Главная страница

Родительское собрание «Семейные традиции и формирование гражданственности у подрастающего поколения»


Скачать 53.32 Kb.
Название Родительское собрание «Семейные традиции и формирование гражданственности у подрастающего поколения»
Дата 16.02.2016
Размер 53.32 Kb.
Тип Документы


Родительское собрание

«Семейные традиции и формирование гражданственности

у подрастающего поколения»
Воспитание гражданственности, формирование сознательного гражданина становится в наше время одним из основных направлений развития и воспитания личности. Поэтому при планировании учебной и воспитательной работы одним из основных направлений является гражданско-правовое образование и воспитание.

Гражданское образование будет успешным, если непосредственное участие в решении его задач будет принимать семья. В семье дети получают первые уроки гражданственности. Именно в семье в основном происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Первостепенная задача семьи - научить ребенка жить среди людей, жить по нормам и принципам общества, тех самых, которые закреплены в Конституции. Какие традиции отношений с людьми перенесет ребенок из семьи в школу, а затем в наше общество в целом? Принесет ли он в общественную жизнь корыстные претензии эгоиста или будет думать, чувствовать и действовать как коллективист? Это во многом зависит от отношений, которые сложились у ребенка в его самой первой социальной среде - семье.

Чтобы ребенок рос хорошим человеком, ему очень важно повседневно быть свидетелем и участником самых дружеских, самых справедливых отношений между членами семьи.

Познавая мир, ребенок познает и нас. Сначала он познает тепло наших рук, нашу улыбку, добрый взгляд. Потом он узнает, как мы ловки, быстры, хлопотливы в домашнем труде. Он с удовольствием отмечает про себя, что мы дружелюбны и приветливы с людьми. А когда он подрастет, его будет интересовать, как мы работаем, что для нас в жизни самое главное.

Если у нас с нашими детьми дружеские, доверительные отношения, они начинают любить то, что любим мы, ненавидеть то, что мы ненавидим, наши убеждения становятся их убеждениями.

Пример родителей накрепко западает в душу: их готовность откликнуться на чужую беду, их умение трудиться не покладая рук, их приветливость и такт, их стойкость в борьбе с трудностями и жизненными невзгодами.

Все, что есть у нас - это воспитано строем, школой, воспринято от родителей. И это духовное наследство изо дня в день передается подрастающему поколению. В семье, в быту человек ведет себя так, как для него стало естественным вести себя, здесь в полной мере проявляется то, что вошло в его плоть и кровь, стало его второй натурой. Здесь человек раскрывается в тех своих качествах, которые стали для него органичны.

Каков взгляд родителей на людей - добрый, признательный или недоверчивый, отмечающий только недостатки? Такой ребенок приучается смотреть на окружающих через пелену зависти, подозрительности. Ребенку необходимо расти в атмосфере широких дружеских связей родителей с их товарищами по работе, соседями, их радушия по отношению к друзьям сына, дочери. Дом, открытый для всех, дружелюбие, приветливость, искренняя симпатия родителей к окружающим людям - вот самая благодатная почва для духовного развития детей. В основе характера лежат привычки, которые вырабатываются. Будешь к себе снисходителен, не будешь бороться с дурными привычками, станет нормой твоего поведения обман, забывчивость, опоздания, безответственность - и ты уже безнравственный человек, обуза для близких и общества.

Нравственное воспитание, воспитание гражданственности предполагает выработку у человека активной жизненной позиции, то есть сознательное сочетание общественных и личных интересов, умение подчинять личное общественному, чувство долга и ответственности, единство слова и дела.

Чтобы выработать высокие нравственные принципы у ребенка, необходимо, чтобы родители сами придерживались этих принципов. Ребенок видит, каким уважением у всех окружающих пользуются его родители, и ему хочется заслужить в будущем такое же уважение. Он понимает, что это уважение можно заслужить только честной, трудовой, достойной жизнью. Не столько из слов родителей, сколько из наблюдения за их поведением, ребенок выносит свои первые понятия о чести, долге, любви к Родине.

Родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина - вот главный секрет воспитания.

Несколько правил, разработанных психологами для детей-школьников:

1) Дорожи своим именем. Добрые дела могут быть неприметными, потому что доброе дело - это норма. А вот твой скверный поступок способен надолго запятнать твое имя.

2) Твое имя - это твоя честь и достоинство. Если ты не дорожишь своим именем, значит, ты не дорожишь именем семьи, именем родителей, именем твоего коллектива.

3) Научись уважать свое имя. А это значит, ты должен каждый день прибавлять к своей доброй славе такие дела и поступки, которые способны украсить твое имя.

4) Помни: богатство коллектива - это достоинство отдельных личностей, способных приумножать богатство добрых отношений и развивать формы общения.

5) Не торопись судить товарища, помоги ему научиться дорожить своим именем.

6) Умей вникнуть в чужую судьбу. Помни: сегодня человек мог совершить проступок, а завтра и всю жизнь он окажется способным на благородные дела.

7) Никогда не покидай отверженных. Если ты покидаешь человека, попавшего в беду, ты уничтожаешь лучшее, что есть в тебе.

8) Высшее призвание человека состоит в том, чтобы стать гражданином. Это означает способность разрешать острые противоречия, возникающие в жизни. Это значит быть причастным к судьбе своего народа, Родины.

Воспитание детей — ответственное государственное дело. Именно при тесном содружестве семьи и школы формируется граж­данин с качествами патриота.

Поступая в первый класс, учащиеся знакомятся с символикой государства, значением цветов флага, изображением герба, путешествуют по глобусу, находя столицу своего государства. Школьники осознают, что они – часть народа огромной и богатой страны, что они - граждане России, россияне. А заодно узнают, что гражданин- житель страны, который признает ее законы, любит свою страну, гордится ею и старается сделать ее сильной и богатой. Уже в начальной школе закладываются основы моральных ценностей, нормы человеческого поведения. В этот период воспитывается уважение к людям, толерантность, стремление к сотрудничеству.

Результатом должна стать социализация школьника - воспитание гражданина с активной жизненной позицией, живущего с ценностями общества.

Учащиеся нашей школы принимают активное участие в организации концертов для ветеранов, участвуют в парадах, посвященных Дню Победы, с увлечением проводят интересные экскурсии в школьном музее Боевой славы. Учащиеся 3-4 классов ежегодно принимают участие в акции «Сын. Отец. Отечество», где сын вместе с папой выполняют задания на сноровку, смекалку, а главное - взаимопонимание.

Среди юношей 9 - 10 классов проводится конкурс «А ну-ка, парни!», в котором проверяется и сила, и умение оказать первую помощь, и будущие отцовские качества.

Большое внимание в школе уделяется изучению исторического прошлого страны. Создание экспозиций на основе семейных реликвий (старых документов, медалей, удостоверений) помогает учащимся почувствовать свою причастность к героическому прошлому Родины. Ознакомление с героической и трагической историей берёт за душу каждого ребенка, пробуждает в неокрепшей душе детей чувство гордости за свою Родину.

В семьях, бережно хранящих память о своих предках, героях и славных событиях российской истории, царит дух, способствующий воспитанию детей в патриотических традициях; в результате именно в таких семьях вырастают полноценные граждане и патриоты.

Главная задача школы и семьи – вырастить достойных граждан своей страны и только вместе сообща мы сможем воспитать духовно-нравственную, творческую личность, принимающую судьбу Отечества как свою личную, осознающую ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Литература:

1. Алымова Н.А., Белибихина Н.А. Сотрудничество педагогов и семьи. Организация системы работы. - Волгоград: Учитель, 2008.

2. Головинова Г.Н. Семья – забота общая. – М.: «Перспектива», 2010.

3. Мирошниченко Т.А. Семья и школа: грани сотрудничества. Программа работы, разработки мероприятий. - Волгоград: Учитель, 2009.