|
«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии»
Тема: «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии».
Время, в которое мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной и активной личности. Актуальной проблемой является проблема развития творческих способностей человека. Большая роль в этом отводится школе, и огромный вклад в развитие творческих способностей вносит наш предмет. Ведь развивать творческие способности человека – это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду. При этом труд рассматривается как источник формирования познавательной деятельности, самостоятельного отношения к поставленной задаче. Творческое отношение к труду – это одновременно и воспитание любви к делу, и стремление к познанию его особенностей, которые в свою очередь стимулируют испробовать свои силы, добиться успеха. В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, т.е. те качества, без которых невозможно творчество.
Тема «Развитие творческих способностей обучающихся» является актуальной т.к. в любое время необходимы люди, способные активно, творчески решать стоящие перед ними задачи.
И поэтому в процессе преподавания предмета решаю следующие задачи: привитие знаний и умений по ведению домашнего хозяйства, формирование политехнических знаний и экологической культуры, развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи, обеспечение учащихся возможности профессионального самоопределения, воспитание трудолюбия и культуры труда, развитие эстетического чувства и художественной инициативы. Исходя, из поставленных задач считаю, что творчеству нужно и можно учить;
Так, например, в разделе «Основы проектирования» наилучшим образом создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности учащихся. Выполняя проектные работы, школьники на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании учащихся приобретают опыт решения нетиповых задач.
Выбирая тему проекта и выполняя, его учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяет не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Перед выбором темы проекта я предлагаю учащихся минимальное количество примерных тем. Упор делаю на то, чтобы учащихся самостоятельно придумали тему, которая должна быть им интересна.
При составлении тематического планирования учитываю возрастные особенности учащихся, а также возрастные особенности детей. На уроках использую различный уровень обучения, применяю дифференцированные задания.
Например, при выборе модели фартука в 5-м классе, я предлагаю учащихся разные по степени сложности модели: низкий уровень обучения – цельнокроёный фартук с простейшими элементами отделки; средний уровень – цельнокроёный фартук с накладными карманами и отделкой; высокий уровень – цельнокроёный фартук с изменением деталей (например, карман в различной форме), внесение более сложных элементов отделки: аппликация, вышивка, рюши и т.д.
В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Поэтому, если учащиеся с низким уровнем обучения проявляют инициативу, творчество, то я это только поддерживаю.
Особое внимание уделяю самостоятельной работе девочек, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на уроках труда, но и знания, полученные в ходе изучения других предметов (истории, математике, ИЗО и другие).
При изучении раздела «Кулинария» формирую у девочек навыки приготовления пищи. Они знакомятся с физиологией питания, пищевой ценностью продуктов, технологией приготовления блюд, с правилами сервировки стола и т.д. На данных уроках применяю элементы творчества.
Примеры: Даю учащимся задание придумать свою форму нарезки овощей, показываю как можно с творчеством подойти к оформлению бутербродов, салатов, нарезки и т.п.
Творческие способности хорошо проявляются при сервировки стола.
При прохождении раздела «Рукоделие» знакомлю учащихся с творчеством умельцев, материалами, инструментами, применяемыми при выполнении работ. Учащиеся с большим удовольствием вышивают нитками и бисером, шьют мягкие игрушки, вяжут, выполняют работы в технике «модульного оригами».
На занятиях учу строить и читать чертежи. Причем, использую традиционный способ – на бумаге и лекальный метод – на ткани. После построения чертежа идёт техническое моделирование (внесение в выкройку каких-либо изменений). Я предлагаю моделировать каждую деталь изделия (например, нагрудник, нижнюю часть, карман). Сначала объясняю несколько вариантов моделирования детали, затем, учащиеся придумывают свои варианты под названием «Моё творчество». После выполнения работы показываю лучшие варианты.
Основной формой обучения является традиционный урок, в ходе которого особое внимание уделяю практической работе, поощряю творческую инициативу, всячески поддерживаю даже самые слабые попытки творческого подхода к работе. Кроме традиционных уроков, использую и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра, урок-диалог, и т.п. Степень усвоения материала проверяю по тестам, самостоятельным, контрольным, творческим работам, чертежам, готовым изделиям, а также при устном опросе на уроке. С целью развития творческого мышления побуждаю учащихся к самостоятельной проверке результатов.
Урок технологии в 5 классе
Тема: «Ремонт одежды».
Цель: Познакомить учащихся с технологией ремонта одежды штопкой, обычными (подкладная и накладная) и отделочными (аппликация и термоаппликация) заплатами.
Научить подготавливать повреждение к ремонту аппликацией.
Развить у учащихся аккуратность в работе.
Формировать у учащихся навыки безопасной работы.
Воспитывать у учащихся бережное отношение к одежде.
Наглядные пособия: карточки с образцами последовательностью изготовления ремонта штопкой и подкладной заплатой; термоаппликация.
Оборудование: утюг, гладильная доска, ножницы, иголка, нитки, термоаппликация, изделие подлежащие ремонту термоапликацией, лоскутки ткани с небольшим прорезом для практической работы.
На классной доске написаны термины: ремонт одежды, штопка, подкладная заплата, накладная заплата, аппликация, термоаппликация.
Ход урока:
Организационный момент.
Повторение: для закрепления пройденного материала учащимся предлагается поработать по карточкам (приложение № 1). По окончании работы учащимся предлагаются для самопроверки написанные на доске правильные ответы.
Основная часть.
Вступительное слова учителя:
- Одежда имеет большое значение в жизни человека. Она согревает его, скрывает недостатки фигуры, украшает. В ней он учится, работает, занимается спортом, отдыхает. Для того чтобы вещи, которые мы носим, служили дольше, за ними нужно ухаживать. Долговечность одежды во многом зависит от опрятности человека. Но как бы ни был он аккуратен, одежда может порваться или протереться. Нужно уметь устранять эти недостатки, чтобы изделие и после ремонта было пригодно для использования. И сегодня наша тема урока «Ремонт одежды».
Постановка темы и цели урока перед учащимися.
Объяснение нового материала.
- Одежда наиболее подвержена механическому воздействию на локтях рукавов, на коленях у брюк, низа юбок. В каждом конкретном случае необходимо уметь добротно и аккуратно отремонтировать одежду. Для этого нужно знать как это сделать.
Если в ткани образовался небольшой разрыв или ткань протерлась, можно использовать штопку.
Показ карточек с последовательностью выполнения ремонта штопкой:
№1 Края разрыва прошитые по контору несколькими рядами прямых стежков.
№2 Края разрыва заполнены нитками в долевом направлении.
№3 Края разрыва заполнены нитками, в поперечном направлении переплетенные между собой.
- Если изношенное место большого размера или образовалась дырка на одежде, то ставят заплаты. Заплаты могут быть подкладными или накладными.
- Подкладные заплаты используют в тех случаях, когда изношенное место не слишком велико и доступно для ремонта с изнаночной стороны.
Показ карточек с последовательностью выполнения ремонта подкладной заплатой:
№1 Подрезанное повреждённое место в форме овала. Определено направление долевой нити. Подогнуты срезы на изнаночную сторону изделия, заметаны.
№2 Выкроена заплата, её размеры должны быть в два раза больше размеров отверстия. Подогнуты и заметаны срезы заплаты на изнаночную сторону.
№3 Наложена заплата лицевой стороной на изнаночную сторону изделие, наметана. Приметаны подогнутые края отверстия к заплате с лицевой стороны.
№4 Пришитая заплата к изделию с изнаночной стороны мелкими косыми стежками. Края отверстия пришиты мелкими косыми стежками.
№5 Удалены нитки временного назначения.
- Иногда разрыв ткани возникает в местах, где подкладную заплату поставить нельзя, так как она может испортить внешний вид изделия. В таких случаях применяют ремонт накладными заплатами.
Ремонт заплаты могут заменить готовые аппликации или термоаппликации, купленные в магазине.
Показ учащимся термоапликации.
Показ ремонта кармана рубашки с помощью термоаппликацией (показывает учитель). Перед показом учащиеся повторяют охрану труда при ВТО.
Подрезать края поврежденного участка. Наложить на него термоаппликацию клеевой стороной вниз.
Приутюжить термоаппликацию в течение 15–30 секунд утюгом разогретым на положении «··».
- Аппликацию пришивают к изделию мелкими косыми стежками, но прежде поврежденный участок нужно подготовить к такому ремонту.
Практическая работа.
«Подготовка поврежденного места к ремонту аппликацией».
1 Вводный инструктаж
Повторение правил безопасной работы.
- Прежде чем приступить к практической работе, давайте повторим правила безопасной работы в форме игры.
Условия игры такие: я начинаю правило, а вы по очереди его заканчиваете, можете использовать инструкционные карты, которые лежат у вас на столах.
При работе с иголками:
1.храните…(иголки в игольнице).
2.не берите…(иголки в рот).
3.посчитайте…(иголки в начале и в конце работы).
4.не пользуйтесь…(ржавой иголкой).
При работе с ножницами:
1.кладите…(ножницы справа, сомкнутыми лезвиями, направленными от себя).
2.передавайте…(ножницы кольцами вперед, с сомкнутыми лезвиями).
А теперь приступим к практической работе.
Инструкционная карта.
Последовательность выполнения работы:
Подрезать края поврежденного участка.
Выполнить обметку поврежденных краев петельным швом.
Самоконтроль работы. Проврете аккуратность ручных стежков.
По окончании работы убрать рабочее место.
Заключительная часть.
Вопросы для закрепления.
От чего зависит долговечность одежды?
Какие места одежды чаще всего подвергаются механическому воздействию?
Какими способами можно отремонтировать одежду, если на ней образовался разрыв или дырка.
Итог урока. Выставление оценок.
Домашнее задания ∮23
Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету.
У КАЖДОГО РЕБЁНКА ЕСТЬ СПОСОБНОСТИ И ТАЛАНТЫ. ДЕТИ ОТ ПРИРОДЫ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫ И ПОЛНЫ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ. ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ОНИ МОГЛИ ПРОЯВИТЬ СВОИ ДАРОВАНИЯ НУЖНО ПРАВИЛЬНОЕ РУКОВОДСТВО.
|
|
|