|
Обобщение опыта
Обобщение опыта
Веселова Т.Л.
Развитие познавательной активности школьников в проектной деятельности.
Творческий проект на уроках технологии – это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В соответствии с требованиями социального и научно-технического прогресса, творческие проекты по изготовлению изделий, пользующихся спросом, требуют знаний и умений предпринимательской деятельности. Это меняет не только содержание, но и методы обучения, вырабатывающие у учащихся качества личности, которые позволяли бы адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Так, при выполнении своего творческого проекта, учащиеся выполняют экономический расчёт, в котором отражают финансовые затраты на изготовление изделия, затраты времени, возможность массового производства, продажную цену и т.д. Как правило, учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Эта задача должна быть привлекательна своей формулировкой и должна стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки вопроса до представления результата.
Метод проектов – один из самых эффективных методов, позволяющих реализовать компетентностный подход к образованию, сформировать ключевые компетенции учащихся. Кроме того, метод проектов является универсальной технологией по отношению к предметному содержанию.
Под учебным проектом понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению проблемы, завершающихся созданием продукта, и представление этого продукта в рамках устной или письменной презентации.
Метод проектов – это совокупность способов и приёмов организации и сопровождения проектной деятельности учащихся. Данный метод является педагогической технологией, позволяющей учителю формировать педагогические ситуации по различным основаниям и на основе различного предметного содержания.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
1. самостоятельно и с охотой приобретают недостающие знания из разных источников;
2. учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
3. приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
4. развивают у себя исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации из литературы, документов и т.д., наблюдение, эксперимент, анализ, построение гипотез, обобщение);
5. развивают аналитическое мышление.
Основные принципы проектного обучения:
1. Принцип гуманизма: в центре внимания – ученик, развитие его творческих способностей.
2. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика. Это повышает его мотивацию в учении.
3. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход ученика на свой уровень развития.
4. Комплексный подход к разработке проектов способствует сбалансированному развитию основных физических и психических функций ученика.
5. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.
6. Опора на интерес детей, а также на ранее усвоенный материал.
7. Практическая осуществимость проекта.
8. Возможно большая самостоятельность учащихся.
Теоретические позиции проектного обучения.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
1. В центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;
- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что учение в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций; приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов, конструированию новых процессов, объектов и т.д.
|
|
|