Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Современный урок русского языка»
по теме:
«Использование игровых технологий на уроке русского языка в 6 классе при изучении темы «Глагол»
СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: с 06.10 по 10.10.2014 года
Выполнила : Клычкова Елена Анатольевна,
учитель русского языка и
литературы ГБОУ СОШ №3
п.г.т. Смышляевка
Волжского района
Самарской области.
2014г.
Оглавление
Введение 3-4
Актуальность описание (анализ) системы требований с учетом обоснования темы , проблемы и противоречия, причины их побудившие, оценка существующих результатовЦели, задачи ИР
Ожидаемые результаты
Основная часть 6-15
Заключение 15-16
Список информационных источников 16
Приложение 17-27
Введение
Повышение требований к качеству образования становится насущной проблемой и условием развития системы образования, стимулом обновления его содержания на основе принципов фундаментальности, интегративности, преемственности, практической направленности и гуманизации.
Перед педагогами современной школы ставятся такие цели, которые направлены на формирование саморазвивающейся и самореализующейся личности, личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность. Иначе говоря, целью современного образования в школе является развитие исторически сложившейся педагогической системы на основе создания условий для формирования профессионально компетентной, социально активной, творчески самостоятельной личности.
Главным недостатком системы школьного образования при этом является отсутствие деятельности ученика, который зачастую пассивно воспринимает информацию, что не соответствует современным потребностям.
Все более важным для педагога становится приобщение учеников к самостоятельной работе для достижения заданного качества обучения в условиях модернизации образования, реализации современных технологий обучения, развития у учеников культуры самообразования, самоорганизации и самоконтроля.
Возрастание роли образования в современной социально-экономической ситуации приводит к тому, что наряду с традиционными функциями педагога (обучение, воспитание и т. д.) в условиях модернизации образования актуализируются такие профессиональные функции как прогнозирование, проектирование и организация содержательной и процессуальной сторон образования и социокультурной среды.
Таким образом, современное состояние обучения школьников диктует необходимость поиска новых путей повышения качества их подготовки, готовности к самостоятельному творческому труду, а главное – новых средств и методов.
В своей работе я акцентирую внимание на изучении возможностей и эффективности применения игровых технологий на уроках русского языка.
Цель данной работы – создать модель педагогической деятельности, развивающей познавательную активность учащихся.
Задачи:
проанализировать методическую литературу;
подготовить задания, формирующие познавательную активность.
Ожидаемые результаты
Игровые технологии на уроках русского языка позволят:
- повысить познавательную активность учащихся;
- сформировать навыки работы в группе;
- повысить мотивацию обучения.
Обучающиеся станут более самостоятельными, уверенными, коммуникативными в приобретении общеучебных умений, навыков, а также опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания, растет интерес не только к предмету, но и к учению в целом.
- отношения в рамках «учитель – ученик» станут более гармоничными, психологическая среда – комфортной.
АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ
Игровая форма обучения представляет собой наиболее успешное и перспективное нововведение последних лет. Установлено, что игра способствует формированию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую
работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.[1]
Игра информативна и многофункциональна. Выделяют дидактическую, познавательную, обучающую и развивающую функции игры.
Игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими, используется как средство развития познавательной активности детей. Они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя. Интеллектуальные игры – игры-упражнения, игры-тренинги, бесспорно воздействуют на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность. «Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать».
Результативность дидактических игр зависит от систематического их использования, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Составление программ таких игр – забота каждого учителя.
Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других). В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера. Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность.
Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. Кроме того, групповая игра-соревнование служит хорошим воспитательным средством, где коллектив отвечает за каждого своего члена. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет. В игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа. Главное – уважение к личности ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах. Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.
Цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.
По Г.К. Селевко, игровые технологии повышают активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, делают учебную деятельность личностно значимой, значительно облегчают процесс приобретения новых знаний и умений. Игровые технологии обладают набором средств, активизирующих и интенсифицирующих деятельность учащихся. Особенно это касается тех случаев, когда игра используется как метод изучения нового материала. Именно в этих случаях игровое обучение можно отнести к инновационным видам обучения.
В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней:
1. удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.
2. функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.
3. отражает творческие задачи игры – разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п.
Технология игровых форм обучения легко воспринимается и ее можно применять любым учителям-предметникам. У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, есть большое количество игр и игровых форм. Есть игры, включающие познавательные элементы нескольких учебных предметов (межпредметные связи). Технология универсальна. Границы применимости игровых технологий в преподавании бесконечны.
С дидактической точки зрения игровое обучение перспективно тем, что не противостоит современным педагогическим теориям и может стать одной из форм интегрированного обучения. Феномен игры состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение.[3]
Использование дидактической игры в школе имеет свои особенности:
игра не должна быть простым упражнением с использованием наглядных пособий;
игра не должна выпадать из общих задач урока;
должны учитываться психофизические особенности детей;
обязательно должны подводиться итоги.
Выбор дидактической игры обуславливается целями, содержанием, этапом урока. Так же как сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные цели.
«Использование игры помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению
познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету». Однако доказано, что игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов.
В связи с этим, считаю, что применение игровых технологий на уроках русского языка способствует развитию познавательной активности детей и повышению качества знаний.
Предлагаю модели игр с глаголом, которые учитель может наполнить необходимым материалом и использовать по своему усмотрению во время орфографических пятиминуток, при объяснении новой темы, закреплении её, на обобщающих уроках.
Закрепление понятия о глаголе
Игра “Найди глаголы”
Цель. Закрепление понятия о глаголе, умения находить глагол в тексте.
Содержание. На доске записан текст. Детям предлагается найти и выписать все глаголы. Побеждает тот, кто правильно и быстрее выполнит задание.
Материал для игры:
В понедельник я стирала
|
Чашки в пятницу помыла,
|
Пол во вторник подметала,
|
А в субботу торт купила,
|
В среду я пекла калач,
|
Всех подружек в воскресенье
|
Весь четверг искала мяч.
|
Позвала на день рожденья.
|
|
( П. Башмаков).
|
Игра “Кто больше?”
Цель. Закрепление понятия о глаголе, умения образовывать глаголы с помощью приставок.
Содержание. Играют 3 команды по 5-6 человек. Капитаны получают конверты, в которые вложены карточки с глаголом. Задача команд: за 3 минуты образовать как можно больше новых глаголов при помощи приставок. Каждый игрок может образовать несколько глаголов, все предложенные глаголы записывает один из игроков на одном общем листе бумаги. По сигналу учителя команды начинают и заканчивают работу, после чего капитаны читают образованные глаголы. Побеждает команда, которая правильно образовала наибольшее число глаголов.
Материал для игры:
1/ ходить, 2/ лить, 3/ писать.
Игра “Что делать? Что сделать?”
Цель. Закрепление понятия о глаголах, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать?
Содержание. Играют 2 команды (мальчики и девочки). Одна команда записывает глаголы, отвечающие на вопрос “что делать?”, а другая – глаголы, отвечающие на вопрос “что сделать?” Учитель диктует глаголы, а затем производится проверка записи. Побеждает команда, допустившая наименьшее число ошибок.
Материал для игры:
Закрыть, смотреть, ходить, пришить, уехать, читать, отпилить, прочитать, рисовать, плавать, написать, ехать, построить, шить, открыть, ставить, принести, строить, нарисовать, возить.
Игра “Объясни значение”
Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с многозначностью слова.
Содержание. Играют 3 команды по 3 человек. На доске записаны слова в 3 столбика словосочетаний с многозначными глаголами. Задача игроков: объяснить значение глагола в каждом словосочетании. Класс оценивает работу команд.
Материал для игры:
Изменение глаголов по числам
Игра “Кто как кричит?”
Цель. Закрепление понятия о числе глагола, умения употреблять глагол в нужном числе.
Содержание. Играют 2 команды по 6 человек. На доске записаны слова в 2 столбика существительных во мн. ч.. Задача: дописать к каждому подходящему по смыслу глагол во мн.ч. Побеждает команда, которая правильно и быстрее справится с заданием.
Материал для игры:
Коровы - (мычат),
|
куры - (кудахчут),
|
Свиньи – (хрюкают),
|
вороны - (каркают),
|
Собаки – (лают),
|
воробьи - (чирикают),
|
Кошки -(мяукают),
|
кукушки - (кукуют),
|
Утки - (крякают),
|
соловьи - (поют),
|
Гуси - (шипят),
|
лягушки – (квакают),
|
Игра “Кто что делает?”
Цель. Закрепление умения употреблять глагол в нужном числе.
Содержание. Играют 2 команды по 6 человек. На доске записаны слова в 2 столбика существительных во мн.ч. Задача игроков: дописать к каждому существительному глагол, подходящий по смыслу и обозначающий действие данного предмета. Побеждает команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее справиться с заданием.
Материал для игры:
Повара - (варят)
|
ветры – (дуют)
|
Кузнецы - (куют)
|
ручьи – (текут)
|
Маляры - (красят)
|
цветы - (цветут)
|
Строители - (строят)
|
травы - (зеленеют)
|
Врачи – (лечат)
|
дожди – (идут)
|
Учителя – (учат)
|
ягоды – (поспевают).
|
Изменение глаголов по временам
Игра “Какое время?”
Цель. Закрепление понятия о времени глагола, умения определять время глагола.
Содержание. Соревнуются 3 ученика. На доске записаны 3 загадки. Каждый из играющих должен отгадать загадку и определить время глаголов в ней. Класс оценивает работу игроков.
Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет.
Длинной шеей поверчу -
Груз тяжёлый подхвачу,
Где прикажут – положу:
Человеку послужу.
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
Игра “Кто внимательнее?”
Цель. Закрепление понятия о прошедшем времени глагола.
Содержание. В игре участвует весь класс. Текст стихотворения предварительно записан на доске.
Осторожно ветер
|
Пожурил за что-то
|
Из калитки вышел,
|
Воробьёв знакомых
|
Постучал в окошко,
|
И, расправив бодро
|
Пробежал по крыше,
|
Молодые крылья,
|
Поиграл немного
|
Полетел куда-то
|
Ветками черёмух,
|
Вперегонку с пылью.
|
Работа ведётся в форме выборочного диктанта. Учащимся предлагается выбрать и записать только глаголы прошедшего времени и обозначить в них суффикс - “л”. Побеждает тот, кто первым правильно выполнит задание.
Неопределённая форма глагола
Игра “Найди неопределённую форму глагола”
Цель. Закрепление понятия о неопределённой форме глагола.
Содержание. Игра проводится в форме выборочного диктанта, который пишет весь класс. Детям предлагается записать только глаголы в неопределённой форме из стихотворения, которое читает учитель. Побеждает ученик, который правильно записал все глаголы в неопределённой форме.
Хорошо ночевать нам в палатке,
Через лес проходить напрямик.
Знать до тонкостей птичьи повадки,
Понимать их весёлый язык.
Нас приветствуют звонкие птицы,
Шум листвы и журчанье ручья.
Так шагать по земле и учиться
До чего интересно, друзья!
Если очень стараться, ребята,
Если очень хотеть и мечтать,
Мы из школьных кружковцев – юннатов
Можем завтра учёными стать.
Подчинять человеку природу,
Чтоб земля процветала твоя,
И трудиться на благо народа
До чего интересно, друзья!
(М. Матусовский).
Игра “Аукцион”
Цель. Закрепление понятия о неопределённой форме глагола.
Содержание. В игре участвует весь класс. За определённое время учащимся предлагается записать как можно больше глаголов в неопределённой форме, состоящих из одного слога (дать, пить, бить, вить, петь, мыть, лить, и т.д.) или из двух слогов (рубить, писать, читать, пилить, сидеть и др.). Победителем считается тот, кто правильно запишет наибольшее число глаголов за указанное время.
Игра “Замени одним глаголом ”
Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с фразеологическими оборотами.
Содержание. В игре принимают участие 2 команды по 6 человек. На доске записаны фразеологические обороты, задача игроков – заменить каждый фразеологический оборот одним глаголом, близким по смыслу, например, была такова - убежала. Класс оценивает работу команд.
Материал для игры:
Совать нос,
|
дать стрекача,
|
Клевать носом,
|
выходить из себя,
|
Зарубить на носу,
|
чесать языки,
|
Унести ноги,
|
бить баклуши,
|
Надуть губы,
|
ломать голову,
|
Заговаривать зубы,
|
водить за нос.
|
Игра “Закончи пословицу”
Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с глаголами, противоположными по смыслу.
Содержание. В игре участвует 3 команды по 4 человека. На доске записаны в 3 столбика пословицы, в каждой из которых один из глаголов пропущен. Задача: дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицу. Класс оценивает работу команд.
Материал для игры:
Мир строит, а война……..(разрушает).
Смелый побеждает, а трус…….(погибает).
Труд кормит, а лень……..( портит).
Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).
Лето припасает, а зима…….(подъедает).
Лентяй ест – греется, а работает -……..( мёрзнет).
Сумел завязать, сумей и …….(развязать).
Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).
Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).
Легко друга потерять, но трудно …..(найти).
По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).
Ласточка день начинает, а соловей….(кончает).
Игра “ Измени число”
Цель. Закрепление умения изменять число глагола.
Содержание. Играют 2 команды по 6 человек. На доске записаны слова в 2 столбика глаголов в ед. и мн. числе. Задача игроков: изменить число глагола и записать справа, рядом с данным глаголом. Выигрывает команда, допустившая меньше ошибок.
Материал для игры:
1/ идёт, увёз, скажет, принёс, встанет, пьёт;
2/ пришли, сидят, возьмут, намокли, спешат, найдут.
НЕ с глаголами
“НЕ”
Завести велели мне
|
Я согласен даже не
|
Новые привычки:
|
Рисовать на карте,
|
Никогда девчонок не
|
И согласен даже не
|
Дёргать за косички!
|
Танцевать на парте!
|
Никогда с братишкой не
|
Но не смейте делать мне
|
Драться за обедом!
|
Никаких упрёков,
|
На уроках больше не
|
Если даже я и не
|
Говорить с соседом!
|
Выучу уроков.
|
.
|
Ю. Вронский.
|
Игра “Раскрой скобки”
Цель. Закрепление навыка раздельного написания частицы не с глаголами.
Содержание. Играют 2 человека или 2 команды по 5 человек. На доске записано 2 текста, в которых есть глаголы с частицей не.
Частица не взята в скобки. Задача – раскрыть скобки и сказать, как нужно писать частицу не, вместе или раздельно, и почему. Класс оценивает работу игроков. Если играют 2 команды игроков по 5 человек, то каждый игрок раскрывает только одну скобку.
Материал для игры:
Нам сказали: в Новый год
Дед Мороз к нам в дом придёт.
Мы /не/ ели, мы / не/ пили,
Никуда мы /не/ ходили,
/Не / гуляли, /не/ играли-
Дед Мороза в гости ждали.
Оказался он не дед,
А дядя Стёпа, наш сосед!
Береги книгу! /Не/ бери её грязными руками
И /не/ клади на грязный стол.
/Не/ перегибай книгу и
/ Не/ загибай у неё листов.
Если ты взял книгу в библиотеке,
То /не/ забудь её вернуть в срок..
Игра “Найди своё слово”
Цель. Повторение и закрепление знаний о частях речи.
Содержание. В игре участвует весь класс в составе 3 команд (по рядам). Игра проводится в форме выборочного словарного диктанта. Учитель диктует слова, а команда первого ряда записывает только существительные, команда второго ряда - прилагательные, команда третьего ряда - глаголы. Победителями считаются все ученики, которые правильно записали все продиктованные слова данной части речи.
Материал для игры:
Чёрный, доброта, чистить, чернеть, добрый, чистый, зелень, звонить, синька, звонкий, зелёный, звон, синий, синить, чистота, зеленеть, чернота, грусть, грустить, подобреть, грустный.
Игра “Что? – Какой? – Что делает?”
Цель. Повторение и закрепление изученного о частях речи, умения образовывать однокоренные слова.
Содержание. В игре участвует весь класс в составе 3 команд (по рядам). На доске записан столбик корней, от которых нужно образовать 1-я команда – существительные, 2-я – прилагательные, 3-я – глаголы.
В каждой команде победитель считается тот, кто первым и правильно образует и запишет все слова.
Материал для игры:
Бел, блед, ясн, пуст, сказ, болт, лет, сад, ход, бег, цвет, ночь, груб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Игровые технологии позволяют сделать урок интересным, доступным, понятным, помогают повысить активность детей, усвоить знания, снять напряжение, создают на уроке благоприятный эмоциональный фон. Всё это способствует лучшему усвоению детьми учебного материала и, как следствие, повышению уровня грамотности учащихся.
Литература:
1. Вавилова Л.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации/ Под общ. ред. В.М.. Паниной. – Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007.- 94 с.
2. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.
3. Кайюа Р. Что такое игра. // Курьер «ЮНЕСКО», 1980. - № 2, с. 67
4 .Кривко-Апинян Т.А. Мир игры, Эйдос, 1992. -
5. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. – М.6 МПУ, Рос. пед. агентство. 1996. – 269 с.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Приложение
Методическая разработка урока русского языка для 6 класса.
«Глагол – необыкновенная часть речи»
( урок- экскурсия для систематизации и обобщения знаний по теме «Глагол» в 6 классе)
Цели: систематизировать и обобщить знания учащихся о глаголе, совершенствовать орфографические умения и навыки.
Задачи:
Обучающие:
Совершенствовать умения находить в тексте, определять грамматические признаки глаголов.
Определять вид глагола,
Развивающие:
развивать у учащихся умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить.
Формировать интерес к предмету, развивать культуру речи.
Воспитывающие:
Воспитывать у учащихся данного класса доброжелательность по отношению друг к другу, умение слушать.
Ход урока
Оргмомент. Слово учителя. (Звучит музыка)
- Доброе утро, ребята! Садитесь! Я рада встрече с вами.
И в гости к вам я пришла не одна, со мною большая семья по фамилии Морфология, и самый её деятельный представитель , имя которого , я уверена, вы мне сейчас назовёте.
Я страшное дело какой деловой;
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю.
Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю.
И на стадионе голы забиваю.
Укроп поливаю, кусты подстригаю.
И чисто-пречисто весь двор подметаю.
Дорожки в саду я песком посыпаю,
А после работы в тени отдыхаю.
Так о какой же части речи сегодня мы будем говорить?
( дети отвечают глагол)
ІІ. Этап повторения изученного.
Объявление темы урока, целеполагание.
Верно, тема нашего урока « Глагол - необыкновенная часть речи». И это мы сегодня докажем вместе с вами на нашем учебном занятии. Но это занятие мы проведем в «Музее Русского языка», где живёт дружная семья частей речи, и посетим мы сегодня залы, посвященные Глаголу.
И если уж у нас такой необычный урок, вы не будете работать в привычных для вас тетрадях, перед вами лежат рабочие листы, в которых вы будете выполнять задания. Сегодня на уроке мы обобщим изученный материал по теме: «Глагол», вспомним грамматические признаки глагола, поговорим об употреблении глаголов в речи. Но я должна вам сообщить, ребята, что в нашем музее произошло трагическое событие - нарушилась целостность эксклюзивного музейного шедевра- портрета глагола.
В нашем музее много разных залов, в каждом из которых представлены своеобразные экспонаты: основные грамматические значения, морфемы, лексическое значение и употребление глаголов в речи , путешествуя по этим залам, рассматривая экспонаты музея, мы повторим признаки глагола, которые помогут нам восстановить целостность портрета.
2. Словарная работа.
Мы начинаем работу по сбору информации с целью восстановления облика Его Величества глагола. А вы знаете, что термин «глагол» - это перевод с латинского языка, что означает «слово», «речь». Именно глаголы делают нашу речь живой, придают ей динамичность.
Что же обозначают глаголы? На какие вопросы отвечают глаголы?
Итак, с этого элемента мы с вами можем начать реставрацию портрета. (поместить вопрос)
3. Я приглашаю вас в первый зал «Постоянных грамматических признаков».
-Назовите только те признаки, которые являются постоянными.
Спряжение, род, падеж, вид, возвратность- невозвратность, число, лицо, склонение, время, наклонение, переходность-непереходность, степень сравнения.
Я прошу выйти к доске _____________, найти названные нами постоянные признаки и разместить их на портрете.
Итак, обратите внимание, что назвав постоянные признаки глагола, мы видим, что портрет приобретает узнаваемые черты.
Для того, чтобы перейти в следующий зал, я прошу вас в рабочих листах выполнить задание №1
Определите вид глагола и образуйте видовую пару:
Играть (н.в.) - поиграть (с.в.)
Пою (н.в.) – запою (с.в.)
Заплела (с.в.) – плела (н.в.)
Посмотрю (с.в.) – смотрю (н.в.)
Мы вспомнили постоянные признаки глагола. А какие признаки помогут нам завершить работу по восстановлению портрета?
(Непостоянные признаки).
Чтобы перейти в зал «Непостоянных морфологических признаков», мы должны выполнить следующее задание. Я обращаю ваше внимание на задание №2 рабочего листа.
Какие глаголы называются возвратными? Из группы слов выберите и выпишите глаголы, имеющие следующую морфологическую характеристику: возвратные глаголы настоящего времени 2 лица.
Улыбаешься, бегать, веселишься,
сказал, учишься, сияет,
вышла, напишу, одеваешься, мыслю.
Выполнив это задание, мы можем продолжить работу по восстановлению портрета Его Величества Глагола.
Какие элементы мы можем добавить к портрету нашего героя. (суффиксы -ся, сь, время, лицо)
Физкультминутка.
Вы проделали большую, серьезную работу, поэтому необходимо отдохнуть.
Тихо встаньте, оглянитесь
И друг другу улыбнитесь,
Руки вытянув вперед,
Посмотрите вправо, влево,
А теперь их поднимите,
А сейчас наоборот.
Подбоченясь, вы присядьте,
Поклонившись, встаньте в ряд,
Лихо топните ногой
Да притопните другой
Мы, играя, отдыхали,
А глаголы вы считали?
Сколько их вам назвала,
Кто ответит мне, друзья?
Ребята, а вы обратили внимание, глаголы какого наклонения преобладали в этом шуточном стихотворении? (повелительного) А какие еще наклонения есть у глагола?
Давайте закрепим наши знания. У вас на столах лежат карточки. Вы поднимаете сигнальную карточку тогда, когда прозвучит глагол вашего наклонения.
Изъявительного наклонения – красного цвета (что обозначают глаголы изъявительного наклонения?)
Условного наклонения – зеленого цвета (что обозначают глаголы условного наклонения?)
Повелительного наклонения – синего (что обозначают глаголы повелительного наклонения?)
Читай, шью, сделал бы, объяснял, отвори, приехали, пишите, нарисовал бы, отстань, мог бы, задумаюсь, нарисуй.
Вы справились и с этим заданием, что мы добавим к портрету? (3 наклонения)
Я прошу выйти к доске __________ и добавить названный элемент.
Молодцы, ребята! Вы получаете право перейти в следующий зал.
4. Зал «Употребление глагола в речи»
В этом зале представлены три интереснейшие картины, но увидеть эти картины вы сможете после лингвистического эксперимента.
Сейчас каждая группа обращается к рабочему листу №2, на котором записаны индивидуальные задания. После того, как группа выполнит своё задание, у нас должен получиться один исходный текст из стихотворения А.Прокофьева «Косарь». На выполнение этой работы отводится 3 минуты.
Косарь косил красивую траву.
Она, пронизанная земляникой,
Скрывалась от косы его во рву,
Сбегала под откос к малине дикой.
Задание для 1 группы. К выделенным глаголам подберите антонимы (что мы называем антонимами).
Косарь сажал красивую траву.
Она, пронизанная земляникой,
Появлялась от косы его во рву,
Забегала под откос к малине дикой.
Задание для 2 группы. К выделенным глаголам подберите синонимы (что мы называем антонимами).
Косарь срезал красивую траву.
Она, пронизанная земляникой,
Пряталась от косы его во рву,
Спускалась под откос к малине дикой.
Задание для 3 группы. У вас самое сложное задание, по обозначенным грамматическим признакам восстановите глаголы.
Косарь (глагол, прош.вр., ед.ч., муж.рода, невозвр.) красивую траву.
Она, пронизанная земляникой,
(глагол, возвратный, прош.вр., ед.ч., ж.рода) от косы его во рву,
(глагол, невозвратный, прош.вр., ед.ч., ж.рода) под откос к малине дикой.
Слова для справок:
косил, прячусь, уходила, сбегала, срывать, бежим, полоть, собираете, скрывалась.
Ваше время истекло, и сейчас мы с вами откроем тайну этого необычного зала (каждая группа зачитывает свой вариант, затем я прочитаю исходный текст)
Я хочу обратить ваше внимание на образность и многозначность нашего языка, посмотрите, вы справились с заданием, несмотря на то, что ваш текст не совпадает с вариантом автора, и это еще раз доказывает неисчерпаемое богатство русского языка.
Мы продолжаем работу в зале «Употребление глаголов в речи». Образ нашего героя не прост.
Алексей Югов сказал, что глагол «самая огнепышущая, самая живая часть речи», и эти слова подтверждаются в стихотворении Ф.И.Тютчева «Море и утес»
И бунтует, и клокочет,
Хлещет, свищет и ревет,
И до звезд допрянуть хочет,
До незыблемых высот.
Какую картину вы представили? Расскажите. С помощью какой части речи Ф.И.Тютчеву удалось передать картину бушующего моря, почему?
И я хочу обратить ваше внимание на слово «допрянуть», как вы понимаете значение этого слова?
Малый академический словарь дает нам следующее толкование: «Допрянуть – рванувшись, достичь чего – либо, допрыгнуть.», слово устаревшее, употребляемое только в текстах художественной литературы, для создания яркого, красочного образа. Запишите лексическое значение этого слова в основном рабочем листе.
Назовите глаголы звучания, для чего их употребил автор?
Я прошу вас обратиться к заданию № 4 рабочего листа. Вам необходимо записать форму инфинитива и определить спряжение этих глаголов. А как определить спряжение? Задание выполняем, комментируя.
Смотрят -
Греет –
Пробуждается -
Зеленеет -
Щебечут -
Ходят -
Суетятся -
Дышит -
Какая морфема помогла вам образовать неопределённую форму глагола?
(окончание -ть).
Мы вносим последний штрих в облик нашего героя.
РЕЗЕРВ: Сейчас я расскажу вам одну очень интересную историю. Однажды встретились два друга – спортсмена, и один, рассказывая о своих спортивных победах, сказал: «В этом году на соревнованиях в области я обязательно победю, нет, побежу…».
- Эх ты, не знаешь, как правильно сказать, надо говорить побежду!
Ребята, кто прав в этом споре, и как сказать правильно?
(Никто из мальчиков не прав, т.к. некоторые глаголы не могут употребляться в форме 1 лица буд. времени: победить, убедить, пылесосить.)
ІІІ. Систематизация знаний по теме: «глагол»
Уважаемые друзья, мы прошли с вами по основным залам музея русского языка, посвященным глаголу. И для завершения нашей работы, рассмотрев портрет Его Величества Глагола, я прошу вас дать полное определение этой необыкновенной, огнепышущей части речи. Кто желает попробовать свои силы в роли экскурсовода.
-Молодцы! Мы справились с заданием, восстановили ценный музейный экспонат.
ІV. Рефлексия.
Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижении поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.
1. сегодня я узнал…
2 было интересно…
3. было трудно…
4. я теперь могу…
5 я научился…
6. у меня получилось…
7. мне захотелось…
8. я попробую…
9. я смог…
V. Комментирование оценок.
Спасибо всем, кто побывал у нас в музее. Мы с вами хорошо поработали.
Оценки за урок:
«5» Замечательными сотрудниками музея у нас сегодня были…..
«4» Стажёрами назовём…….
«3» А…..ещё предстоит в дальнейшем совершенствовать своё
мастерство.
VІ. Домашнее задание.
Контрольные вопросы, упр.531.
|