|
Обобщение опыта работы учителя коррекционных классов viiiвида Коноваловой Натальи Николаевны Тема
МОУ средняя общеобразовательная школа №1
имени Н.Л.Мещерякова
Обобщение опыта работы учителя коррекционных классов VIIIвида
Коноваловой Натальи Николаевны
Тема Коррекция устной и письменной речи учащихсяв специальной коррекционной школе 8 вида.
Любить детей – этого мало;
надо знать их,
а этому надо учиться.
Проф. МН. Гернет
Цель: формирование речевых и коммуникативных умений, обеспечивающих школьникам с интеллектуальной недостаточностью более успешную социальную адаптацию.
Задачи: Коррекция нарушений звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи, чтения и письма.
Отработка орфографических и грамматических навыков учащихся.
Научить ребенка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов.
Какою болью отзываются в нас слова:
трудные дети, дефективный ребенок,
аномальный малыш.
На помощь ребенку!
Проф. В.П. Кащенко
I. Одной из актуальных проблем современной школы остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний, которые учитывали бы реальные возможности учащихся и условия, в которых протекает их учебная деятельность.
Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили и проблему школьной неуспеваемости. Практика показала, что, несмотря на большое внимание, уделяемое совершенствованию содержания образования и методик обучения, оснащению школьных кабинетов современными техническими средствами обучения, улучшению условий труда учителей, учить всех и учить хорошо при существующей традиционной организации учебного процесса невозможно.
Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается и, по данным разных исследователей, колеблется в пределах 20%-30% общего числа детской популяции младшего школьного возраста. По данным Министерства образования РФ, 78% школьников нуждаются в специальных формах и методах обучения.
Как показывает практика состав учащихся общеобразовательной школы по уровню умственного, речевого и в целом психического развития неоднороден. И как следствием этого среди неуспевающих учащихся оказываются именно школьники с педагогической запущенностью, задержкой психического развития, неярко выраженными сенсорными, интеллектуальными, речевыми нарушениями, причинами которых являются остаточные поражения центральной нервной системы, минимальные мозговые дисфункции.
За последнее время число таких детей растет. Но, к сожалению, не все дети получают возможность учиться в классах особого вида, да и родители этих учащихся не всегда желают обучать своего ребенка в специальных образовательных учреждениях. Школы вынуждены открывать либо специальные классы 8 вида, классы ККО, интегрированные классы, предлагать различные формы обучения (семейное обучение, обучение на дому, экстернат и др.) или же обучать таких детей в образовательных классах, что ведет к снижению качества и отторжению детей от школы в острых формах.
В муниципальном общеобразовательном учреждении общеобразовательной школе №1 имени Н.Л.Мещерякова были открыты коррекционные классы VIII вида для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью в системе основного общего образования.
Цель организации указанных классов - создание в общеобразовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для детей с умственной отсталостью в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья; коррекция отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки; социально-психологическая реабилитация для последующей интеграции в общество.
В этой системе взаимодействуют диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое, социально-трудовое направления деятельности.
Деятельность классов VIII вида строится в соответствии с принципами гуманизации и обеспечивает адекватность и вариативность системы образования, интеграцию специального и общего образования.
В коррекционные классы VIII вида принимаются дети на основании заключения ПМПК о необходимости данного типа обучения.
Выпускники получают свидетельство об окончании коррекционного класса VIII вида, о чем их родители (законных представителей) уведомляются заранее.
Коррекционно-развивающий образовательный процесс регламентируется Типовым базисным учебным планом образовательного учреждения для детей с умственной отсталостью, адаптированным к особенностям психо-физиологического развития детей и согласованным с методическими службами.
Обучение организуется как по специальным, так и общим учебникам, в зависимости от уровня развития обучающихся. Решение по этому вопросу принимает учитель, согласуя его с методическим советом и администрацией школы.
Но не все учащиеся сразу начинают обучение в таких классах. В моем классе из 7 учащихся обучение с 1 класса начали только 2 человека (Кривушина О., Тимонина Р.,).
Остальные дети поступали в мой класс по мере перевода из общеобразовательных школ после повторного курса обучения
Общие сведения об учащихся
№
п/п
|
Фамилия имя ученика
|
Год
поступления
в 1 класс и место обучения
|
Год перехода в (специальную) коррекционную школуVIII вида
|
Диагноз МПК
|
1
|
Киселев Николай
|
1997,
Чулковская
средняя школа
|
2001
(дублировал 3-ий класс)
|
Легкая умственная отсталость
|
2
|
Киселев Владимир
|
1998,
Чулковская
средняя школа
|
2001
|
Легкая умственная отсталость
|
3
|
Минаев Илья
|
1997,
общеобразовательная средняя школа №6
|
2000
(дублировал 1-ий класс)
|
Легкая умственная отсталость,
синдром двигательной расторможен-ности
|
4
|
Мироненко Алексей
|
1998,
Новоселковская
начальная
школа
|
2004
(дублировал 2-ой и 4-ый классы)
|
Легкая умственная отсталость
|
5
|
Пронин Алексей
|
1997,
общеобразовательная средняя школа №6
|
2000
(дублировал 1-ий класс)
|
Легкая умственная отсталость
|
6
|
Тимонина Рита
|
2000,
специальная коррекционная школаVIII вида
|
|
Легкая умственная отсталость
|
7
|
Кривушина Ольга
|
2000,
специальная коррекционная школаVIII вида
|
|
Олигофрения в степени имбецильности
|
Анамнестические сведения о родителях и детях
(выписка из протокола МПК (см приложение 1))
Высокий
|
-
|
Выше среднего
|
-
|
Среднее
|
-
|
Ниже среднего
|
-
|
Низкий
|
1чел.
14%
|
Очень низкий
|
6 чел
86%
|
Анамнестические сведения
|
Количество чел.,
(%) соотношение
|
Срочные роды
|
3 чел (42%)
|
Тяжелые токсикозы беременности
|
7 чел (100%)
|
Употребление алкоголя, курение во время беременности
|
4 чел (58%)
|
Инфекционные заболевания детей, перенесенные в раннем возрасте.
|
7 чел (100%)
|
Вывод: у всех детей пренатальный, перинатальный, постнатальный периоды протекали с отклонениями: тяжелые токсикозы беременности, интоксикации, употребление алкоголя, курение во время беременности, родовозбуждение. Инфекционные заболевания детей, перенесенные в раннем возрасте. Раннее психомоторное и речевое развитие протекало с задержкой.
Данные психолого-педагогического и логопедического обследования детей
(выписка из протокола МПК)
Уровень развития памяти
Вывод: Отмечался низкий и очень низкий уровень развития памяти (обычно пользовались непреднамеренным запоминанием). Запоминали то, что привлекало внимание, казалось интересным, воспринимали подчас всего лишь отдельные детали.
Способ, темп, качество чтения и понимание прочитанного
-
-
-
-
Способ чтения
|
Слоговое
|
100 %
|
Темп чтения
|
Ниже нормы
|
100 %
|
Качество чтения
|
3 и более ошибок
|
100 %
|
Понимание прочитанного
|
Прочитанное не понимают
|
100%
|
Показатели качества и уровня обученности учащихся на момент поступления в коррекционные классы VIII вида
Предмет
|
Качество обученности
|
Уровень обученности
|
Математика
|
0 %
|
60 %
|
Русский язык
|
0 %
|
0 %
|
Чтение
|
0 %
|
100 %
|
Вывод: Изучение психологической базы речи исследуемых детей показал недостаточность всех уровней мыслительной деятельности: затруднено решение простейших практических действительных задач;
большие трудности вызывали у учеников задания, предусматривающие использование наглядно-образного мышления.
наибольшую сложность представляли задания, требующие от учащихся словесно-логического мышления. Следует подчеркнуть стереотипность мышления.
Восприятие замедленно, отмечалось недифференцированностью: рассматривая предмет, дети видели его в общих чертах, не замечая специфических особенностей.
Значительные отклонения от нормы выявлены у исследуемых детей и в ориентировке в пространстве.
У всех детей отмечалось нарушение мелкой моторики пальцев рук.
Образовательный уровень родителей
Количество учащихся –7 человек
Средне-специальное
|
0 %
|
Среднее
|
14 %
|
Неполное среднее
|
86 %
|
Рабочие
|
72 %
|
Неработающие (инвалиды)
|
28 %
|
Социальный паспорт класса
Наблюдая за детьми, проанализировав успеваемость учащимися, я заметила, что помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике дети имеют барьеры в процессе общения, они испытывают затруднения в подборе слов, построении предложений для диалога, не умеют пользоваться выразительными средствами речи.
Именно поэтому формирование устной и письменной речи поставила в качестве ведущей задачи коррекционного обучения.
Потому что неуспеваемость по русскому языку и чтению, возникающая на начальных этапах обучения, создавала бы реальные трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными навыками, учащиеся не смогут, справляться с возрастающим объемом знаний в среднем звене и вследствие усугубляющихся трудностей на последующих этапах выпадут из процесса обучения
Поэтому мне, необходимо было правильно и своевременно провести диагностирование причин неуспеваемости по русскому языку и чтению в каждом индивидуальном случае и по возможности устранять или корригировать их последствия.
В связи с этим, я перед собой поставила следующие задачи:
Задачи коррекционно-развивающего обучения.
- провести теоретический анализ специальной литературы, посвященной проблеме развития речи и формирования письма у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- изучить и выявить характерные особенности нарушения чтения и письма у учащихся
- подобрать специальные методы и приемы коррекционно-логопедической работы, направленной на преодоление дисграфии и дислексии у школьников
Каждый учитель прекрасно понимает, какие сложные психические процессы протекают в сознании ученика во время письма, как нелегко дается ему написание той или иной буквы, слова, предложения.
Монотонное и однообразное написание его утомляет, не вызывает в нем интереса, не активизирует мыслительных и творческих способностей, его речь. А ведь обучение должно развивать ребенка, продвигать его вперед, на ступеньку выше.
Но как это сделать? С чего начать?
Как добиться наилучших результатов, вызвать у учащихся интерес к процессу письма?
Начала работу с изучения специальной литературы по психологии и педагогике.
В трудах Р.Л. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах», Л.Н. Ефименковой «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», И.А.Зайцева «Коррекционная педагогика», А.К. Аксеновой и Н.Г. Галунчиковой «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания», В.И. Селиверстова «Речевые игры с детьми» и др я нашла ответы на волнующие меня вопросы.
Процесс коррекционно-развивающего обучения
- Диагностика учащихся и формирование групп по речевым нарушениям
- Диагностика учащихся и формирование групп по речевым нарушениям
- Включение в тематическое планирование индивидуальных заданий по чтению и русскому языку
- Индивидуальные и групповые занятия с учащимися
- Проверочная работа для определения уровня ЗУН
- Анализ результатов
Показатели дисграфии у учащихся
(см. приложение 2 «Диагностика дизорфографии» И.В. Прищепова).
Фамилия имя
ученика
|
Артикуляторно - акустическая дисграфия
|
Замена букв
|
Обозначение мягкости согласного на письме
|
Пропуск согласных при их стечении
|
Перестановка букв, слогов; пропуски добавления
|
Слитное и раздельное написание слов с предлогами и другими словами
|
Киселев Николай
|
+
|
+
|
|
|
+
|
Киселев Владимир
|
+
|
|
+
|
|
+
|
Минаев Илья
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Мироненко Алексей
|
+
|
|
+
|
|
|
Пронин Алексей
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
Тимонина Рита
|
+
|
+
|
|
|
|
Всего
|
5
|
4
|
4
|
2
|
3
|
% соотношение
|
82%
|
67%
|
67%
|
32%
|
50%
|
Фамилия имя ученика
|
Аграмматическая дисграфия
|
Замена суфф-ов
|
Изменение падежных окончаний
|
Изменение числа
сущ-ных
|
Нарушение согласования
|
Киселев Николай
|
+
|
|
|
+
|
Киселев Владимир
|
|
|
|
+
|
Минаев Илья
|
+
|
|
|
|
Мироненко Алексей
|
|
+
|
+
|
+
|
Пронин Алексей
|
|
+
|
+
|
+
|
Тимонина Рита
|
|
|
|
|
Всего
|
2
|
2
|
2
|
4
|
% соотношение
|
33%
|
33%
|
33%
|
67%
|
Фамилия имя ученика
|
Оптическая дисграфия
|
Замена графически сходных по начертанию букв
|
Зеркальное написание
|
Пропуск и написание лишних элементов букв
|
Неправильное расположение элементов
|
Киселев Николай
|
+
|
|
+
|
+
|
Киселев Владимир
|
|
|
+
|
+
|
Минаев Илья
|
|
|
|
|
Мироненко Алексей
|
|
|
|
|
Пронин Алексей
|
|
+
|
|
+
|
Тимонина Рита
|
|
|
|
|
Всего
|
1
|
1
|
2
|
3
|
% соотношение
|
17%
|
17%
|
33%
|
57%
|
Вывод: Полученные результаты позволяют говорить о преобладании у всех детей артикулярно-акустической и аграмматической дисграфиии (нарушение согласования), у 3-х учащихся ярко выражена и оптическая дисграфия (неправильное расположение элементов, замена графически сходных по начертанию букв)
Свою работу по преодолению общего недоразвития речи у умственно-отсталых учащихся я провожу, опираясь на методические рекомендации, разработанные Р.И.Лалаевой [2]. Согласно этой системе работа делится на три этапа.
к
Коррекция нарушений звукопроизношения
оррекционная работа
- развитие ручной моторики
- развитие дыхания
- развитие оперативного поля зрения
Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи
- развитие лексики
- формирование грамматического строя речи
Коррекция нарушений чтения и письма
-устранение дисграфии и дислексии у учащихся
Из методической литературы (Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» [1], В.И.Городилова, М.З.Кудрявцева «Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения» [3]) использовала примерные задания, упражнения, направленные на коррекцию устной и письменной речи учащихся, тексты диктантов для проверки ЗУН. Работа в этом направлении позволяет отработать практические навыки учащихся по данным этапам. Примеры заданий, дополненные собственными наработками и составленные мною конспекты уроков, приведены в разделе «Моя методическая копилка»
Для определения качества усвоения ЗУН, полученных при отработке определенной темы, я составила и опробовала систему контроля и проверки знаний, основанную на указаниях методической литературы, с элементами дополнительных работ, позволяющих выявить усвоение учащимися теоретических вопросов.
Задания скомплектованы в зависимости от коррекционно-диагностических целей и задач и проводились в разной форме:
- Разноуровневые задания по темам "Предложение", "Слово", «Звуки и буквы»
- Тесты
- Работа с деформированным текстом
- Контрольное списывание
- Диктант
Содержание заданий распределено по уровням, имеющим цветовую идентификацию:
низкий уровень — синяя шкала;
средний переходный уровень — зеленая шкала;
средний уровень положительный — желтая шкала;
высокий уровень — красная шкала.
Поэтапное выполнение заданий всех уровней позволяло мне и учащимся:
- постепенно переходить к новому, более сложному уровню ЗУН;
- работать над ошибками;
- выявлять уровень ЗУН;
- щадить психику ребенка на всех этапах развития;
- формировать позитивную мотивацию учащегося.
Критерии оценки: количество ошибок ……
правильность……%
Уровень выполнения
|
низкий
|
|
средний переходный
|
|
средний положительный
|
|
высокий
|
Диагностическая таблица оценки учебных достижений
по русскому языку и динамики речевого развития
Вид
проверки
|
Фамилия имя учащегося
|
Уровень выполнения
|
Оценка знаний
|
2005
2006
|
2006
2007
|
2007
2008
|
2005
2006
|
2006
2007
|
2007
2008
|
Тест
|
Киселев Николай
|
|
|
|
3
|
3
|
4
|
Киселев Владимир
|
|
|
|
3
|
4
|
5
|
МинаевИлья
|
|
|
|
3
|
4
|
5
|
Мироненко Алексей
|
|
|
|
3
|
4
|
4
|
Пронин Алексей
|
|
|
|
3
|
4
|
5
|
Диктант
|
Киселев Николай
|
|
|
|
3
|
3
|
4
|
Киселев Владимир
|
|
|
|
3
|
4
|
4
|
Минаев Илья
|
|
|
|
3
|
4
|
5
|
Мироненко Алексей
|
|
|
|
3
|
4
|
5
|
Пронин Алексей
|
|
|
|
3
|
4
|
4
|
Деформированный текст
|
Киселев Николай
|
|
|
|
3
|
3
|
4
|
Киселев Владимир
|
|
|
|
3
|
4
|
5
|
МинаевИлья
|
|
|
|
4
|
4
|
5
|
Мироненко Алексей
|
|
|
|
3
|
4
|
5
|
Пронин Алексей
|
|
|
|
3
|
4
|
5
|
Списывание текста
|
Киселев Николай
|
|
|
|
3
|
4
|
4
|
Киселев Владимир
|
|
|
|
4
|
4
|
5
|
Минаев Илья
|
|
|
|
4
|
5
|
5
|
Мироненко Алексей
|
|
|
|
3
|
4
|
5
|
Пронин Алексей
|
|
|
|
3
|
4
|
5
|
Динамика успеваемости по русскому языку
Динамика успеваемости по чтению
Способ, темп, качество чтения и понимание прочитанного
Динамика темпа чтения Динамика качества чтения
Динамика способа чтения Понимание прочитанного
Динамика учебных достижении
Заключение:
Результаты проверки работ учащихся свидетельствует о значительном снижении количества специфических ошибок, вызванных нарушением звукопроизношения, несформированностью фонематического слуха и фонематического восприятия.
Отличается положительный результат развития всех видов памяти, но уровень долговременной и слуховой памяти остается еще достаточно низким.
Увеличился объем, концентрация и устойчивость внимания. Дети научились более внимательно слушать словесную инструкцию и стали более самостоятельны в выполнении заданий
В процессе обучения улучшилась мелкая моторика рук, сформировались навыки глобального чтения, что не только позитивно повлияло на преодоление разных механизмов недоразвития устной и письменной речи, но и на поведение и коммуникативные навыки. Дети перестали бояться ответов у доски, пересказывали более расковано и спокойно.
Поэтому, если ребенку не дается правописание, необходимо, прежде всего, выявить причины, мешающие ему освоить письмо и убедить его, что трудности, стоящие на пути, вполне преодолимы. Ребенка необходимо заинтересовать и пробудить в нем желание «писать без ошибок». Не забудьте о том, что у ребенка создался уже школьный негативизм к предмету и от того, какой будет обстановка, в которой вы занимаетесь, зависит его успех. Попытайтесь наладить с ним контакт, занимайтесь в спокойной, доброжелательной обстановке, и успех обеспечен! Не забывайте подкреплять достижения ребенка словами:
Ты на совесть потрудился! Я тобой горжусь!
Приятно посмотреть на твою работу!
Посмотри, ты же сам справился!
Это трудное заданиё, но ты его выполнил отлично!
Приведенные в данной работе рекомендации обязательно помогут, если последовательно и регулярно им следовать, вставляя в малых дозах в обязательную школьную программу.
Литература
1. Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» пособие для логопеда. - М.:Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС.2003.
2. Л.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. Пособие для учителя-логопеда.- М.:Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС.2001.
3. В.И.Городилова, М.З.Кудрявцева «Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения». – СПб.:КАРО, ДЕЛЬТА, 2005.
4. Н. П. Мещерякова, Е. В. Зубович, С. В. Леонтьева. Коррекции письменной речи в начальной школе: разработки занятий.1 - 4 классы. - Волгоград: Учитель, 2005
5. Л. И. Рудченко Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи. 1-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2005.
6. Максимук Н.Н Игры по и чтению: Пособие для учителей начальных классов.- М.: ВАКО, 2006
|
|
|