|
Организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы в последнее время термин «одаренность»
Организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы
В последнее время термин «одаренность» получил общественное признание, также как и социальная значимость проблемы обучения одаренных детей, что является важным шагом к ее решению.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Система выявления одаренных детей в условиях общеобразовательной школы основывается на разнообразных методиках. Эти методики дают общее представление о признаках поведения одаренных детей:
быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации ;
сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности “все делать по-своему” и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.
высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе;
особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности;
повышенная познавательная потребность, любознательность;
предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов;
высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
Исходя из признаков поведения одаренных детей можно выделить направления
деятельности педагогов по работе с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы, которые могут осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации:
Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.
Занятия по свободному выбору - факультативные и особенно организация малых групп.
Использование проектного метода в обучении, как форма включения в исследовательскую деятельность.
Дифференциация параллелей. В школе предусматривается несколько классов внутри параллелей для детей с разным видом способностей. .Это , так называемые, профильные классы.
Перегруппировка параллелей.
Школьники одного возраста распределяются для занятий по каждому учебному предмету в группы, учитывающие их сходные возможности. Один и тот же ребенок может заниматься какими-нибудь предметами (например, математикой и физикой) в "продвинутой группе", а другими (например, гуманитарными) — в обычной. Это предполагает, что во всех параллелях занятия по одинаковым предметам идут в одно и то же время и для каждого предмета ученики группируются по-новому.
Попеременное обучение При этой форме способные ученики имеют возможность участвовать в течение части учебного дня в занятиях старшеклассников;
Обогащенное обучение для отдельных групп учащихся за счет сокращения времени на прохождение обязательной программы.
Конечно, школа испытывает потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. Но в условиях реализации ФГОС школа расширяет возможности для одаренных детей.
|
|
|