|
Программа дополнительного образования детей «Студия танца «Росинка»
Программа дополнительного образования детей
«Студия танца «Росинка»
для старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка.
Направленность программы «Студия танца «Росинка» по содержанию является художественно - эстетической; по функциональному предназначению – досуговой, учеб но – познавательной и общекультурной; по форме организации – групповой, кружковой, для самодеятельных коллективов, общедоступной.
Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности, самостоятельности, трудолюбия. Программный материал направлен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.). Сегодня «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» (из «Концепция модернизации Российского образования»). Программа направлена на формирование и развитие у воспитанников таких физических данных, как подвижность, выносливость, сила, ловкость, на развитие танцевальных данных: гипкости, пластичности, танцевальной выворотности, танцевального шага и т. п. Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, пляски, игры, воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представление о жизни и труде взрослых, различных явлениях природы.
Новизна данной образовательной программы заключается в комплексном использовании методов: метода музыкального движения, метода хореокорекции. Выбор основных методов обучения основан на возрастных и индивидуальных особенностях детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность данной образовательной программы характеризуется тем, что в настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области хореографии. Очень часто дети начинают заниматься хореографией уже в дошкольном возрасте, так как родители справедливо считают, что ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников.
Отличительные особенности от программ, на основании которых разрабатывалась ОП ДОД «Студия танца»Росинка», прежде всего, основаны на возрастных требованиях обучающихся детей от 6 лет, а также на рекомендуемом режиме занятий детей в объединениях различного профиля (Приложение-3 к СанПин 2.4.4. 1251-03)
Так как программа реализуется в детском саду, прежде всего, подбирали программы, рассчитанные на дошкольников. С другой стороны, та учебная нагрузка, которая предлагается в этих программах является не достаточной для комплексной реализации ОП ДОД «Студия танца «Росинка».
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 6-7 лет - воспитанники подготовительной группы детского сада. Прием детей осуществляется на основании письменного заявления родителей и медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка. Допускается возможность перевода обучающихся из одной группы в другую в процессе обучения и по мере усвоения программного материала, также усложнение или упрощение материала с индивидуальным подходом к каждому обучающемуся, так же возможны смещение некоторых тем на другие этапы обучения.
К 6 – 7 годам дети усваивают понятие пола (к противоположному полу относятся терпимо, доброжелательно), начинают сознательно регулировать свое поведение. Для них характерна устойчивость, непосредственность, жизнерадостность, веселое настроение. Они способны испытать наслаждение и переживание от восприятия прекрасного. Проявляется потребность во внешних впечатлениях, слушании музыки, в посещении концертов, театров после чего дети часто изображают увиденное.большое место в этом возрасте занимает игра – это психологическая потребность осмысления новых знаний через игры.
В образовательных учреждениях села всегда высока потребность в услугах танцевально – хореографических коллективов. Любое культурно – массовое мероприятие без этого не обходится. Без хореографических композиций концерт, шоу, конкурс, фестиваль выглядят блекло. Красочные танцевальные композиции уместны всегда и в любом мероприятии любого формата ( развлекательное, познавательное, патриотическое). Сотрудничество, мобильность, динамизм, конструктивность, ответственность – это именно те личностные качества, которые формируются у детей в результате систематических занятий по танцевальным программам и хореографией. Такой интерес и востребованность в дополнительных образовательных услугах художественно – эстетического направления привело нас к созданию образовательной программы «Студия танца «Росинка».
Цель программы – развитие творческих способностей дошкольников посредством танцевального искусства.
Задачи:
Обучающие:
обучить основам ритмической гимнастики;
обучить простейшим элементам классического и народного танца;
обучить элементам музыкальной грамоты;
познакомить детей с историей возникновения и развития танца.
Развивающие:
способствовать снятию мышечного и психологического торможения посредством танцевального движения;
формировать правильную осанку, корректировать фигуру ребенка;
формировать интерес к танцевальному исскуству;
развивать музыкальность выразительность и осмысленность исполнения танцевальных движений;
развивать воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки;
развить познавательный интерес, любознательность и умение творчески мыслить;
развивать художественный вкус.
Воспитательные:
воспитать культуру поведения и общения;
воспитать умение ребенка работать в коллективе;
заложить основы становления эстетически развитой личности;
воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, конструктивности.
Срок реализации программы – 1 год
Год разработки программы – 2013 г.
Формы занятий:
традиционное занятие;
комбинированное занятие;
практическое занятие;
игра, праздник, конкурс, фестиваль;
творческая встреча;
репетиция;
концерт.
Хореографическая деятельность включает выполнение следующих заданий:
музыкально – ритмические упражнения на освоение, закрепление музыкально – ритмических навыков и навыков выразительного движения;
пляски: парные, народно – тематические;
игры: сюжетные, не сюжетные с пением, музыкально – дидактические;
хороводы;
построения, перестроения;
упражнения с предметами: шарами, лентами, цветами, мечами и пр.;
задание на танцевальное и игровое творчество.
Структура занятия состоит из трех частей:
Часть включает задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего времени занятия.
Вторая часть включает задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени занятия.
Третья часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 2-3 минуты.
Занятия проводятся в игровой форме.
Режим занятий:
Подготовительная и начальные ступени обучения являются базовыми, позволяют заложить основы танца. В группе занимаются до 12 человек включительно. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность одного учебного часа для детей 6-7 лет составляет 30 минут.
Формы организации деятельности воспитанников на занятии:
фронтальная;
в парах;
групповая;
индивидуально-групповая;
ансамблевая.
Приемы и методы организации образовательного процесса;
словесный (устное изложение, беседа и т. д.);
наглядный (показ видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение, показ педагогом);
практический (упражнения).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
Объяснительно – иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
Приемы:
игра;
беседа;
показ видеоматериалов;
показ педагогом;
наблюдение.
Учебно-тематический план.
01/09-30/09 Диагностика физической подготовленности детей для выявления
моторно-одаренных детей с высоким уровнем развития основных
двигательных навыков и умений. Разминка, разучивание танца
«Листопад», танцевальная игра «Урожайная».
01/10-31/10 Разминка, работа над номером «Золотой листвой», выступление на
утреннике, танцевальный этюд «Осенние дорожки» (упражнения с
листьями), танцевальный этюд «Настоящий друг»
01/11-3011 Разминка, разучивание танца- хоровода «Во саду ли», танцевальная
игра «Плетень», работа над движением «переменный шаг с подско-
ком».
01/12-31/12 Разминка, работа над номером «Новогодняя елка», танцевальная
игра «Снежный ком», индивидуальные этюды, выступление на но-
вогоднем утреннике.
03/01-30/01 Разминка, разучивание танцевального этюда «Остров сказки».
Основные элементы, танцевальная игра «Сапожки скачут подорож-
ке» Прыжки на двух ногах: подскоки, галоп, «ножницы», вертушка.
Ознакомление – «веревочка».
01/02-29/02 Разминка, работа над номером «Морской танец» и «Танец цветов»
Разучивание этюда «Закружилась карусель».
01/03-31/03 Разминка. Закрепление танцевального этюда «Подснежник», тан-
цевального этапа «Добрые человечки», выступление на утреннике.
Танцевальный этюд «Скакалочка»
01/04-30/04 Разминка, разучивание танца «Шляпки», «Шуточная», танцевальная
игра «Веселые колокольчики». Танцевальные движения (закрепление):
«пружинка», «пружинка» с поворотом, притоп «веселый каблучок»;
разучивание: «ковырялочка», «сложный каблучок», «гармошечка».
01/05-31/05 Разминка, танцевальный этюд «Танец дружбы и лета»,«Парная полька»
«До свидания детский сад». Индивидуальные номера, выступление на
выпускном вечере.
Прогноз результативности.
Ребенок должен владеть следующими знаниями:
Уметь слушать и выполнять указания педагога во время занятия;
Иметь навыки актерской выразительности (умение передать некоторые художественные образы);
Знать движения, изученные по программе;
Владеть понятиями «круг», «шеренга», «линия», «колонна»;
Иметь навыки построения по указанным выше рисункам;
Иметь чувство ритма, уметь выполнять хлопки под музыку ( на сильную долю);
Знать простейшие хореографические термины (6-я позиция, 2-я позиция, поклон …)
Литература:
Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. Лнинград. 1983 год.
Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва. 2000 год.
Ерохина О. В. Школа танцев для детей. Ростов -на - Дону.2003 год.
Мошкова Е. И. Ритмика и бальные танцы. Москва. 1
Роот З. Танцы и песни для детского сада. М. Айрис- пресс. 2008 год.
Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика.
Интернет – ресурсы.
Танцы для младшего возраста. Н. В. Зарецкая – М. Айрис – пресс. 2008 год.
Танцы в детском саду. Н. В. Зарецкая – М. Айрис – пресс. 2004 год.
Картушина М. Ю. Логоритмические занятия для всех возрастов. М:ТЦ Сфера. 2009 год.
|
|
|