|
Критерии оценки качества знаний, умений и навыков учащихся на логопедических занятиях Автор – составитель
Критерии оценки качества знаний, умений и навыков учащихся
на логопедических занятиях
Автор – составитель:
учитель-логопед высшей квалификационной категории
Боева Е.В.
После каждого занятия учитель-логопед проверяет работу учеников, исправляет допущенные ошибки и анализирует их. Следует учесть, что учитель-логопед, в отличие от учителя начальных классов, оценивает не столько правильность выполненных заданий, сколько учебную деятельность ребёнка в целом, то есть внимательность на занятии, старательность, активность.
Большую роль в оценке работы ученика играет умение найти допущенную ошибку и самостоятельно исправить её. Если ребёнок самостоятельно нашёл свою ошибку и исправил её, то ошибку можно не засчитывать. Такой подход к оценке работы учеников имеет большое психологическое и воспитательное значение, потому что дети-логопаты, как правило, получают в классе много неудовлетворительных отметок.
С одной стороны, такая комплексная и щадящая оценка их работы морально поддерживает детей, возвращает веру в свои силы, с другой – дети приучаются внимательно проверять свою работу, стремятся найти и исправить допущенные ошибки, стимулируется их учебная активность. Поэтому учитель-логопед должен обязательно объяснить ученику, за что он ставит ребёнку ту или иную оценку. «Два» на логопедическом занятии ставить не рекомендуется.
За основу при проверке диагностических, проверочных, творческих работ учащихся учителями-логопедами приняты нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся с ЗПР по русскому языку.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся с ЗПР
по русскому языку
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются следующие орфографические и пунктуационные ошибки:
в переносе слов;
-
на правила, которые не включены в школьную программу;
в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
в передаче авторской пунктуации;
дисграфические (специфические) ошибки и описки.
Специфические ошибки
|
1. Смешение и замены согласных (оппозиционных)
|
2. Пропуск гласных.
|
3. Различные искажения звукобуквенного состава слова (пропуски, перестановки, написание лишних букв).
|
4. Раздельное написание частей слова.
|
5. Замены и смешение йотированных букв.
|
6. Графические ошибки.
|
7. Смешения и замены слов по акустическому и семантическому сходству.
|
8. Различные искажения слоговой структуры слова.
|
9. Ошибки падежных окончаний.
|
10. Ошибки предложного управления.
|
11. Ошибки согласования.
|
12. Слитное написание предлогов со словом.
|
13. Неправильное использование суффиксов, приставок.
|
14. Нарушение порядка слов в предложении.
|
15. Различные деформации предложений (пропуски, недописывания, искажения).
|
16. Отсутствие границ предложения.
|
17. Различные деформации предложений сложной синтаксической структуры (слитное написание союзов и союзных слов, написание одного главного или придаточного)
|
18. Деформации текста (отсутствие начала, заключения, пропуски частей).
|
19. Нарушение логики построения текста.
|
20. Неадекватное использование лексико-грамматических средств высказывания.
|
При оценке диктантов важно так же учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок три негрубые считаются за одну. Не являются грубыми ошибки:
в исключениях из правил;
в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
-
в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
в написании ы и и после приставок;
в случаях трудного различия не и ни;
в собственных именах нерусского происхождения;
в случаях, когда вместо одного знака поставлен другой;
в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Следует так же учитывать повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными ошибками считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических и фонетических особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (грустный – грусть). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая последующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
Диктант оценивается одной оценкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических, или 3 орфографических ошибок, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.
В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при наличии 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибок. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, ставятся две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Оценка за контрольный словарный диктант
Оценка «5» - работа выполнена без ошибок;
Оценка «4» - допущено 2-3 ошибки;
Оценка «3» - допущено 3-5 ошибок;
Оценка «2» - допущено до 7 ошибок
Оценка сочинений и изложений
Объем текстов
|
5 класс
|
6 класс
|
7 класс
|
8 класс
|
9 класс
|
Изложение
|
90-130 слов
|
130-150 слов
|
150-170 слов
|
170-200 слов
|
200-250 слов
|
Сочинение
|
0,5-1 стр.
|
0,5-1,5 стр.
|
1-1,5 стр.
|
1,5-2 стр.
|
2-2,5 стр.
|
Любое сочинение или изложение оцениваются двумя оценками: первая – за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность. Обе оценки считаются оценками по русскому языку. За исключением случаев, когда проверяются знания по литературе. В этом случае первая оценка считается оценкой по литературе.
Критерии оценки сочинений и изложений по содержанию
соответствие теме и основной мысли;
правильность использования фактического материала;
полнота раскрытия темы;
разнообразие словаря;
эмоциональность, яркость, точность речи;
число речевых недостатков и недочетов.
Критерии оценки грамотности
Оценка «5» - без ошибок или по 1 орфографической или 1 пунктуационной, или 1 грамматической ошибке;
Оценка «4» - 2 орфографические и 2 пунктуационные + 2 грамматические ошибки; или 1 орфографическая и 3 пунктуационные + 2 грамматические; или 1 орфографическая и 4 пунктуационные + 2 грамматические;
Оценка «3» - орфографические пунктуационные грамматические
-4 и 4 + 2
-3 и 5 + 4
-3 и 7 + 4
Оценка «2» -7 и 7 +7
-6 и 8 +7
-5 и 9 +7
-8 и 6 +7
|
|
|