Коммуникативная. Формирование правильного отношения к знаниям, как опыту предыдущих поколений.

  5. Творческая. Пробуждение потребности в творческом самовыражении.

На самоподготовке необходимо выполнять ряд требований: гигиенические, дидактические, воспитательные, педагогические, требования к руководству самоподготовкой.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОПОДГОТОВКИ:

  1. Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.

  2. Чистота оконных стекол. Недопустимость затемнения окон цветами, близко растущими деревьями.

  3. Использование штор для защиты от прямых солнечных лучей.

  4. Поддержание нормального температурного режима.

  5. Регулярное проветривание помещения.

  6. Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.

  7. Недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели.

  8. Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.

  9. Поддержание чистоты и порядка в классе.

  10. Соблюдение школьниками личной гигиены.

  11. Сохранение у детей правильной позы во время работы.

  12. Сохранение расстояния от глаз до рабочей поверхности и индивидуального режима зрительной нагрузки.

  13. Проведение физкультминуток и упражнений для глаз.

  14. Устранение шумовых раздражителей.

  15. Предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОПОДГОТОВКИ:

  1. Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.

  2. Задания ученики выполняют самостоятельно.

  3. Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем.

  4. Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.

  5. Объем и характер индивидуальных заданий регулируются учителем.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОПОДГОТОВКИ:

  1. Отказ от применения мер наказания.

  2. Использование разнообразных форм одобрения, стимулирования при проявлении самостоятельности выполнения домашних заданий.

  3. Содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе.

  4. Недопустимость назидательных бесед, замечаний, принуждения во время самоподготовки.

  5. Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.

  6. Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.

  7. Привлечение учащихся к посильной помощи при условии выполнения ими своих уроков. Организация работы консультантов.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ САМОПОДГОТОВКИ.

  1. Самоподготовка является важнейшей формой учебно-воспитательной работы, предусматривающей закрепление, углубление и расширение полученных знаний методом самостоятельной работы учащихся, средством воспитания культуры учебного труда, настойчивости в преодолении трудностей, аккуратности, честности, средством формирования необходимых качеств характера и нравственных убеждений.

  2. Самоподготовка проводится во всех воспитательных группах в одно и то же время, с переменами; ее продолжительность определяется «Типовым положением о специальной общеобразовательной школе-интернате для слепых детей».



  1. Основным условием эффективности проведения самоподготовки является уровень педагогических контактов между учителем и воспитателем; учитель в целях оказания методической помощи воспитателям и учащимся обязан не менее 1-2 раза в месяц присутствовать на самоподготовке, а воспитатель в целях изучения учащихся – 1-2 раза посещать уроки.

  2. Важными условиями успешного выполнения домашних заданий являются эффективность работы учителя на уроке, качество разъяснения домашнего задания, посильность его выполнения и соответствие его объема установленным нормам; учителям русского языка и математики не рекомендуется давать задания, на выполнение которых требуется более25-30 минут, а другим учителям – более 20-25 минут.

  3. Самоподготовка проводится воспитателем, который обязан знать учебные программы своего класса, индивидуальные рекомендации учителей и учитывать особенности учебно-воспитательной работы со слепыми детьми.

  4. План проведения самоподготовки подробно разрабатывается в плане-дневнике. Процесс проведения самоподготовки имеет определенную структуру и включает: организацию работы, выполнение домашних заданий, физкультпаузу и подведение итогов.

  5. Воспитатель использует наиболее эффективные методы проведения самоподготовки в соответствии с объемом и характером домашних заданий, составом учащихся и общим состоянием дел в группе, в частности индивидуальную работу, коллективное чтение, товарищескую взаимопомощь, оказание помощи отдельным учащимся и др.

  6. Организуя самоподготовку, воспитатель обязан:

а – обеспечить выполнение требований санитарного режима в классной комнате (проветривание, уборка помещения, наведение общего порядка);

б - обеспечить выполнение требований санитарного режима, относящихся к личной гигиене учащихся (приведение в порядок одежды, причесок, чистота рук, ношение очков, использование специальных средств коррекции, использование подставок для книг, индивидуальное дозирование зрительных нагрузок);

в – обеспечить наличие необходимых для выполнения домашних заданий учебников и школьно-письменных принадлежностей;

г – обеспечить рабочее настроение учащихся;

д – уточнить домашнее задание по каждому предмету, дать рекомендации по его выполнению.

  1. На втором этапе самоподготовки – во время выполнения домашних заданий – воспитатель контролирует работу учащихся, следит за рациональным использованием времени, Осанкой, настроением каждого ученика, особое внимание уделяет слабым ученикам и учащимся, получившим индивидуальные задания, проводит физкультминутку.

  2. При подведении результатов самоподготовки воспитатель оценивает прилежание учащихся, культуру труда, результаты взаимопомощи и др.

  3. При досрочном выполнении домашних заданий всем классом воспитатель организует коллективное чтение научно-популярной или художественной литературы по программе, совершенствуя технику чтения учащихся; отдельным учащимся, раньше других справившимся с выполнением заданий, воспитатель разрешает заниматься другими делами, не нарушая рабочей обстановки в классе.

ТРЕБОВАНИЯ К РУКОВОДСТВУ САМОПОДГОТОВКОЙ.

  1. Создание необходимых условий для занятий по самоподготовке (кабинет должен быть убран и проветрен, подготовлены учебные пособия, словари, справочники и др.).

  2. Строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований.

  3. Знание уровня общеобразовательной подготовки учащихся, их индивидуальных особенностей.

  4. Осуществление руководства и оказание своевременной помощи со стороны учителя в организации самоподготовки, обучение рациональным приемам учебного труда.

  5. Формирование у учащихся навыков самостоятельного учебного труда.

  6. Формирование навыков рационального использования времени, отведенного для работы.

  7. Организация оказания своевременной индивидуальной помощи отдельным учащимся.

  8. Применение разнообразных видов и форм занятий по самоподготовке.

  9. Использование средств поощрения детей, хорошо справляющихся с работой в отведенное время.

  10. Предоставление кратких перерывов в работе одному, двум или нескольким учащимся.

  11. Назначение учащихся-консультантов. Они работают, получив предварительную консультацию учителя-предметника, воспитателя.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ. Учебно-организационные: Ставить учебную задачу. Понимать последовательность действий. Сравнивать полученные результаты с учебной задачей. Оценивать свою деятельность и деятельность других. Правильно оформлять и вести тетрадь.

Учебно-информационные: Работать с учебником и дополнительной литературой. Различать повествование, описание, рассуждение. Составлять на основе текста таблицы, схемы, графики. Осуществлять наблюдение в соответствии с алгоритмом. Владеть различными видами пересказа.

Учебно-логические: Выделять главное. Составлять простой план. Сравнивать факты, явления, события по заданным критериям. Давать определения по существенным признакам. Высказывать суждение и подтверждать фактами.

Учебно-коммуникативные: Высказывать суждения. Задавать уточняющие вопросы. Слушать друг друга. Распределять работу при совместной деятельности. Участвовать в учебном диалоге. Организовывать работу в группах.

В конце самоподготовки подводятся краткие итоги, отмечаются положительные моменты и недостатки в работе. На этом этапе самоподготовки важно предоставить учащимся возможность самостоятельно проанализировать результаты своей деятельности.

Такая организационная форма учебного процесса, как самоподготовка в режиме работы школы-интерната является одной из самых ответственных и сложных частей многоуровневой работы воспитателя.