Главная страница

Обобщение опыта работы учителя коррекционных классов viiiвида Коноваловой Натальи Николаевны Тема


Скачать 250.99 Kb.
Название Обобщение опыта работы учителя коррекционных классов viiiвида Коноваловой Натальи Николаевны Тема
Дата 12.02.2016
Размер 250.99 Kb.
Тип Документы

МОУ средняя общеобразовательная школа №1

имени Н.Л.Мещерякова

Обобщение опыта работы учителя коррекционных классов VIIIвида

Коноваловой Натальи Николаевны

Тема Коррекция устной и письменной речи учащихсяв специальной коррекционной школе 8 вида.

Любить детей – этого мало;

надо знать их,

а этому надо учиться.

Проф. МН. Гернет
Цель: формирование речевых и коммуникативных умений, обеспечивающих школьникам с интеллектуальной недостаточностью более успешную социальную адаптацию.

Задачи: Коррекция нарушений звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи, чтения и письма.

Отработка орфографических и грамматических навыков учащихся.

Научить ребенка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов.

Какою болью отзываются в нас слова:

трудные дети, дефективный ребенок,

аномальный малыш.

На помощь ребенку!

Проф. В.П. Кащенко
I. Одной из актуальных проблем современной школы остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний, которые учитывали бы реальные возможности учащихся и условия, в которых протекает их учебная деятельность.

Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили и проблему школьной неуспеваемости. Практика показала, что, несмотря на большое внимание, уделяемое совершенствованию содержания образования и методик обучения, оснащению школьных кабинетов современными техническими средствами обучения, улучшению условий труда учителей, учить всех и учить хорошо при существующей традиционной организации учебного процесса невозможно.

Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается и, по данным разных исследователей, колеблется в пределах 20%-30% общего числа детской популяции младшего школьного возраста. По данным Министерства образования РФ, 78% школьников нуждаются в специальных формах и методах обучения.

Как показывает практика состав учащихся общеобразовательной школы по уровню умственного, речевого и в целом психического развития неоднороден. И как следствием этого среди неуспевающих учащихся оказываются именно школьники с педагогической запущенностью, задержкой психического развития, неярко выраженными сенсорными, интеллектуальными, речевыми нарушениями, причинами которых являются остаточные поражения центральной нервной системы, минимальные мозговые дисфункции.

За последнее время число таких детей растет. Но, к сожалению, не все дети получают возможность учиться в классах особого вида, да и родители этих учащихся не всегда желают обучать своего ребенка в специальных образовательных учреждениях. Школы вынуждены открывать либо специальные классы 8 вида, классы ККО, интегрированные классы, предлагать различные формы обучения (семейное обучение, обучение на дому, экстернат и др.) или же обучать таких детей в образовательных классах, что ведет к снижению качества и отторжению детей от школы в острых формах.

В муниципальном общеобразовательном учреждении общеобразовательной школе №1 имени Н.Л.Мещерякова были открыты коррекционные классы VIII вида для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью в системе основного общего образования.

Цель организации указанных классов - создание в общеобразовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для детей с умственной отсталостью в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья; коррекция отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки; социально-психологическая реабилитация для последующей интеграции в общество.

В этой системе взаимодействуют диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое, социально-трудовое направления деятельности.

Деятельность классов VIII вида строится в соответствии с принципами гуманизации и обеспечивает адекватность и вариативность системы образования, интеграцию специального и общего образования.

В коррекционные классы VIII вида принимаются дети на основании заключения ПМПК о необходимости данного типа обучения.

Выпускники получают свидетельство об окончании коррекционного класса VIII вида, о чем их родители (законных представителей) уведомляются заранее.

Коррекционно-развивающий образовательный процесс регламентируется Типовым базисным учебным планом образовательного учреждения для детей с умственной отсталостью, адаптированным к особенностям психо-физиологического развития детей и согласованным с методическими службами.

Обучение организуется как по специальным, так и общим учебникам, в зависимости от уровня развития обучающихся. Решение по этому вопросу принимает учитель, согласуя его с методическим советом и администрацией школы.

Но не все учащиеся сразу начинают обучение в таких классах. В моем классе из 7 учащихся обучение с 1 класса начали только 2 человека (Кривушина О., Тимонина Р.,).

Остальные дети поступали в мой класс по мере перевода из общеобразовательных школ после повторного курса обучения
Общие сведения об учащихся





п/п

Фамилия имя ученика

Год

поступления

в 1 класс и место обучения

Год перехода в (специальную) коррекционную школуVIII вида


Диагноз МПК

1

Киселев Николай

1997,

Чулковская

средняя школа

2001

(дублировал 3-ий класс)

Легкая умственная отсталость

2

Киселев Владимир

1998,

Чулковская

средняя школа

2001

Легкая умственная отсталость

3

Минаев Илья

1997,

общеобразовательная средняя школа №6

2000

(дублировал 1-ий класс)

Легкая умственная отсталость,

синдром двигательной расторможен-ности

4

Мироненко Алексей

1998,

Новоселковская

начальная

школа

2004

(дублировал 2-ой и 4-ый классы)

Легкая умственная отсталость

5

Пронин Алексей

1997,

общеобразовательная средняя школа №6

2000

(дублировал 1-ий класс)

Легкая умственная отсталость

6

Тимонина Рита

2000,

специальная коррекционная школаVIII вида




Легкая умственная отсталость

7

Кривушина Ольга

2000,

специальная коррекционная школаVIII вида





Олигофрения в степени имбецильности


Анамнестические сведения о родителях и детях

(выписка из протокола МПК (см приложение 1))



Высокий

-

Выше среднего


-

Среднее

-

Ниже среднего

-

Низкий

1чел.

14%

Очень низкий

6 чел

86%



Анамнестические сведения


Количество чел.,

(%) соотношение

Срочные роды

3 чел (42%)

Тяжелые токсикозы беременности

7 чел (100%)

Употребление алкоголя, курение во время беременности

4 чел (58%)

Инфекционные заболевания детей, перенесенные в раннем возрасте.

7 чел (100%)
Вывод: у всех детей пренатальный, перинатальный, постнатальный периоды протекали с отклонениями: тяжелые токсикозы беременности, интоксикации, употребление алкоголя, курение во время беременности, родовозбуждение. Инфекционные заболевания детей, перенесенные в раннем возрасте. Раннее психомоторное и речевое развитие протекало с задержкой.

Данные психолого-педагогического и логопедического обследования детей

(выписка из протокола МПК)

Уровень развития памяти



Вывод: Отмечался низкий и очень низкий уровень развития памяти (обычно пользовались непреднамеренным запоминанием). Запоминали то, что привлекало внимание, казалось интересным, воспринимали подчас всего лишь отдельные детали.


Способ, темп, качество чтения и понимание прочитанного


Способ чтения

Слоговое

100 %

Темп чтения

Ниже нормы

100 %

Качество чтения

3 и более ошибок

100 %

Понимание прочитанного

Прочитанное не понимают

100%


Показатели качества и уровня обученности учащихся на момент поступления в коррекционные классы VIII вида


Предмет


Качество обученности

Уровень обученности

Математика

0 %


60 %

Русский язык

0 %

0 %

Чтение

0 %


100 %


Вывод: Изучение психологической базы речи исследуемых детей показал недостаточность всех уровней мыслительной деятельности: затруднено решение простейших практических действительных задач;

большие трудности вызывали у учеников задания, предусматривающие использование наглядно-образного мышления.

наибольшую сложность представляли задания, требующие от учащихся словесно-логического мышления. Следует подчеркнуть стереотипность мышления.

Восприятие замедленно, отмечалось недифференцированностью: рассматривая предмет, дети видели его в общих чертах, не замечая специфических особенностей.

Значительные отклонения от нормы выявлены у исследуемых детей и в ориентировке в пространстве.

У всех детей отмечалось нарушение мелкой моторики пальцев рук.

Образовательный уровень родителей

Количество учащихся –7 человек


Средне-специальное

0 %

Среднее

14 %

Неполное среднее

86 %




Рабочие


72 %

Неработающие (инвалиды)

28 %


Социальный паспорт класса


Наблюдая за детьми, проанализировав успеваемость учащимися, я заметила, что помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике дети имеют барьеры в процессе общения, они испытывают затруднения в подборе слов, построении предложений для диалога, не умеют пользоваться выразительными средствами речи.

Именно поэтому формирование устной и письменной речи поставила в качестве ведущей задачи коррекционного обучения.
Потому что неуспеваемость по русскому языку и чтению, возникающая на начальных этапах обучения, создавала бы реальные трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными навыками, учащиеся не смогут, справляться с возрастающим объемом знаний в среднем звене и вследствие усугубляющихся трудностей на последующих этапах выпадут из процесса обучения

Поэтому мне, необходимо было правильно и своевременно провести диагностирование причин неуспеваемости по русскому языку и чтению в каждом индивидуальном случае и по возможности устранять или корригировать их последствия.

В связи с этим, я перед собой поставила следующие задачи:

Задачи коррекционно-развивающего обучения.

- провести теоретический анализ специальной литературы, посвященной проблеме развития речи и формирования письма у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида

- изучить и выявить характерные особенности нарушения чтения и письма у учащихся

- подобрать специальные методы и приемы коррекционно-логопедической работы, направленной на преодоление дисграфии и дислексии у школьников
Каждый учитель прекрасно понимает, какие сложные психические процессы протекают в сознании ученика во время письма, как нелегко дается ему написание той или иной буквы, слова, предложения.

Монотонное и однообразное написание его утомляет, не вызывает в нем интереса, не активизирует мыслительных и творческих способностей, его речь. А ведь обучение должно развивать ребенка, продвигать его вперед, на ступеньку выше.

Но как это сделать? С чего начать?

Как добиться наилучших результатов, вызвать у учащихся интерес к процессу письма?

Начала работу с изучения специальной литературы по психологии и педагогике.

В трудах Р.Л. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах», Л.Н. Ефименковой «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», И.А.Зайцева «Коррекционная педагогика», А.К. Аксеновой и Н.Г. Галунчиковой «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания», В.И. Селиверстова «Речевые игры с детьми» и др я нашла ответы на волнующие меня вопросы.

Процесс коррекционно-развивающего обучения

- Диагностика учащихся и формирование групп по речевым нарушениям

- Диагностика учащихся и формирование групп по речевым нарушениям

- Включение в тематическое планирование индивидуальных заданий по чтению и русскому языку

- Индивидуальные и групповые занятия с учащимися

- Проверочная работа для определения уровня ЗУН

- Анализ результатов

Показатели дисграфии у учащихся

(см. приложение 2 «Диагностика дизорфографии» И.В. Прищепова).



Фамилия имя

ученика

Артикуляторно - акустическая дисграфия

Замена букв

Обозначение мягкости согласного на письме

Пропуск согласных при их стечении

Перестановка букв, слогов; пропуски добавления

Слитное и раздельное написание слов с предлогами и другими словами

Киселев Николай

+

+







+

Киселев Владимир

+




+




+

Минаев Илья




+

+

+

+

Мироненко Алексей

+




+







Пронин Алексей

+

+

+

+




Тимонина Рита

+

+










Всего

5

4

4

2

3

% соотношение

82%

67%

67%

32%

50%





Фамилия имя ученика

Аграмматическая дисграфия

Замена суфф-ов

Изменение падежных окончаний

Изменение числа

сущ-ных

Нарушение согласования

Киселев Николай

+







+

Киселев Владимир










+

Минаев Илья

+










Мироненко Алексей




+

+

+

Пронин Алексей




+

+

+

Тимонина Рита













Всего

2

2

2

4

% соотношение

33%

33%

33%

67%




Фамилия имя ученика

Оптическая дисграфия

Замена графически сходных по начертанию букв

Зеркальное написание

Пропуск и написание лишних элементов букв

Неправильное расположение элементов

Киселев Николай

+




+

+

Киселев Владимир







+

+

Минаев Илья













Мироненко Алексей













Пронин Алексей




+




+

Тимонина Рита













Всего

1

1

2

3

% соотношение

17%

17%

33%

57%





Вывод: Полученные результаты позволяют говорить о преобладании у всех детей артикулярно-акустической и аграмматической дисграфиии (нарушение согласования), у 3-х учащихся ярко выражена и оптическая дисграфия (неправильное расположение элементов, замена графически сходных по начертанию букв)
Свою работу по преодолению общего недоразвития речи у умственно-отсталых учащихся я провожу, опираясь на методические рекомендации, разработанные Р.И.Лалаевой [2]. Согласно этой системе работа делится на три этапа.
к
Коррекция нарушений звукопроизношения


оррекционная работа



- развитие ручной моторики

- развитие дыхания

- развитие оперативного поля зрения






Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи

- развитие лексики

- формирование грамматического строя речи






Коррекция нарушений чтения и письма


-устранение дисграфии и дислексии у учащихся


Из методической литературы (Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» [1], В.И.Городилова, М.З.Кудрявцева «Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения» [3]) использовала примерные задания, упражнения, направленные на коррекцию устной и письменной речи учащихся, тексты диктантов для проверки ЗУН. Работа в этом направлении позволяет отработать практические навыки учащихся по данным этапам. Примеры заданий, дополненные собственными наработками и составленные мною конспекты уроков, приведены в разделе «Моя методическая копилка»

Для определения качества усвоения ЗУН, полученных при отработке определенной темы, я составила и опробовала систему контроля и проверки знаний, основанную на указаниях методической литературы, с элементами дополнительных работ, позволяющих выявить усвоение учащимися теоретических вопросов.

Задания скомплектованы в зависимости от коррекционно-диагностических целей и задач и проводились в разной форме:

- Разноуровневые задания по темам "Предложение", "Слово", «Звуки и буквы»

- Тесты

- Работа с деформированным текстом

- Контрольное списывание

- Диктант

Содержание заданий распределено по уровням, имеющим цветовую идентификацию:

низкий уровень — синяя шкала;

средний переходный уровень — зеленая шкала;

средний уровень положительный — желтая шкала;

высокий уровень — красная шкала.

Поэтапное выполнение заданий всех уровней позволяло мне и учащимся:

- постепенно переходить к новому, более сложному уровню ЗУН;

- работать над ошибками;

- выявлять уровень ЗУН;

- щадить психику ребенка на всех этапах развития;

- формировать позитивную мотивацию учащегося.

Критерии оценки: количество ошибок ……

правильность……%

Уровень выполнения






низкий




средний переходный




средний положительный




высокий



Диагностическая таблица оценки учебных достижений

по русскому языку и динамики речевого развития


Вид

проверки

Фамилия имя учащегося

Уровень выполнения

Оценка знаний

2005

2006

2006

2007

2007

2008

2005

2006

2006

2007

2007

2008


Тест

Киселев Николай










3

3

4

Киселев Владимир










3

4

5

МинаевИлья










3

4

5

Мироненко Алексей










3

4

4

Пронин Алексей










3

4

5


Диктант

Киселев Николай










3

3

4

Киселев Владимир










3

4

4

Минаев Илья










3

4

5

Мироненко Алексей










3

4

5

Пронин Алексей










3

4

4





Деформированный текст

Киселев Николай










3

3

4

Киселев Владимир










3

4

5

МинаевИлья










4

4

5

Мироненко Алексей










3

4

5

Пронин Алексей










3

4

5

Списывание текста

Киселев Николай










3

4

4

Киселев Владимир










4

4

5

Минаев Илья










4

5

5

Мироненко Алексей










3

4

5

Пронин Алексей










3

4

5



Динамика успеваемости по русскому языку


Динамика успеваемости по чтению
Способ, темп, качество чтения и понимание прочитанного

Динамика темпа чтения Динамика качества чтения



Динамика способа чтения Понимание прочитанного


Динамика учебных достижении



Заключение:

Результаты проверки работ учащихся свидетельствует о значительном снижении количества специфических ошибок, вызванных нарушением звукопроизношения, несформированностью фонематического слуха и фонематического восприятия.

Отличается положительный результат развития всех видов памяти, но уровень долговременной и слуховой памяти остается еще достаточно низким.

Увеличился объем, концентрация и устойчивость внимания. Дети научились более внимательно слушать словесную инструкцию и стали более самостоятельны в выполнении заданий

В процессе обучения улучшилась мелкая моторика рук, сформировались навыки глобального чтения, что не только позитивно повлияло на преодоление разных механизмов недоразвития устной и письменной речи, но и на поведение и коммуникативные навыки. Дети перестали бояться ответов у доски, пересказывали более расковано и спокойно.

Поэтому, если ребенку не дается правописание, необходимо, прежде всего, выявить причины, мешающие ему освоить письмо и убедить его, что трудности, стоящие на пути, вполне преодолимы. Ребенка необходимо заинтересовать и пробудить в нем желание «писать без ошибок». Не забудьте о том, что у ребенка создался уже школьный негативизм к предмету и от того, какой будет обстановка, в которой вы занимаетесь, зависит его успех. Попытайтесь наладить с ним контакт, занимайтесь в спокойной, доброжелательной обстановке, и успех обеспечен! Не забывайте подкреплять достижения ребенка словами:

Ты на совесть потрудился! Я тобой горжусь!

Приятно посмотреть на твою работу!

Посмотри, ты же сам справился!

Это трудное заданиё, но ты его выполнил отлично!

Приведенные в данной работе рекомендации обязательно помогут, если последовательно и регулярно им следовать, вставляя в малых дозах в обязательную школьную программу.

Литература

1. Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» пособие для логопеда. - М.:Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС.2003.

2. Л.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. Пособие для учителя-логопеда.- М.:Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС.2001.

3. В.И.Городилова, М.З.Кудрявцева «Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения». – СПб.:КАРО, ДЕЛЬТА, 2005.

4. Н. П. Мещерякова, Е. В. Зубович, С. В. Леонтьева. Коррекции письменной речи в начальной школе: разработки занятий.1 - 4 классы. - Волгоград: Учитель, 2005

5. Л. И. Рудченко Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи. 1-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2005.

6. Максимук Н.Н Игры по и чтению: Пособие для учителей начальных классов.- М.: ВАКО, 2006