Главная страница

Обобщение опыта


Скачать 33.94 Kb.
Название Обобщение опыта
Дата 02.03.2016
Размер 33.94 Kb.
Тип Документы

Обобщение опыта

Веселова Т.Л.

Развитие познавательной активности школьников в проектной деятельности.

Творческий проект на уроках технологии – это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В соответствии с требованиями социального и научно-технического прогресса, творческие проекты по изготовлению изделий, пользующихся спросом, требуют знаний и умений предпринимательской деятельности. Это меняет не только содержание, но и методы обучения, вырабатывающие у учащихся качества личности, которые позволяли бы адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Так, при выполнении своего творческого проекта, учащиеся выполняют экономический расчёт, в котором отражают финансовые затраты на изготовление изделия, затраты времени, возможность массового производства, продажную цену и т.д. Как правило, учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Эта задача должна быть привлекательна своей формулировкой и должна стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки вопроса до представления результата.

Метод проектов – один из самых эффективных методов, позволяющих реализовать компетентностный подход к образованию, сформировать ключевые компетенции учащихся. Кроме того, метод проектов является универсальной технологией по отношению к предметному содержанию.

Под учебным проектом понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению проблемы, завершающихся созданием продукта, и представление этого продукта в рамках устной или письменной презентации.

Метод проектов – это совокупность способов и приёмов организации и сопровождения проектной деятельности учащихся. Данный метод является педагогической технологией, позволяющей учителю формировать педагогические ситуации по различным основаниям и на основе различного предметного содержания.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

1. самостоятельно и с охотой приобретают недостающие знания из разных источников;

2. учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

3. приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

4. развивают у себя исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации из литературы, документов и т.д., наблюдение, эксперимент, анализ, построение гипотез, обобщение);

5. развивают аналитическое мышление.

Основные принципы проектного обучения:

1. Принцип гуманизма: в центре внимания – ученик, развитие его творческих способностей.

2. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика. Это повышает его мотивацию в учении.

3. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход ученика на свой уровень развития.

4. Комплексный подход к разработке проектов способствует сбалансированному развитию основных физических и психических функций ученика.

5. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.

6. Опора на интерес детей, а также на ранее усвоенный материал.

7. Практическая осуществимость проекта.

8. Возможно большая самостоятельность учащихся.

Теоретические позиции проектного обучения.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

1. В центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;

- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что учение в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций; приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов, конструированию новых процессов, объектов и т.д.