|
«Качества человека»
Классный час (6- 7 классы)
Тема: «Качества человека»
Цель: вызвать стремление у школьников развивать в себе положительные качества личности
Форма проведения: этическая беседа с элементами диалога
Ход классного часа:
1. На доске написано высказывание М.Горького: «Нет людей чисто беленьких или чисто чёрненьких - все люди пёстрые»
Классный руководитель: Ребята, прочитайте высказывание. Как вы понимаете его? Что хотел нам сказать писатель? (ребята высказывают своё мнение)
Классный руководитель: Вы назвали слова «человеческие качества. А что это такое? Давайте обратимся к толковому словарю» (читают лексическое значение слова «качества»)
«Качество» - совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность.
В отношении человека понятие «Качества» определяется как характеристика свойств, сущности человека.
2. На какие две группы мы могли бы разделить качества, присущие человеку? (на положительные и отрицательные)
Задание учащимся: распределите данные качества на две группы - на положительные и отрицательные качества
Учащиеся распределяют качества ( групповая работа). Могут добавить еще свои качества
Бестактность, скупость, максимализм, уважение к другим, нетерпимость, раздражение, лицемерие, занудство, стеснительность, доброта, честность, вспыльчивость, искренность, правдивость, хамство, бережливость, общительность, бескорыстие
|
Классный руководитель подводит итог: Отрицательные качества образуют пороки человека, положительные качества – добродетели. Обратимся к толковому словарю:
«Порок» - 1. тяжелый, предосудительный поступок, позорящее свойство; 2. аномалия, отклонение от нормального вида, состояния.
«Добродетель» – положительное, нравственное качество, высокая нравственность.
3. Из чего же складывается добродетель?
Прочитаем изречения классиков и попробуем определить составляющие добродетели (ученики зачитывают изречения, кто-то из них записывает составляющие)
«Добродетель есть особый строй души, позволяющий сохранить достоинство в отношении себя и других»
М.Фичино
|
Сохранение достоинства
|
«Добродетель в том, чтобы делать ближним добро и не причинять зла. А делать ближним добро – это делать то, чего желаешь себе самому»
Древнеиндийское изречение
|
Делай ближним добро и не причиняй зла
|
«Любовь к родителям есть основа добродетели»
Н.Радищев
|
Любовь к родителям
|
«Справедливость – высшая из всех добродетелей»
Цицерон
|
Справедливость
|
«Бескорыстие – одна из самых похвальных добродетелей»
Сервантес
|
Бескорыстие
|
«Вежливость – первая и самая приятная добродетель»
Д.Локк
|
Вежливость
|
Индийская мудрость гласит: «Сколько в человеке достоинств, столько и пороков». Согласны ли вы с этим утверждением, и почему? (обсуждение изречения)
4. Как вы думаете, меняется ли человек с годами? Какие качества даны человеку от рождения, а какие он приобретает?
Послушайте противоположные точки зрения философов на эту тему: «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть» (Гельвеций);
«Человек от природы добр, и надо только не мешать развитию этого врожденного добронравия» (Ж.Ж.Руссо)
(Обсуждение изречений. Ученики высказывают своё мнение)
5. Вопрос классного руководителя: Можно ли совместить в одном человеке положительные и отрицательные качества? послушайте стихотворение Гёте «Пять свойств»:
Пять свойств не ладят с другими пятью.
Внимательно заповедь слушай мою:
С Надменностью Дружба не может сродниться,
От Грубости Вежливость не родится,
Величия мы от Злодейства не ищем,
Скупец не подаст убогим и нищим,
Для Веры и Верности Ложь не опора,
Всё это усвой – и храни от вора!
6. Классный руководитель: Ученые провели психологический опыт, который позволил выявить – какие качества человек хочет воспитать в себе, а какие он хочет видеть в других. Результаты этого опыта я покажу позже, а сейчас вы сами попробуете распределить качества для себя и для других.
Задание - ученики записывают на листе качества, распределяя их себе или другим (индивидуальная работа)
Качества
Уверенность Уравновешенность Сила воли
Решительность Терпимость Доброта
Выдержка Доброжелательность Человечность
Честность Порядочность Взаимопонимание
Сочувствие Альтруизм Щедрость
|
После выполнения задания выясняется, какие качества выбрали большинство ребят для себя, потом для других.
Классный руководитель представляет результаты психологического эксперимента (в таблице):
себе
|
другим
|
1 место – уверенность. Решительность – 46%
|
1 место – доброта, человечность – 50 %
|
2 место – выдержка, уверенность – 30 %
|
2 место - честность, порядочность –
30 %
|
3 место – целеустремлённость, сила воли – 30 %
|
3 место - взаимопонимание, сочувствие – 22 %
|
4 место – терпимость – 12 %
|
4 место – терпимость – 16 %
|
5 место – доброжелательность – 10 %
|
5 место – альтруизм, щедрость – 12 %
|
7. Вывод (делает классный руководитель): Люди желают себе больше твердости, решительности, а от других ждут доброты мягкости, взаимопонимания. Но ведь и другие ждут от нас того же. Дождаться от других желанной мягкости не помогут ни решительность, ни целеустремленность. Любовь и понимание силой не вырвать!
Конечно, это можно получить просто так от добрых по натуре людей. Но таких людей не так много как хочется!
Поэтому люди вывели одно очень важное «золотое» правило, а вы мне поможете сформулировать его:
- не хватает доброты от окружающих, будь сам … (добрее);
- не хватает понимания от других, постарайся … (понять их сам);
- не хватает честности, стань сам … (честным)
8. Итог обсуждения: А вы согласны с этим правилом?
|
|
|